**Авиатрагедиям не видно конца**
В России - очередная авиакатастрофа. 14 сентября Boeing-737, выполнявший рейс Москва - Пермь, разбился при посадке. Погибли все пассажиры и экипаж. И вновь во весь рост встает вопрос: почему? Почему в нашей стране с удручающей регулярностью падают самолеты? Авиакатастрофы случаются во всех странах, но в России, как и в странах Африки, это происходит слишком уж часто.
Авиакомпания "Аэрофлот-Норд", которой принадлежал лайнер, утверждает, что он был исправен. Некоторые издания склоняются к версии теракта и связывают его с тем, что на борту погибшего самолета находился генерал-полковник Геннадий Трошев, командовавший группировкой, штурмовавшей Грозный во Вторую чеченскую войну. Пока не закончено расследование нельзя исключать ни одну версию, в том числе и теракт. Однако катастрофа привлекла внимание СМИ к проблемам авиаперевозок как таковым. И среди причин высокой аварийности нашей авиации терроризм занимает далеко не первое место.
Газеты указывают на то, что наши авиаперевозчики закупают бывшие в употреблении самолеты иностранного производства, причем часто в конце срока эксплуатации. Отлетал такой Boeing сначала в Америке, потом - где-нибудь в Уганде, а затем его покупает перевозчик вроде "Аэрофлота-Норд". Это дешево. Для того, чтобы эксплуатация самолетов была еще дешевле, его ремонтируют кое-как, используя контрафактные детали, в основном китайского производства. Экономят на всем: на обучении пилотов (из-за этого летают пенсионеры, больные люди, алкоголики и просто неумехи). И при этом стоимость авиабилетов такова, что на деньги, которые мы платим за полет из Москвы в Красноярск, можно спокойно лететь, скажем, из Лондона в Новую Зеландию.
Заложниками этой циничной политики авиакомпаний становятся люди. Причем катастрофы, как это ни ужасно, перевозчикам выгодны: страховые компании платят им большие деньги, на которые закупается очередной авиационный хлам. При этом родственники погибших получают смехотворные компенсации. Этими проблемами должно заниматься государство; без его вмешательства самолеты в нашем небе так и будут падать с небес. Обслуживание самолетов, их качество, а также качество пилотов должны находиться под строжайшим контролем. За каждого погибшего должны платить не страховщики авиакомпаниям, а авиакомпании - родственникам погибших. Причем суммы компенсаций должны быть заведомо разорительными: компания допустила катастрофу, погибли люди - пусть распродает имущество на выплаты компенсаций и перестает существовать. А владельцы перевозчиков должны нести ответственность за их деятельность. А то у нас AirUnion устроил пассажирам "веселую" жизнь - с многодневным житьем в аэропортах - и пока ничего не слышно о том, чтобы заплатить людям за моральный и материальный ущерб. Как не слышно и о том, что против главного бенефициара компании, г-на Абрамовича (не того, который владеет "Челси" и Чукоткой, а однофамильца по имени Борис) заведено уголовное дело, хотя именно он довел компанию до нынешнего состояния. В развитых странах авиакатастроф меньше не только потому, что там бизнесмены лучше, но в первую очередь оттого, что там существуют (и действуют) законы, по которым наплевательски относиться к пассажирам и пилотам опасно - лишишься компании и сядешь в тюрьму. А у нас можно. Дело не в том, что Абрамович плохой, а Абрамович плохой потому, что государство дозволяет таким, как он работать в авиабизнесе.
Самолеты падают, гаишники берут взятки, врачи не лечат и учителя не учат потому, что власть этими проблемами не занимается. Более того: финансовые потоки коррупции с низового уровня тянутся на самый верх. То же Абрамович наверняка неспроста чувствовал себя совершенно спокойно, разоряя сначала "Красэйр", а потом AirUnion. И сейчас находится неизвестно где (скорее всего, за границей) тоже неспроста - слишком многим невыгодно сажать его на скамью подсудимых.
Так что попытается, дорогие сограждане, по возможности ходить пешком - на самолетах летать опасно, на машинах ездить тоже (жуткие дороги + гаишники). Правда, к несчастью, страна у нас побольше Андорры, где хватит велосипеда, и летать все равно приходится...
