будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 21 - 27 февраля

**На грани нервного срыва**

Одним из самых комментируемых событий недели стало совещание по проблемам подготовки к Олимпиаде-2014 в Сочи, прошедшее в здании агентства "РИА Новости" под председательством премьера Владимира Путина. Хотя не так давно руководство Международного олимпийского комитета, посетив олимпийские стройки, выразили полное удовлетворение и даже приятное изумление от масштабов и скорости строительства, выяснилось, что все очень далеко от идиллии (по поводу причин восторга комиссии МОК в СМИ ходят самые разные предположения).
То, что из-за кризиса бюджет госкорпорации "Олимпстрой" сократили на 33 млрд. это еще ерунда. Дело оказалось настолько плохо, что глава правительства обрушился на исполнителей олимпийского проекта. Министр регионального развития Виктор Басаргин сообщил, что "идет проектирование 104 объектов" и что "введены уже три объекта", что похоже на издевательство. Кстати, г-н министр "забыл" указать, что оные три объекта построены как раз частными инвесторами, на которых почему-то обрушился глава правительства.
Премьер потребовал от частного бизнеса или начать финансирование олимпийских объектов или отказаться от них в пользу государства. Подчеркнув, что любые проволочки с реализацией проекта недопустимы, премьер таким образом выразил недовольство темпами строительства. Не помог сгладить ситуацию проведенный перед совещанием телемост премьер-министра с сочинскими журналистами, радостно уверявшими главу правительства, что строительство олимпийских объектов идет полным ходом при одобрении всех сочинцев.
Кому, собственно, из "частников" Владимир Путин предлагал или начинать строить, или отдавать осталось неизвестным: на заседании из них присутствовал только Владимир Потанин, компания которого как раз ведет строительство в соответствии с графиком. Может быть, имелся в виду Олег Дерипаска, который взял на себя ответственность за множество олимпийских объектов, строительство которых так и не началось? Но глава РУСАЛа на мероприятии отсутствовал.
Владимир Путин вспомнил и о несчастных жителях Имеретинской долины, у которых отобрали земельные участки вместе с домами, предлагая взамен неизвестно что, непонятно где и неясно сколько. "По 4 тысячи человек надо отселять - куда вы их денете?" - спрашивал премьер-министр у мэра Сочи и губернатора Краснодарского края. Те отвечали уклончиво - в том смысле, что программа переселения есть, но пусть ее финансируют железнодорожники, поскольку людей сгоняют с земли из-за строительства железной дороги. Иными словами, проблемами жителей Имеретинской долины никто особенно не заморачивается - чай, не Таймыр, проживут как-нибудь и без крыш над головой. Премьер, впрочем, тоже не стал заморачиваться на этой проблеме...
Достаточно занятно прозвучало предложение Владимира Путина каждой из 15 республик бывшего СССР построить свою олимпийскую гостиницу - в национальных традициях, с национальной кухней. Так и представляешь себе сверкающие многоэтажные комплексы, сооруженные Таджикистаном или Киргизией...
Чем дальше разворачивается олимпийская стройка, тем больше обнажается как минимум страшный хаос в финансировании объектов, несогласованность действий государственных и частных подрядчиков, произвол в отношении обычных граждан, общая непродуманность олимпийского строительства. В условиях кризиса никто вкладываться в Сочи не желает, и это понятно. Создается впечатление, что с обострением кризиса олимпийские объекты придется забросить - денег, мол, нет, не до Олимпиады сейчас. Очень многие сказочно обогатятся от такого развития событий. А Сочи, и до начала олимпийских строек предельно некомфортный для жизни и отдыха, так и останется - утыканный коробками недостроенных гостиниц и ледовых дворцов, расчлененный отрезками недоделанных дорог, изрытый брошенными котлованами...

