**Четырехлетний план**
Ежегодное послание президента к Федеральному собранию, в отличие от прошлых лет, сенсацией не стало: еще до того, как оно было в торжественной обстановке озвучено, большинство изданий поместило собственные прогнозы того, о чем, как и в какой тональности Владимир Путин скажет. Надо отметить, что основные направления послания журналисты в большинстве случаев предугадали правильно. По мнению большинства газет, ничего нового и неожиданного президент на сей раз не сказал. Аналитики обратили внимание, что Путин ни словом не упомянул ни грядущее укрупнение регионов, ни реформу партийной системы, пожаловавшись лишь, что программы партий слишком уж похожи одна на другую. Наверное, эти проблемы уже не кажутся из Кремля такими уж важными.
Некоторые аналитики отметили, что речь главы государства очень напоминает документы советской эпохи, в которых излагались основные направления пятилетних планов. Как и в доперестроечные времена, упор был сделан на социальных проблемах: обеспечении доступности жилья, образовании, качественном медобслуживании. Проблемы политические в мае 2004-го года в Кремле, судя по тому, сколько места им уделил в своем послании президент, представляются третьестепенными. Действительно: левая и правая оппозиция разгромлена, государственная власть консолидирована, в России наблюдается небывалая с горбачевских времен стабильность. Да еще экономика растет бурными темпами, на чем, кстати, и сделал упор Владимир Путин.
Похоже, что в ситуации, когда все так прекрасно, на нерешенные проблемы (а в особенности на те, разобраться с которыми уже неоднократно пытались, да все без толку) просто не стали обращать внимания, как на застарелые, привычные, но не слишком опасные болячки. Так, в послании только одной фразой упомянута Чечня, - и то в связи с гибелью Ахмада Кадырова. Модернизация армии - после многолетних горячих споров, борьбы концепций и обещаний сделать ее профессиональной - сводится к увеличению финансирования ВС и особенно к решению социальных проблем военнослужащих (тема гражданского контроля на армией прозвучала, но повисла в воздухе - без радикальнейших преобразований ВС никогда не допустит никакого контроля со стороны "штафирок").
Значит ли это, что глава России потерял интерес к чеченской и армейской теме? Наверняка нет. Просто две этих, самых болезненных проблемы решить никак не удается, а экономический рост пока позволяет идти по традиционному пути - вбивания все больших денег в восстановление мятежной автономии, в закупку новых вооружений и строительство жилья для бесквартирных офицеров. А там (очевидно, после удвоения ВВП и ликвидации бедности) все как-нибудь собой рассосется...
Кстати, ВВП теперь должно удвоиться не за 10 лет, как предполагалось ранее, а за 5 - к 2010 году. Надо сказать, что высокопоставленные чиновники, в том числе и от экономики, сразу подтвердили, что такое вполне возможно (забыв указать, что для такого прорыва нужно не 7 - 8% ежегодного роста, а как минимум 12%). Правда, если изменить систему исчисления ВВП, что, имея в виду огромный опыт, накопленный в ходе выборов последних лет, можно ВВП хоть учетверить, причем не выходя из кабинетов. А если серьезно, то каким образом будет снято противоречие между стратегическими задачами - искоренением бедности (что предполагает изъятие средств у рентабельных отраслей и регионов-доноров и передачу их бюджетникам и тем, кто трудится в депрессивных регионах) и удвоением ВВП (что, наоборот, предполагает всяческую поддержку регионов и отраслей-лидеров), остается загадкой. Тем сильнее сомнения в том, что их удастся исполнить в указанные президентом сроки.
**Объединительные судороги**
На пространстве СНГ главным событием стал прошедший в Ялте саммит глав государств Единого экономического пространства (ЕЭП), включающего Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан. О результативности этого мероприятия, по мнению некоторых влиятельных газет, говорит тот факт, что ни одного документа, способного превратить ЕЭП из некоей абстрактной организации в нечто реальное, принято так и не было, - удалось договориться только о дате новой встречи (15 сентября).
