**Предварительные итоги**
Одним из важнейших событий последней недели стал прошедший в Сочи саммит Россия - Евросоюз. По мнению СМИ, мероприятие стало преддверием предстоящего саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, на котором Россия впервые должна возглавить сообщество самых развитых стран мира. О том, что в Сочи действительно происходила своего рода "пристрелка" перед большой встречей в северной столице России говорит в первую очередь тематика саммита. Там обсуждались проблемы нераспространение ядерного оружия и других видов ОМУ, демилитаризация космоса, борьба с организованной преступностью, терроризмом, военная и энергетическая безопасность, - практически то же самое, что, как объявлено, будет обсуждать "большая восьмерка".
Решение России сначала встретиться с европейскими партнерами вполне логично: у России с Европой больше точек соприкосновения, чем с США и Японией. Во-первых, позиции нашей страны близки к европейским по одному из наиболее "горячих" международных проблем современности - иранской. В то время как США намерено добиваться ядерного разоружения Тегерана методами силового давления, вплоть до военных действий, Россия и Евросоюз настаивают на исключительно мирном решении этого вопроса. Неудивительно, что страны Старого Света, а Россия так или иначе тоже к нему принадлежит, решили согласовать позиции по Ирану до начала встречи в Санкт-Петербурге.
По поводу превращения России в ведущего игрока на мировом энергетическом рынке у Москвы и европейских столиц позиции тоже отчасти совпадают: Германия, Франция, Италия и Австрия не возражают против ориентации своей промышленности на российский рынок энергоносителей, так как они дешевле, чем ближневосточные. Важно и то, что таким поставкам не угрожают (точнее, угрожают в гораздо меньшей степени) политическая нестабильность и международные террористические организации. Американцы же очень болезненно восприняли стремление России проникнуть на рынки Южной Европы, так как это угрожает рентабельности их любимого "детища" - транспортного коридора Баку-Джейхан, который должен обеспечить доступ к нефти и газу Каспийского моря. Недавние договоренности России и Казахстана, открывшие доступ нашим энергокомпаниям на казахстанский рынок. Если учесть нарастающую "дружбу" с Узбекистаном богатая нефтью и газом Средняя Азия может оказаться в большей степени под российским вилянием, чем под американским. Такая перспектива не слишком пугает европейцев, и Россия, конечно, хочет воспользоваться разногласиями между западными союзниками по этому вопросу.
Тем не менее разногласия между Россией и Европой достаточно велики. В первую очередь они связаны с тем, что, по мнению руководства ЕС, Москва использует "нефтегазовое оружие" для достижения внешнеполитических целей: имеются в виду в первую очередь конфликты с Украиной и Грузией. Понятно, что европейские страны опасаются, что превращение России в монопольного поставщика газа даст ей возможность влиять на политику Евросоюза. Эти страхи подогреваются и странными, с европейской точки зрения, действиями руководства "Газпрома", который недавно попытался купить английскую газораспределительную компанию, что дало бы ему возможность диктовать цены на внутреннем английском газовом рынке. Помимо этого, европейские компании хотят иметь возможность самостоятельно работать на российском газовом рынке, к которому их пока не допускают, несмотря на многочисленные заявления Москвы о либерализации "Газпрома".
Как бы то ни было, несмотря на разногласия, существующие между Россией и Европой, наши страны настолько прочно связаны между собой, а общие интересы настолько велики, что можно не сомневаться в дальнейшем укреплении как минимум экономических отношений. И, возможно, именно европейская заинтересованность в контактах с Россией все-таки позволит успешно провести саммит "большой восьмерки", невзирая на все более жесткую по отношению к России позицию США.
**И все-таки ради объединения**
Самым скандальным событием, привлекшим внимание прессы, стал арест главы Ненецкого автономного округа Алексея Баринова. Как известно, все началось с предложения спикера Совета Федерации Сергея Миронова отправить в отставку четырех сенаторов, в числе которых был и представитель НАО Александр Сабадаш. Власти двух субъектов федерации - Республики Хакасии и Ненецкого автономного округа - категорически воспротивились решению главы Совфеда, поскольку, по мнению хакасских и ненецких законодателей, г-н Миронов не удосужился четко сформулировать претензии к сенаторам. Сразу после этого А.Баринова вызвали на допрос, обвинив в незаконном использовании средств в бытность его руководителем "Архангельскгеолдобычи".
Сам ненецкий губернатор, выступив перед журналистами, объявил, что дело, заведенное против него - политическое, что оно спровоцировано анонимными коммерческими структурами, желающими переделить нефтяной рынок региона и, как намекнул Баринов, действующими в пользу неких иностранных фирм. Одновременно с этим ненецкий парламент вновь отказал Совфеду в лишении полномочий сенатора Сабадаша. А затем Баринов был арестован и препровожден за решетку...
