**Тень ЮКОСа в медвежьем углу**
Темой номер один в прошедшую неделю, безусловно, стал внезапный и жесткий "наезд" премьер-министра Владимира Путина на угольно-металлургическую компанию "Мечел". То, сколь резко, с использованием свойственных ему только в ударные моменты стилистических оборотов он атаковал главу "Мечела" Игоря Зюзина, произвело эффект разорвавшейся бомбы и на участников совещания по проблемам металлургии, где все и произошло, и на представителей СМИ. Премьер обвинил "Мечел" в том, что компания продает коксующийся уголь на внешний рынок в несколько раз дешевле, чем внутренние цены. "При внутренней цене 4100 рублей продают за границу себе же самим, своим собственным офшорным компаниям, в данном случае - в Швейцарию, по цене 1100 рублей, то есть в 4 раза дешевле. Потом тут же продают по мировым ценам - по $325. Это снижение налогооблагаемой базы внутри страны, уход от налогов, это создание дефицита на внутреннем рынке, и значит - рост цен на металлургическую продукцию, который отражается по всему спектру товаров", - сказал премьер.
СМИ подчеркивают, что слова "налоги" и "оффшоры" сразу напомнили о деле ЮКОСа, разгромленного и поглощенного госструктурами за похожие ухищрения. При этом руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, которому тоже досталось от главы кабинета министров за то, что он допустил такую ситуацию, ведь "Мечел" - далеко не единственный нарушитель в своей отрасли. "Ситуация с ценами в металлургии вышла из-под контроля - не только "Мечел" рассматривается нами в качестве кандидата на наказание за монопольно высокие цены", - указал он, не назвав, однако, как подметили представители прессы, ни одной компании.
Если "Мечел", пользуясь своим монопольным положением на рынке коксующихся углей действительно задирал цены, и тем более если он продавал продукцию по дешевке своим оффшорам, то его руководство, несомненно, должно понести наказание. И очень хорошо, что на ситуацию обратил внимание сам наш всесильный премьер. Вызывает вопросы только то, что он атаковал "Мечел" публично и столь жестко. Ведь это крупная компания, играющая заметную роль в российской металлургии, ее акции котируются на бирже. После пятничного заявления Владимира Путина рыночные котировки ее акций начали рушиться и упали на 46%, затем рынок как-то подправил ситуацию и цифра сократилась до 30%. Высокопоставленные чиновники начали успокаивать бизнес, говоря, что "Мечел" сотрудничает с ФАС и все проблемы будут решены, однако фондовый рынок, напуганный тенью нового дела ЮКОСа, начал рушиться во всех своих сегментах.
А в понедельник произошло совсем уж неожиданное: премьер-министр, не обращая никакого внимания на ситуацию с фондовым рынком, вновь обрушился на "Мечел". На следующий день акции "Мечела", стоившие до "черной" для него пятницы свыше $15 млрд., рухнули почти втрое - до $6. И вновь потянули на дно акции всего фондового рынка. Вопрос: зачем он это сделал? Если бы ФАС тихо-мирно разбирался с компанией, ничего бы не случилось. Если требовалось вмешательство премьера, можно было бы отругать Игоря Артемьева за безделье, а Зюзина - за непокорство, но зачем рушить рынок? Конечно, котировки на фондовой бирже - штука достаточно виртуальная, зависящая от капризов, страхов и спекуляций игроков, но раз наши предприятия в эти игры играют, совершенно непонятно, зачем рубить сплеча, не думая о последствиях. В результате начало расследования ФАС нарушений в деятельности "Евраза" и "Распадской", прошедшее бы раньше без последствий для всего фондового рынка, после истории с "Мечелом" вызвала очередной обвал.
Наверное, глава правительства хотел таким образом попугать нечестных бизнесменов. Но ведь для этого есть специальные органы - антимонопольные, налоговые, правоохранительные, наконец. Не премьерское это дело - разбираться с частными компаниями, да еще публично.
А вот биржевые "медведи" наверняка здорово обогатились на этой странной истории. Будем надеяться, что премьер случайно, не подумавши, дал им такую возможность. Иначе Россия окончательно превратится в "медвежий угол" мировой экономики, причем не только в смысле фондового рынка.
**Пустые хлопоты**
Федеральные СМИ не обошли вниманием заседание высшего совета партии "Единая Россия", на котором обсуждался проект новой кадровой политики. Так оперативно правящая партия отреагировала на жалобы президента Дмитрия Медведева о том, что в России - кадровый голод и даже губернаторов назначать не из кого.
