**Зачем?!**
Главной политической темой всех центральных СМИ на прошлой неделе стали "марши несогласных", прошедшие в Москве и Санкт-Петербурге. Вообще-то никаких маршей не получилось: власти, как известно, запретили их проведение, а организаторов и потенциальных участников строго предупредили об ответственности за участие в незаконных мероприятиях. После мартовского побоища ОМОНа с "несогласными" в Питере и более поздней "зачистки" Нижнего Новгорода (да что там - чуть ли не всего Поволжья!) никто не сомневался, что реакция властей будет жесткой. Проще - будут бить. Без разбора, жестоко, бессмысленно. И единственный вопрос, который задавали многие издания после мятежных выходных, звучал просто: зачем?!
Тот факт, что "Другая Россия", назначив место сбора на Пушкинской площади, в то время как столичные власти разрешили ей помитинговать на Тургеневской - понятно: это движение нацелено на провоцирование беспорядков, которые, по замыслу его лидеров, должны перерасти в "оранжевую революцию" и свержение режима Путина. А вот зачем власти идут на поводу у "оранжистов", устраивая именно то, что те хотят - избиения и аресты - непонятно совсем. За "оранжевыми" сегодня - несколько тысяч человек по всей России. Их лидеры вызывают если не отвращение, то отторжение у абсолютного большинства населения страны (исключая разве что Лимонова, популярного у мизерной группы радикальной молодежи, в основном провинциальной). Однако эти, в общем-то, ничтожные политические события несколько дней приковывали внимание российского общества и международной общественности. А приковывали-то только потому, что власти сами - уже в который раз! - сделали "оранжевым" оглушительную рекламу.
Во-первых - беспрецедентным, истерическим нагнетанием напряженности перед "маршами", запугиванием и угрозами в адрес "несогласных". Во-вторых показательной жестокостью свезенного чуть не со всей России ОМОНа - вроде бы даже чеченского. Омоновцы, как сообщают СМИ, колошматили и тащили в автозаки всех без разбора - от журналистов, российских и иностранных, до подвернувшегося под руку бомжа. И это тоже месседж для всех несогласных, и вовсе не только участников радикального оппозиционного движения: будем бить.
Власть уже добилась того, что социологические опросы показывают сочувствие большинства граждан радикалам, хотя поддерживать их акции готово лишь исчезающее малое количество населения - в Москве, например, "несогласных" собралось около полутора тысяч (для сравнения: ОМОНовцев журналисты насчитали около девяти тысяч, а в резерве стояла Балашихинская дивизия внутренних войск плюс спецназ МВД). Более того: вполне благонамеренные граждане все чаще высказываются в том плане, что они тоже готовы участвовать в акциях протеста, правда, при одном непременном условии: чтоб во главе движения были не Лимонов с Хакамадой и Касьянов с Каспаровым, а люди, предлагающие протестующим что-либо конкретное. Это значит, что появление любого сколько-нибудь серьезного оппозиционного движения без надоевших всем маргинальных лидеров приведет к той самой "оранжевой революции", от ужаса перед которой власти совершают одну ошибку за другой. Кстати, о прессе: вроде бы запуганная и "зачищенная" в последние годы, "Марш несогласных" она освещала достаточно жестко, не скрывая негодования, причем даже проправительственные (и просто правительственные) газеты комментировали произошедшее совсем не так, как хотелось бы большому начальству.
"Марш" показал, что в случае чего ОМОН не поможет. Это стало совершенно ясно после московского "марша несогласных": милиционеры, подчиняясь приказам неких личностей в гражданском, били и хватали протестующих, но в участках с задержанными разговаривали крайне вежливо и уважительно и даже просили сфотографироваться на память. Да и сам факт, что горстке манифестантов несколько раз удавалось прорвать кордоны ОМОНа, свидетельствует о не слишком большом рвении "стражей порядка". А если выйдет не полторы, а тысяч пятьсот, как это было в Москве шестнадцать лет назад? Если стилистка общения власти с недовольными не изменится, то рано или поздно так и будет.
**Нет, он - не Герцен**
"Героем" прошедшей недели уже в который раз стал беглый олигарх Борис Березовский. Российская (равно как и британская) пресса энергично комментировала интервью, которое бывший владелец заводов, газет, пароходов, замсекретаря Совбеза и вообще "серый кардинал" ельцинского режима дал английской газете The Guardian. О "нелюбви" Березовского к президенту Путину и его режиму говорить не приходится - это хорошо известно всем. Конечно, Путина, изгнавшего его из России, Березовскому любить нечего. К тому же бывший российский магнат не устает утверждать, что это он придумал проект "преемник" и уговорил Бориса Ельцина сделать таковым Путина.
