будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 25 сентября - 1 октября

**"Интеллигенция и революция"**

На этой неделе отечественные СМИ в который раз решали проблему квадратуры круга - анализировали, насколько демократичны новые президентские предложения - те, что касаются формирования властной "вертикали".
Естественно, что главное, на что было обращено внимание, - признание несомненного факта доминирования федеральной власти над регионами. Москва добивается и, похоже, добьется полного подчинения политической жизни на уровне субъекта федерации. Хорошо это или плохо, демократично или недемократично, реально или нереально - задавались вопросом аналитики.
Главное, что в этой связи волновало умы отечественной интеллигенции - как она будет выглядеть перед миром и самою собой, оценивая демократичность предложенных мер. Почему-то на веру было принято положение, что выборы - это замечательно, а отсутствие всенародного голосования при определении личности регионального начальника - нанесение непоправимого урона демократическим принципам в одной отдельно взятой стране.
Большая же часть прессы сосредоточилась на деталях. Например, может ли кто-нибудь еще, кроме президента, вносить кандидатуру потенциального губернатора на обсуждение в местную Думу? Нужно ли соблюдать выборные принципы и представлять альтернативу? И кто вправе инициировать отзыв главы региона - только президент или Заксобрание тоже? Партии, поставленные перед перспективой пропорциональных выборов, пробуют добиться каких-либо прав для себя - иначе в их активе может не остаться ни одного "своего" губернатора. Да и региональное хозяйственно-экономические лобби не хотело бы оставаться совсем в стороне от процесса формирования местной власти.
Почти никто не осветил вопрос о сохранении и "качестве" местных выборов - выборов в органы местного самоуправления. Вообще-то по Конституции у нас - так называемая "столбчатая" федерация. У каждого уровня власти и самоуправления по Основному закону - свой уровень компетенции и перечень полномочий (пересекающийся в "предметах совместного ведения").
Указание на то, что и мэры будут назначаться теперь по воле вышестоящего начальника - вот что должно было бы вызвать наибольшее возмущение публики и свободной прессы. Почему? Да потому, что именно этот уровень, на котором любой (!) гражданин может значительно более действенно реализовывать свои права, доказывать свою состоятельность и в качестве индивидуума, и как член сообщества.
Что еще не появилось в заголовках, но отмечено некоторыми не особенно "ангажированными" СМИ. Возможно, спешка с внесением закона, изменяющего систему региональных выборов, связана с ближайшими губернаторскими элекциями. На карту поставлена судьба многих влиятельных региональных вождей. А ведь по новому закону снимаются всякие ограничения на количество "губернаторских" сроков. Кроме того, СМИ стало известно, что нынешним "региональным баронам" обещан еще один бонус: с высокой долей вероятности губернаторам будет передано право координировать деятельность федеральных ведомств на местах и отмена института федеральных инспекторов. Но самая интересная перспектива может открыться для региональных начальников, если Кремль дарует им право назначать мэров областных или республиканских центров.
По мнению некоторых изданий, итогом таких преобразований будет прежде всего реализация давней мечты федеральной и региональной бюрократии, которой раньше для достижения своих целей приходилось играть в выборы.
Народ? Не протестуя против постепенного сокращения самоуправления, он еще раз подтверждает тот факт, что выборы нижней ступени госвласти - губернаторов регионов - были для населения скорее игрой с государством в лотерею, чем осознанным выбором политических или экономических приоритетов.

