будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 13 - 19 ноября

**Недообъяснение**

Президент Владимир Путин на прошедшей неделе продолжил удивлять российскую и международную общественность смелыми реформаторскими инициативами. На сей раз он решил на встрече с представителями трех ведущих телеканалов разъяснить, почему губернаторов лучше избирать не прямым голосованием, а законодательными собраниями регионов, и с какой целью Россия переходит к пропорциональной системе выборов депутатов Госдумы.
Комментируя президентское интервью, пресса в первую очередь отметила, что тот факт, что глава государства два с лишним месяца не удосуживался объяснить народу, зачем нужно реформировать избирательную систему - минус, а то, что в конце концов он решился на такое разъяснение - плюс.
Нельзя сказать, что президент представил какие-то принципиально новые объяснения институционным реформам: причинами их были названы угроза дезинтеграции страны, внутренние недостатки самой системы и борьба за экономическую власть на региональном уровне. Тем не менее в словах президента прозвучали новые, точнее - более откровенные формулировки. Так, Владимир Путин открыто сказал, что выборы в автономиях, в большинстве случаев проходящие на национальному принципу (то есть главой автономии почти всегда становится представитель "титульной нации") способствуют воцарению того или иного клана, а не приходу к власти команды профессионалов-управленцев. То, что власть понимает эту проблему и не боится сказать о ней вслух - огромный шаг вперед. Порадовало и то, что президент, наверняка после тяжелых раздумий и внутренней борьбы решил все-таки отказать главам регионов в праве назначать мэров городов и глав местных самоуправлений, что стало бы концом демократии в стране.
Предстоящая реформа Совета Федерации также вполне логична - нынешняя система формирования верхней палаты Федерального собрания совершенно нелепа, в его состав входят совершенно случайные люди, зачастую не имеющие никакого отношения к регионам, которые они якобы представляют, да еще отставные политики - в основном бывшие губернаторы, которым во многих случаях пора цветочки на дачах выращивать, а не делать вид, что они решают важные государственные проблемы. Хотя возвращение к механизму формирования СФ из губернаторов и глав заксобраний - тоже не лучший выход: губернатор и спикер ЗС должен не заседать в Москве, не метаться между столицей и административным центром вверенного ему субъекта федерации, а руководить регионом на месте. Хотя, конечно, по сравнению с нынешней такая система все-таки логичней.
Объясняя, почему он решил выступить перед соотечественниками, Владимир Путин сказал, что "есть проблема недообъяснения" - надо понимать, власти недообъяснили народу, чего и как они собираются делать. Трудно удержаться от того, что сам Владимир Владимирович тоже кое-чего недообъяснил. Например, он в очередной, трудно сказать, какой по счету раз заявил, что Конституцию менять не собирается - ни сейчас, ни "в среднесрочной перспективе". А почему, собственно? Реформы, предлагаемые им, если не противоречат Основному закону прямо, то как минимум плохо соотносятся с его духом и буквой. Да и что такого страшного в изменении Конституции? Многие страны меняли ее неоднократно, по мере того, как старый вариант переставал соответствовать потребностям общества. Может быть, не стоит так держаться за документ, написанный в 1993 г. специально "под Ельцина" и составить новый, более четкий и понятный, учитывающий все то, чего достигла в своем правовом развитии Россия за прошедшие 11 лет? Тогда не придется постоянно менять систему выборов и отбиваться от небезосновательных обвинений политических противников в том, что Конституция нарушается.

