**Один за всех**
Главной темой недели, которая привлекла внимание центральных СМИ, стала "прямая линия" президента Путина с народом, продолжавшаяся почти три часа. В ходе прямого общения с народом глава государства ответил на 60 вопросов, касающихся как политики, так и повседневной жизни граждан России.
Основная масса вопросов касалась трех основных тем - здравоохранения, образования и ЖКХ. Одна влиятельная газета в этой связи подчеркивает, что именно эти три социальные темы совсем недавно были названы в качестве наиважнейших для страны, поэтому трудно считать случайностью тот факт, что президент выбрал вопросы, касавшиеся именно их. С точки зрения кремлевских чиновников (а они считают, что "прямая линия" прошла на "ура") социальные темы для будущих избирателей прозвучали очень выигрышно, так как на улучшение ситуации в социальной сфере выделяются очень солидные деньги. По-видимому, политические темы особенно не затрагивались потому, что выигрышных политических тем президентские помощники найти не сумели, - понятно, что говорить о продолжающейся войне на Кавказе или о Беслане никакого смысла не имело. Хотя одна животрепещущая политическая тема Владимиром Владимировичем все же была затронута - о третьем президентском сроке. Тут президент в очередной раз заявил, что выдвигаться в президенты в 2008-м он не собирается, но "свое место в строю", надо полагать, крупнейших политических фигур в стране, он найдет. При этом Владимир Путин ни словом не обмолвился о том, какую роль он собирается играть и на какие посты будет претендовать после окончания президентского срока. Это, по мнению журналистов, можно расценивать и как желание сохранить интригу, так и как то, что сам Владимир Путин еще не знает, что будет с операцией "преемник" и какая политическая конструкция надежнее обеспечит ему политическое выживание.
Некоторые материалы, посвященные "прямой линии" с президентом, считают, что подобное общение с народом нужно для достижения пиар-эффекта и повышения президентского рейтинга, пострадавшего в результате проведения непопулярных реформ; косвенно это подтверждается тем, что Путин извинился перед гражданами за ту форму, в которой была проведена монетизация льгот. Однако общего мнения об эффективности подобного пиара журналисты не достигли: некоторые из них не считают, что доверие народа к власти после такого общения повысится.
Еще одна тема, которую не обошли вниманием СМИ, комментировавшие "прямую линию": уже не в первый раз у экспертов возникло впечатление, что глава государства единолично решает все наболевшие проблемы России, работая и за правительство, и за губернаторов, и за мэров (не говоря уже о том, что страстные филиппики Путина против фашистов и скинхедов показывают его готовность потрудиться и на правоохранительной, и на судебной нивах). Когда Владимир Путин в течение своего первого президентского срока приступал к преобразованиям, многим казалось, что он берет на себя контроль за все и вся потому, что система власти еще не отлажена, не хватает подготовленных и работоспособных кадров, что это временное и необходимое явление. Но если то же самое происходит чуть ли не в середине второго президентского срока, значит, нужные кадры так и не были найдены, а широчайший охват проблем, над которыми президент работает, свидетельствует о том, что за истекшие годы самые насущные из них так и не были решены. Это ощущение усиливается еще и тем, что как подметили некоторые газеты, все, что сказал президент на "прямой линии", он уже говорил на самых различных мероприятиях. Вывод: не может один человек, сколь бы он ни был энергичен и какой властью бы не обладал, сдвинуть с мертвой точки реформы в такой огромной и сложной стране, как Россия.
**Визит дамы**
Самое забавное событие прошедшей недели, по поводу которого отписались все органы печати, - тайный визит экс-премьера Юлии Тимошенко в Москву, где она добровольно предстала перед следователями российской Генпрокуратуры, в результате чего с нее мгновенно были сняты все обвинения. Не прошло мимо внимания журналистов и то, что Юлия Владимировна явилась в российскую столицу в выходные, когда Генпрокуратура официально не работает. Что ж, "оранжевая леди", даже лишившись поста премьер-министра Украины осталась одной из крупнейших политических фигур этой страны, потенциальным спикером парламента и даже будущим президентом, - значит, достойна того, чтобы для нее было сделано исключение.
