будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 17 - 23 июля

**Крайние - на выход!**

Неделя началась с серии громких отставок в силовых ведомствах: высокие должности пришлось покинуть начальнику Генштаба А.Квашнину, главкому внутренних войск В.Тихомирову, командующему войсками СКВО М.Лабунцу и заместителю директора ФСБ А.Ежкову.
Газеты отмечают, что слухи о скорой и неизбежной отставке генерала Тихомирова ходили давно. Дело не только в том, что он часто конфликтовал с другими высокопоставленными военными. Квашнин был "непотопляемым" слишком уж долгие годы - с ельцинских времен, и, по мнению многих экспертов, именно он держал в руках основные рычаги управления армией. Несомненно, что нынешнего министра обороны Сергея Иванова такая ситуация устраивать не могла, особенно в свете того, что именно его прочат на пост преемника действующего президента. Для того, чтобы к 2008-му году набрать должный политический вес, г-ну Иванову нужно навести порядок в армии и обязательно добиться успеха в Чечне. А чтобы этого добиться, сначала нужно ввести в армии реальное единоначалие и превратить начальника Генштаба в исполнителя воли министра обороны.
Тихомиров, Лабунец и Ежков - другое дело. Эти генералы стали "жертвами" июньского налета боевиков на Ингушетию. Действительно, внутренние войска, коих на Северном Кавказе и в Ингушетии в частности просто пруд пруди, с большим опозданием отреагировали на масштабное выступление экстремистов, не оказали серьезной помощи местным милиционерам (точнее, той части милиции, которая с боевиками сражалась, - ведь часть ее, как выяснило следствие, участвовала в боях на стороне мятежников), а после боев позволила бандам спокойно раствориться то ли на чеченской территории, то ли просто разойтись по своим домам в родной Ингушетии. Действительно, за такое надо снимать (а желательно - еще и судить). Впрочем, те же претензии стоило бы адресовать и армейским частям, которых на Кавказе и в Ингушетии совсем немало, но привязывать отставку Квашнина к ингушским событиям нелепо - все-таки не начальник Генштаба отвечает за оперативное руководство войсками в зоне вооруженного конфликта.
В ингушских событиях проявилась не только прекрасная координация и боевая слаженность действий боевиков, которые за последнее время как оказалось, вовсе не потеряли управление отдельными отрядами, но главное - полное отсутствие такой координации у российских силовых структур и феноменально безобразную работу контрразведки и других спецслужб.
Но исправится ли положение после отставок? В этом есть самые серьезные сомнения. Военные и невоенные специалисты со времен первой чеченской войны говорят - кричат! - о необходимости создания единого командования всеми войсками, действующими в зоне конфликта, с тем, чтобы все части вне зависимости от ведомственной принадлежности выполняли приказы одного начальства, либо же формирование оперативной группировки только из армейских частей или же только из ВВ. Ничего сделано не было, - значит, ВВ будет, как и раньше, не особо спешить на помощь десантникам, армейский спецназ не будет помогать местным милиционерам и отрядам чеченской Службы безопасности, пограничники будут вести свою войну с бандитами, "комендантские роты" и всевозможные ОМОНы - свою. Такое решение может быть только политическим и приниматься на самом высоком уровне - генералы тут не при чем.
Нельзя забывать и о том, военная реформа, призванная сделать армию более боеспособной, в последнее время явно забыта. А с нынешним офицерским и рядовым составом армии - снимай генералов, не снимай - все равно не победишь сепаратистов.