**...Куда бы их всех подевать?**

Некоторые печатные органы в последние дни комментировали внесенный в Госдуму законопроект, существенно исправляющий ст. 57-5 ЖК РФ, говорящую о предоставлении квартир гражданам, стоящим в очереди на квартиру. Сейчас очередникам обещают следующее: "Жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта)". В обновленном законе (трудно предположить, что поправка не будет принята) все по-иному: "Жилые помещения жилищного фонда субъектов РФ - Москвы и Санкт-Петербурга - по договорам социального найма могут быть предоставлены гражданам с их согласия в населенных пунктах, расположенных соответственно на территориях Московской области и Ленинградской области".
Итак, в ближайшее время начнут обретать плоть и кровь давние слова Владимира Ресина, главного московского строителя, о том, что в столице должно жить не более пяти миллионов человек. Пресса указывает на то, что Московская область немаленькая по размерам, и если очередник, работающий на Тверской, получит даже очень хорошую квартиру в Зарайске или в Лотошино, придется место работы ему менять. Например, переквалифицироваться из инженера в продавцы в ночном ларьке; чего-нибудь другого поселке городского типа Гадюкино не найдешь. Хотя и продавцом устроиться будет очень трудно: там конкуренция будет покруче, чем в Первопрестольной. И без того сотни тысяч жителей Подмосковья, особенно люди с высшим образованием, каждый день мотаются в столицу на работу - потому, что квалифицированной работы в Московской области почти нет. А тут еще к ним, тратящим многие часы на дорогу, прибавятся москвичи, осчастливленные новыми квартирами.
Создается устойчивое впечатление, что власти с развитием кризиса стали все больше раздражаться наличием в России огромного числа ненужного населения. Национальные проекты им, понимаешь, реализуй, зарплату плати, пенсии всякие... По дорогам не проедешь на "бентли" с нормальной скоростью (километров так 200 в час) - под колеса попадают... И они же еще чем-то недовольны. Куда-то надо этих людишек девать. Вот региональные власти желают отправлять лишившихся работы на стройки с выплатой минимальной зарплаты (чуть больше 100 долларов). А правящая партия предлагает безработным давать землю на Дальнем Востоке - ее там немерено. С глаз долой, пусть корчуют тайгу и сеют... Что у них там в Хабаровском крае сеют? Ничего? Вот пусть ничего и не сеют, это уже не наше дело, каждый - сам кузнец своего счастья... Землю дали - пусть будут счастливы. Хорошо бы еще документы отобрать, чтоб обратных билетов купить не могли. Как при Сталине. Он же всенародный любимец!
В эту логику отлично ложится идея выселить "лишних" людей из Москвы и Санкт-Петербурга. В свое время "патриоты" приписывали Маргарет Тэтчер слова о том, что в России слишком много людей - нужно миллионов 30-40, чтобы обеспечивать бесперебойную добычу и доставку на Запад нефти, газа, леса, золота там всякого... Впрочем, никто от самой Тэтчер этих слов, похоже, не слышал, ни один источник "патриоты" не приводят. Может, это наше родное начальство вложило собственную затаенную идею в уста ненавистной англичанки?