**Картель по производству углекислого газа**

30 сентября правительство РФ в целом одобрило проект федерального закона "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата". По решению правительства в течение трех месяцев министерства и ведомства подготовят предложения о комплексном плане действий по реализации обязательств и прав, вытекающих из Киотского протокола.
Это соглашение было подписано в 1997 году в древнем японском. Призванный сократить выбросы газов в атмосферу и решить проблему глобального изменения климата, документ предполагает, что промышленно развитые страны за период 2008 - 2012 гг. должны сократить выбросы парниковых газов на 5,2% по сравнению с 1990 годом. При этом, если страна засоряет атмосферу меньше, чем ей разрешено, то она имеет право продать излишки своей квоты другой стране. Фактически создается некий картель стран - производителей углекислого газа. Однако соглашение может вступить в силу лишь после того, как его ратифицируют страны, чей общий вклад в загрязнение атмосферы Земли составляет "контрольный пакет" - то есть не менее 55% (по состоянию на 1990 год). Пока же его ратифицировали государства, чей суммарный выброс составляет около 40%. После того как из протокола вышли США, за Россией осталось решающее слово - без нее "концессионеры" производят менее половины всего парникового газа на планете. Если она не ратифицирует протокол, он попросту не будет работать. Евросоюз, который был инициатором этого соглашения "небокоптителей", неоднократно требовал от России его ратификации.
Из приведенных отечественными чиновниками и учеными совершенно неясно, будет ли от этого соглашения какая-то польза вообще и для России, в частности. Сторонники протокола из Минэкономразвития утверждают, что российские предприятия смогут торговать огромными квотами на "производство" парниковых газов, что позволит им привлечь огромные инвестиции в энергосберегающие технологии. Рупором скептиков выступил советник президента Андрей Илларионов, который считает уверяет, что при среднегодовых темпах прироста ВВП на 8% Россия превысит предельный уровень выбросов уже в 2007 г. и вынуждена будет покупать, а не продавать квоты. По его мнению, фактически подписание протокола ставит крест на планах по удвоению ВВП.
СМИ сошлись во мнении, что причины ратификации соглашений лежат исключительно в политической плоскости. Ведь эта тема возникала во всех случаях, когда Россия вела какие-либо переговоры с ЕС, который пытался "обменять" это соглашение и на предоставление России статуса страны с рыночной экономикой, и на подписание протокола о снятии разногласий по ВТО. Однако, по мнению ряда экспертов, сейчас ситуация такова, что приходится фактически уступать давлению. Так, предложенный Кремлем план укрепления властной вертикали вызвал негативную реакцию на Западе, поэтому, Москва должна сделать Западу хоть какой-то реверанс. Причем не столько Западу вообще, сколько именно Европе.
Скорее всего, долгожданное для ЕС решение России по Киотскому протоколу правительство собирается использовать как аргумент в свою пользу на тяжелых переговорах с Европой по проблемам русскоязычного меньшинств в Прибалтике и калининградскому транзиту. В случае же неудачи разыграть эту карту на переговорах есть возможность отойти - Госдума в таком случае может не ратифицировать этот документ, показав, таким образом, свою независимость от линии Кремля.

**"Грант" за баррель**

Цена на нефть - вещь непонятная и непредсказуемая, даже эксперты не могут дать тут точных прогнозов. 20-30 долларов за баррель ("бочку"), еще недавно казавшиеся потребителям очень высокой, сейчас вспоминаются с ностальгией. А 9 долларов за баррель в 1998-м - это же просто какая-то детская сказка. Теперь для этого нужна купюра с портретом президента Гранта.
Несмотря на то, что официально действует установленный ОПЕК коридор нефтяных цен в $22-28 за баррель, 20 августа стоимость фьючерсов на нефть выросла до очередного рекордного значения, превысив отметку в $49 за баррель. Тогда эксперты прогнозировали то, что нефть преодолеет 50-долларовый рубеж, но лишь это случилось лишь более чем месяц спустя. Планка взята! В ночь с 27 на 28 сентября во время торгов в электронной системе Нью-Йоркской биржи цена на высококачественную нефть преодолела психологический порог в $50, а на следующий день установила новый рекорд закрытия - $49,9.
Рост котировок подтолкнуло обострение ситуации в Нигерии, где возобновившиеся столкновения между правительственными войсками и повстанцами угрожают перебоями экспортным поставкам нефти. Но еще больше рынки будоражит тот факт, что запасы нефти в США значительно ниже уровня прошлого года, так как, являясь крупнейшим потребителем нефти в мире, США оказывают решающее влияние на ее цену. Новый скачок цен также связывают с последствиями урагана "Иван", который вызвал многочисленные сбои в поставках топлива на юге США.
Как утверждают некоторые СМИ, ОПЕК фактически прекратила существование. Хоть она и обещает в очередной раз поднять свои квоты на нефтедобычу, цены на нефть растут. Ряд экспертов предсказывает, что через пару месяцев цена нефть может подорожать до 60 долларов за баррель.

