будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 20 - 26 января

**Хинди - Руси - бхай-бхай?**

Важнейшим внешнеполитическим событием прошедшей недели стала серия визитов российских лидеров в Индию. Сначала великую азиатскую державу посетил вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов. После него гостем Дели стал президент Путин.
Неудивительно, что российские СМИ уделили освещению визитов много внимания. Индия - давний партнер нашей страны: еще со времен Советского Союза индийская армия получала в основном наше вооружение и боевую технику, и сегодня Россия остается основным поставщиком вооружений для Индии. Однако на сей раз стороны заключили несколько настолько масштабных соглашений, что можно говорить о превращении партнерства двух стран в стратегический союз, далеко выходящий за рамки обычного сотрудничества в военной сфере. Помимо поставок танков, боевых самолетов, организации производства авиадвигателей для индийских ВВС на местных предприятиях и других поставок военного назначения Россия собирается строить в Индии атомные электростанции и ГЭС, индийцы также получат возможность доступа к спутниковой навигационной системе ГЛОНАСС. Кажется, возвращаются советские времена, когда отношения между СССР и Индией характеризовались фразой "Хинди - Руси - бхай-бхай", что на хинди означает "Индия - Россия - дружба!".
Визиты Сергея Иванова и особенно Владимира Путина в Индию были организованы с размахом: так в Индии встречают только союзников. Однако в прессе все же прозвучали предположения о том, что российско-индийские переговоры при внешней идиллии по крайней мере в закрытой своей части были очень непростыми. Дело в том, что у нашей страны есть еще один стратегический партнер, претендующий на статус союзника - это Китай, у которого с Индией очень непростые отношения. Помимо того, что Китай продолжает удерживать часть индийской территории, захваченной в ходе войны в 1962 г., он развивает активное военно-политическое сотрудничество с враждебным Индии Пакистаном. Естественно, поставки российских вооружений и технологий Пекину вызывают резко негативную реакцию Дели. Особенное раздражение у индийцев вызвало решение Китая производить совместно с Пакистаном новый истребитель, двигатели к которому будут поставляться из России. По своим боевым возможностям он будет примерно соответствовать нашему МИГ-29 новейших модификаций, а значит, китайская и пакистанская авиация "догонит" индийскую по качеству вооружений (сейчас Индия имеет некоторое преимущество перед соперниками за счет имеющихся у нее на вооружении Су-30, МИГ-29 и французских "Миражей" новейших моделей, которые Китаю не поставляются).
Ситуация усугубилась в последние дни еще и тем, что Китай впервые испытал противоракетное оружие, уничтожив на орбите старый метеорологический спутник. По мнению экспертов, в том числе российских, для этого была использована ракета отечественного производства либо ее китайская копия. Кроме того, индийцев, и не только их, сильно удивила странная реакция российского руководства на китайский эксперимент: поначалу министр Иванов почему-то вообще отрицал сам факт испытания, а некоторые наши комментаторы, включая военных, изо всех сил защищали Китай. Очевидно, столь масштабные предложения по сотрудничеству индийской стороне сделаны для того, чтобы сгладить впечатление от чересчур тесной дружбы России с Китаем.
Москве придется решать, кто все-таки является приоритетным союзником России - Индия или Китай. В последнее время отношения между двумя азиатскими гигантами после некоторого "потепления" вновь начали обостряться: быстрорастущая Индия стала сильным конкурентом Китаю на мировых рынках, и Пекин вновь усилил давление на южную соседку. В этих условиях Москве в любом случае придется делать выбор.

