будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 16, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 17 - 23 апреля

**Подвести черту?**

Одним из важных событий прошедшей недели, привлекшее внимание СМИ, стало выступление главы Счетной палаты Сергея Степашина на заседании международного "круглого стола", посвященного итогам приватизации в России. Сергей Степашин, человек, давно пребывающий в "колоде" высших руководителей государства, наконец, бывший премьер-министр, да еще из "питерских", демонстрирующий не просто свою лояльность, а близость к президенту Путину, наверняка вернулся к проблеме итогов приватизации не без санкции Кремля.
Массового пересмотра приватизации не будет, такова позиция руководства России, - это заявление главы СП можно было бы считать программным. Однако убаюкивающие слова г-на Степашина прозвучали не слишком убедительно: ведь иногда тональность важнее слов. Вот тональность выступления Степашина и насторожила крупных предпринимателей, участвовавших в приватизации середины 90-х. Глава Счетной палаты перечислил все основные грехи приватизации: намеренное занижение цены активов, сверхконцентрация собственности, особенно в сырьевых отраслях, огромный разрыв в уровнях доходов населения и, как следствие - тотальная коррупция и отрицательное отношение общества ко всему, связанному с приватизацией. Правда, Сергей Степашин упомянул, что большинство приватизированных компаний работают хорошо и даже привел ряд примеров: "Магнитку", "Норильский никель", "Северсталь", НЛМК и почему-то не имеющий никакого отношения к приватизации завод "Форда" во Всеволожске. При этом он подчеркнул, что по отношению к "отдельным бизнесменам" будут приниматься суровые меры. Никаких фамилий он не называл, но мало кто усомнился в том, что первым кандидатом на пристрастное расследование по-прежнему остается губернатор Чукотки Роман Абрамович. Откуда такая нелюбовь у руководителя СП к бывшему владельцу "Сибнефти" и самому богатому человеку не только в России, но и в Англии, сказать трудно. То ли простить не может губернатору-бизнесмену покупку "Челси", на которую отреагировал самым болезненным образом, то ли, что более вероятно, считает Абрамовича самым уязвимым среди олигархов.
Фигура Романа Абрамовича вызывает симпатии разве что у жителей Чукотки, многие из которых искренне считают его своим благодетелем. "Кредитная история" миллиардера - одна из самых темных в современном российском бизнесе, тень Березовского, бывшего старшего партнера, также не делают образ Романа Аркадьевича более светлым. Однако судить и "раскулачивать" человека может только суд. Если в распоряжении Степашина есть документы, свидетельствующие о нарушениях закона, допущенных Абрамовичем в ходе приватизации, то почему он не передает их в прокуратуру или в судебные органы? Наверное, держит в качестве "оружия Судного дня", чтобы выкатить в удобный момент, а до этого водить нелюбимого предпринимателя на коротком поводке. Но к правовому государству такая позиция главы СП не имеет никакого отношения; это скорее отдает принципами "революционной целесообразности", главенствовавшей в советской юридической теории и практике. Замечательная фраза Степашина: "Порядочный предприниматель даже с большими деньгами должен себя чувствовать спокойно" не столько придает бизнесменам уверенности в завтрашнем дне, сколько уровне на генетической памяти напоминает времена общения следователей ОГПУ с нэпманами: мол, сдавайте золото, валюту и ценности и - на свободу с чистой совестью. Хотя на деле это всегда заканчивалось по-другому - в лагерь с чистым воздухом. Но - не сразу, а через год-другой. Бизнес либо защищен законами (и сам обязан законы исполнять), и тогда совершенно излишни постоянные напоминания о том, что приватизация-то была проведена "нечестно", либо госчиновники присваивают себе право постоянно тянуть деньги из предпринимателей, ссылаясь на неюридические принципы типа "честно-нечестно". А это может привести к новому раскулачиванию.