**Ненужные Курилы**

С Южными Курилами России не везет. Россия никак не решит, нужны ли ей эти далекие острова и время от времени пытается отдать Шикотан и Хабомаи японцам, а они наотрез отказываются их забирать без Кунашира и Итурупа. Еще Никита Хрущев в 1956 году хотел отдать, и Михаил Горбачев в 1991-м, и Борис Ельцин - в 1996-м. Теперь пришел черед Владимира Путина.
Внезапное появление в СМИ темы Южных Курил выглядит не слишком понятно. Ведь ничего нового Москва японцам не сказала - была высказана всего лишь та же готовность передать два острова в обмен на мирный договор, что и в 1956-м. Можно ли было ожидать, что Токио отреагирует как-то по другому, отойдя от традиционной японской политики - "все или ничего"? Тут возможны два варианта. Первый - курильская проблема была поднята нашим МИДом просто из желания лишний раз показать японцам и всему миру, что Россия о ней помнит и все еще готова уступить Японии крохотный Шикотан и безлюдные камни Хабомаи. В преддверии визита российского президента в Японию такой ни к чему не обязывающий жест мог кое-кому на Смоленской площади показаться уместным.
Второй вариант тоже не стоит сбрасывать со счетов. После того как в ходе визита в Пекин президент тихо, не поставив в известность российскую общественность, передал часть принадлежавшей нашей стране территории Китаю, можно предположить, что нечто подобное готовится и в отношении Южных Курил. Пресса обратила внимание на то, что общественного резонанса первая в постсоветской истории передача части национальной территории другому государству не вызвала. Если учесть, что мирный договор с Японией России нужен, а в том, что нужны Южные Курилы, сильно сомневается как немалая часть населения (включая самих курильцев) и многие представители элиты, такая сделка не кажется такой уж невероятной. Впрочем, слухи о возможной передаче Южных Курил японцам все-таки взбудоражили часть общественности - на Сахалине не прекращаются выступления против передачи.
Раньше можно было говорить о принципе - "ни пяди родной земли не отдадим!", то после передачи амурских островов Китаю стало понятно, что этого принципа больше не существует. Нет, никто не спорит, что пограничную проблему с Японией нужно урегулировать, и руководствоваться придется международным законодательством, так что рано или поздно может оказаться так, что Южные Курилы отойдут к Японии. Но делать все нужно, во-первых, цивилизованно, а во-вторых - не роняя чести страны. Например, судьбу островов может решить международный арбитраж, но только в том случае, если Япония согласится "пройти свою часть пути" - в первую очередь признает свою ответственность за целый рад войн и вооруженных конфликтов, развязанных ею против России в XX веке и перестанет изображать из себя невинную жертву "русского империализма". Может быть определен особый статус островов (например, российско-японский кондоминиум), оговорены особые условия проживания русского населения, остающегося на островах, свобода прохода нашего флота, сохранение наших военных баз и т.д. В противном случае, если острова передадут в обмен на мирный договор и массированные японские инвестиции, Россия уподобится дикому африканскому племени, вожди которого за стекляшки и мушкеты продавали колонизаторам свои земли, не понимая, что творят. И, конечно, в первую очередь любое изменение границ страны должно быть подвергнуто широкому и гласному общенациональному обсуждению.