**Гайки закручиваются**

Среди законодательных инициатив, получивших наиболее громкий резонанс в СМИ, стал внесенный в Госдуму группой депутатов законопроект, серьезно ужесточающий правила проведения публичных мероприятий и фактически позволяющий властям отменять любые массовые акции в целях предотвращения "противоправных действий". Один из его авторов, единоросс Владимир Семаго заявил, что их основная цель - "оградить общество от невольного вовлечения в акции протеста". Поскольку законопроект внесен членами фракции "Единая Россия", имеющей в парламенте конституционное большинство, он, скорее всего, будет принят, несмотря на противодействие оппозиции, которую поддержала "Справедливая Россия" и ее лидер, спикер Совета Федерации Сергей Миронов.
Смысл законопроекта, запрещающего массовые акции, понятен: таким образом должен быть поставлен заслон "оранжевым революциям". Однако, по мнению некоторых изданий, закон в случае принятия скорее сыграет дестабилизирующую, провоцирующую роль. Лишенная возможности легально протестовать, оппозиция просто вынуждена нарушать закон, и вместо мирных акций протеста мы получим массовые беспорядки на улицах наших городов. Причем их организаторами могут быть не коммунисты, не ненавистные властям лимоновцы, а любая группа граждан, недовольная какими-нибудь местными проблемами. Как, например, совсем недавно случилось в Барнауле, где люди сначала протестовали против повышения тарифов, а потом попытались взять штурмом здание местной администрации. Такие случаи могут повторяться, так как тарифы растут отнюдь не только в Барнауле.
К тому же близятся выборы в нескольких регионах, и это может вызвать обострение ситуации на местах. Конечно, заявление лидера национал-большевиков Эдуарда Лимонова о том, что "власть такими законами инициирует гражданскую войну или революцию" воспринимать всерьез не следует, но безобразий в результате принятия такого закона может быть достаточно. Кроме того, если деятельность оппозиции постоянно ограничивать, она неизбежно радикализируется и начинает привыкать к нарушениям законов. Вот это действительно опасно. Если сегодня национал-большевики, всякие Авангарды красной молодежи и "Обороны" не имеют массовой базы, то завтра их ряды могут пополниться теми, кто потеряет возможность легально выражать свои взгляды (ведь участие в митингах, демонстрациях и пикетах - это тоже способ выразить свои воззрения). Причем радикализируются не только левые и националисты, но и те, кто участвует в работе вполне законопослушных партий типа Союза правых сил и "Яблока".

**Выборные баталии**

Выстраивание партий и упрощение политического пространства в России продолжается: в преддверии региональных выборов в Дагестане сняты с дистанции КПРФ и СПС, в Тюменской области лишилась возможности участвовать в выборах в региональный парламент КПРФ. Дагестанские коммунисты были сняты из-за того, что три кандидата вышли из партийного списка - местные политики утверждают, что они были вынуждены пойти на такой шаг под сильнейшим давлением. Тюменские коммунисты выбыли из борьбы в силу того, что в документах 10 из 15 кандидатов были обнаружены нарушения: они сообщили неверные данные о своих доходах, имуществе, транспорте и банковских счетах. По мнению ряда изданий это означает серьезное изменение предвыборной практики: списки коммунистов раньше с выборов никогда не снимались, да и к СПС власть относилась более или менее лояльно. Некоторые органы печати считают, что снятие КПРФ произведено в интересах "Справедливой России": в регионах, где коммунисты подверглись снятию, "эсеровская" партия явно слабовата, и ей, по мысли организаторов снятия, должны перейти голоса левого электората.
С дагестанскими правыми - совеем другая история. Местный СПС контролируется одним из "сильных людей" республики - мэром Махачкалы Саидом Амировым, и отстранение СПС от выборов эксперты расценивают как удар по слишком самостоятельному махачкалинскому градоначальнику.
В принципе подобные "зачистки" избирательного поля лишают выборный процесс смысла: выборы проводятся в первую очередь для того, чтобы граждане имели возможность сформировать власть в соответствии со своими политическими взглядами. Всевозможные комбинации со снятием списков партий, имеющих электоральный вес (в том же Дагестане позиции КПРФ исторически сильны: на выборах в Госдуму в декабре 2003-го коммунисты получили 18,3% голосов) лишают политических прав значительную часть населения, в результате чего реальный расклад сил в политической жизни искажается. В самом деле, представьте себе: дагестанских левых в парламенте будет представлять "Справедливая Россия", совершенно не отражающая взгляды тех, кто голосует за коммунистов. Это ни что иное как попытка загнать реальную политическую жизнь "вглубь", сделать ее "вещью в себе". В результате политическая жизнь может контролироваться не демократическими институтами, а только спецслужбами или парамилитарными группировками, как в какой-нибудь латиноамериканской стране прошлого века.
Такие тенденции уже прослеживаются. Тот факт, что выборы в тувинский парламент вызывают серьезные сомнения с точки зрения беспристрастности избиркома и судебных органов этой республики спровоцировали затяжной кризис парламента, работу которого бойкотирует оппозиция, уверенная в том, что ее лишили законной победы. Еще тревожнее то, что снятие СПС в Дагестане сопровождалось исчезновением замглавы администрации Кизлярского района Магомеда Омармагомедова, члена этой партии: его машину нашли сожженной в лесу, и прокуратура республики возбудила уголовное дело по статье "Убийство". Если рассматривать как часть предвыборной кампании нападения, в том числе вооруженные, на офисы "Справедливой России" в Твери и Самаре, можно констатировать, что с демократией в нашей стране не все в порядке.
Да и как может быть иначе, если, по неподтвержденным слухам, попадающим в СМИ, на самом верху требуют, чтобы "Единая Россия" получила на региональных выборах 60%, а "Справедливая Россия" - не меньше 20%. Откуда взялись эти цифры, кто их придумал? Ведь они же совершенно не отражают политических взглядов населения, тем более что в различных субъектах федерации ситуация совершенно разная. Кстати, отдельные аналитики, занимающиеся Дагестаном, считают, что для того, чтобы итоги выборов были примерно такими, как того желает кое-кто в Кремле, там надо еще и снять список ЛДПР, что окончательно исказит реальную политическую картину.
Остается надеяться, что дагестанский и тюменский варианты не станут модельными для остальной России. В конце концов политические демиурги обязаны понять, что подобные игры в долгосрочной перспективе весьма опасны.

