будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 17, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 13 - 19 сентября

**Авиатрагедиям не видно конца**

В России - очередная авиакатастрофа. 14 сентября Boeing-737, выполнявший рейс Москва - Пермь, разбился при посадке. Погибли все пассажиры и экипаж. И вновь во весь рост встает вопрос: почему? Почему в нашей стране с удручающей регулярностью падают самолеты? Авиакатастрофы случаются во всех странах, но в России, как и в странах Африки, это происходит слишком уж часто.
Авиакомпания "Аэрофлот-Норд", которой принадлежал лайнер, утверждает, что он был исправен. Некоторые издания склоняются к версии теракта и связывают его с тем, что на борту погибшего самолета находился генерал-полковник Геннадий Трошев, командовавший группировкой, штурмовавшей Грозный во Вторую чеченскую войну. Пока не закончено расследование нельзя исключать ни одну версию, в том числе и теракт. Однако катастрофа привлекла внимание СМИ к проблемам авиаперевозок как таковым. И среди причин высокой аварийности нашей авиации терроризм занимает далеко не первое место.
Газеты указывают на то, что наши авиаперевозчики закупают бывшие в употреблении самолеты иностранного производства, причем часто в конце срока эксплуатации. Отлетал такой Boeing сначала в Америке, потом - где-нибудь в Уганде, а затем его покупает перевозчик вроде "Аэрофлота-Норд". Это дешево. Для того, чтобы эксплуатация самолетов была еще дешевле, его ремонтируют кое-как, используя контрафактные детали, в основном китайского производства. Экономят на всем: на обучении пилотов (из-за этого летают пенсионеры, больные люди, алкоголики и просто неумехи). И при этом стоимость авиабилетов такова, что на деньги, которые мы платим за полет из Москвы в Красноярск, можно спокойно лететь, скажем, из Лондона в Новую Зеландию.
Заложниками этой циничной политики авиакомпаний становятся люди. Причем катастрофы, как это ни ужасно, перевозчикам выгодны: страховые компании платят им большие деньги, на которые закупается очередной авиационный хлам. При этом родственники погибших получают смехотворные компенсации. Этими проблемами должно заниматься государство; без его вмешательства самолеты в нашем небе так и будут падать с небес. Обслуживание самолетов, их качество, а также качество пилотов должны находиться под строжайшим контролем. За каждого погибшего должны платить не страховщики авиакомпаниям, а авиакомпании - родственникам погибших. Причем суммы компенсаций должны быть заведомо разорительными: компания допустила катастрофу, погибли люди - пусть распродает имущество на выплаты компенсаций и перестает существовать. А владельцы перевозчиков должны нести ответственность за их деятельность. А то у нас AirUnion устроил пассажирам "веселую" жизнь - с многодневным житьем в аэропортах - и пока ничего не слышно о том, чтобы заплатить людям за моральный и материальный ущерб. Как не слышно и о том, что против главного бенефициара компании, г-на Абрамовича (не того, который владеет "Челси" и Чукоткой, а однофамильца по имени Борис) заведено уголовное дело, хотя именно он довел компанию до нынешнего состояния. В развитых странах авиакатастроф меньше не только потому, что там бизнесмены лучше, но в первую очередь оттого, что там существуют (и действуют) законы, по которым наплевательски относиться к пассажирам и пилотам опасно - лишишься компании и сядешь в тюрьму. А у нас можно. Дело не в том, что Абрамович плохой, а Абрамович плохой потому, что государство дозволяет таким, как он работать в авиабизнесе.
Самолеты падают, гаишники берут взятки, врачи не лечат и учителя не учат потому, что власть этими проблемами не занимается. Более того: финансовые потоки коррупции с низового уровня тянутся на самый верх. То же Абрамович наверняка неспроста чувствовал себя совершенно спокойно, разоряя сначала "Красэйр", а потом AirUnion. И сейчас находится неизвестно где (скорее всего, за границей) тоже неспроста - слишком многим невыгодно сажать его на скамью подсудимых.
Так что попытается, дорогие сограждане, по возможности ходить пешком - на самолетах летать опасно, на машинах ездить тоже (жуткие дороги + гаишники). Правда, к несчастью, страна у нас побольше Андорры, где хватит велосипеда, и летать все равно приходится...