**Не поняли**

Одним из важнейших событий прошедшей недели стал очередной XIV съезд Российского союза промышленников и предпринимателей - точнее, не сам съезд, а выступление на нем президента Владимира Путина.
Выступая перед крупнейшими предпринимателями страны, глава государства сформулировал три основных принципа, на которых власть собирается строить свои взаимоотношения с бизнес-сообществом. Первый - принцип "добросовестного налогоплательщика", то есть своевременная и в полном объеме уплата налогов при непременном отказе от любых схем минимизации налогового бремени. Второй - политическая лояльность и отказ от финансирования любых оппозиционных партий и движений. Третий принцип - участие бизнеса в социально-экономических проектах, предлагаемых государством, в первую очередь инвестирование в республики Северного Кавказа, а также финансирование инфраструктурных проектов, науки и образования. В обмен на это Владимир Путин пообещал, что госчиновники станут относиться к частному бизнесу так же, как к государственному, а коррупция будет пресечена.
Сами предприниматели ждали от президента несколько другого - в первую очередь гарантий того, что "дело ЮКОСа" не повторится, и формулирования четких правил игры, предусматривающих обязательства как бизнеса перед государством, так и наоборот - государства перед бизнесом. "Страшное" слово "ЮКОС" глава государства так и не произнес, что можно расценивать так: власть, конечно, хочет заручиться доверием предпринимателей, но и не собирается совсем уж отказываться от их запугивания.
"Правила игры" президент сформулировал - в виде тех самых трех принципов "мирного сосуществования", но, вопреки его ожиданиям, восторга у бизнесменов они не вызвали. Принцип "добросовестного налогоплательщика", как отметил вице-президент РСПП Олег Киселев, означает "презумпцию виновности" для каждой частной компании и каждого предпринимателя, поскольку любая схема уплаты налогов может быть объявлена той самой минимизацией, против которой сталь резко высказываются власти - пример ЮКОСа, использовавшего вполне легальные и законные схемы минимизации и в результате подвергся разгрому, подтверждает это. Запрет на участие бизнесменов в политической жизни также довольно странен, поскольку бизнесмены помимо всего прочего являются еще и гражданами России и имеют соответствующие права. "Мы хотим быть свободными в свободной стране", - эти слова, произнесенные на съезде одним из его участников, собственно, и стали ответом президенту. Расценивать их как согласие со вторым тезисом Владимир Путин явно не мог.
И, наконец, приглашение участвовать в социально-экономических проектах также не вызвало восторга у участников съезда. В республиках Северного Кавказа идут военные действия, а уровень беззакония, произвола местных властей и армии, степень коррупции столь высоки, что вкладывать туда деньги бизнес будет только в том случае, если его заставят делать это силой. Но это уже не инвестиции и не участие в проектах, а выбивание денег на решение кавказских проблем. Ровно то же самое можно сказать и об инфраструктурных проектах, о науке и образовании. Поскольку участие в них в нынешних условиях не может быть прибыльным (таково действующее законодательство и социально-экономические реалии современной России), то добровольно бизнес туда не пойдет.
Действительно, почему власть не пошла по другому пути - изменения законов таким образом, чтобы участие бизнеса в государственных проектах стало ему выгодным, минимизации коррупции (законы о конфликте интересов и о лоббизме, критически важные для уменьшения коррупции, власть почему-то так и не "продавила" - а могла бы условиях абсолютно послушной Думы), почему бы не разгромить наконец банды сепаратистов и не навести порядок на Кавказе? После этого власть могла бы и мела бы полное право не просить - требовать у предпринимателей и налоги платить, и науку поддерживать, и Кавказ обустраивать. Но свою часть пути высшая бюрократия проходить пока не хочет, а от бизнесменов требует этого.

**Революция автоматных очередей**

В последние дни Абхазия все глубже погружалась в хаос и анархию. Объявивший себя победителем на президентских выборах Сергей Багапш готовится к инаугурации, намеченной на 6-е декабря, несогласный с этим Рауль Хаджимба, за которым стоит действующий глава государства Владислав Ардзинба, твердит о повторных выборах. На прошедшей неделе позиции Багапша явно усиливались: его победу признало большинство депутатов национального парламента, о его поддержке заявила местная милиция. Но еще более важно то, что сторонники Багапша, а он, в частности, опирается на объединение ветеранов войны с Грузией 1992 - 1993 гг., захватили правительственные учреждения и телевидение, которые они передали органам власти только после того, как их сторону перешла милиция.
Россия, по непонятной причине сделавшая ставку на Хаджимбу, переломит ситуацию никак не может. Слухи о переброске дополнительных российских подразделений в республику только разозлили и сделали более активными сторонников Багапша, да еще обострили отношения России с Грузией. По сути в Абхазии произошла революция - непризнанная республика на весь мир продемонстрировала, что неспособна провести демократические выборы, а правящий клан не готов признать свое поражение. Абхазия демонстрирует только готовность решать свои проблемы привычным кавказским способом - автоматными очередями и штурмом зданий, где "окопались" несогласные.
Излишне говорить, насколько подобная политика Абхазии приближает Грузию к исполнению ее стратегического плана по присоединению мятежной республики: нецивилизованные действия Сухуми показывают всему миру, что эта республика не признана мировым сообществом вполне обоснованно. В проигрыше остается Россия: ставка на клан Ардзинбы - Хаджимбы оказалась битой, и теперь в Абхазии будет либо гражданская война с непредсказуемым исходом, либо Багапш все-таки захватит власть, но вряд ли он забудет помощь Москвы его противникам. В любом случае России пора задуматься не о том, как сохранить призрачную независимость Абхазии, а над тем, как обезопасить свои интересы и права российских граждан после того, как мандариновая республика вновь станет частью Грузии.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).