**Убийство из-за отставки**

Убийство в Москве генерала ФСБ в запасе Александра Рогачева пресса сразу связала с недавней отставкой его "крестного отца" - губернатора Орловской области Егора Строева. СМИ указывают на то, что покойный Рогачев, бывший зять Строева, хотя и развелся с его дочерью в 2002 году, был обязан стремительным карьерным взлетом во время службы и успешной коммерцией после ухода в запас бывшему тестю. Женившись на губернаторской дочери, он был простым майором - преподавателем Орловского училища связи - и за четыре года поднялся от майора до генерала, став первым заместителем начальника одного из главных управлений ФАПСИ.
После того, как тесть лишился поста спикера Совета Федерации ему стало труднее прикрывать довольно буйного зятя. После пьяного скандала с гаишниками - генерал в состоянии алкогольного опьянения, управляя автомобилем Mercedes 500, совершил ДТП - ему пришлось уйти в отставку. Но в области позиции губернатора были непоколебимы и Рогачев сделался владельцем крупного пакета акций орловского сотового оператора - ОАО "Реком" (впоследствии он продал его ОАО МТС) и контрольный пакет акций ЗАО "Кондитерская фабрика", одно время он был вице-президентом АФК "Система". По неофициальным данным, Рогачеву принадлежало множество предприятий в Орловщине, - некоторыми он владел совместно с шурином губернатора Александром Кустаревым.
Некоторые издания прямо указывают на то, что убийство Рогачева связано с отставкой матерого губернатора. Вся система власти (и связанного с ней бизнеса) с невероятной скоростью начала разваливаться. Один из ведущих чиновников Орловщины (тоже мгновенно получивший к должности приставку "экс") прямо сказал журналистам, что уголовное преследование сына заместителя Верховного суда России Александра Карпова (он долгое время работал в Орле, считался соратником Строева, и сын попался на взятке в том же городе), сложение сенаторских полномочий дочерью Строева Мариной Рогачевой и убийство ее бывшего мужа - звенья одной цепи. А депутат регионального парламента указывает: "Александр Рогачев вплоть до последнего момента был в числе тех немногих, кто имел постоянный доступ к губернатору и, возможно, пользовался его ресурсом для продвижения интересов разных бизнес-структур. Видимо, уход губернатора, а с ним и потеря лоббистских возможностей стали для него неожиданностью, и он не смог выполнить взятые на себя обязательства".
Принятое на самом верху решение об отставке губернатора вызвало цепную реакцию. Что неудивительно: в Орловской области (к несчастью, не только в ней) губернатор за долгие годы правления выстроил "вертикаль власти", основанную на кумовстве, слиянии власти и бизнеса и, мягко говоря, не слишком серьезном отношении к законам. Выпал из этой пирамиды главный кирпич - все и посыпалось.

**Очередная сырьевая зависимость**

Российские издания активно обсуждают слова министра финансов А.Кудрина о том, что даже при цене в 55 долларов за баррель ВВП России не выйдет в плюс. Слово - не воробей! Недоумение было развеяно последующим толкованием слов вице-премьера - Кудрин имел в виду только то, что при такой цене доходы бюджета все равно будут ниже запланированных осенью 2008 года.
Коллега Кудрина министр экономического развития Эльвира Набиуллина внесла собственные уточнения. Она считает, что рост ВВП России может быть зафиксирован при подъеме цены на нефть выше 50 долларов за баррель.
Эксперты отметили, что в очередной раз вопрос о благоденствии или кризисе в стране решается на нефтяных и металлических биржах. Оговорка Набиуллиной о том, что рост ВВП зависит не только от цен на нефть, но и от антикризисных мер правительства, похожа на неудачную попытку сделать хорошую мину при плохой игре.
Тем более, что СМИ многократно обсуждали тему развития отечественной промышленности в кризисной ситуации. Руководители промышленности уже заявили, что в нынешних условиях развивать реальный сектор экономики нет никакой возможности. При тех процентах по кредиту, которые предлагают российские банки, даже по мнению С.Чемезова, российская промышленность обречена. Выступление главы "Ростехнологий" в Государственной Думе не процитировал только ленивый. Нулевая рентабельность производства достижима при цене кредита не более 10-12%. Реальный же кредит, который можно сейчас получить от банка, предоставляется под процент, превосходящий указанные цифры в разы!
И это при том, что огромные средства государством "вкачаны" в банковскую сферу. Для чего? Для того, чтоб на эти деньги взвинтить до небес курс иностранных валют? Получается, что - да. Не поэтому ли правительство вдруг озаботилось непосредственной "доставкой" денег в реальный сектор? Поняв, что нет ни сил да и желания разбираться, куда банки тратят деньги из казны.
И вот в сухом остатке следующее. Золотовалютный запас похудел процентов на 40, курс рубля снизился процентов на 50, ВВП падает четвертый месяц подряд, растет безработица, кредиты не дают. Промышленность скоро встанет, высоко-низко-технологичная - любая. И заклинания властей о том, что из кризиса надо выйти обновленными, усилившимися, современными уже выглядят смешными.
Что ж, остается вслед за правительством уповать, что цены на нефть вырастут. И ничего больше не делать. Получится ли?

