**Догоним и перегоним Нигер**
В 30-е годы ХХ века в Советском Союзе был популярен лозунг: "Догоним и перегоним Америку!". Потом об Америке как-то забыли, на полвека с лишним, а пару лет назад президент Путин опять предложил перегнать иностранную державу, хотя тогда претензии стали поскромнее - догнать не США, а Португалию, и только по уровню жизни.
Однако выяснилось, что тема гонок за лидерами не канула в Лету: на прошедшей неделе многие СМИ комментировали результаты последнего исследования уровня коррупции в различных странах, проведенного Transparency International. Оказалось, что Россия, находившаяся год назад на 90-м месте по уровню коррупции, скатилась на 126-е (исследование касалось всего 159 государств). Как отметила пресса, что, если в прошлом году наша страна в коррупционном рейтинге довольствовалась соседством с Индией и Непалом, то теперь оказалась на одном уровне с Нигером (беднейшей страной мира, где народ спасают от голодной смерти вертолеты ООН) и Сьерра-Леоне (где годами шла гражданская война и вовсю процветает каннибализм).
Конечно, рейтинг коррупции в России высчитан крайне субъективно и основывается на личных впечатлениях россиян и особенно иностранцев, работающих в нашей стране. А эти настроения, кроме реальных фактов коррупции, очень зависимы от сторонних факторов - таких, например, как дело ЮКОСа и поднятая вокруг него пиар-кампания. Как считают многие издания, несмотря на субъективность рейтинга, взрывной рост коррупции в России действительно имеет место. Связан он с разными факторами, которые можно объединить одним понятием - усилившейся бюрократизацией. Как пишет пресса, в последнее время чиновники, почувствовав себя уверенно, стали более рьяно вымогать взятки, а увеличение количества контрольных органов приводит лишь увеличение сумм взяток. В то же время предприниматели и обычные граждане, отчаявшись в том, что коррупция в стране хотя бы уменьшится, привыкают к взяткодательству и даже, по мнению некоторых авторов, привыкают к функционированию в коррупционной среде, не видя и не зная никаких других возможностей вести бизнес или общаться с ГАИ.
Как подчеркивает пресса, граждане все более разочаровываются в антикоррупционной риторике властей, а также в их способности предпринять сколько-нибудь действенные меры по пресечению этого зла: чем активнее работают контрольные органы, считают авторы многих публикаций, тем большую "премию за риск" требуют чиновники. А сама борьба с коррупцией тем временем все более откровенно ограничивается пустыми декларациями.
Одновременно с этим, как отмечают газеты, усилившаяся коррупция принимает такие масштабы, которые начинают угрожать социально-экономическому развитию России. Особенно это касается малого и среднего бизнеса, который не обладает такими средствами и связями, как крупный и часто становится жертвой чиновников-коррупционеров.
Правда, некоторые органы печати все же не теряют оптимизма, но связан он, как ни странно, не с внутренними изменениями в России, а с внешними факторами. В декабре текущего года должна быть принята конвенция ООН по противодействию коррупции, и наша страна должна будет ее ратифицировать. В соответствии с ней чиновники будут вынуждены объяснять наличие у них любых денежных средств, а также движимого и недвижимого имущества. Но не стоит особо рассчитывать на то, что конвенция покончит с коррупцией в России или хотя бы сколько-нибудь уменьшит ее масштаб. В свое время Госдума отказалась принять закон о конфликте интересов, который должен был положить конец общепринятой практике переписывания принадлежащих бюрократам активов на их жен, детей и прочих родственников. С какой стати теперь Дума ратифицирует конвенцию ООН. А если это и произойдет, будет ли она выполняться?
**"Сибнефть" переезжает**
Самой значимой экономической новостью последней недели стало вступление заместителя председателя правления "Газпрома" Александра Рязанова в должность руководителя недавно купленной концерном "Сибнефти". Комментируя это перемещение, пресса много писала о хитросплетениях между топ-менеждерами "Газпрома" и их кураторами из Администрации президента, рассуждая о том, чьи позиции в результате усилились и чьи ослабли, но все без исключения заметили, что сам г-н Рязанов действительно является сильным управленцем, сумевшим усилить позиции "Газпрома" на рынках СНГ и увеличить собираемость платежей на рынке внутреннем.
Ряд изданий обращает внимание на то, что проблема поглощения "Сибнефти" "Газпромом" пока не решена; возможно, нефтяная компания сохранится в качестве отдельного актива, управляемого "Газпромом", возможно и полное слияние нефтяных активов с газовыми и создание единой корпорации. Правда, неудачи объединения "Газпрома" с "Роснефтью" демонстрируют, что есть силы, не желающие полного слияния принадлежащих "Газпрому" нефтяных и газовых активов (точнее, есть влиятельные люди, желающие сохранить контроль над этими активами, а их объединение означает потерю такого контроля).
Тем не менее намного больший интерес вызывает "переезд" "Сибнефти" из Омской области в Санкт-Петербург; то есть сам нефтеперерабатывающий завод остается в Омске, месторождения и трубопроводы компании также с места не сдвинутся, но зарегистрирована компания теперь будет в северной столице. Это можно рассматривать как спецоперацию по повышению не только статуса Санкт-Петербурга (туда вскоре должен переехать Конституционный Суд), но и по наполнению его бюджета (помимо "Сибнефти" в Северную Пальмиру должен переехать головной офис Внешторгбанка и, соответственно, налоги он будет платить там же).
Конечно, Санкт-Петербург может гордиться своими людьми: заняв ключевые позиции в эшелонах федеральной власти, они не забыли свою "малую родину" и всеми силами стараются ей помочь. В принципе у Санкт-Петербурга отличные позиции для самостоятельного роста экономики и социальной сферы: мощная промышленность, образованное и трудоспособное население, огромный порт, таможенные терминалы, миллионы русских и иностранных туристов ежегодно... И губернатор Матвиенко, бывший вице-премьер, из той же питерской команды, - могла бы воспользоваться преимуществами города на Неве для того, чтобы вывести его на передовые позиции в социально-экономическом развитии. Однако власти решили пойти по другому пути, механически переводя туда головные офисы богатых государственных компаний.
В связи с "переездом" "Сибнефти" власти Омской области ожидают резкого уменьшения налогооблагаемой базы и связанных с этим неприятностей. Вообще непонятно, почему до сих пор, несмотря на многолетние требования губернаторов, компании, основная деятельность которых осуществляется в регионах, имеют право регистрироваться где попало (почему-то этим "где попало" почти всегда оказывается Москва). Сейчас много говорится о том, что регионы должны сами зарабатывать, а полпред в Южном федеральном округе Дмитрий Козак требует наказывать губернаторов, которые не могут вывести свои регионы из депрессивного состояния. Но перевод "Сибнефти" свидетельствует о том, что на самом деле федеральные власти не слишком заботятся о том, чтобы хотя бы не мешать регионам зарабатывать деньги.
**Странности войны**
Важнейшей политической темой на прошедшей неделе, естественно, стал анализ событий 13 - 14 октября в Нальчике, который почти двое суток был ареной ожесточенных боев местной милиции, поддержанной федеральными силами, с боевиками-исламистами. Теперь военное руководство и высокопоставленные работники правоохранительных органов признают, что это был вовсе не рейд чеченских боевиков в "братскую" Кабардино-Балкарию, а вооруженное выступление местного исламистского бандподполья; заявление Басаева о том, что это, мол, дело рук подчиненного ему некоего "Кавказского фронта", никого не убедили. Да и что ждать от Басаева, который даже энергокризис в Москве объявил делом своих рук?
Тем не менее о причинах формирования исламистского нарыва в КБР, вылившегося, по сути, в восстание против властей, газеты пишут очень по-разному. Одна, наверное, самая расхожая версия произошедшего - выступление молодежи, доведенной до отчаяния нищетой, безработицей и произволом со стороны коррумпированной власти, особенно милиции. Некоторые весьма уважаемые издания нарисовали прямо-таки апокалиптическую картину бедствий местного населения, у которого работы и вообще каких-либо перспектив нет, и даже молиться местным мусульманам не дают. Кабардино-балкарскую молодежь, получается, в "джамааты" загнали власти, просто вынудив устроить мятеж (а погибшего лидера подпольщиков Анзора Астемирова некоторые газеты вообще характеризуют как "мягкого, интеллигентного человека").
Странное какое-то восстание получилось в Нальчике. Кабардино-Балкария - не нищий Дагестан и не разоренная войной Чечня. Мощная, горнодобывающая и металлургическая промышленность (в республике производится половина российского вольфрама и четверть молибдена), машиностроение, - а нам говорят, что там чуть не поголовная безработица. В 2004 г. экономический рост в КБР составил на 6,7%, что соответствует в целом общероссийскому показателю. В промышленности показатели роста - 7%, в сельском хозяйстве - 5,2%. В 2004 г. в республике запущено 10 новых производств, продолжается строительство второй очереди каскада Нижне-Черекских ГЭС и ряда малых электростанций - не такое уж частое явление в современной России. Уровень жизни растет такими же темпами, как в среднем регионе России. Почему в этих условиях "мягкие, интеллигентные" молодые люди берутся за автоматы?