Березовский с момента изгнания объявлял себя лидером российской демократической оппозиции, именно он попытался создать единый антипутинский фронт из правых, левых и любых других политических сил, готовых противостоять нынешнему хозяину Кремля. Замах Бориса Абрамовича на роль гуру российской оппозиции оказался слишком широким: крупнейшие оппозиционные силы - КПРФ, СПС и "Яблоко" - отказались слушаться его приказов, даже за немалые деньги.
Пришлось Березовскому привлекать к "революционной" деятельности кого попало - в первую очередь мелкие маргинальные группировки. Хотя Борис Абрамович отрицает свою связь с Объединенным гражданским фронтом Гарри Каспарова и "зонтичной" организацией оппозиции, "Другой Россией", скорее всего, в их формировании он принял самое живое участие. Невозможно представить себе, чтобы он оставил без внимания единственную радикальную антипутинскую силу (хотя сила-то крайне мала), оставив ее на откуп западным фондам.
Очевидно, Березовский устал ждать "оранжевой революции" в России и решил взорвать ситуацию и одновременно привлечь внимание к своей персоне, - а то его уже начали забывать и в России, и на Западе. Поэтому он открыто, через прессу призвал к насильственному свержению российской власти. "Он [президент Путин] создал авторитарный режим, который нет возможности сменить посредством выборов. Единственный путь - применить силу", - сказал экс-олигарх.
Своими действиями Березовский только дискредитирует радикальную российскую оппозицию. Режим Путина действительно все больше вызывает горечь разочарования у той части населения нашей страны, которая способна мыслить. Но когда о демократии и свободе говорит человек, присваивавший госсобственность, незаконно вмешивавшийся в управление страной путем подкупа и шантажа высших должностных лиц, имевший прочные связи с чеченскими сепаратистами, когда эта личность доказывает, что в 90-е годы ХХ века все было лучше, чем сейчас - никакой здравомыслящий человек этому не поверит. Конечно, если его фамилия - не Каспаров, Касьянов или Хакамада.
**"Великая Россия" - это к великим потрясениям**
На прошедшей неделе многие СМИ комментировали заявление депутата Госдумы Дмитрия Рогозина о скором создании под его началом новой политической партии под названием "Великая Россия". Учредительный съезд партии назначен на 5 мая.
Пресса указывает, что название партии - "Великая Россия" - явно должно напоминать знаменитое высказывание самого известного премьер-министра дореволюционной России Петра Столыпина ("Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия"). При этом газеты напоминают о том, что Столыпин, один из величайших реформаторов в истории нашей страны, придерживался совсем других взглядов, нежели г-н Рогозин и особенно его соратники, которые тоже войдут в состав руководства партии - такие, как депутат Госдумы Андрей Савельев и тем более нынешний лидер Движения против нелегальной иммиграции Александр Белов (Поткин).
Хотя партии пока нет, реакция на заявление Рогозина о ее создании оказалась весьма нервная. Представители большинства партий дружно предсказали ей печальное будущее. Вице-спикер Госдумы и один из лидеров "Единой России" Олег Морозов считает, что "на площадке так называемого "мягкого национализма" уже и без того тесно, а другой идеологии у господина Рогозина и его соратников просто нет". А руководитель думской фракции ЛДПР Игорь Лебедев вообще предположил, что "Великая Россия" создается на деньги Березовского.
Если за рогозинским проектом не стоит Кремль (что возможно: некоторые кремлевские политтехнологи постоянно пытаются разыгрывать националистическую карту) с деньгами у "Великой России" будет плохо. Ежели власть не захочет регистрировать партию, у нее возникнут организационные сложности. В общем, используя административные и другие властные рычаги Кремль сможет не допустить возникновения сильной националистической партии. Но не надо лукавить: если Рогозину и Савельеву удастся создать такую партию и власть не напряжет все силы, чтобы этому помешать, "Великая Россия" наверняка станет второй по влиянию политической силой в России. Ниша-то как раз не занята: под умеренно-националистический проект в свое время создавалась "Родина", и ее успех на думских выборах 2003 г. был настолько оглушителен, что Кремль решил быстренько партию "закрыть", убрав оттуда всех сколько-нибудь заметных лидеров, а остатки слить с мироновской Партией жизни и осколками Партии пенсионеров. "Мягкий" национализм - самая востребованная идеология в нынешней России, и именно к таким националистам, если они не сорвутся на крайности, уйдет протестный электорат, который сейчас размыт между КПРФ и "Справедливой Россией". Появление "Великой России" нанесет сильнейший удар именно по этим партиям. Но удержать националистическую партию под контролем властям будет очень трудно, и впервые за многие года они столкнутся с настоящей, а не декларативной оппозицией (КПРФ и "Справедливая Россия", конечно, "ручные" оппозиционеры).