**Война, которую стараются не замечать**

До того, как Ингушетия на несколько часов перешла под контроль исламских боевиков, власть - как федеральная, так и региональная - делала вид, что в этой республике все спокойно: почти ежедневные взрывы, перестрелки, "зачистки" и бандитские рейды объяснялись близостью к мятежной Чечне. Да и сейчас, после трагедии 22 июня, высокопоставленные чиновники, военные и спецслужбисты не желают признавать, что в Ингушетии идет своя собственная война, и участие чеченских боевиков в ней не имеет решающего значения.
Так же только пресса пока реагирует на взрывы и перестрелки в Дагестане. А они там происходят уже не просто ежедневно, а по несколько раз в день. Никто не желает признавать, что Дагестан готов к войне. Давно существует мощнейшее ваххабитское подполье - куда многочисленнее, разветвленнее и богаче, чем в Чечне при Дудаеве, открыто действуют "общественные" организации, являющиеся легальным прикрытием экстремистских военно-политических формирований, десятки, если не сотни тысяч "стволов" сосредоточены в схронах, на складах, в руках сомнительных охранных структур, таятся на чердаках и в подвалах частных домов. И самое главное - власть в регионе остается слабой и внутренне дезорганизованной, продолжает свирепствовать дикая коррупция, сохраняются противоречия между десятками проживающих в республике национальностей, между кланами и оргпреступными группировками, рыбной, икорной, торговой, нефтяной мафиями.
Именно этот клубок, а вовсе не вторжение нескольких сотен басаевских боевиков, сделал возможной (и неизбежной) войну 1999-го года. Тогда ее удалось выиграть вовсе не в результате успешных действий российской армии и частей МВД, а благодаря тому, что многие дагестанские кланы не желали передела власти и отчаянно боролись за сохранение своих позиций. Но ситуация, породившая в конце 1990-х годов появление своеобразной ваххабитской республики - Кадарская зона. Именно ее армейским частям пришлось брать с тяжелыми боями, с использованием авиации, танков и артиллерии. Чеченские боевики просто спровоцировали начало боев, а дальше с российской армией бились на 90% местные, дагестанские отряды.
И по размерам территории, и по численности населения Дагестан гораздо больше, чем Чечня и Ингушетия вместе взятые. Природные богатства, промышленность и сельское хозяйство там также не сравнимы с чеченскими и ингушскими, равно как и стратегическое значение Дагестана для России. Если война там перерастет в "горячую" фазу, а, похоже, все к тому и идет, погасить этот пожар будет крайне сложно. Войск и боевой техники не хватает для подавления бандформирований в Чечне и Ингушетии, - если же взорвется Дагестан, то России придется либо уходить с Восточного Кавказа, либо спешно приступать к мобилизационным мероприятиям в экономике и призывать на срочную службу десятки тысяч резервистов.
Можно ли избежать такого развития событий, - ведь оба сценария катастрофичны для страны? Возможно, еще какое-то время есть. Но власть должна перестать делать вид, что в Дагестане все спокойно, а начинать быстрые и очень решительные меры по ликвидации бандитского подполья, разгрому гнезд коррупции, созданию эффективной структуры местной власти в регионе. К сожалению, быстрые и эффективные действия пока не очень свойственны российской бюрократии. А если меры приняты не будут, останется только ждать повторения Чечни, только в гораздо более крупных масштабах.

**Злая пуля осетина**

Одной из самых важных тем последней недели оставалась ситуация вокруг Южной Осетии. На первый взгляд, в зоне грузино-югоосетинского конфликта ничего нового не произошло: грузинские и осетинские бойцы по ночам постреливают в сторону друг друга, но, похоже, тщательно целятся мимо, так как стреляют много, а убитых, слава Богу, нет ни с той, ни с другой стороны. Россия и ее миротворческие силы продолжают заявлять о нейтралитете, грузинский президент Саакашвили, как и прежде, обвиняет Россию во всех смертных грехах.
Но все-таки за последние несколько дней ситуация изменилась, и довольно сильно. Россия, продолжая демонстрировать свой нейтралитет и даже некую отстраненность от событий вокруг Цхинвала, произвела замену бронетехники югоосетинского миротворческого батальона. Новые боевые машины - 22 БМП-2 и 18 БТР-70, переброшенных в Южную Осетию взамен старых, - конечно, не такая уж большая сила, но она является внятным предупреждением грузинским властям, что рассчитывать на нейтралитет России в случае начала военных действий Тбилиси не может.
Некоторые обозреватели считают, что Михаил Саакашвили попал в трудную ситуацию. "Революции роз" в Южной Осетии не получилось. Провалился и аджарский сценарий, когда для свержения Аслана Абашидзе оказалось достаточной демонстрация силы и психологическое давление на аджарское руководство. Осетины же, в отличие от аджарцев, готовы сражаться. Грузинский же президент прекрасно знает, что его армия пока воевать не способна. Поэтому-то расчет и делался на нейтрализацию России, привлечение на свою сторону США и Евросоюза с тем, чтобы деморализованные осетины сдались без боя.
Не получилось. США, заявив о принципиальной поддержке Тбилиси и погрозив пальцем Цхинвалу, - мол, нужно договариваться!, - четко указали грузинскому руководству, что военную акцию против осетинских "мятежников" поддерживать не собираются. Европейцы же вообще предпочитают игнорировать закавказские конфликты - у них хватает своих проблем. Россия не сможет оставить без помощи своих граждан - а почти все население Южной Осетии имеет российские паспорта. Наш миротворческий батальон, сколь ни заявляй он о своем нейтралитете, в случае начала войны не сможет остаться в стороне, а удержать осетинские отряды из Северной Осетии, казаков и вообще добровольцев из России от помощи своим братьям по ту сторону Большого Кавказского хребта не сможет никто. Да никто и не станет их удерживать. В такой ситуации у Грузии на данный момент шансов на военную победу, о которой в последнее время все чаще говорит г-н Саакашвили, нет.
Как считают некоторые издания, война с осетинами может привести к мгновенному краху режима Саакашвили, который держится только на популярности, которая вправду громадна. Но популярность, в свою очередь, держится на том, что и свержение Шеварднадзе, и изгнание "аджарского льва" были бескровными. А тут - кровопролитие и поражение.
Что выберет Саакашвили - прекращение бряцания оружием и возобновление спокойного диалога с Цхинвалом (что, надо признать, с учетом менталитета обоих народов - дело очень непростое) или же военная авантюра, чреватая катастрофой - покажет время. Если грузинский президент выберет все же силовой вариант, очень может статься, что бессмертные лермонтовские строки "...но злая пуля осетина его во мраке догнала" очень точно выразят его же собственную политическую судьбу.