Надо сказать, что сразу после отставки отношение к России непримиримой "революционерки", которая совсем недавно была кумиром антироссийских сил на Украине, кардинальным образом изменилось. Г-жа Тимошенко внезапно воспылала горячей любовью к пророссийски настроенным жителям Донбасса, Крыма и Новороссии и даже пригрозила совместно со своим вчерашним врагом Януковичем совершить "лиловую революцию" (по ее мнению, смешение оранжевого цвета с голубым даст именно такой оттенок). Затем украинская "пасионария" указала россиянам, что таким великим президентом, как Владимир Путин, они должны гордиться, что наверное, произвело сильнейшее впечатление на ее поклонников из бендеровского лагеря, и в конце концов пожаловалась журналистам, что это злобный Ющенко не позволил ей наладить братские отношения между Украиной и Россией.
Эксперты считают, что невероятный кульбит, совершенный Юлией Тимошенко, связан с тем, что ее путь на вершины украинского политического Олимпа теперь лежит через Кремль: полуразвалившаяся коалиция "оранжевых революционеров" может быть добита с помощью донецких, харьковских и новороссийских политических группировок, которые традиционно ориентируются на Москву. По всей видимости, политические консультации между Тимошенко и Кремлем велись довольно интенсивно, ее визит к следователям носил формальный характер и состоялся лишь для того, чтобы официально заявить о восстановлении дружбы между самой известной украинской дивой и российским руководством. Кроме того, Кремль в обмен на поддержку Тимошенко, похоже, решает внутрироссийские политические проблемы: в прессу просочились слухи о том, что украинская красавица "сдала" следователям прокуратуры Михаила Касьянова, который в бытность Тимошенко премьером Украины был заместителем министра финансов России и скреплял те самые газовые сделки, по поводу которых Юлия Владимировна и побывала в роли подозреваемой. Некоторые издания в этой связи предположили, что теперь давать показания в Генпрокуратуру вызовут г-на Касьянова, заодно освободив его от груза политических амбиций, который он в последнее время взвалил на свои экс-премьерские плечи.
Насколько верен расчет Тимошенко на победу в противостоянии со вчерашними союзниками при опоре на Россию - покажет время. Виктор Ющенко также пытается наладить отношения и с оппозиционным Донбассом, и с Россией. Назначение Юрия Еханурова новым премьером Украины стало возможным в результате серьезных уступок, сделанных президентом Ющенко оппозиционным депутатам - сторонникам Януковича. Таким образом, от ссоры Ющенко с Тимошенко пока выигрывает Россия. А кто из бывших "оранжевых революционеров" победит, в конце концов, не так важно, если отношения двух стран нормализуются, российские интересы будут защищены на Украине и революционная лихорадка пойдет на спад.
**Фарш из оптимистов и пессимистов**
На прошедшей неделе политическое чудо на правом фланге все-таки произошло: СПС и "Яблоко" объединилось для участия в выборах в Московскую городскую Думу. Первым номером в списке значится депутат Мосгордумы, представляющий СПС Иван Новицкий, а вторым - представитель "Яблока", депутат Мосгордумы Евгений Бунимович.
Борьба за единство правых и либералов была жестокой: федеральное руководство СПС вначале разругалось со своей московской организацией, где превалируют сторонники единства, а "Яблоко", по обыкновению, долго кочевряжилось, не желая блокироваться с правыми. Прошедшие в прошлые выходные съезды двух партий расставили все на свои места: единому списку СПС и "Яблока" - быть.
По единодушному мнению прессы, СПС и "Яблоко", объединившись для борьбы за кресла в столичном парламенте, буквально "вскочили в последний вагон", потому что, окажись они исключены из этой борьбы, к новым парламентским выборам обе партии могли вообще исчезнуть с политической арены страны. Правда, надежды на то, что московская инициатива перерастет в общероссийскую пока довольно призрачны, так как партия Явлинского, скорее всего, согласится только на ассимиляцию СПС.
В принципе единый правый список может принести успех остаткам демократических партий. Конечно, на 20 % голосов, как обещает лидер СПС Никита Белых, рассчитывают они напрасно, но 10-процентный барьер переползти им, скорее всего, удастся. Правда, причиной этого может стать не сложение правого и "яблочного" электоратов, а желание части московских избирателей показать кукиш "Единой России". По меткому замечанию одного маститого аналитика, эспээсовский и "яблочный" электораты не могут объединиться потому, что первые - это адаптировавшиеся к рыночным реалиям оптимисты, а вторые - не адаптировавшиеся пессимисты. Этот "фарш", как выразился другой, не менее известный эксперт, может понравиться москвичам, но трудно надеяться, что его составные части понравятся друг другу. Ряд политиков вообще не уверен, что право-"яблочная" коалиция в Москве доживет до 4 декабря, когда столичные жители должны будут прийти на избирательные участки.