Секретарь президиума политсовета Владимир Володин сообщил, что "Единая Россия" сформирует экспертное сообщество и создаст программу обучающих семинаров по отбору кадровой элиты, что позволит уже к концу осени начать создание базы кадрового резерва. Он подчеркнул, что кандидаты в губернаторы должны иметь опыт работы в регионах, и претендовать на посты глав регионов могут, например, депутаты Госдумы. Руководство "Единой России" также собирается ввести механизм внутрипартийной конкуренции и начать ротацию кадров; для этого пребывание в должности секретарей политсоветов всех уровней будет ограничено двумя сроками. Для секретаря местного отделения - это два года, для регионального уровня - четыре года, для секретаря президиума генсовета - восемь лет.
Все это, конечно, очень хорошо: партия должна избавляться от балласта и готовить своих людей для занятия высших государственных постов как на федеральном уровне, так и в регионах. Однако получается неувязочка: президент говорил о кадровом голоде, прекрасно зная, например, о существовании депутатов Госдумы, которые с удовольствием заняли бы губернаторские кресла. Более того: упомянув о том, что высокие должности у нас, как это ни прискорбно, продаются и покупаются, он тоже наверняка помнил о наличии депутатов. Если верить интернет-клеветникам, именно депутатские места являются предметом активной купли-продажи. Если об этом не знает руководство "Единой России", которое формирует предвыборные списки, - значит, многое, о чем годами пишут СМИ, и отнюдь не только электронные, - сплошная ложь. Однако поверить в это не так просто.
Некоторые эксперты ожидают, что массовая чистка партийных рядов должна расчистить места для людей из команды Владимира Путина. Они, в частности, прогнозируют рост статуса руководителя "Ростехнологий" Сергея Чемезова и главы Администрации президента Сергея Собянина - членов высшего совета партии. Однако есть сомнения в том, что столь занятые непосредственной работой люди начнут наводить порядок еще и в "Единой России". А вот ожидать укрепления единства партии, и без того расколотой на группировки и кланы, в этом случае очень трудно - скорее, борьба между этими группировками только усилится. Пока "Единая Россия" остается безидеологической чиновной организацией, ориентированной на одного-единственного политика, ей, собственно, и заняться нечем помимо внешних и внутренних интриг.
**Богу - богово. А президенту - президентово**
Торжества в Киеве по поводу 1020-летия Крещения Руси, к сожалению, не стали настоящим церковным, духовным праздником. Поскольку тема Крещения распространяется как на Россию, так и на Украину, отношения между которыми все более конфликтны, главной темой празднования стало противостояние украинского руководства с Русской Православной Церковью, предстоятель которой, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II присутствовал на торжествах.
Само торжественное мероприятие было омрачено несколькими неприятными мелочами, на которые обратила внимание пресса. Президент Ющенко лично встретил Вселенского патриарха в аэропорту, а Алексия ІІ у трапа приветствовал лишь человек номер три в госиерархии - спикер парламента Яценюк. Президент Украины Виктор Ющенко трижды расцеловался с Вселенским патриархом Варфоломеем, а Алексия II удостоил всего лишь рукопожатием. Кроме того, за некоторое время до празднования с улиц Киева стали исчезать баннеры с портретами Алексия II, а их место заняли изображения Варфоломея. Гораздо более серьезной проблемой стало стремление украинского президента заручиться поддержкой Варфоломея в создании украинской поместной церкви, независимой от РПЦ. Как известно, на Украине в настоящее время существует три православных церкви: кроме Украинской Православной Церкви - самоуправляемой и находящейся в составе Московского Патриархата - существует Украинская православная церковь (Киевский патриархат), не признанная ни одной из поместных православных Церквей мира. Проблема в том, что Константинопольский патриархат, с одной стороны, никогда не признавал вхождение Киевской митрополии в состав Московского патриархата, но и не признал УПЦ (КП). Есть и третья, так называемая Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) созданная в 1919 году Симоном Петлюрой и также претендующая на статус поместной, но она действует в основном среди украинской диаспоры в США, Канаде и Европе.
