**На что бы деньги потратить?**
На прошедшей неделе центральная пресса была озадачена довольно странным событием: на традиционной встрече президента Путина с членами кабинета министров глава государства поручил правительству в две недели представить графики со сроками и исполнителями крупных национальных проектов.
По мнению некоторых изданий, ситуация свидетельствует о том, что президент в который раз берет на себя штурвал управления экономикой, то есть занимается тем, для чего, собственно, существует правительство Российской Федерации. Президентское дело - осуществлять общее стратегическое руководство государством, определение генеральной линии, по которой движется страна и общество, а не раздача экономических заданий и тем более не контроль над их исполнением. Видно, члены правительства, в первую очередь премьер Фрадков и министры финансово-экономического блока, Греф и Кудрин, клинически не способны договориться ни о чем - ни об основных направлениях работы, ни о конкретных проектах. А зачем, собственно, нужно работоспособное правительство, ежели есть Администрация президента, полностью дублирующая его функции, которая и выше по неофициальному статусу, и отвечает непосредственно перед Самим? Но тогда лучше правительство вообще упразднить, а его функции передать АП. А совсем хорошо было бы назвать АП кабинетом министров... Но тогда "серые кардиналы" российской политики и экономики окажутся в свете софитов, им придется слишком много чего объяснять, а они этого ой как не любят. Да и ответственность за все, что делается (и не делается) придется брать на себя...
Национальные проекты, о которых говорил президент, направлены на восстановление промышленной и транспортной инфраструктуры и должны финансироваться из средств недавно созданного Инвестфонда. Когда вся эта история затевалась, выяснилось, что у властей нет никаких инвестиционных планов: министры-финансисты хотели бы досрочно выплатить долги России зарубежным странам, а отраслевики жаждут увеличить финансирование подведомственных им структур. Но президент приказал - и проекты в срочном порядке появились. А то, что Путину пришлось лично ставить задачу министрам обеспечить проекты графиками исполнения, говорит о том, что заниматься этим делом кабинету министров все равно не хочется.
Раз Путин приказал, проектами все равно займутся. Правда, некоторые газеты выражают сомнения в том, что из этого выйдет толк. Пресса, в частности, цитирует слова вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Игоря Юргенса, указывающего, что в отсутствии реальной борьбы с коррупцией деньги Инвестфонда могут попасть совершенно не туда, куда планируется. Кроме того, по мнению Юргенса, для реализации масштабных проектов необходимы менеджеры соответствующей квалификации, о существовании каковых в госструктурах ничего не известно.
Хорошо, конечно, что президент Путин самолично пытается сдвинуть с мертвой точки неповоротливую машину государственного управления, но мировой и отечественный опыт показывает, что самый энергичный и талантливый руководитель не может самолично управлять всем. Талант и энергия начальника любого ранга заключается не в том, что он делает один всю работу, а в умении формировать команду квалифицированных профессионалов. Вот этого как раз в наших госструктурах, в частности, отвечающих за ситуацию а экономике, и нет. Значит, сколь бы ни были хороши президентские попытки поднять инфраструктуру и транспорт, особого толка достигнуть все равно не удастся.
**Стоп-кран**
После того, как градус недовольства российских автовладельцев постоянно растущими ценами на бензин достиг наивысшего градуса, правительство наконец-то решило принять меры (наверное, роль сыграли не слезы простых владельцев "жигулей" и "москвичей", а озлобление чиновников, которые вынуждены заправлять свои авто за те же деньги). Как бы то ни было, на прошлой неделе пресса комментировала решение, принятое ведущими отечественными нефтяными компаниями (ЛУКОЙЛ, ТНК-BP, "Роснефть", "Сибнефть", "Сургутнефтегаз" и "Татнефть") не повышать до конца года цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. Договоренность об этом была достигнута на совещании у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко. Нефтяники, отметили СМИ, "согласились с необходимостью стабилизировать цены без всяких предварительных условий, не привязывая свое решение к каким-либо решениям правительства". По мнению ряда журналистов, на решение нефтяников явно повлияло "дело ЮКОСа", после которого прежде всего компании, работающие в этой отрасли опасаются "раскулачивания".