Возрождение национальных традиций, модернизация страны при опоре на такие традиции при заимствовании всего лучшего и здорового из зарубежного опыта - самый оптимальный путь развития России. Только трудно надеяться на то, что националисты с комсомольским прошлым, слабо знакомые с настоящей русской историей и вряд ли способные отделить позитивные национальные традиции от опасных и устаревших предрассудков способны предложить народу проект строительства достойного будущего, - Рогозин и Савельев - это отнюдь не Столыпин и не Гучков. Скорее всего "Великую Россию" постигнет судьба подобных же проектов, то есть сползания к оголтелой ксенофобии, примитивному черносотенству, неприятию всего западного и вообще любого реформаторства. К сожалению, под консерватизм в современной России камуфлируется самая дремучая реакция. В этом случае "Великая Россия" станет прологом великих потрясений.
**Что бы еще такое прикупить?**
Одной из наиболее громких экономических тем на прошедшей неделе стала реформа энергетики, вступающая в решающую фазу. Разделение гигантской энергетической монополии и продажа территориальных генерирующих компаний (ТГК) вызывает интерес у многих крупных коммерческих структур, как российских, так и зарубежных, в том числе таких мощных, как "Комплексные энергетические системы" Виктора Вексельберга, "Норильский никель", уже обладающий пакетом акций ОГК-3, ЛУКОЙЛ, "Евросибэнерго" Олега Дерипаски, а среди иностранных - немецкая E.ON и итальянская Enel.
Однако, по мнению СМИ, большинство активов РАО "ЕЭС России" достанется "Газпрому". Пресса отмечает, что газовый монополист проявляет интерес чуть ли не к половине из 14 ТГК и всем оптовым генерирующим компаниям (ОГК), исключая ОГК-3, уже принадлежащей "Норникелю". Если "Газпрому" удастся установить контроль над всеми этими компаниями, можно будет констатировать переход большей части российской энергетики в руки газовиков. Реформа РАО "ЕЭС России" - единственный пример удачной ликвидации естественной монополии. Если же после нее энергоактивы в большинстве своем окажутся в руках другой монополии, "Газпрома", это будет означать создание сверхмонополии, которую уже вряд ли кто-нибудь осмелится назвать естественной. Помешать "Газпрому" прибрать к рукам энергоактивы, по мнению экспертов, вряд ли кто-нибудь сумеет: во главе газового гиганта все-таки стоит первый вице-премьер и куратор приоритетных национальных проектов.
Нужно учитывать, что не так давно "Газпром" заключил соглашение о создании совместного предприятия с СУЭК - крупнейшим в России добытчиком угля. Многие издания не без основания сочли, что за термином "совместное предприятие" на самом деле кроется поглощение "Газпромом" угольной компании. Таким образом, в течение ближайших месяцев мы сможем наблюдать рождение гигантского газо-нефте-угольно-энергетического монстра. Понятно, что сия сверхмонополия сможет контролировать всю экономику России, а значит, и политику страны.
К рыночной экономике все это, безусловно, не имеет никакого отношения. Об опасности создания подобных монстров не говорил только ленивый. Тем не менее государство идет на объединение активов и создание супермонополии. Если такова стратегия развития, заданная Кремлем, почему бы не присоединить к "Газпрому" все прочее, что приносит прибыль - например "Российские железные дороги" для начала, потом дело дойдет до "Аэрофлота" и "Рособоронэкспорта" с его АвтоВАЗом и КАМАЗом. Что мелочиться? А там, глядишь, можно будет прикупать вообще все, что приносит твердые доходы владельцам - цветную и черную металлургию, химическую промышленность, - да, еще лес... Только вот долго ли протянет сей неуправляемый монстр? Правда, так далеко его идеологи заглянуть, похоже, не в состоянии.