**Все хорошо, ну просто очень хорошо...**
На прошедшей неделе президент Дмитрий Медведев провел две масштабные встречи: одну - с членами международного дискуссионного клуба "Валдай", вторую - с членами Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и главами деловых союзов. На первой он говорил в основном о конфликте на Кавказе и роли России в меняющемся мире. На второй, соответственно, основное внимание уделялось тенденциям в российской экономике. Оба мероприятия отличали чрезвычайный оптимизм главы государства, который политики, журналисты и политтехнологи из "Валдая", кроме иностранных, в целом разделяли (а куда им, спрашивается, деваться?), а промышленники и предприниматели - нет.
Президент на обоих встречах говорил о многом: он коснулся проблем безопасности России и ее союзников ("...мы не застрахованы от того, что в какой-то момент опять "сорвет крышу" у очередного Саакашвили"), ухудшении отношений с Западом, об иностранных инвестициях, о мировом финансовом кризисе и его влиянии Россию и о многом другом. Запад президент России подверг самой резкой критике, да так, что, по мнению присутствовавших на встрече американцев, такой риторики они не слышали со времен Андропова. Соотечественников Дмитрий Анатольевич заверил в том, что наша страна защитит себя и своих союзников, что российская экономика сильна как никогда и никакие кризисы ей не грозят, что инвестиции из-за рубежа опять потекут к нам рекой. Глава государства Российского хмурил брови, делал суровое лицо и вообще изо всех сил копировал Владимира Путина. Получалось это у него плохо. Неубедительно.
Если о роли России в деле защиты самой себя и своих союзников пресса далеко не едина во мнении - публикации кардинально разнятся по вопросу оценки действий вооруженных сил во время войны с Грузией, от восторженных до резко критических, - то с финансами и инвестициями дело обстоит более или менее однозначно. Массовое бегство инвесторов из России - факт, который никто не пытается опровергнуть. Крах фондового рынка, наперекор словам президента, свидетельствует о крайней зависимости нашей страны от мировых тенденций, и то, что мировой кризис уже ударил по нам очень больно, не сомневается никто. Глава РСПП Александр Шохин так оценил состояние нашей экономики: "Российская экономика оказалась в условиях серьезных и новых вызовов. Фондовый рынок падает, наблюдается отток капитала, острая нехватка ликвидности в банковской системе. Цены на углеводороды и многие базовые товары российского экспорта падают, усиливается инфляционное давление".
Причин радоваться за нынешнее состояние России, похоже, нет ни у кого. Кроме высокопоставленных руководителей, единодушно уверяющих, что все в стране просто отлично. Может быть, они сами в это верят. Если это так, значит, они окончательно оторвались от действительности. В этом случае Россию ждут очень нелегкие времена.
**На игле**
В конце уходящей недели СМИ комментировали встречу премьера Владимира Путина с представителями иностранного бизнеса, среди которых были посланники таких гигантов, давно работающих в России, как Shell, BP, IKEA, Total, Siemens, LG, Chevron, Conoco, Mitsubishi. Глава кабинета министров рассказал о том, как правительство собирается защищать российскую экономику в условиях глобального финансового кризиса, подчеркнул, что инвесторам бояться нечего, ВВП через год будет вдвое больше, чем в 2003 году, а закрытия нашего рынка не произойдет.
Премьер много говорил о "Северном потоке". Этот проект, вызывающий недовольство ряда стран, желающих, чтобы российский газ поступал в Европу по их территории, судя по словам Владимира Путина, является одним из приоритетных для России. Премьер выразил готовность рассмотреть участие в проекте тех европейских стран, которые пока в нем не задействованы, - судя по всему, имеются в виду как раз те, кто выступает против "Северного потока", то есть Польша, Швеция, возможно - Финляндия и Эстония. На это прозрачно намекнул Сергей Ежов, заместитель директора Топливно-энергетического независимого института, сказавшего, что для России расширение состава участников - это хорошая возможность наладить отношения с другими странами.