Большинство СМИ обратило внимание на то, что главы четырех государств, в особенности президенты Белоруссии и Украины Александр Лукашенко и Леонид Кучма даже на телеэкранах выглядели не слишком довольными. Это вполне объяснимо: формирование ЕЭП предполагает введение единых таможенных пошлин, технической политики, унификацию законодательства и, наконец, общую валюту. А это означает лидерство России, как самой большой и богатой страны, в этом объединении. Что это значит для Украины, где грядут президентские выборы, Леонид Кучма отлично понимает: активная часть украинского истэблишмента настроена резко антироссийски, и Европа открыто выражает недовольство любыми шагами, направленными на российско-украинское сближение. Понимание всего этого, кстати, президент Украины блестяще продемонстрировал буквально через три дня после саммита, заставив российские нефтяные компании, работающие на Украине, продавать бензин не по рыночным, а по фиксированным ценам, то есть себе в убыток. Недаром в своем заключительном слове президент Путин высказался успокаивающе - в том смысле, что никакого объединения на государственном уровне не будет, а планируется создать всего-навсего нечто вроде Европейского Союза. Этот мессидж предназначался, по всей видимости, украинскому президенту, очень нервно относящемуся ко всему, что можно воспринять как стремление к единству с Россией. Но тот мог вспомнить и о дальнейшей судьбе Европейского Союза, на наших глазах превращающегося в объединенное европейское супергосударство.
Непонятно, как в рамках ЕЭП будет интегрироваться с Россией и Белоруссия, которая и на уровне двусторонних отношений упорно отвергает настоящую интеграцию, настаивая на получении российского сырья по внутрироссийским ценам, праве на участие в эмиссии рубля и продолжении взимания транзитных пошлин за российские товары, поступающие на Запад через белорусскую территорию. Меньше проблем с объединением у Казахстана, но и здесь не все безоблачно: жесткая экономическая и финансовая политика, проводимая в этой республике, сильно отличается от той, что существует в трех других странах - членах ЕЭП. Что, естественно, не способствует экономическому сближению.
Вообще интеграционные процессы государств, входящих в СНГ, обязательно дают сбои. При этом попытки такого рода не прекращаются с момента распада СССР и возникновения на его руинах некоего странного образования под унылым названием "СНГ". Не прекращаются они потому, что экономика и социально-политическая среда на всем постсоветском пространстве похожи, как близнецы, а внутри- и межотраслевые связи накрепко связывают заводы и фабрики, волею кучки политиков оказавшиеся в разных государствах. Да, бывшим советским республикам выгоднее всего интегрироваться в какое-то надгосударственное объединение типа ЕЭП, но политическим элитам это смерти подобно: объединяться-то придется вокруг России. А укрепится такой союз - и кто даст гарантии, что разъединенные народы не усомнятся в самоценности "самостийности и незалежности"?
**"Ты виноват уж тем..."**
На прошедшей неделе прессе пришлось вспомнить о том, что губернатор Чукотки Роман Абрамович - не самый популярный, мягко говоря, политик и бизнесмен в России. Один из главных его ненавистников - председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Причины его почти откровенной ненависти не вполне понятны, но можно предположить, что корни ее кроются в периоде премьерства Степашина, когда Абрамович, тогда еще правая рука кремлевского "серого кардинала" Бориса Березовского, быстро набирал политический "вес". Не исключено, что "карман Семьи", как в то время называли Абрамовича, участвовал в удалении Степашина с премьерского поста. Но как бы то ни было время от времени глава СП "наезжает" на самого богатого из российских олигархов, ставшего к тому же губернатором Чукотки.
На прошедшей неделе коллегия СП обнародовала итоги проверки исполнения бюджета Чукотского автономного округа за 2003 год и текущий период 2004 года. По заключению коллегии, автономия - банкрот, задолжавший федеральной власти вдвое больше, чем размер своего бюджета. Кроме того, СП возмущена тем, что Чукотка представляет собой внутренний офшор, в котором на льготных условиях крутятся деньги "Сибнефти", принадлежащей, как известно, тому же Абрамовичу. В связи со всем этим г-н Степашин предложил Абрамовичу оставить губернаторский пост, чтобы "не подводить президента России".
То, что долг Чукотки столь велик, конечно, очень плохо. И, наверное, губернатору округа стоит указать на недопустимость этого и предложить принять срочные меры по исправлению ситуации. Безусловно, то, что крупнейший предприниматель страны стал губернатором, не оставив свой бизнес - картина, достойная лишь самой нецивилизованной страны типа Парагвая или Экваториальной Гвинеи.