Казалось бы, автолюбители могут вздохнуть спокойно. Однако некоторые информированные издания считают, что на пути замораживания цен на бензин (а вообще-то они так заоблачно высоки, что небогатые автовладельцы уже предпочитают ездить наземным транспортом) есть немало терний. Во-первых, антимонопольное законодательство предусматривает наказание за сговор с целью установления монопольно низкой цены, то есть компании, подписавшие соглашение о фиксированных ценах, могут попасть под статью.
Эксперты считают, что до Нового года владельцы автомобилей могут спать спокойно - три-четыре месяца соглашение о замораживании цен продержится, да и потребление бензина в мире в холодный период сильно снижается. Еще один взлет мировых цен на нефть может произойти в случае крупномасштабных катастроф мирового масштаба - например, начала войны в Иране, Саудовской Аравии или Венесуэле. Но это, к счастью, маловероятно. Другое дело, что ситуация на Ближнем Востоке, в значительной мере формирующая мировые цены на нефть, остается достаточно напряженной для того, чтобы цены не падали, и потребление нефти Китаем продолжает расти. Значит, уменьшения цен на бензин ожидать не приходится.
Безусловно, мировая цена на нефть заставляет поднимать цены на внутренних рынках, но страны-нефтеэкспортеры имеют отработанные схемы поддержания цен на невысоком уровне для собственных граждан. Для этого приняты законы, согласно которым цены на нефтепродукты на внутреннем рынке регулируются государством; поэтому автовладельцы Ирана, Венесуэлы, Кувейта, Аравии или ОАЭ не слишком страдают от сверхвысоких цен на нефть на мировом рынке. В России такого закона нет и, надо полагать, пока нефтяные компании "делятся" своими доходами с чиновниками и депутатами всех уровней, его и не будет. А без него все соглашения о фиксированных ценах - всего лишь паллиатив, временное и очень шаткое решение проблем.
**Не бывать олигарху депутатом**
Все-таки не дали Ходорковскому побороться за депутатское место в Госдуме. На прошедшей неделе ситуация с выдвижением кандидатуры экс-владельца ЮКОСа в нижнюю палату Федерального Собрания завершилась, причем по самому нелепому сценарию. Сперва тюремное начальство несколько дней тянуло с пересылкой заявления Ходорковского в Центризбирком, затем - это уже просто верх издевательства над избирателями (ведь дело-то не в Ходорковском, а в том, что он стал политической фигурой и кто-то собирался за него голосовать) - сей документ никак не доходил по почте из "Матросской тишины" до ЦИКа. То есть несколько дней письмо тащилось из одного серьезного госучреждения, расположенного в Москве, в другое, еще более солидное, и расположенное тоже в Москве. Скажут - всякое, мол, бывает, известны случаи, когда письма шли десятилетиями, но обычно по Москве письмо идет сутки, максимальный срок - три дня. Поверить в то, что именно заявление Ходорковского в ЦИК совершенно случайно попало в ту сотую долю процента писем, которые не приходят в срок, не поверит никто.
А тем временем суд спешно отклонил кассационные жалобы по делам Ходорковского и его подельника Лебедева, скостив им сроки с девяти до восьми лет, оставил их за решеткой, лишив таким образом Ходорковского возможности баллотироваться в Думу. То есть в то время как почтовая связь России изо всех сил затягивала пересылку заявления, суд сработал на удивление оперативно, что так же прозрачно намекает на его пристрастность, как и замедленность в работе почты.
Мало кто сомневается, что сам Ходорковский, устроив путаницу с адвокатами, старался максимально оттянуть момент рассмотрения кассационной жалобы по существу и, как следствие, момент вступления приговора в силу. И то, что адвокат Падва скрылся в больнице с той же целью - понятно. Но Ходорковский и его соратники пытались добиться своих целей методами, в которых нет ничего противозаконного, а его оппоненты использовали, говоря юридическим языком, служебное положение, причем очень высокое, для того, чтобы добиться личных целей. Поэтому нельзя говорить, что "оба хуже", неправильно сравнивать методы самого известного российского заключенного и его высокопоставленных противников.
