будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 17, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 19 - 25 марта

**Очередные точки над "i"**

Центральной темой федеральных СМИ на прошедшей недели была встреча В.Путина с представителями бизнеса. В Зеленом зале Кремля собрались представители крупных предпринимателей, объединенные в РСПП, средних - "Деловую Россию", малых - "ОПОРУ". И хотя в заседании участвовали бизнесмены разных весовых категорий, некоторые издания почему-то именовали всех их "олигархами". Видимо, журналисты считали, что само занятие даже мало-мальски собственным делом автоматически превращает человека в олигарха.
По версии одной из газет, желание Кремля пообщаться с предпринимателями возникло у президента после знакомства с докладом Г.Грефа, в котором министр экономического развития и торговли объяснял рост инвестиций лишь в 7,8% (незначительные масштабы сравнимы только с 1993 г.) тем, что притоку инвестиций мешает в том числе и недоверие бизнеса к власти. Если же лед подозрительности будет растоплен, в страну придут французские, американские, канадские, японские компании, будет расширен рынок сбыта российского газа и нефти.
Перед встречей эксперты утверждали, что главная интрига встречи в полном отсутствии интриги. Дело в том, что никто из предпринимателей не ждал от нее каких-либо прорывных результатов, предполагая обменяться мнениями с главой государства и постараться выйти "на рутинный механизм взаимодействия президента с бизнесом". Действительность, в очередной раз, оказалась богаче на сюрпризы, чем мыслили представители бизнес-сообщества: президент заявил, что он выступает за сокращение срока давности по приватизационным сделкам с 10 лет до трех!
По сути, отметили комментаторы, президент в очередной раз сказал, что возврата в прошлое и передела собственности не будет, подкрепив это заявление конкретными предложениями. Без сомнения, полагает пресса, это должно изменить атмосферу во взаимоотношениях властных структур и предпринимателей, "подсластить" жизнь российского бизнеса.
Но за словами должно последовать дело - принятие соответствующего закона и его настойчивое воплощение в жизнь. Что в нем будет сформулировано, как государственные структуры будут реализовывать принципиально верное решение президента, столь искусно правительство сумеет обойти подводные камни, имеющиеся на пути "приватизационной амнистии"? Ведь "именно в деталях прячется дьявол", или же "гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить". Предприниматели помнят о том, что, например, президент уже обещал решить вопрос с выкупом земель под предприятиями, но "воз и ныне там" - вопрос до сих пор не решен.
Однако пока общее настроение экспертов положительное - политический эффект от заявления главы государства огромен: теперь не только российские бизнесмены перестанут дрожать за собственность, полученную в 90-е годы, но и иностранцы смогут смелее инвестировать в российские активы, не опасаясь появления приватизационных "скелетов в шкафу". Если такое настроение продержится долго, у России есть шанс удвоить ВВП. А в это уже практически никто уже и не верит, даже некоторые министры федерального правительства.

**Если друг оказался вдруг...**

Все федеральные СМИ с огромным нетерпением ждали киевской встречи В.Путина с В.Ющенко. Учитывая, что Москва все еще продолжает формулировать новую линию в отношениях с властью в Киеве, журналистов интересовало - сумеют ли президенты двух славянских государств наладить межгосударственный диалог? Ограничится ли встреча только лишь официальными переговорами, или же в ее рамках предусматривается и неофициальная часть, своеобразная "беседа без галстуков"? Будет ли сохранена интрига в разрешении противоречий, возникших в последние два месяца и развивавшиеся после крушения Советского Союза?
Большинство комментаторов склонялись к мысли, что от визита на Украину главы российского государства не стоит ждать "судьбоносности". Скорее за столом переговоров будут выявлены те болевые точки, уврачевание которых станет приоритетной задачей обеих сторон на ближайшее время.
И президенты, по мнению экспертов, оправдали ожидания. У них и диалог получился, и интрига была сохранена.
Все-таки не случайно Одесса находится на Украине. В.Путин, отправившись в Киев, надеялся, предполагают журналисты, получить ответы на давно заданные вопросы, но услышал он, как правило, скорее встречные вопросы. Перебрасывали "мяч" на российскую сторону и В.Ющенко, и Ю.Тимошенко. Вопрос: "Готова ли Украина строить единое экономическое пространство?". Ответ: "Готова ли Россия немедленно создать зону свободной торговли, отказавшись от каких-либо наднациональных тарифных органов?". Сразу видно, что "словесные кружева" будут плестись довольно долго, при этом на самом высоком уровне: главы государства, отказавшись от межправительственной комиссии по сотрудничеству, создали совместную комиссию Путин-Ющенко из четырех комитетов (по обороне, международным отношениям, экономике и гуманитарным вопросам), оперативное управление которой будут осуществлять секретари Советов безопасности. Эксперты сразу же отметили, первое, что в результате из отношений между двумя странами была вытеснена премьер Ю.Тимошенко. И, второе, ждать конкретных договоренностей теперь можно лишь в отдаленной перспективе.
А две инициативы, с которыми выступил В.Ющенко, вообще, полагают аналитики, были неоднозначно восприняты российским руководством. Предложение проводить делимитацию границ по старым административным картам СССР гарантируют Киеву постоянные денежные поступления за проход российских судов в Азовское море. А стремление Украины, воспользовавшись привлечением Германии к создаваемому двумя странами газотранспортному консорциуму, отказать "Газпрому" в приобретении в собственность существующие украинских газотранспортных мощностей, вообще отбрасывает переговорный процесс на годы назад. Туда, откуда и Л.Кравчук, и Л.Кучма начинали свое знакомство с географией. Правда, замечают журналисты, тогда украинское руководство не имело столь мощных союзников за спиной - государства ЕЭС достаточно ясно демонстрируют свою заинтересованность в новой трубопроводной инфраструктуре, монопольным собственником которой не будет "Газпром" и которая способна обеспечить бесперебойные поставки углеводородного сырья в страны Западной Европы.
По мнению аналитиков, все эти заявления не позволяют говорить о том, что новое киевское руководство предлагает Москве строить отношения с "чистого листа". Скорее, полагают они, Украина выставляет для дискуссии исправленный старый текст. Да так исправленный, что Кремлю впору задуматься о перспективности выраженного ранее намерения "остаться в русле прежних договоренностей". Может быть, действительно, стоит забыть неформальные обязательства, связывавшие предыдущее украинское и нынешнее российское руководство и отправиться в новое "плавание" на постсоветском пространстве, как советует один из приверженцев "мягких" контактов с Киевом? Но, убеждены комментаторы, Россия скорее будет пытаться решить возникающие вопросы в рабочем порядке в рамках уже существующих структур. Не случайно В.Путин связывает свои надежды именно с этим. А надежда, как известно, умирает последней...