**Все хорошо, ну просто очень хорошо...**

На прошедшей неделе президент Дмитрий Медведев провел две масштабные встречи: одну - с членами международного дискуссионного клуба "Валдай", вторую - с членами Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и главами деловых союзов. На первой он говорил в основном о конфликте на Кавказе и роли России в меняющемся мире. На второй, соответственно, основное внимание уделялось тенденциям в российской экономике. Оба мероприятия отличали чрезвычайный оптимизм главы государства, который политики, журналисты и политтехнологи из "Валдая", кроме иностранных, в целом разделяли (а куда им, спрашивается, деваться?), а промышленники и предприниматели - нет.
Президент на обоих встречах говорил о многом: он коснулся проблем безопасности России и ее союзников ("...мы не застрахованы от того, что в какой-то момент опять "сорвет крышу" у очередного Саакашвили"), ухудшении отношений с Западом, об иностранных инвестициях, о мировом финансовом кризисе и его влиянии Россию и о многом другом. Запад президент России подверг самой резкой критике, да так, что, по мнению присутствовавших на встрече американцев, такой риторики они не слышали со времен Андропова. Соотечественников Дмитрий Анатольевич заверил в том, что наша страна защитит себя и своих союзников, что российская экономика сильна как никогда и никакие кризисы ей не грозят, что инвестиции из-за рубежа опять потекут к нам рекой. Глава государства Российского хмурил брови, делал суровое лицо и вообще изо всех сил копировал Владимира Путина. Получалось это у него плохо. Неубедительно.
Если о роли России в деле защиты самой себя и своих союзников пресса далеко не едина во мнении - публикации кардинально разнятся по вопросу оценки действий вооруженных сил во время войны с Грузией, от восторженных до резко критических, - то с финансами и инвестициями дело обстоит более или менее однозначно. Массовое бегство инвесторов из России - факт, который никто не пытается опровергнуть. Крах фондового рынка, наперекор словам президента, свидетельствует о крайней зависимости нашей страны от мировых тенденций, и то, что мировой кризис уже ударил по нам очень больно, не сомневается никто. Глава РСПП Александр Шохин так оценил состояние нашей экономики: "Российская экономика оказалась в условиях серьезных и новых вызовов. Фондовый рынок падает, наблюдается отток капитала, острая нехватка ликвидности в банковской системе. Цены на углеводороды и многие базовые товары российского экспорта падают, усиливается инфляционное давление".
Причин радоваться за нынешнее состояние России, похоже, нет ни у кого. Кроме высокопоставленных руководителей, единодушно уверяющих, что все в стране просто отлично. Может быть, они сами в это верят. Если это так, значит, они окончательно оторвались от действительности. В этом случае Россию ждут очень нелегкие времена.