Наверное, "Северный поток" действительно построят. Скорее всего, недовольным странам дадут в нем выгодно поучаствовать и они свои претензии снимут. По-видимому, Россия от этого получит немало валюты. Только вот вопрос: "Северный поток" стоит огромных денег. Переход от сырьевой экономики к инновационной, о чем так долго говорит российская власть, не только не состоялся - он даже не наметился. Ситуация в сфере образования, в медицине, ситуация с доступным жильем, несмотря на соответствующие нацпроекты, остается очень тяжелой - по мнению экспертов, она даже не начала улучшаться. Как были 50 тысяч населенных пунктов отрезаны от мира из-за отсутствия дорог при советской власти, так они отрезанными и остаются. Есть многочисленные зияющие дыры, которые требуют немедленного вложения денег, и денег огромных. А наше руководство строит страшно дорогие трубопроводы в Европу и Азию. Но и это еще не все. Пресса сообщает, что "Газпром" и ведущие нефтедобывающие компании начинают освоение месторождений в Венесуэле Боливии. В России не хватает денег на геологоразведку, добыча углеводородов в основном ведется устаревшими методами, нефтеперерабатывающие заводы оснащены старым оборудованием - кое-где еще используется то, что американцы поставляли Советскому Союзу по ленд-лизу в годы войны. А нефтяники и газовики готовы вкладывать миллиарды в венесуэльские льянос и боливийские пампасы... Да, гордость за нашу великую страну возникает: до самых джунглей Амазонки наши люди добрались! Это уже было: СССР кормил Кубу, всякие Южные Йемены, а советские граждане маялись в очередях за самым необходимым, одевались, как бомжи и ютились в бараках. Но ностальгия по советским временам при нынешней власти стала чем-то вроде национальной идеи, что неудивительно при обилии в ее коридорах выходцев из спецслужб, которым есть о чем ностальгировать.
К сожалению, и "Северный поток", и южноамериканские проекты заставляют усомниться в том, что отказ от сырьевой ориентации экономики действительно будет осуществлен. Если это так, значит, последние годы с их бешеным притоком нефтегазодолларов Россия потратила впустую.
**Слияния и поглощения**
Прошедшая неделя ознаменовалась целой серией объединений партий. Точнее, поглощений большими партиями малых. Вначале недели СПС объявили о том, что вместе с Объединенным гражданским форумом Гарри Каспарова и Республиканской партией Владимира Рыжкова будет создана единая партия российских демократов. Правда, "Яблоко", в чем никто и не сомневался, в новую партию не войдет.
Объединение "Единой России" с Аграрной партией получило широкое освещение в СМИ. Единороссы много сказали о том, какое значение имеет аграрный сектор и как они будут уделять ему внимание, пообещали кооптировать руководство АПР в ряды собственного начальства, а также даровать аграриям 10% мест во всех предвыборных списках. Однако это не умаляет основной канвы события - правящая партия начальников, хоть и с соблюдением приличий, Бывшие колхозно-совхозные начальники, то есть АПР, решило примкнуть к начальникам городским, то есть ЕР, что вполне естественно.
"Пожирание" малых партий, существующих только на бумаге, поддержала и "Справедливая Россия" спикера Совета Федерации г-на Миронова. Не желая отставать от "старших товарищей"-единороссов он объявил о слиянии (поглощении) Партии социальной справедливости и "зеленых". Обе они представляют собой довольно жалкие по численности и влиянию остаточные структуры, но пиар на объединении был сделан неплохой, не хуже, чем у "Единой России". Руководители "эсеров" не скрывали, что объединение главного конкурента с аграриями их сильно разозлило, поскольку они сами рассчитывали скушать АПР. Лидер думской фракции СР Николай Левичев заявил, что АПР была запрограммирована на исчезновение и это произошло, "как только в политическом процессе главную роль стали играть идейные партии, а не те, что создавались по признакам профессиональной принадлежности".
Исчезновение малых партий, либо утративших влияние на избирателей, либо никогда такового не имевших, присоединение их к партиям крупным и влиятельным - процесс естественный. "Сильные" партии от этого сильнее не станут, "слабые" все равно не имеют никаких перспектив. Удивительно только решение СПС объединиться с ОГФ и РП. Это - не просто "мертвая" структура типа АПР или ПСС, это организация, которая вызывает отвращение у подавляющего большинства россиян, включая убежденных демократов и либералов. Очевидно, Никита Белых понял, что его партия - политический труп, и захотел получать иностранную помощь, которой каспаровский ОГФ, будучи самостоятельной структурой, делиться не желает.