**Лучшая защита - нападение**

Председатель правления "Газпрома" А.Миллер выступил с заявлением, содержание которого удивило журналистов своей революционностью - он предложил отменить государственное регулирование на газ для всех промышленных предприятий уже в 2006 г. Комментаторы сразу же задались вопросом: почему этот ответственный шаг необходимо сделать единовременно именно в начале следующего года, без переходного периода до 2010 г., как ранее предлагало руководство самого газового монополиста?
Журналисты обратили внимание, что для воплощения идей А.Миллера необходимо решение правительства, которое пока их даже не обсуждало. Более того, руководство двух профильных министерств (Министерства экономического развития и торговли Г.Грефа и Министерства промышленности и энергетики В.Христенко) имеют противоположные точки зрения на развитие "Газпрома". В то же время, аналитики полагают, что вряд ли А.Миллер сделал бы столь ответственное заявление, не посоветовавшись с Кремлем. Учитывая, что уже не первый год реформа газовой отрасли проходит не по сценарию, подготовленному министерством Г.Грефа, а по схемам, подготовленным газовой корпорацией, ряд комментаторов предлагает с уважением оценивать лоббистские возможности главы "Газпрома", который сумел переиграть высокопоставленного правительственного чиновника, также входящего в достаточно немногочисленную "президентскую обойму".
Однако большинство экспертов прогнозирует, что даже если газовики выставят приемлемые условия для промышленных предприятий, цены на топливо вырастут раза в полтора. Следующим шагом в многоходовке будет, считают аналитики, повышение расценок на промышленную продукцию, следствием чего станут рост инфляции. Неизбежный рост цен сразу же ощутит на себе население, которому по планам "Газпрома", "голубое топливо" по-прежнему будет отпускаться по фиксированным ценам. Мультипликационный эффект от практически единовременной монетизации социальных льгот, повышения цен за жилищные услуги и роста цен на промышленные товары вполне способен самым резким образом осложнить общественную ситуацию, вызвать недовольство населения действиями власти и поставить страну на грань социального взрыва в преддверие парламентско-президентских выборов. Особенно учитывая то, что за примерами "недалеко ходить" - за недолгие полтора года по странам СНГ прокатилась череда "разноцветных революций", во время которых именно раскол между обществом и государственными структурами был одной из главных предпосылок успешности действий в какой-то момент немногочисленных оппозиционеров. Поэтому, считают комментаторы, вряд ли Кремль пойдет на поддержку столько рискованного экономического предложения.
Так что, предполагают многие журналисты, скорее всего компания даже не надеется на реализацию своей инициативы, но такой "атакой" просто предваряет борьбу за тарифы на будущий год. Они напомнили, что ранее завышенные предложения в сфере тарифного регулирования являлись лишь "начальной ценой" "газпромовцев" в длительном торге с другими государственными ведомствами ради достижения некоего компромисса, с которым затем россиянам приходилось жить.
Или же, высказывает "крамольную" мысль ряд экспертов, подобной инициативой глава "Газпрома" подталкивает руководство страны к мысли о необходимости кардинального реформирования своей компании?

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).