**Государственный интерес и частный карман**

На неделе СМИ обратили внимание на некоторые странные совпадения в деятельности государственных органов и компаний с государственным участием. ОАО "Аэрофлот" (51% акций у государства) рапортовал о получении очередных самолетов "Airbus-320", а государство приняло решение о докапитализации четырех компаний на общую сумму 30 млрд. рублей. Министр финансов А.Кудрин уточнил, что речь идет о допэмиссии акций и прямом вхождении государства в капитал этих компаний. Речь идет о докапитализации ОАО "РСК "МИГ" на сумму 15 млрд. рублей, "ММП имени В.Чернышева" на сумму 2,9 млрд. рублей, ФГУП "ГКНПЦ имени М.Хруничева" на сумму 8 млрд. рублей, "КАПО имени Горбунова" на сумму 4,128 млрд. рублей.
Обращает на себя внимание, что последнее предприятие в этом списке - отечественный производитель гражданских самолетов, в последнее время специализирующийся на выпуске близкого по характеристикам к "Airbus" самолета Ту-214. Получается, что одной рукой государство разваливает собственный авиапром, другой - вроде как - помогает.
Особенно поражает цинизм национального перевозчика, который даже в условиях кризиса продолжает поддерживать иностранную промышленность и обеспечивать ей рабочие места и доходы. В этом же ряду стоит и отказ от приобретения 100% дочкой ОАО "Аэрофлот" "Аэрофлота-Карго" от приобретения грузовых лайнеров отечественного производства Ил-96-400, которые уже построены и даже покрашены в цвета "Аэрофлота". И это несмотря на то, что именно под приобретение отечественной авиатехники компания получила таможенные льготы почти на полмиллиарда долларов на ввоз импортных самолетов. То есть, и в бюджет не платят, и от отечественных самолетов отказываются. И это - национальный перевозчик!
При этом СМИ отметили, что ОАО "Аэрофлот" до сих пор получает так называемые пролетные деньги - деньги за пролет самолетов иностранных авиакомпаний над территорией России. Ни одна другая компания доступа к этим средствам не имеет. А это еще ни больше ни меньше как треть миллиарда долларов в год. Что примерно равно общей годовой прибыли "Аэрофлота".
Получается, что государству от деятельности национального перевозчика нет никакой выгоды, считают эксперты. Все, что заработано, потрачено на себя, а прибыль - она материализуется на счетах "Аэрофлота" от деятельности совсем других авиаперевозчиков, причем иностранных. Ведя речь об экономичности "западных" самолетов и выгодности их использования менеджмент компании несколько лукавит. Прибыли они не приносят. А летающая на старых импортных самолетах авиакомпания "Аэрофлот-карго" и вовсе привозит многомиллионные убытки. И, тем не менее, упорно отказывается от приобретения новых отечественных самолетов, проигрывая суды, но продолжая выдвигать все новые надуманные придирки.
В условиях углубляющегося кризиса и сокращения числа пассажиров, считают СМИ, государству придется задуматься, что для него важнее: социальная стабильность в регионах или сомнительная безубыточность "национального перевозчика". Полный развал отрасли, в которой заняты миллионы людей, лишит Россию собственной гражданской авиации, миллионы семей - источников средств существования. На другой чаше весов - существование "вещи в себе" и "для себя", число занятых в которой на несколько порядков меньше, чем во всей отрасли, занятой производством гражданских авиалайнеров.
Любому гражданину ясно, в чем состоит государственный интерес. А вот есть ли в стране ответственные чиновники, которые осознают его? А если и осознают, то почему не действуют? Может быть потому, что следующим встанет вопрос, почему мигалки и спецсигналы, отличающие их автомобили, стоят на мерседесах и прочих БМВ?

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).