**Крупнейшая сделка в истории приватизации России**

Каковы же последствия высоких нефтяных цен для России? 29 сентября, то есть на самом пике нефтяной конъюнктуры, состоялся аукцион по продаже 7,59%-го госпакета акций ЛУКОЙЛа, стартовая цена которого составила $1,928 млрд.
Предполагалось, что в аукционе примут участие нью-йоркская компания Dabir International, представляющая интересы владельца международной сети музеев Дэвида Гуггенхайма, финансовая группа "Капитал" и ConocoPhillips - третья по величине нефтяная компания США. Наиболее возможным покупателем рынок считал последнего участника.
К аукциону было допущено три участника: компания "Спринг Холдингз Лимитед, АКБ "Промсвязьбанк" и ЗАО "Промрегион Холдинг". Аукцион длился 1,5 минуты. Малоизвестные названия участников внесли немало путаницы. Так, прошел слух, что Промсвязьбанк выступает от имени топ-менеджеров ЛУКОЙЛа, хотевших прикупить себе немного акций. На что тут же последовало опровержение со стороны менеджеров ЛУКОЙЛа. Смущала и компания "Спрингтайм Холдингз Лимитед", и биржам понадобилось объяснение, что эта компания связана с ConocoPhillips, которой и прочили победу на торгах.
Торги начались со стартовой цены в $1,928 млрд. которую предложил "Промсвязьбанк". Второе предложение поступило от "Промрегион Холдинга" в размере $1,934 млрд. Третьим предложением было предложение "Спринг Холдингз Лимитед" в размере $1,988 млрд., которое и было признано победившим. "Спринг Холдингз Лимитед" и представляла интересы ConocoPhillips.
Как отмечают издания, реальной конкуренции не было. Чиновники РФФИ объяснили, что представитель Дэвида Гуггенхайма не внес обязательный задаток для участия в аукционе (450 млн. рублей), а потому Dabir International, которая хотя бы теоретически могла составить конкуренцию ConocoPhillips, не будет претендовать на акции ЛУКОЙЛа.
"Крупнейшая сделка в истории приватизации России" - так окрестили аукцион чиновники и эксперты. По итогам торгов, стоимость одной проданной акции ЛУКОЙЛа составила примерно 900 рублей, или $30,8, что ниже ее рыночной стоимости непосредственно перед аукционом - 932 рубля за акцию на ММВБ и $32 доллара за акцию в РТС.
Замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Шаронов выразил удовлетворение результатами состоявшегося аукциона по продаже госпакета НК "ЛУКОЙЛ". В то же время для и.о. руководителя РФФИ, организовавшего аукцион, Кирилла Томащука неприятной неожиданностью стал лишь тот факт, что сумма сделки "не перевалила рубеж в 2 млрд. долл."
Некоторые СМИ отметили, что нефтяного гиганта продали за смешные деньги, поскольку рынок не верит в экономические перспективы России. Из-за отсутствия у Conoco реальных конкурентов на аукционе пакет ЛУКОЙЛа достался ей всего на $60 млн. дороже стартовой цены - за $1,988 млрд. долл., или $30,755 за одну акцию, что меньше текущих рыночных котировок.
Но фактически никто не скрывал, что победитель был известен заранее. "Стратегический партнер ЛУКОЙЛа нам был известен сразу, - не стал отнекиваться после пресс-конференции заместитель главы Минэкономразвития Андрей Шаронов. - Но мы были вынуждены организовать какую-то минимальную группу других участников". Экспертам было ясно, что в июле этого года правительство РФ и администрация США одобрили создание стратегического альянса между ЛУКОЙЛом и ConocoPhillips. Руководство Conoco на самом высоком уровне получило гарантии того, что ее инвестиции не пропадут. ЛУКОЙЛ же приобрел уверенность, что компанию не постигнет судьба ЮКОСа. Результат не замедлил сказаться: международное рейтинговое агентство Moody's подтвердило рейтинги компании ЛУКОЙЛ и изменило прогноз со "стабильного" на "позитивный".

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).