Забавно, что высокие инстанции своим идиотским поведением подтвердили тот факт, что они боятся Ходорковского. Хотя бояться-то его совершенно нечего. Значит, те, кто борется с бывшим олигархом, а кто это персонально - Устинов ли, Сечин или кто другой - неизвестно, люди, мягко говоря, неумные. Сами устроили безобразие с ЮКОСом, сами растерялись, перепугались, дали со страха неприличный по размерам срок. Ну ладно, хотели довести "дело ЮКОСа" до конца, сохранить хорошую мину при никудышней игре. Но потом, когда Ходорковский решил выдвинуться в Думу, чего было бояться? Или в горячечном воображении тех самых, имен которых мы точно не знаем, уже материализовался образ сверкающего очками Михаила Борисовича во главе колонн право-левой оппозиции, штурмующей Кремль?
Власть сама изо всех сил делает Ходорковского героем и знаменем оппозиции. Он-то, бедный, день за днем показывает, что в герои и лидеры не годится - пишет слабые и нелогичные письма "к народу", выдвигает путаные и нелогичные теории, демонстрируя, что без штата могучих аналитиков сам он ничего не понимает в том, что происходит в России и что с ней надо делать. Но власть своими фобиями, странным образом перемежающимися со вспышками наглости (вроде истории с почтой) толкает и толкает Ходорковского к вершинам политической славы. Если Генпрокуратура будет действовать так же, она может довести заключенного и до президентского кабинета. Причем без всякой помощи "прогрессивной общественности", Запада и его самого.
**Он нарочно разбился**
В российской внешней политике прошедшая неделя была богата событиями: грузинские войска попытались то ли убить, то ли захватить президента Абхазии Багапша, присутствовавшего на национальном празднике в Южной Осетии, Юлия Тимошенко призвала россиян не больше ни меньше "любить Путина", а Литва решила не отдавать России разбившийся на ее территории самолет Су-27 и его пилота.
Последнее событие самое нелепое. С Грузией все ясно: эта "маленькая империя зла", как ее называл покойный академик Сахаров, все равно будет пытаться силой вернуть отколовшиеся республики, а Тимошенко пытается наладить контакты с пророссийскими силами на Украине, для чего и хвалит Путина. А вот с Литвой - совершенная ерунда: вторжение российского самолета в ее воздушное пространство, как "предполагают" литовские следователи, имело целью выявить надежность НАТОвского прикрытия Прибалтики, то есть являлось провокацией. То, что эта версия не выдерживает ни малейшей критики, никому объяснять не надо: самолет шел со включенным сигналом SOS, и если западные расчеты ПВО слегка знакомы с международными нормами и вообще руководствуются здравым смыслом, сбивать его они бы все равно не стали. И вообще предполагать, что истребитель разбился нарочно, чтобы проверить работу западных сил ПВО, просто смешно.
С Литвой все понятно: маленькая страна после вступления в НАТО и ЕС крайне озабочена тем, чтобы Европа и США не дай Бог не забыли о ее существовании, вот и раздувает скандал на пустом месте. Как, впрочем, и Латвия, и Эстония, и гораздо более крупная Польша.
Обидно другое: наша авиация, как показал грустный эпизод с Су-27, находится в ужасном техническом состоянии, если боевой истребитель заблудился в Балтийском море и двигался вслепую. Плохо то, что военный летчик, как утверждает наше командование, не знает английского языка и поэтому не мог объясниться с литовскими наземными службами - до сих пор никто не сомневался, что военные летчики, летающие на машинах такого класса (Су-27 все-таки не "кукурузник"), не владеют самым распространенным в мире языком хотя бы в той степени, чтобы коротко объяснить самые простые вещи. Как так получается: денег в России (спасибо Господу, направившему в наши недра такое количество нефти и газа!) столько, что власти не знают, куда их девать, а средств на самые неотложные нужды не хватает. Например, на поддержание в работоспособном состоянии боевой техники, на обучение личного состава. Странно, так как развитие армии и флота, если верить заявлениям высших должностных лиц в государстве, остаются приоритетными направлениями нашей политики. А тут - то "Курск", то батискаф, то самолет... Непонятно как-то.