будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 13, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 27 января - 2 февраля

**Несравненный**

Шестая "большая" пресс-конференция президента Владимира Путина, данная российским и иностранным журналистам, привлекла рекордное количество пишущих и снимающих людей - более 1200 человек. Надо сказать, что если в предыдущие годы от выступлений президента России ожидали заявлений о неких новых стратегических направлениях развития страны - например, будут ли национализировать частные компании (после "дела ЮКОСа"), в каком направлении станет развиваться внутренняя политика и т.д. - то теперь ожидать от президента, которому осталось править чуть меньше года, неуместно. Действительно: что такого судьбоносного может совершить президент в преддверии окончания своего второго и, как он не устает уверять, последнего президентского срока? Разве только одного: назовет он имя преемника или нет. Собственно, в надежде услышать это и собрались на пресс-конференцию журналистские толпы.
Спрашивали главу государства российского о многом: злобствующий русофоб (естественно, американской национальности) спрашивал о том, будет ли Россия и впредь использовать свои энергоресурсы в качестве политического оружия, более чем простоватый соотечественник вопрошал, когда наконец приведут в порядок аэропорт в Южно-Сахалинске (хорошо еще, что не про общественные туалеты), и о многом другом. Самым ярким оказался вопрос некоей русскоязычной мадам, которая обратилась к президенту со словами "Несравненный Владимир Владимирович!" (суть вопроса не интересна и потому совершенно не запомнилась). Но реальных вопросов, которые задавали президенту в разной форме, было два: кто станет преемником и что собирается делать сам Владимир Владимирович после выборов 2008 года.
Наверное, ради того, чтобы ответить на эти вопросы Путин и собрал журналистов. Он сказал, что никакого преемника нет и не будет, потому что его (преемника) изберет народ, а сам он не станет ни на кого указывать пальцем. Наверное, ему надоели постоянные сравнения с Мексикой образца 1930-2000 годов, когда президент официально указывал на того, кто должен прийти ему на смену, что в условиях фактической однопартийности выполнялось неукоснительно - такой принцип назывался "дедасо", буквально "указание пальцем". Путин строго указал "четвертой власти": Россия - демократическая страна и выбирать президента будет соответственно. Хотя и не исключил того, что когда-нибудь скажет, кто из кандидатов лично ему, как человеку, милей. А на вопросы о собственном будущем президент предпочел отшутиться: я пока с поста не ушел, не торопите события.
Из этого СМИ сделали разные выводы. Кое-кто из журналистов и экспертов решил, что Путин назовет преемника в последний момент; все-таки очень многие верят в то, что Россия - это Мексика прошлого столетия, только очень большая и холодная. Другие же не исключают, что никакого преемника президенту выбрать так и не удалось и он решил устроить между ними настоящую конкурентную борьбу, как в приличных странах. Тем более что если в выборах будут участвовать, скажем, Сергей Иванов и Дмитрий Медведев, самые вероятные и часто называемые кандидаты в преемники, без второго тура выборов обойтись точно не удастся. А это серьезно ослабит позиции победителя, и бывший глава государства может стать чем-то вроде верховного арбитра. Собственно, при такой конструкции отпадает и вопрос о том, кем станет Владимир Путин после отставки: этим самым арбитром.
Однако приведенная выше версия развития событий весьма опасна: уже сейчас борьба между "Единой" и "Справедливой" "Россиями" все больше принимает форму боев без правил - с оскорблениями, вооруженными налетами (Самара, