**Оранжевый ужас**
В ряду событий, произошедших на этой неделе, внимание СМИ, в частности, привлекла встреча президента России Владимира Путина с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Глава государства, выразив правозащитникам, среди которых есть и достаточно жесткие его критики, свое уважение, предложил им активизировать свою деятельность и пообещал выделять средства из госбюджета.
Пресса обращает внимание на то, что Владимир Путин, общаясь с представителями некоммерческих организаций, - а большинство членов Совета как раз таковыми и являются, - не стал попрекать их тем, что существуют они на иностранные гранты и не журил за критику проводимой им политики. При этом Путин жестко высказался финансирования из-за рубежа политической деятельности, сказав, что "ни одно уважающее себя государство такого [зарубежного финансирования] не допускает, и мы не допустим". По-видимому, Кремль просто хочет все держать под контролем все общественные процессы, включая неправительственные и правозащитные организации, отсюда и путинский ультиматум - либо вы сотрудничаете с государством и получаете деньги от нас, либо... Во всяком случае так оценили встречу президента с представителями гражданского общества многие СМИ.
Политика, по мнению ряда центральных газет, к настоящему моменту осталась единственной площадкой, на которой количество иностранных денег пока еще превосходит российские, - в проектах, связанных с благотворительностью, наши компании в последние годы обошли иностранцев в пять раз. Но вот политикой российские предприниматели заниматься перестали; причины этого явления слишком хорошо известны, чтобы на них подробно останавливаться. По всей видимости, президент был встревожен заявлением конгресса США о выделении в следующем году $85 млн. на "программы содействия демократии и экономическим реформам в России", из которых $5 млн. пойдут на "поддержку программ по развитию политических партий".
Безусловно, поддержка иностранными государствами политических партий - явление неприятное для любой страны, и мессианское упорство, проявляемое американцами, в навязывании демократии а-ля США другим странам и народам не может не вызывать раздражения. Тем не менее сильному государству, уверенной в себе власти не стоит особенно беспокоиться относительно иностранного финансирования своих оппонентов внутри страны. По мнению некоторых изданий, Кремль все никак не может оправиться от шока, порожденного серией "оранжевых" и прочих революций, прокатившихся в последнее время по постсоветскому пространству - от Украины до Киргизии. Действительно, роль неправительственных организаций, финансируемых США и некоторыми европейскими структурами в тех событиях была очень велика. Но нельзя отрицать, что главную роль в переворотах сыграло все же не иностранное финансирование оппозиции, а предельное разложение и крайняя непопулярность существовавших там режимов, бездарность и непрофессионализм их руководителей. Весь комплекс безобразий, свойственных коррумпированным властным структурам, - когда-то это явление довольно точно именовалось распутинщиной - и привел к крушению власти Шеварднадзе, Кучмы и Акаева. Если Кремль считает, что в России власть принадлежит вороватым временщикам, неспособным решать проблемы государств и общества - бояться "оранжевой чумы" и, соответственно, иностранных "инвестиций" в неправительственные организации, конечно, нужно. Но вроде бы у Путина и рейтинг повыше акаевского, и экономика работает получше, чем на Украине времен Кучмы, и разложение власти не зашло так далеко, как в шеварднадзевской Грузии. Может быть, не стоит кремлевским обитателям так волноваться? Или все гораздо хуже, чем нас пытаются уверить?
**Абрамович рискует**
Одной из главных экономических тем, привлекших внимание прессы на этой неделе, стало начало судебного разбирательства, затеянного компанией Sibir Energy PLC против аффилированных с "Сибнефтью" структур. Глава SE Шалва Чигиринский обвиняет принадлежащую Роману Абрамовичу компанию в том, что она незаконно вывела в офшоры из принадлежащих совместно SE и "Сибнефти" компаний "Югранефть" и "Сибнефть-Югра" активы стоимостью в $2 млрд. В этой связи газеты указывают, что конфликт возник на удивление "своевременно": только-только слухи о предстоящей продаже "Сибнефти", оставшейся крупнейшей в России нефтяной компанией после падения ЮКОСа, "Газпрому", получили некие реальные очертания - как начался скандал. По мнению некоторых авторов, конфликт может помешать предстоящей сделке, особенно учитывая, что управляющая компания "Сибнефти", Millhouse Capital, находится в Лондоне, а значит, правовые действия Восточно-Сибирского Верховного суда, введшего внешнее управление долями, переданными офшорам, могут быть распространены и на нее.
Как считают аналитики, г-н Чигиринский не собирается мешать продаже "Сибнефти" "Газпрому", но намерен напугать Абрамовича и вынудить его решить в свою пользу проблемы, существующие между "Сибнефтью" и SE. Надо сказать, что отношения между Ш.Чигиринским и Р.Абрамовичем давно не отличаются теплотой; в частности, представитель московского правительства Чигиринский упорно боролся с Абрамовичем за контроль над Московским НПЗ и в целом над столичным топливным рынком. Неудивительно, что, согласно заявлению гендиректора Sibir Energy Генри Кэмерона, "Мэр Москвы Юрий Лужков полностью поддерживает наши усилия по возврату доли Sibir Energy в "Сибнефть-Югре".
Неудивительно, что Р.Абрамович в преддверии продажи принадлежащих ему активов "Сибнефти" желает максимально увеличить их капитализацию. И на этом пути не испытывает угрызений совести, применяя не вполне честные методы, характерные для российского бизнеса в бандитские 90-е. И так же естественно, что Ш.Чигиринский пытается вернуть украденные (выведенные в офшоры) средства SE, без которых эта компания окажется в очень тяжелом положении.
В России у Абрамовича вряд ли будут серьезные неприятности - во всяком случае до продажи "Сибнефти" "Газпрому": сделка такого уровня может состояться не только с согласия высшего руководства страны, но и, по-видимому, по его инициативе вне зависимости от желания или нежелания участников. Но если незаконные действия Абрамовича в отношении SE будут доказаны британским судом, владельцу "Челси" не поздоровится, - а он явно связывает свое будущее с Великобританией, а не с Россией. Ведь объяснять англичанам, что Абрамович - губернатор Чукотки, а никакой не владелец "Сибнефти", несерьезно: британская общественность воспримет подобные заявления как издевательство над здравым смыслом.
Получается, что продать "Сибнефть" Абрамович сможет и, наверное, за немалые деньги, но его английское будущее может оказаться под угрозой. В этом случае реализовать вырученные деньги ему будет нелегко - в России $10 - 12 млрд. - это слишком уж много.
**Япончик - честный человек. И не Япончик он вовсе...**
Судебная система в современной России не перестает удивлять не только рядовых граждан, но и прессу. На этой неделе настоящим шоком стал оправдательный вердикт, вынесенный судом присяжных Вячеславу Иванькову -знаменитому "Япончику", много лет, наряду с не менее известным "дедом Хасаном" являвшемуся "крестным отцом" российской организованной преступности.
Тот факт, что преступник, действовавший с таким размахом, судился за убийство двух турецких граждан, совершенное тринадцать лет назад (за кадром оказались многочисленные преступные эпизоды, относящиеся к деятельности Япончика в России как до, так и после убийства турок, а также в США в отношении российских граждан) - это не страшно: ведь осудили же в свое время Америке знаменитого Аль Капоне, массового убийцу, за банальную неуплату налогов. Ужасно то, что присяжные вчистую оправдали Япончика несмотря на то, что никто не сомневается в том, что он - отец-основатель отечественного рэкета и "крестный отец" мафии. Ужасно жалко выглядели свидетели, раньше дружно дававшие против него показания, а потом еще более дружно заявлявшие, что стрелял в несчастных турок вовсе не Иваньков, - то ли их так запугали, то ли "большие дяди" убедили в том, что давать показания против Япончика не надо. Впрочем, это тоже запугивание.
Оправдание Япончика - свидетельство крайнего нездоровья не только и не столько судебной системы, но государства как такового и общества в целом. Присяжные, вынесшие оправдательное решение, не боятся, что их не захотят видеть на основной работе, что люди перестанут подавать им руку - что неудивительно, если вспомнить, как известные и статусные люди в начале 90-х, тот же Иосиф Кобзон, например, публично заступались за того же Япончика и вообще за "авторитетов" как таковых. Мол, у этих людей есть "понятия", то есть, говоря архаичным языком - чувство справедливости и верность слову. Наверное, возмущенная прокуратура сменит состав присяжных и добьется осуждения Иванькова-Япончика, но это, во-первых, будет не так просто, а во-вторых - в очередной раз поставит под сомнение дееспособной судебной системы как таковой и института присяжных в частности. И, конечно, преступники, включая "малолеток", насмотревшихся сериала "Бригада" - отечественного кинобестселлера, воспевающего "подвиги" бандитов, теперь почувствуют себя гораздо увереннее: ведь на свободу вышел крупнейший, всемирно известный уголовник, значит, можно грабить и убивать, не опасаясь тюрьмы. А свидетелей так легко запугать...
Теперь г-н Иваньков требует, что его именовали не Япончиком, а как положено - по имени-отчеству, отрицает свое отношение к организованной преступности (на блатном языке это называется "завязал") и собирается писать сказки для детей. Добропорядочный гражданин, одним словом...
Многие издания не удержались от сравнения приговоров Япончику и драматическими финалами дела Ходорковского-Лебедева, ученых Данилова и Сутягина. Сравнения, конечно, слабоватые, но интересны они следующим: государство, демонстрирующее свою непреклонность и силу на людях, либо заведомо невиновных, либо совершивших экономические преступления, не опасные для жизни и здоровья сограждан, получают огромные сроки, а заведомый уголовник выходит на свободу "с чистой совестью". Невольно напрашивается другая аналогия - с 20-ми и 30-ми годами прошлого столетия, когда бандиты и убийцы объявлялись "социально близкими" тогдашнему режиму, а всякая "контра", виновная в "неправильном" социальном происхождении, каралась гораздо суровее. Например, за строительство тоннеля от Бомбея до Лондона. Или за стремление объявить себя королем чукчей...