будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 11, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 17 - 23 июня

**Гадание на кофейной гуще продолжалось недолго...**

Только теперь оно "захватывало" не только предполагаемые шаги нового Генерального прокурора Ю.Чайки, но и назначение В.Устинова, который, по слова В.Путина, должен был получить должность, равнозначную занимаемой им ранее.
По мнению большинства журналистов, кадровое решение президента было напрямую связано с приближающимся циклом федеральных выборов (как парламентских, так и президентских). С одной стороны, у политиков и политологов существовало опасение, что различные противоборствующие кланы российской элиты в запале избирательной кампании постараются привлечь на свою сторону органы прокуратуры, чтобы, используя ресурсы государственного аппарата, усиливать свои предвыборные позиции. Как они считали, появление в здании на Большой Дмитровке по соседству с Советом Федерации исполнительного, "технического" Ю.Чайки, не находящегося под влиянием какой-либо из "Кремлевских башен" и напрямую подчиняющегося лично главе государства, вывело влиятельный орган государственной власти, ответственный за поддержания законности в стране, из этой борьбы. С другой стороны, ряд экспертов высказали предположение, что отставка В.Устинова, по их мнению харизматического государственного деятеля, серьезно ослабила силовую группировку в окружении В.Путина. Иными словами, получается, что, пытаясь "дистанцироваться" от предвыборной борьбы, президент, нарушив систему политических сдержек, "сыграл" на стороне одного из политических кланов. Правда, определенное удивление вызывает широко распространенное в среде журналистов мнение о том, что харизматик-генпрокурор, идеолог компании по борьбе с коррупцией, мог действовать вопреки мнению главы государства в интересах заместителя главы президентской Администрации И.Сечина, тем более что это обвинение подкреплялось только ссылкой на их родственные связи. Очень немногие обратили внимание, что по сути в СМИ "разыгрывается" та же карта, что и во время борьбы А.Чубайса и К? с тандемом начальника охраны президента Б.Ельцина А.Коржакова и тогдашнего руководителя ФСБ М.Барсукова, дети которых то ли состояли, то ли не состояли в браке ...
Не было согласия в СМИ и по вопросу о длительности руководства генеральной прокуратурой Ю.Чайкой. С одной стороны, ряд комментаторов говорят о то, что он является проходной неконфликтной фигурой. Другие же предполагают, что новый генпрокурор будет занимать свое должностное кресло долго, став, по сути, первым государственным чиновником будущего президента России.
Ряд экспертов полагают, что Ю.Чайка вероятнее всего проведет большую чистку в Генпрокуратуре, "вытеснив" команду предыдущего руководителя, но вряд ли будет осуществит кардинальные реформы в российской прокуратуре, не позволит ситуации выйти из-под контроля, дабы предотвратить перебои в работе важного сегмента российской правоохранительной системы. Правда, они не отвечают на вопрос о том, как ему удастся совместить "разгром" с сохранение эффективности и функциональности прокуратуры...
По мнению аналитиков, одновременно с кадровыми назначениями Ю.Чайка сделает подведомственный ему государственный орган менее политизированной структурой, начнет дистанцироваться от открытого участия в бизнес- и политических войнах, станет действовать значительно аккуратнее и тоньше.
Процесс "сватовства" бывшего генерального прокурора (его "отправляли" то на Северный Кавказ полномочным представителем президента в Южном Федеральном округе, то в Брюссель постоянным представителем России при европейских сообществах и т.п.) был недолгим. По видимому, Кремль, убедившись, что основная часть экспертов и аналитиков в очередной раз многословно обсуждали возможное кадровое решение главы государства, не имея, по-видимому, каких либо достоверных утечек информации, посчитал целесообразным достаточно быстро отказаться от неопределенности: практически одновременно с назначением Ю.Чайки было объявлено о том, что В.Устинов вошел в правительство и стал министром юстиции. Эта рокировка напомнила политологическому сообществу реплику Б.Ельцина на одном из заседаний правительства: "Не так сели", которой фактически было открыто премьерство С.Степашина. И реанимировала застарелое российское опасение "дедушки" И.Крылова: "А вы, друзья, как не садитесь..."