**Пустите "батьку" в Европу**

Несмотря на то, что газовый и нефтяной конфликты России с Белоруссией преодолены, пресса отмечает, что после них отношения между двумя странами ухудшились до предельной точки. Если российское руководство в последние дни о Белоруссии ничего не говорит, то президент Лукашенко продолжает заочно сражаться с нашей страной. Почти каждый день он тем или иным образом демонстрирует свою непримиримость к кремлевской политике: то он сетует на недостаток американских и европейских инвестиций, то требует диверсифицировать источники поставок нефти и газа, то объявляет транзитное положение Белоруссии ресурсом, сопоставимым с российскими нефтью и газом, - последнее можно расценивать как неприкрытый шантаж российского руководства. К концу недели Александр Григорьевич, постоянно клянущийся в том, что не поменяет суверенитет республики на энергоносители, объявил, что ни за что не согласится переводить финансовую системы своей страны на рубли, а собирается переводить ее на евро.
По мнению белорусского президента, у его страны гораздо больше оснований претендовать на введение евро: "У нас нет внешнего долга, у нас низкая инфляция, у нас трудолюбивый и терпеливый народ, у нас экономика на сто процентов работает, мы производим нормальные товары, мы всегда можем заработать деньги. И если бы Евросоюз открыл свои границы для наших товаров, мы бы спокойно конкурировали там: и по качеству, и по цене... Беларусь - страна и экономика, в силу своей экономической стабильности, экономического развития, больше, чем какая-либо другая на данном этапе готова к вступлению в Евросоюз и использованию евро", - сказал он. Теперь для г-на Лукашенко идеалом является не усопший Советский Союз, не Китай и даже не Венесуэла, а Швеция и Германия, о чем он тоже открыто заявляет.
Такой политический кульбит белорусского "батьки" не должен удивлять. Более того, его политика после того, как идея создания союзного государства с Россией - утопия является весьма своеобразным, но все же путем в Европу. В современном мире, особенно в Европе небольшая страна не может не входить в союз с одним из больших надгосударственных объединений, и Евросоюз в этом смысле выглядит весьма привлекательно.
То, что Белоруссия рано или поздно станет частью объединенной Европы, можно не сомневаться. А что в "европейской" Белоруссии для самого Лукашенко места не найдется (разве что в тюрьме), значения не имеет. Главное, что путь своей республике в Европу проторил именно Лукашенко, это факт.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).