Тем не менее и сам Роман Абрамович, и чукотское правительство, и компания "Сибнефть" работают в соответствии с российскими законами. Значит, ни Абрамовича изгнать из губернаторского кресла, ни "Сибнефть" у него отобрать нельзя. Может, Счетной палате лучше было бы предъявить претензии к Федеральному собранию и правительству, допускающим существование внутренних офшоров и не пресекающим возможность совмещения чиновной должности с занятиями бизнесом?
Кстати, о популярности Романа Абрамовича: есть в России территория, где он очень даже популярен - это Чукотка. Причем горячая любовь чукотского населения к своему губернатору совершенно понятна и обоснована: до Абрамовича округ без преувеличения был самым заброшенным из субъектов Российской Федерации, где годами не платили денег, а население не бежало полностью на "материк" только потому, что опять же не получало денег. Теперь Анадырь - один из самых строящихся городов России, о невыплатах зарплат и пенсий давно забыли, жители отдаленных поселков впервые узнали, что такое банкоматы и пластиковые карты, коттеджи и беспроводные телефоны. Качество жизни на полуострове резко улучшилось. Все это, естественно, требует больших денег, и Абрамович тратит на свои проекты не только свои собственные деньги, но и государственные. Но тратит-то он их на повышение уровня жизни подведомственного населения, а не на личные яхты или футбольный клуб "Челси"! Неважно, что чукотское губернаторство совершенно справедливо расценивают как прихоть экстравагантного миллиардера; он делает дело, и делает его хорошо. Но - "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать", как говорил персонаж известной басни.
Как заметила одна газета оппозиционного направления, очередное нападение СП на Абрамовича - это сигнал предпринимателям: нечего тратить деньги на сирых и убогих. К сожалению, это очень похоже на правду.
**Разорение строптивой**
Судя по событиям последнего времени, налоговики, прокуроры и прочие противники компании ЮКОС не успокоятся до тех пор, пока от нее не останутся одни воспоминания. На прошедшей неделе пресса обсуждала решение Арбитражного суда Москвы, который постановил взыскать с НК "ЮКОС" около $3,5 млрд. долга по налоговым платежам. Газеты, комментируя это событие, разделились на две группы: ряд изданий считает, что акционерам ЮКОСа рассчитывать на сколько-нибудь благополучный исход дела не приходится. По мнению журналистов, на это указывает необыкновенная скорость, с которой суд рассмотрел почти 350 томов дела, и невероятная сумма, которую решено взыскать. Не прибавляет оптимизма и изобретательность противников ЮКОСа, выдвигающих все новые, порой совершенно неожиданные обвинения в ее адрес (как тут не вспомнить изумительное по цинизму обвинение в адрес ЮКОСа о том, что на принадлежащей ей звероферме где-то в Якутии зверушки беспорядочно спариваются!).
В то же время другие органы печати считают, что ЮКОС все же выживет, хотя потери значительной части активов избежать не удастся в любом случае - задолженность компании составляет около 70% их стоимости. Согласно этой версии, часть активов компании будет продана, хотя в случае отчуждения акций "Сибнефти" в пользу старых владельцев, возможно, удастся сохранить ЮКОС. Правда, пессимисты, не отрицая возможности того, что ЮКОС уцелеет, напоминают, что продавать активы компании придется в большой спешке, так как огромную сумму налоговикам надо выплатить к концу года, а свободных средств у ЮКОСа, по заявлениям ее топ-менеджмента, всего $800 млн. При этом 105 тысячам сотрудников нужно платить зарплату, не говоря уже о налогах, дивидендах акционерам и прочих тратах. В районах, где ЮКОС ведет нефтедобычу, поселки и целые города полностью зависят от финансово-экономического состояния этой компании. Значит, прогнозируют газеты, социальная ответственность за ситуацию на этих территориях автоматически перекладывается на плечи государства - нефтяникам и их семьям ведь не объяснишь, что кампания по уничтожению ЮКОСа - дело чисто юридическое и политика здесь ни при чем.
А пока суд да дело, акции ЮКОСа падают. Российский рынок вообще очень нервно реагирует на действия Генпрокуратуры и налоговой службы; стоит вспомнить, как совсем недавно пустопорожние слухи о якобы допросе одного крупного бизнесмена, спокойно отдыхавшего на океанском пляже, обрушили акции российских компаний. Получается, что Генпрокуратура стала главным экономическим и финансовым регулятором в нашей стране. А такое положение нельзя признать нормальным.