**Гибель ЮКОСа**

Интересная закономерность: весной 1991-го года первый вице-премьер и министр финансов Валентин Павлов официально заявил, что никакие купюры отменяться не будут. Всего через несколько суток люди получали инфаркты в безнадежных попытках обменять отмененные купюры. Прошло несколько месяцев - и президент Ельцин пообещал лечь на рельсы, если цены вырастут. Цены скакнули вверх с первой космической скоростью, а о рельсах первый президент России забыл. Потом, в 1998-м, помнится, он убеждал нас, что никакого дефолта не будет. Уже тогда наиболее умные сограждане кинулись снимать деньги со счетов: раз президент сказал, что не будет, значит, будет, и очень скоро. Они оказались правы...
История повторилась вновь. Совсем недавно президент Путин во всеуслышанье заявил, что государству невыгодно банкротство ЮКОСа, что компанию необходимо сохранить. Как следствие, стоимость акций ЮКОСа мгновенно взлетела, но, как выяснилось, радость по поводу того, что удушение компании теперь прекратится, была преждевременной. Сначала Михаил Ходорковский предложил властям принадлежащие ему акции в обмен на сохранение ЮКОСа. Этим он признал, что до сих пор является самым крупным акционером, хотя довольно долго утверждалось, что у Михаила Борисовича ничего не осталось. Дальше - больше: Ходорковский заявил, что Геращенко будет уволен с поста председателя правления компании, подтвердив, что рычаги управления компанией также остались в его руках. Вряд ли борцы с ЮКОСом обрадовались тому, что Ходорковский, оказывается, не только продолжает владеть 44% акций ЮКОСа, но и определяет политику компании. И они (борцы) решили нанести ЮКОСу последний, сокрушительный удар.
Сообщение о том, что акции главного предприятия ЮКОСа - "Юганскнефтегаз" - будут переданы "в специализированную организацию для продажи", почти у всех аналитиков вызвала одинаковую реакцию: если это произойдет, ЮКОС будет разгромлен и перестанет существовать, во всяком случае в нынешнем виде.
Аналитики спорят, кому достанется "Юганскнефтегаз" - государственным "Роснефти" или "Газпром", "Сургутнефтегазу", имеющему прочные связи в высоких сферах, "Сибнефти", которая, по некоторым версиям, и провернула всю многоходовку с арестом Ходорковского и вообще гонениями на ЮКОС. Все возможно (нельзя забывать и еще об одной возможности - продаже акций компании какому-нибудь иностранному стратегическому инвестору), особого значения для российской экономики это иметь не будет. Крушение самой крупной из отечественных компаний плюс дестабилизация нашего фондового рынка, да к тому же еще и потеря крупным бизнесом уверенности в завтрашнем дне, а следовательно, сокращение инвестиционных и благотворительных программ и усиление бегства капиталов за рубеж - вот вполне реальные, уже сейчас ощутимые последствия гонений на ЮКОС. Да и государству было бы выгодней пойти на компромисс - вплоть до согласия на прямое вступление во владение акциями, принадлежащими Ходорковскому. Ведь сейчас активы ЮКОСа можно будет продать только за очень небольшие деньги; по мнению экспертов, сумма, которую выручит государство, будет даже меньшей, чем при продаже "Славнефти", которая, как считает Счетная палата, была сильно занижена. Но государство, несмотря на каждодневные предупреждения с самых разных сторон об опасностях, подстерегающих его на тропе войны с ЮКОСом, были проигнорированы.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).