будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 2 - 8 декабря

**Съезд нервничающих победителей**

Важнейшим внутриполитическим событием, которое было прокомментировано всеми СМИ, стал прошедший в Екатеринбурге VI съезд "Единой России". Партия, имеющая конституционное большинство в парламенте, приняла очень амбициозную программу, в которой прописано в качестве политических целей буквально все, что только можно: переход от сырьевой экономики к инновационной, борьба с коррупцией и совершенствование системы государственного управления, решение демографических проблем и кардинальное повышение качества и уровня жизни большинства россиян.
Что ж, цели благие: найдите хоть одного человека в России, правых или крайне левых взглядов, который решился бы выступить против какого-либо из этих пунктов, - точно не найдете. Другое дело, что конкретные социальные и экономические проекты, продекларированные в программе, оказались еще не разработанными (или недоработанными), поэтому, как отметили некоторые газеты, вся программа напоминает предисловие к некоей стратегии развития, которые силами многочисленных пиар-компаний и научно-исследовательских центров плодятся в невероятном множестве. Каким образом партия собирается уводить Россию от сырьевой зависимости, снимать экономику с нефтегазовой "иглы", повышать уровень жизни и рождаемость, осталось неясным.
Съезд показал, что самая многочисленная партия, занимающая большинство мест как в федеральном, так и во всех региональных парламентах, отнюдь не чувствует себя уверенно: ярче всего об этом свидетельствовали резкие слова, прозвучавшие из уст главного единоросса Бориса Грызлова в адрес конкурентов, в особенности новой волны; хотя название "Справедливая Россия" и фамилия Сергея Миронова ни разу не назывались, все было совершенно ясно, что именно о них шла речь. Будь "Единая Россия" уверена в победе, ее руководителю не пришлось бы произносить гневные филиппики в адрес оппозиции, "любыми путями лезущей к власти".
На этом фоне несколько неожиданно выглядела поддержка, которую "Единая Россия" решила оказать переходу к выборам членов Совета Федерации взамен нынешней системы назначения. Понятно, что таким нехитрым способом "Единая Россия" хочет выбить почву из-под ног г-на Миронова, пытающегося превратить верхнюю палату Федерального Собрания в свой политический бастион. Еще до съезда единороссы открыто угрожали ему тем, что после выборов питерского городского парламента тамошние законодатели пошлют в Совет Федерации другого сенатора. Кроме того, идея "демократизации" Совета Федерации принадлежит все-таки Миронову, и все разговоры единороссов о том, что мироновский проект "сырой" и нуждается в доработке звучат неубедительно: "Единая Россия" в любом случае оказалась вынуждена поддержать идею своего главного и на данный момент самого опасного конкурента.
Не обошелся съезд и без некоторого скандала: в высшее руководство "Единой России", вопреки прогнозам, не был избран глава РАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин. Газеты в этой связи выдвинули две взаимоисключающие версии: согласно первой Якунина в последний момент не захотели "светить", так как в противном случае уже ни у кого не останется сомнений в том, что главный железнодорожник через полтора года станет президентом России. Вторая версия связывает конфуз с борьбой кремлевских группировок: якобы группа Игоря Сечина, которого молва наделяет политическим всемогуществом, при поддержке Сергея Шойгу и Юрия Лужкова, политические возможности которых не безграничны, но однозначно немалы, решила поставить Якунину барьер на пути к президентству. Впрочем, если это соответствует действительности, "Единая Россия" может перехитрить сама себя: у нас появилась и растет на глазах вторая партия власти, и почему бы преемнику, кто бы они ни был, не вступить в ее ряды?