**Когда паны дерутся...**

Федеральные средства массовой информации не могли пройти мимо завершения трехмесячной процедуры формирования парламентского большинства в Верховной Раде Украины. Как и предрекали большинство российских аналитиков, наследники Майдана сумели сформировать "оранжевую коалицию". Президент В.Ющенко практически согласился с претензией Ю.Тимошенко на кресло премьер-министра. Под виртуальной угрозой создания коалиции проющенковской "Нашей Украины" и Партии регионов В.Януковича младшие "помаранчевые" партнеры - социалисты А.Мороза, - отказались от претензий на спикерство в парламенте, а также от ряда влиятельных правительственных постов, которые занимали их представители в предыдущем правительстве Ю.Еханурова (в частности, министра внутренних дел).
Эксперты обратили внимание, что Ю.Тимошенко, еще не успев официально вступить в должность главы правительства, однозначно заявила о неизбежности пересмотра газовых соглашений с Россией. Этот шаг "газовой принцессы" был вполне прогнозируемым. С одной стороны, все время своего нахождения в оппозиции она критиковала киевское правительство и "Нафтогаз Украины" за январские договоренности с "Газпромом", которые, по ее мнению, противоречили национальным интересам Украины и самым отрицательным образом повлияли на состояние ее экономики. С другой, бывший-будущий премьер предполагает, что у страны не слишком значителен "запас прочности" и возможное повышение цен на углеводородное сырье, о котором неоднократно говорили представители российской политической и хозяйственной элит, может привести к тому, что на Украине разразится экономический кризис, осложнится социальная обстановка, обострится внутриполитическая атмосфера. Естественно, что ответственный политик, кадровые амбиции которого не ограничиваются нынешним государственным постом (во время кризисных событий в ходе многомесячных переговоров о создании правительственной коалиции, когда их судьба "висела на волоске", Ю.Тимошенко не исключила своего участия в борьбе за пост главы государства на следующих президентских выборах), будет предпринимать все возможные меры к тому, чтобы воспрепятствовать росту цен на столь важный энергоноситель.
Не осталось без внимания аналитиков и то, что Ю.Тимошенко выступила со своим заявлением вскоре после того, как новый посол США в Киеве Уильям Тейлор обещал помочь Украине, если она решит пересмотреть газовые договоренности с Москвой. По их мнению, совсем не случайно то, что именно накануне саммита "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге столь резко стало возрастать давление на Россию: вопрос энергобезопасности Европы обещает быть одним из самым острых и дорогостоящих на заседаниях G8, и стороны, обладающие серьезно различающимися интересами, стремятся подойти к встрече, имея более выгодные для себя позиции. И Украина, борясь за самовыживание, похоже, является всего лишь одним из рычагов воздействия на Кремль игроков действительно мирового масштаба. При этом, как считают очень многие эксперты, Москва обладает не слишком уж большими ресурсами для того, чтобы "быть первой скрипкой" в определении правил игры на углеводородном рынке: отсутствие развитой трубопроводной инфраструктуры, позволяющей либо обойти территорию Украины и поставлять газ непосредственно в страны Западной Европы, либо переориентировать потоки энергоносителей с Европы на быстроразвивающиеся азиатские рынки, делает Россию в определенной степени "заложницей" украинских амбиций и проблем, особенно, если их подкрепляют влиятельные внешнеполитические силы. В результате фактической транспортной монополии Киев не оставляет надежду превратить Украину из транзитной территории в доминантную страну, влияющую на ценовую политику как производителей, так и потребителей газа. Однако столь амбициозная "голубая мечта" вряд ли будет воплощена в жизнь.
В то же время, предположения политологов о возможном очередном обострении российско-украинских отношений и новом раунде "газовой войны" в осенне-зимний период, несанкционированном "техническом отборе" "Нафтогазом" углеводородного сырья имеют очень немного шансов на реализацию: вероятнее всего, большинство принципиальных вопросов будут разрешены в Санкт-Петербурге в июле, и позже Москва с Киевом будут заниматься только техническими вопросами, связанными с поддержанием внутриполитической стабильности, порой изумляя наблюдателей неожиданными политико-экономическими кульбитами. А "синюю птицу удачи" получит сидящая на горе мудрая обезьяна, долгое время наблюдавшая за схваткой в долине льва и тигра.