Президент Ющенко давно лелеет мечту о создании поместной автокефальной церкви на Украине, не связанной с Московским патриархатом, и его подчеркнутое внимание к Варфоломею вызвано именно этим. "Я надеюсь, что наша мечта осуществится. Историческая справедливость восторжествует, и на Украине будет создана национальная церковь. Прошу вашего благословения ради нашей мечты, ради нашей надежды, ради нашей страны", - обратился г-н Ющенко к Константинопольскому патриарху. Однако Вселенский патриарх Варфоломей, невзирая на весьма сложные отношения с Московским патриархатом, не дал согласия на создание украинской поместной церкви, независимой от Москвы. Наоборот, он обратился к православным гражданам Украины с призывом к восстановлению церковного единства на Украине: "Забота о защите и восстановлении церковного единства является нашей общей обязанностью, которая перевешивает какие бы то ни было политические или церковные цели. Продолжение путаницы в целях, не соответствующих духовному характеру Церкви, забрало бы объединяющую силу Крещения и еще больше обострило бы опасное разделение церковного тела". Причину отказа Варфоломея I благословить создание отдельной украинской церкви объяснил архиепископ Габриель Де Вильдер, приехавший из Парижа: "Вселенский Патриарх прибыл сюда не для того, чтобы преподать урок Патриарху Московскому. Смысл в том, чтобы найти решение двух расколов, существующих на Украине. Причина сложившейся ситуации носит в большей степени националистический, нежели религиозный характер".
Как сказано в Писании, "Богу - Богово, кесарю - кесарево", то есть негоже властям светским лезть в церковные дела. Хотя Виктор Ющенко и не кесарь, знать эту истину ему бы не помешало - не оказался бы столь неприличном положении.
**"Мы должны улучшить их поведение!"**
Как важнейшую международную новость на прошедшей неделе СМИ комментировали заявления кандидата в президенты США от Республиканской партии сенатора Джона Маккейна о необходимости исключить Россию из "большой восьмерки". Он обвинил нашу страну в том, что она стала "автократией", оказывает давление на Грузию, Украину и Чехию, а также "вышвырнула" со своей территории англо-американскую нефтяную компанию ВР. "Мы должны улучшить их поведение, мы должны заставить их осознать, что "восьмерка" создавалась как группа демократических государств, которые разделяют общие ценности и принципы", - сказал сенатор.
Ну, какие там "общие ценности", скажем, у США и Японии, где только в этом году и под мощнейшим давлением мирового сообщества признали наличие угнетенного национального меньшинства, айнов, где этнические корейцы и представители низшей касты "буракумин" до сих пор подвергаются дискриминации - сказать сложно. Впрочем, это к теме не относится. Важнее то, что Россия так и не стала полноценным членом "восьмерки": все важнейшие решения продолжают приниматься "семеркой", а наша страна присутствует в клубе богатейших стран мира в качестве этакого Infante terrible, которому там, в общем-то, делать нечего, но выгнать как-то неудобно.
По мнению некоторых изданий, резкая антироссийская позиция Маккейна связана в первую очередь с предвыборной кампанией: он, как республиканец, должен демонстрировать своему электорату жесткость и непримиримость к "врагам" Соединенных Штатов. А Барак Обама, демократ, - наоборот, терпимость и толерантность к странам с другой политической культурой. Так оно и получается: в ответ на высказывания Маккейна кандидат от Демократической партии идею исключения Россия из "восьмерки" отверг и напомнил о том, что Вашингтону необходимо сотрудничать с Москвой, чтобы бороться с терроризмом и распространением ядерного оружия.
Впрочем, по мнению ряда экспертов отношения России с США могут ухудшаться вне зависимости от того, кто станет хозяином Белого Дома в Вашингтоне. По поводу расширения НАТО (особенно включения в состав организации Украины), размещения ПРО в Восточной Европе, событий в Грузии, иранской ядерной программы позиции двух стран не сближаются. Можно ожидать, что грузино-абхазский и грузино-югоосетинский конфликты, а также напряженность в Крыму приведут российско-американские отношения к точке замерзания. Но сенатор Джон Маккейн тут будет ни при чем: американцы не желают считаться с другими странами. И Россия не жаждет уступать свои позиции. Однако ожидать новой "холодной войны" не следует потому, что наша страна, к сожалению, слишком зависит от стран Запада и в первую очередь от США - там хранится наш Стабилизационный фонд. Это - своего рода гарантия того, что Москва не станет делать слишком резких движений в отношениях с Соединенными Штатами. И Вашингтону, кто бы ни победил на выборах в ноябре, придется проявлять осторожность: нестабильность в Ираке, неудачи в Афганистане и напряженность вокруг Ирана заставят его трижды подумать, прежде чем исключать Россию из "восьмерки" и вообще "улучшать" российское поведение.