В прессе высказывается и такое мнение: коалиция на московском уровне может привести к объединению партий в масштабах всей России, если на выборах в МГД она едва переползет 10-процентную планку. В этом случае руководство двух партий рассудит, что только единство может спасти их от политического небытия, а любой другой исход окажется для альянса разрушительным. Так, если барьер взят не будет, уставшие от поражений лидеры могут уйти в частную жизнь, не веря в то, что либеральная идея в нашей стране может когда-нибудь овладеть массами, а если сбудется мечта г-на Белых и блок получит искомые 20% голосов, начнутся споры о том, чья составляющая победы мощнее. Тогда СПС и "Яблоко" поверят в свои силы и, в ажитации от успеха, скорее всего, решат выступать на выборах в Госдуму собственными списками.
Конечно, исчезновение правых и либеральных партий с политической арены, их маргинализация ничего хорошего для страны не несет, так как исчезает противовес левакам, фашизоидам и бюрократам. Но механическое объединение разнородных праволиберальных организаций вместо выдвижения новых идей и свежих лидеров в долгосрочной перспективе не принесет правым успеха и не сделает серьезной политической силой.
**Рождение супермонстра**
Соглашение о покупке "Сибнефти" "Газпромом" не оставила равнодушным ни один печатный орган. Поистине Роман Абрамович - уникальная личность: олигарх, сохранивший влияние после того, как власти занялись их "равноудалением", губернатор, оставшийся самым богатым бизнесменом России, ухитрился договориться о продаже активов принадлежащей ему компании за сумму, вдвое превышавшую ту, что предлагало государство - более $13 млрд., то есть примерно в сто раз больше, чем было заплачено за ее приватизацию. Такого масштаба сделки в российской истории еще не было.
Пресса, комментируя продажу "Сибнефти" государству, указывает, что теперь примерно треть нефтяного богатства страны принадлежит госкомпаниям, а если к "Роснефти" перейдут последние остатки ЮКОСа, бюрократия вернет себе контроль над более чем половиной запасов "черного золота". Если иметь в виду, что добыча, переработка и продажа газа почти полностью находится в руках "Газпрома", получается, что становой хребет российской экономики переходит в руки государства. По мнению ряда независимых экспертов, сосредоточение в руках бюрократических структур главных источников дохода российского государства приведет к стагнации нефтедобычи и нефтепереработки. "Газпром" - достаточно неповоротливая корпорация с запутанной собственностью (понять, что и кому там реально принадлежит, команда Миллера не может до сих пор), с инертным менеджментом и раздутым управленческим аппаратом, поэтому есть основания сомневаться в том, что новыми нефтяными активами она будет распоряжаться эффективно.
Представляется, что эффективность управления активами - не главная задача, которую ставит перед "Газпромом" его владелец - государство. Некоторые издания считают, что представители высшей власти создают суперкорпорацию, которая аккумулирует большую часть нефтяных и газовых активов (стоит вспомнить и отнюдь не умершую идею слияния "Газпрома" и "Сибнефти"), при помощи которой можно будет бесконечно долго управлять Россией, манипулировать президентами и парламентами. Правда, при такой системе власти рассчитывать на экономический рост за пределами нефтегазового сектора рассчитывать не приходится, поскольку все прочее просто не будет интересно правящим кругам. Кроме того, у суперкорпорации будет постоянно возникать соблазн расширяться в те отрасли, которые тоже приносят доход, пусть и не такой масштабный, как добыча и продажа углеводородов. Особенно эта тенденция может проявиться в случае падения цен на нефть и газ: почему бы, например, не заняться цветными металлами, алмазами, лесом? Отчего бы не взять под контроль энергетику? Противодействовать такой махине не сможет никто, учитывая, что это будет не просто госкомпания, а реальная власть в стране. Но тогда придется отбросить разговоры о свободе и демократии, о рыночной экономике и многопартийности. Равно как и не придется переживать по поводу низкого уровня жизни и постепенного вымирания россиян - для обслуживания добычи и экспорта углеводородов и прочих природных богатств России, охраны путей сообщения и прочего обслуживания экономики такого типа нужно минимум 30, максимум - 55 миллионов человек. Это еще Маргарет Тэтчер подсчитала.