**"Мы не жлобы..."**

В сфере строительства во всех странах и во все времена с соблюдением законности, а тем более прав и интересов простых граждан всегда было, есть и, к сожалению, будет очень непросто. Недаром всевозможные мафии по всему миру отмывают деньги в первую очередь через строительные фирмы. Насколько, мягко говоря, недобросовестен строительный бизнес в Москве жителям столицы отлично известно: скандалы вокруг "Донстроя", "строительные пирамиды" - все это печальные московские реалии. Но то, что в последние недели происходит вокруг группы жителей Южного Бутова, поражает даже самое сильное воображение. Не будет преувеличением утверждение, что конфликт в Южном Бутове в последние дни приобрел федеральный масштаб: о нем пишет центральная пресса, на месте противостояния полутора сотен жителей с ОМОНом присутствуют представители всех телеканалов.
Началась южнобутовская история просто: земли, на которых расположены дома т.н. "частного сектора", то есть обычные пригородные избушки, по решению московского правительства передаются под многоэтажную застройку. Жителям деревянных хибар взамен утерянного предоставляется жилье. Часть южнобутовцев согласились переселиться в малогабаритные квартиры в многоэтажках, но несколько десятков категорически отказались, сославшись на то, что коммерческая стоимость земли, подлежащей отчуждению, гораздо выше той, что заложена в стоимость предоставляемых им квартир. Для разрешения возникшего на этой почве конфликта столичные власти призвали ОМОН, на помощь взбунтовавшимся южнобутовцам прибыли жидкие когорты лимоновцев. О сопротивлении маленькой группы граждан произволу московских властей заговорили по всей России.
В этой печальной истории удивляет лишь одно: самоуверенность, с которой действуют московские власти. Это в советские времена людей могли переселить куда угодно, если земля, на которой стояли их дома, для чего-то понадобилась власти - хоть в бараки, хоть за тридевять земель. Но тогда ведь большинство жилого фонда принадлежало государству, а частное жилье, то есть те же избушки, отбирались и заменялись на квартиры (кстати, государственные) легко и непринужденно. Но в государстве с рыночной экономикой так поступать все-таки нельзя. И если мэр Москвы Юрий Лужков, не обращая внимания на протесты граждан, защищает недобросовестных застройщиков, значит, столичная власть окончательно потеряла чувство страха перед нарушением закона и перед возможным взрывом народного негодования. Что, впрочем, неудивительно: теперь мэру столицы не надо бороться за голоса избирателей, их интересы можно просто игнорировать. Да еще оскорблять: недавно он назвал тех жителей Южного Бутова, которые не желают переселяться, "жлобами"...
Московские власти утверждают, что все, что творится вокруг Южного Бутова, соответствует закону. Если это так, получается, что законы в нашей стране крайне несовершенны. Впрочем, есть серьезные сомнения в том, что все делается по закону: так, одна из семей, переселившаяся в новый дом, не получила ни документов на жилье, ни ключей от квартиры. Если бы выборы мэра не были заменены назначением, то Юрий Михайлович наверняка обратил бы внимание на этот вопиющий случай, а не ругал бы несогласных "жлобами". Поостерегся бы...
А теперь мятежные южнобутовцы протестуют под лозунгом: "Мы не жлобы, жлобы - не мы..."

**Разводка по-люксембургски**

Бурная история о том, как российская "Северсталь" и люксембургский металлургический гигант Arcelor сначала полюбили друг друга, а вскоре разбежались по своим углам, полные обид, формально не закончена. Окончательное решение будет принято акционерами Arcelor, но можно без колебаний предположить, каким оно будет: "Северстали" будет отказано в объединении с люксембуржцами, а они сольются с транснациональным гигантом Mittal Steel, против недружественного поглощения которым так долго боролись.
История любви и развода "Северстали" и Arcelor на первый взгляд выглядит странно: люксембургская компания, не желая соглашаться на поглощение со стороны Mittal Steel, согласилась объединиться с крупной российской металлургической компанией. Отечественная пресса (надо отметить, что она отреагировала на триумфалистские заявления высокопоставленных должностных лиц) громогласно объявила о выходе российских металлургов на мировые рынки, о начале нового этапа отношений наших компаний с западными - наконец-то нас за рубежом начали принимать как равных, допускать к приобретению серьезных активов!
Интересно отметить: в течение месяца, покуда продолжался "медовый месяц" между Arcelor и "Северсталью", радетелями объединения с российской компанией был менеджмент люксембургской фирмы, в то время как большинство акционеров сомневались в целесообразности такого слияния. И вот - внезапный поворот событий: в конце недели совет директоров Arcelor одобрил слияние, но не с "Северсталью", а с концерном Mittal Steel. Причины просты: Mittal Steel, убоявшись того, что вторая по величине сталелитейная компания объединится с "Северсталью", предложил ей самые что ни на есть щадящие и выгодные условия взамен жестких принципов поглощения, на которых настаивал до начала "романа" между Arcelor и "Северсталью".
Нет сомнений в том, что все это - блестящая пиар-акция руководства Arcelor, которое таким образом вынудила Mittal Steel предложить ей выгодные условия объединения. О том, что с "Северсталью" никто объединяться и не думал, свидетельствует и то, что на заседание совета директоров люксембургской компании не пригласили никого из "Северстали", о то, что решение совета директоров было единогласным. Нельзя не отметить, что представители люксембургских властей, комментировавших решение совета директоров Arcelor, которые, не дождавшись решения собрания акционеров, говорили о том, как полезно было бы объединение Arcelor с Mittal Steel. Иными словами, Arcelor использовала "Северсталь" для банальной разводки. Как сказали бы где-нибудь в Сибири при аналогичной ситуации, люксембуржцы "развели как лоха" руководителя российской компании Алексея Мордашева...
"Северсталь", наверное, хорошая компания, она, возможно, рано или поздно выйдет на мировые рынки. Но в настоящее время ее руководство показало, что там (на мировом рынке) ему не место: дать себя так незамысловато провести, устроить шумиху на весь мир и стать посмешищем... Нет, это пока еще далеко не менеджмент мирового уровня.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).