**Реформа силовых структур: попытка номер...**

По мнению прессы, события последних дней показали, что силовики напрасно надеялись, что набирающая обороты административная реформа обойдет их стороной. На прошедшей неделе президент Путин во всеуслышанье заявил, что Министерство обороны, МВД и Минюст будут реформированы в самое ближайшее время. Правда, при этом он ничего не сказал о том, в каком направлении пойдет реформирование и не упомянул о каких-либо сроках. Известно только, что в ближайшие недели силовики обязаны представить свои соображения по поводу реформирования.
Не может не радовать тот факт, что реформированием силовых структур займутся не сами силовые структуры, а специально созданная группа в администрации президента, руководить которой, судя по сообщениям СМИ, будет И.Шувалов. Это дает надежду на то, что реформа силового блока не уйдет "в песок": всем памятно, что на протяжении десятилетия шли разговоры о военной реформе, два или три раза даже официально объявляли о переходе к профессиональной армии, но реформировать армию доверяли самой армейской верхушке, которая, естественно, заявляла, что никакой реформы не нужно.
Тем не менее ожидать радикальных перемен в войсках не следует. Кремль и Белый дом, судя по всему, окончательно позволили убедить себя в том, что на профессиональную армию денег все равно не хватит, а эксперимент по формированию профессиональной Псковской десантной дивизии завершился провалом (хотя чем он еще мог завершиться, ежели сами ответственные за его проведение были более всего заинтересованы в его провале!). Кроме того, сохраняющиеся на высоком уровне нефтегазовые доходы порождают в высших эшелонах власти надежды (уместнее сказать - иллюзии) на возможность реанимации разваливающейся армии путем закачивания туда дополнительных денег, поставки новой боевой техники и т.д. Но сокращать армию все равно придется: по мнению большинства газет, военная реформа сведется в основном к сокращению численности войск, ликвидации фактически мертвых частей и соединений, ненужных управленческих структур, а также выделению группировок постоянной готовности. Это, конечно, не что иное как полумера, но все же лучше, чем бесконечные пустопорожние разговоры о военной реформе.
Сложнее сказать, как будет выглядеть реформа МВД. Милицию ни в ельцинское десятилетие, ни в путинский первый срок никто не трогал, в результате чего она превратилась в нечто прямо-таки устрашающее - опасное для мирных граждан и почти не отличающееся от криминального мира. Согласно плану Дмитрия Козака, она будет разделена на федеральную полицию и муниципальную милицию (сохранение нелепого советского термина, именующего чисто правоохранительную структуру латинским словом, обозначающим "ополчение", говорит о некоем идейном компромиссе) с выделением следствия в отдельную службу. Идея эта многим аналитикам представляется достаточно радикальной, но решится ли на это высшая власть - большой вопрос. Опасения ее просты: если сейчас в правоохранительных органах творится Бог знает что, то если начать их радикально реформировать, то просто страшно представить, как это будет выглядеть на деле. Хуже всего будет, если милицейская реформа будет утверждена по аналогии с армейской: численной милиции сократят и дадут ей больше денег, а также усилят контроль при помощи службы внутренней безопасности. Тогда милиция будет деградировать и дальше, не опасаясь каких-либо реформ.

**Между Аргентиной и Польшей**

На прошедшей неделе в Лондоне проходил 7-й Российский экономический форум, который, без сомненья, стал крупнейшей экономической новостью апреля. Цель мероприятия - демонстрация успехов России на экономическом поприще и привлечение стратегических инвесторов. Высокопоставленные правительственные чиновники и многочисленные представители коммерческих компаний дружно убеждали иностранцев, что в нашей стране экономика бурно растет, достигнута политическая и социальная стабильность, так что вкладывать деньги безопасно и прибыльно.
Тот факт, что российская экономика шестой год растет, сомнений у западных бизнесменов не вызывает: об этом свидетельствует и постепенный рост иностранных инвестиций (хотя злые языки не устают повторять, что инвестиции эти - не столько иностранные, сколько наши же, российские доллары, отмытые на Кипре и острове Мэн и возвращающиеся на родину). Нет сомнений и в политической стабилизации: бунты, массовые стачки и прочие "рельсовые войны" закончились еще в 1998-м.
Что же мешает массированным инвестициям в российскую экономику? Лондонский форум показал, что опасения касательно перспектив российской экономики на Западе остаются. "Модная страна для инвестиций", как назвал Россию Каха Бендукидзе, остается крайне зависимой от мировых цен на нефть и газ, что делает, во-первых, любой экономический рост неустойчивым, а во-вторых сильно сужает инвестиционно привлекательные сектора экономики - до масштабов добычи углеводородного сырья. Еще один фактор, ограничивающий инвестиционную привлекательность нашей страны - то, что называют "фактором Ходорковского". Хотя вину предпринимателя может установить только суд, сам факт непрерывного преследования крупнейшей нефтедобывающей компании страны, аресты топ-менеджеров и счетов ЮКОСа, многомесячное содержание в тюрьме не собиравшегося скрываться от правосудия Михаила Ходорковского - все это не может не пугать иностранных бизнесменов. Конечно, самих зарубежных предпринимателей наверняка не бросят на нары, но если в Матросской тишине могут оказаться их российские партнеры, а банковские счета, пусть не личные, как в деле ЮКОСа, а корпоративные, могут быть арестованы, то почему бы не поискать какую-нибудь другую страну для вложения своих капиталов? Есть Китай, есть Бразилия, Индия, многие другие страны, где к инвесторам относятся с большим пиететом. Да и тюремные письма Ходорковского с обвинениями в адрес российских либералов отнюдь не улучшили имидж России в глазах иностранных партнеров. При этом надо учитывать, что, по мнению некоторых изданий, подозрения в том, что власти при помощью арестов топ-менеджеров выколачивают у ЮКОСа деньги, косвенно подтвердил в недавнем интервью английской газете "Times" высказал не кто-нибудь, а министр финансов и вице-премьер Андрей Кудрин. В таких условиях вряд ли можно ожидать инвестиционного бума в России. Хотя, как считают исследователи рынков развивающихся стран, инвесторы приходят и на самые дикие рынки, и в страны, где царит полное беззаконие - типа Конго и ЦАР, где авантюристы от коммерции добывают золото и алмазы. Тоже ведь инвестиции. Но наша делегация в Лондоне все-таки хотела привлечь инвесторов несколько другого типа.