То, что власть в республике коррумпирована, что милиция безобразничает - это факт. Наверняка по этим показателям КБР опережает среднероссийские показатели, хотя наверняка ситуация там не хуже, чем в соседних автономиях. Населению, в частности молодежи, есть чем возмущаться. Но граждане республики не идут в оппозиционные партии, не создают новые общественные движения - они уходят в исламистское подполье. А когда его начинают "вскрывать" правоохранительные органы, поднимается крик: мусульман притесняют! Вот таким образом, не разбираясь в причинах конфликта, некоторые центральные СМИ "делают" героев из террористов.
Федеральная власть имеет достаточно возможностей для того, чтобы навести порядок в КБР и обязана бороться с коррупцией и произволом. Но исламистское подполье, его генезис и развитие не зависит напрямую от качества местной власти и социально-экономической ситуации, оно базируется на особенностях местного общества и подпитывается деньгами и идеями извне. Наводить порядок на Северном Кавказе необходимо, но без жестких полицейских мер против экстремистов обойтись все равно не удастся: сколько не строй там заводов и фабрик, террористы туда работать не пойдут.
**Уговорили...**
Самой заметной региональной новостью стало вторичное вступление Романа Абрамовича в должность губернатора Чукотского автономного округа: президент Путин, как и полагается по закону, внес его кандидатуру в окружную Думу, которая (кто бы сомневался!) безоговорочно ее утвердила.
Некоторые СМИ в этой связи напомнили, что еще года два назад Роман Аркадьевич говаривал, что не собирается идти на второй губернаторский срок; естественно, жить-поживать в Англии или во Франции, наблюдая за успехами своего клуба "Челси", куда приятнее, чем мотаться в Анадырь, знакомиться и местными проблемами и искать пути их решения.
Слов нет: Роман Абрамович немало сделал для того, чтобы жизнь на Чукотке стала лучше. И, судя по всему, федеральному центру это понравилось: молодой губернатор, не получая помощи из Москвы, фактически на свои деньги обустраивает затерянную во льдах Чукотку. Особенно нужен на своем месте чукотский губернатор полпреду президента на Дальнем Востоке Константину Пуликовскому: если этот отдаленный регион начнет "заваливаться", спросят-то с него. Поэтому он сумел найти нужные аргументы, заставившие Абрамовича, стиснув зубы, согласиться на второй губернаторский срок. Это, по информации газет, далось ему нелегко: сам Пуликовский признавался, что при принятии решения у Абрамовича были "двойственные чувства": "С одной стороны, ему хочется, чтобы окупились финансы, вложенные в проекты на Чукотке, а это два золоторудных месторождения, которые, по нашим расчетам, начнут работать и давать прибыль в 2008 году. С другой стороны, его знания, умение вести бизнес и управлять, его взгляды не умещаются в пространство Чукотки. Ему хочется идти дальше". Правда, теперь, когда Абрамович больше не является владельцем "Сибнефти", а его личное состояние обращено в "живые" деньги и переведено неизвестно куда (наверное, все-таки, не в Анадырь), размеры поступлений в чукотский бюджет сильно уменьшатся. Но если полуостровом будет еще четыре года управлять та же команда, которая сумела поднять тамошнюю экономику, скорее всего, ничего страшного там не произойдет и жизнь постоянно уменьшающегося населения во всяком случае не ухудшится.
Полпред Пуликовский настолько доволен чукотским прецедентом, когда находящийся в состоянии полнейшей разрухи регион отдается в пользование финансовому магнату, что очень хочет повторить его: разговоры о назначении Вексельберга губернатором Камчатки не прекращаются. Но если владельца "яиц Фаберже" и заставят стать "камчатским Абрамовичем", толка от этого не будет: Абрамович четыре года назад сам хотел возглавить Чукотку, проверить свои силы и работоспособность своей команды, а Вексельберг жить в Петропавловске-Камчатском совершенно не хочет и идей о том, как ему обустроить эту территорию, не имеет. Да и население Камчатки раз в 10 больше чукотского, так что личных средств Вексельберга (которые, кстати, гораздо скромнее, чем у Абрамовича) не хватит для того, чтобы наполнить камчатский бюджет.
Ну что ж, хотя бы с Чукоткой пока все будет нормально.