**На игле**

В конце уходящей недели СМИ комментировали встречу премьера Владимира Путина с представителями иностранного бизнеса, среди которых были посланники таких гигантов, давно работающих в России, как Shell, BP, IKEA, Total, Siemens, LG, Chevron, Conoco, Mitsubishi. Глава кабинета министров рассказал о том, как правительство собирается защищать российскую экономику в условиях глобального финансового кризиса, подчеркнул, что инвесторам бояться нечего, ВВП через год будет вдвое больше, чем в 2003 году, а закрытия нашего рынка не произойдет.
Премьер много говорил о "Северном потоке". Этот проект, вызывающий недовольство ряда стран, желающих, чтобы российский газ поступал в Европу по их территории, судя по словам Владимира Путина, является одним из приоритетных для России. Премьер выразил готовность рассмотреть участие в проекте тех европейских стран, которые пока в нем не задействованы, - судя по всему, имеются в виду как раз те, кто выступает против "Северного потока", то есть Польша, Швеция, возможно - Финляндия и Эстония. На это прозрачно намекнул Сергей Ежов, заместитель директора Топливно-энергетического независимого института, сказавшего, что для России расширение состава участников - это хорошая возможность наладить отношения с другими странами.
Наверное, "Северный поток" действительно построят. Скорее всего, недовольным странам дадут в нем выгодно поучаствовать и они свои претензии снимут. По-видимому, Россия от этого получит немало валюты. Только вот вопрос: "Северный поток" стоит огромных денег. Переход от сырьевой экономики к инновационной, о чем так долго говорит российская власть, не только не состоялся - он даже не наметился. Ситуация в сфере образования, в медицине, ситуация с доступным жильем, несмотря на соответствующие нацпроекты, остается очень тяжелой - по мнению экспертов, она даже не начала улучшаться. Как были 50 тысяч населенных пунктов отрезаны от мира из-за отсутствия дорог при советской власти, так они отрезанными и остаются. Есть многочисленные зияющие дыры, которые требуют немедленного вложения денег, и денег огромных. А наше руководство строит страшно дорогие трубопроводы в Европу и Азию. Но и это еще не все. Пресса сообщает, что "Газпром" и ведущие нефтедобывающие компании начинают освоение месторождений в Венесуэле Боливии. В России не хватает денег на геологоразведку, добыча углеводородов в основном ведется устаревшими методами, нефтеперерабатывающие заводы оснащены старым оборудованием - кое-где еще используется то, что американцы поставляли Советскому Союзу по ленд-лизу в годы войны. А нефтяники и газовики готовы вкладывать миллиарды в венесуэльские льянос и боливийские пампасы... Да, гордость за нашу великую страну возникает: до самых джунглей Амазонки наши люди добрались! Это уже было: СССР кормил Кубу, всякие Южные Йемены, а советские граждане маялись в очередях за самым необходимым, одевались, как бомжи и ютились в бараках. Но ностальгия по советским временам при нынешней власти стала чем-то вроде национальной идеи, что неудивительно при обилии в ее коридорах выходцев из спецслужб, которым есть о чем ностальгировать.
К сожалению, и "Северный поток", и южноамериканские проекты заставляют усомниться в том, что отказ от сырьевой ориентации экономики действительно будет осуществлен. Если это так, значит, последние годы с их бешеным притоком нефтегазодолларов Россия потратила впустую.

**Слияния и поглощения**

Прошедшая неделя ознаменовалась целой серией объединений партий. Точнее, поглощений большими партиями малых. Вначале недели СПС объявили о том, что вместе с Объединенным гражданским форумом Гарри Каспарова и Республиканской партией Владимира Рыжкова будет создана единая партия российских демократов. Правда, "Яблоко", в чем никто и не сомневался, в новую партию не войдет.
Объединение "Единой России" с Аграрной партией получило широкое освещение в СМИ. Единороссы много сказали о том, какое значение имеет аграрный сектор и как они будут уделять ему внимание, пообещали кооптировать руководство АПР в ряды собственного начальства, а также даровать аграриям 10% мест во всех предвыборных списках. Однако это не умаляет основной канвы события - правящая партия начальников, хоть и с соблюдением приличий, Бывшие колхозно-совхозные начальники, то есть АПР, решило примкнуть к начальникам городским, то есть ЕР, что вполне естественно.
"Пожирание" малых партий, существующих только на бумаге, поддержала и "Справедливая Россия" спикера Совета Федерации г-на Миронова. Не желая отставать от "старших товарищей"-единороссов он объявил о слиянии (поглощении) Партии социальной справедливости и "зеленых". Обе они представляют собой довольно жалкие по численности и влиянию остаточные структуры, но пиар на объединении был сделан неплохой, не хуже, чем у "Единой России". Руководители "эсеров" не скрывали, что объединение главного конкурента с аграриями их сильно разозлило, поскольку они сами рассчитывали скушать АПР. Лидер думской фракции СР Николай Левичев заявил, что АПР была запрограммирована на исчезновение и это произошло, "как только в политическом процессе главную роль стали играть идейные партии, а не те, что создавались по признакам профессиональной принадлежности".
Исчезновение малых партий, либо утративших влияние на избирателей, либо никогда такового не имевших, присоединение их к партиям крупным и влиятельным - процесс естественный. "Сильные" партии от этого сильнее не станут, "слабые" все равно не имеют никаких перспектив. Удивительно только решение СПС объединиться с ОГФ и РП. Это - не просто "мертвая" структура типа АПР или ПСС, это организация, которая вызывает отвращение у подавляющего большинства россиян, включая убежденных демократов и либералов. Очевидно, Никита Белых понял, что его партия - политический труп, и захотел получать иностранную помощь, которой каспаровский ОГФ, будучи самостоятельной структурой, делиться не желает.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).