**Пермская неожиданность**

Выборы в парламент недавно образованного Пермского края, по мнению прессы, с одной стороны, подтвердили давно существующую тенденцию практически повсеместного политического доминирования "Единой России", с другой - поразили экспертное сообщество неожиданным успехом Союза правых сил. Получив свыше 16% голосов и заняв почетное второе место, СПС явно воспрял духом: на предшествующих выборах в региональные законодательные собрания правая партия либо не участвовала вообще, либо показывала крайне плачевные результаты.
Хотя единороссы не достигли ими же установленной планки для регионов - 40% голосов - они все же показали, что являются правящей партией, которая может "рулить" законодательной властью в субъектах федерации, не особенно считаясь с оппозицией. А удача СПС, по мнению большинства газет и журналов, вовсе не демонстрирует некую новую тенденцию возрождения правых и либеральных сил, а является не более чем занятным исключением из правил, повторить которое где-либо еще скорее всего не удастся.
Пермский край исторически является "либеральным" регионом: демократы с конца 80-х годов ХХ века, когда прошли первые относительно свободные выборы Съезда народных депутатов, получали в Прикамье очень солидную поддержку избирателей. Очень важную роль сыграл и тот факт, что Никита Белых, нынешний председатель СПС, - пермяк и бывший вице-губернатор Пермской области. Еще более важно то, что губернатор области Чиркунов никогда не скрывал ни своих праволиберальных взглядов, ни дружбы со своим бывшим заместителем, переместившимся из вице-губернаторского в кресло партийного лидера.
По слухам, проникшим в печать, губернатор сыграл перед выборами в довольно странную игру: обеспечив хороший (но далеко не блестящий) результат "Единой России", он бросил все силы для того, чтобы второе место досталось симпатичной ему СПС. Якобы в Кремле многие высокопоставленные чиновники никак не могут прийти в себя от ярости, после того как благодаря усилиям Чиркунова СПС сделалась крупной фракцией пермского парламента - это было расценено как открытое проявление нелояльности.
При этом большинство СМИ предостерегает СПС от победной эйфории: результат, достигнутый в Перми, партии вряд ли удастся повторить где бы то ни было еще. Такой сильной организации, как в Пермском крае у СПС нет больше нигде, нигде нет и популярных на местном уровне лидеров. А харизма Никиты Белых, явно работающая в его родном Прикамье, абсолютно не действует в других центрах демократического движения - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Самаре он совершенно не популярен. Нельзя не отметить, что успех СПС все-таки нельзя связывать исключительно с электоральными традициями Пермского края, личным обаянием Белых и административным ресурсом Чиркунова: предвыборная кампания СПС велась весьма грамотно и энергично, лозунг социальной справедливости привлек на сторону правых даже многих людей старшего возраста, обычно голосующих за коммунистов. Это говорит о том, что правая идеология в России не мертва и в принципе способна привлечь к себе симпатии немалой части населения. Но сумеет ли СПС преодолеть инерцию распада, изменить стратегию и главные идеологемы, до последнего времени завязанные на общедемократические лозунги, давно осточертевшие большинству российских избирателей? Если СПС удастся стать либерально-консервативной партией с четкой идеологией, которая предлагает гражданам не либерально-европейские лозунги, а конкретную программу действий в интересах большинства населения, у правых есть шанс возродиться из пепла.
В последнее время эксперты и СМИ все внимательнее следят за попытками воссоздания новой правой партии на базе совершенно фантомной и прокремлевской партии "Свободной России" во главе с безликим Александром Рявкиным; согласно информации новостных агентств, ее лидером может стать хорошо известный демократ Михаил Барщевский. Что ж, если этот проект осуществится в России возникнет трехпартийная система (центр - "Единая Россия", левые - "Справедливая Россия" и правые - "Свободная Россия"). Но для того, чтобы превратить рявкинскую группку в реальную партию, понадобится многое - деньги, лояльность Кремля, новые энергичные лидеры, свежие идеи. Пермские выборы показывают, что в принципе реинкарнация правых возможна. Но только в том случае, если они действительно изменятся.

**Под прицелом - коррупция**

Еще одной важной темой, привлекшей пристальное внимание СМИ, стало состоявшееся в четверг заседание правительства. Рутинное мероприятие стало одной из интереснейших для прессы в силу того, что присутствовавший на нем министр юстиции Юрий Чайка зачитал доклад на тему коррупции и предложил стратегию подавления этой напасти. Министры поняли, что аресты в Фонде медицинского страхования - не какая-то пиар-кампания типа дела "оборотней в погонах" и не личный "наезд" на ненавистного большинству граждан Зурабова, а начало широкомасштабной чистки всего госаппарата.
То, что в последнее время, по словам министра юстиции, на взятках погорели целых 35 тысяч чиновников само по себе должно свидетельствовать о серьезности намерений борцов с коррупцией, но и это не самое главное. Замминистра внутренних дел А.Чекалин - предложил проверять движение денежных средств и имущества всех ответственных лиц и их родственников, что станет новацией в российском законодательстве, а именно такой закон вроде бы собирается принять Госдума. Если закон будет принят, банкам придется выявлять среди своих клиентов руководителей государственных органов всех уровней, политиков, судей и членов их семей, и передавать полученные данные Росфинмониторингу, превращающемся в результате в серьезнейший инструмент политической борьбы.
В принципе этот шаг должен приблизить Россию к антикоррупционной системе, существующей в развитых демократических государствах и его можно только приветствовать. Другое дело - как закон будет выглядеть в реальности, так как масса заинтересованных лиц - да что там, большинство бюрократического сообщества - будут готовы на очень многое для того, чтобы выхолостить его содержание. Пресса подчеркивает, что пока не понятно, кто после его принятия будет управлять активами госслужащих - ведь многие приходят на государственные должности из бизнеса с немалыми деньгами. Раньше ими управляли жены, родственники и прочие близкие люди, теперь же может оказаться так, что эти активы перейдут в управление специальных госорганов - например, госбанков. Но как они будут управлять этими средствами, не окажутся ли частные деньги лиц, перешедших на госслужбу, фактически приватизированными, насколько государство сможет быть эффективным в управлении этими активами? Ответов на эти вопросы пока нет. Сейчас главное, чтобы антикоррупционная борьба на привела к еще большему усилению государственного контроля над частным капиталом,- не потому, что этот принцип плох, а потому что государство раз за разом показывает свою неэффективность в этом вопросе. Но все же дело сделано: на повестку дня поставлен вопрос о действительно серьезных мерах, хотя бы в долгосрочной перспективе минимизировать (полностью одолеть ее невозможно) коррупцию.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).