Надо сказать, что версия причине ареста Баринова как о эпизоде борьбы за передел ненецкого нефтяного рынка не выглядит достаточно убедительной, хотя противостояние между ЛУКОЙЛом и структурами, близкими к "Роснефти" действительно имею место уже в течении нескольких лет. И то, что уголовное дело против Баринова, как утверждает прокуратура, тянется аж с 1999 г., тоже выглядит странно: каким же образом тогда г-н Баринов был назначен федеральным инспектором в округе; что, в Кремле не знали об уголовном деле? Очень уж маловероятно.
Как ни странно, версия о том, что причиной столь жестких действий прокуратуры против ненецкого руководства стало его активное нежелание соглашаться с объединением НАО и Архангельской области поначалу оказалась на периферии внимания СМИ, хотя в день первого допроса Баринова его заместители прямо с телеэкранов говорили именно об этом. Действительно, слухи о том, что Архангельская область и Ненецкий автономный округ - следующие кандидаты на объединение после Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа ходили уже давно. Идея в общем-то простая: депрессивная Архангельская область в случае объединения с НАО получит хоть какие-то доходы в виде отчислений от экспорта нефти, а значит, финансовое бремя, которое сейчас несет федеральный центр, ослабнет. Другое дело, что делиться доходами с областью жители округа не спешат: в последние годы социально-экономическая ситуация в НАО значительно улучшилась. Понятно, что идея объединения никак не может быть популярной среди населения Ненецкого автономного округа.
По мнению некоторых изданий, федеральный центр просто не может себе позволить провал еще одной попытки укрупнения регионов; без сомнения, срыв объединения Адыгеи с Краснодарским краем сильно ударил по тем высшим чиновникам, которые являются ответственными за укрупнение регионов. Но если на жителей Адыгеи давить сложно, да и опасно, учитывая их кавказский менталитет и крепкие международные связи, то с Ненецким автономным округом дело представляется более простым. Впрочем, если население НАО начнет устраивать акции протеста, неизвестно, достанет ли у Москвы решимости настаивать на своем.
**Ящик Пандоры**
Референдум в Черногории, решивший судьбу последнего осколка Югославии - союза этой маленькой республики с Сербией - по мнению прессы, имеет чрезвычайно большое значение для России и вообще для процессов, происходящих на постсоветском пространстве. Непризнанные государства - Приднестровская Молдавская Республика, Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах вполне могут заявить, что легитимизация отделения Черногории - прецедент, который демонстрирует их право на самостоятельность. Недаром первым, кто взялся комментировать обретение независимости крохотной балканской республикой, стал президент Грузии Михаил Саакашвили. Он, естественно, заявил, что нельзя сравнивать ситуацию в Черногории, проголосовавшей на референдуме за отделение от Сербии, с ситуацией в Южной Осетии и Абхазии, которые, как известно, неоднократно высказывались за придание им статуса независимых республик. Глава Грузии, находящейся в состоянии перманентного конфликта с Абхазией и Южной Осетией уже на протяжении четырнадцати лет, вполне резонно сравнил признание независимости Черногории с ящиком Пандоры, который может оказаться источником нарастания споров о независимости не только в Грузии, но и в Татарстане, Чечне и других северокавказских автономиях.
Ужас г-на Саакашвили перед "черногорским прецедентом" вполне понятен: если мировое сообщество благосклонно посмотрело на волеизъявление черногорцев, ему будет трудно с точки зрения международного права обосновать отказ в том же абхазам и жителям Южной Осетии. Надо сказать, что Черногория - это все-таки только первый шаг: совсем скоро Европе придется решать гораздо более тяжелый вопрос о статусе Косово. Если Черногория все-таки была независимой республикой, объединенной с Сербией союзным договором, то Косово - автономная часть Сербии и с точки зрения международного права, во всяком случае в той версии, которой до последнего времени придерживалось мировое сообщество, никакого права на независимость не имеет. Если же Косово будет признано независимым государством, проблемы возникнут по всему миру - в тех странах, где существует национальный или региональный сепаратизм. А Независимость Косово получит наверняка, так как западные страны пойдут на все, чтобы ослабить ненавистную Сербию. Собственно, по этой причине и Черногория стала независимой: по сути ей предложили два варианта: или продолжать находиться в союзе с Сербией, страной-изгоем, либо отделиться от нее и броситься в объятия Евросоюза. Неудивительно, что большинство черногорцев проголосовали за "севрюгу с хреном", а не за солидарность с единоплеменными, но столь нелюбимыми Западом сербами.
Правда, г-н Саакашвили, скорее всего, беспокоится напрасно. Система "своих сукиных детей" сохраняется, и Грузия еще какие-то время будет восприниматься на Западе как страна победившей демократии, а абхазы и южные осетины - как наследники советского мракобесия и сателлиты недемократической России. А Чечня и Татарстан получат помощь в попытках сецессии в том случае, если отношения России с Западом серьезно ухудшатся. Впрочем, нет никаких гарантий того, что этого не случится...