**ЮКОС должен быть разрушен!**

Тяжкие проблемы в лице Генпрокуратуры, вот уже около года преследующие ЮКОС, остаются одной из важнейших политических и экономических тем российской жизни. В последние дни в офисах компании опять прошли обыски и изъятия документов. Мало радует тот факт, что на сей раз обошлось без "масок-шоу" с криками, угрозами и укладыванием клерков на пол. Визиты правоохранителей в здания, где работают сотрудники ЮКОСА, похоже, стали для обеих сторон чем рутинным, наверное, даже поднадоевшим.
Если учесть, что топ-менеджмент компании продолжает оставаться в заключении либо скрывается за границей, а счета ЮКОСа по всему миру неустанно разыскиваются и арестовываются, то бодрые донесения г-на Кукеса о том, что компания работает "в обычном режиме" не представляются убедительными. Акции ЮКОСа уже два раза резко падали, нанося, кстати, немалый ущерб всей российской экономике, оставшиеся на свободе руководители компании, судя по всему, больше времени проводят в обществе следователей, чем непосредственно занимаясь управлением компанией, с "Сибнефтью" не удается ни объединиться, ни расстаться. В свете последних событий, точнее, поразительного упорства, с которым следователи Генпрокуратуры преследуют ЮКОС по всем фронтам многие органы печати предрекают третий этап падения стоимости акций несчастной нефтяной компании.
Неудивительно, что в последнее время в печати все чаще появляются мрачные пророчества о том, что самая богатая российская компания намеренно подводится к банкротству. А дальше - полная либо частичная национализация, либо продажа сильно подешевевших акций ЮКОСа какой-нибудь "дружественной" фирме. Например, той же "Сибнефти" или крупной иностранной компании, которая априори не сможет иметь никаких политических амбиций в России. Буквально несколько дней назад известное рейтинговое агентство Standard & Poors (S&P) объявило о снижении долгосрочного кредитного рейтинга НК ЮКОС до уровня "ССС", что означает возможность дефолта компании по своим долгам. В комментарии к рейтингу S&P прямо говорит о том, что "судьба ЮКОСа находится в руках политических властей государства". Примерно так же с рейтингом ЮКОСа поступило и другое крупнейшее рейтинговое агентство - Moody's.
Все это, мягко говоря, мало соответствует обещанию президента Путина о том, данное еще в ноябре в Риме, что производственной деятельности холдинга никто мешать не станет. Получается, что либо глава государства просто успокаивает нервных иностранцев, либо он недостаточно контролирует происходящее в стране. Во всяком случае, с таким отношением правоохранителей к бизнесу, а по большому счету к российской экономике, трудно ожидать как масштабных инвестиций, причем не только внешних, но и внутренних, так и намеченного удвоения ВВП. Ведь Генпрокуратура удвоить ВВП не может.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).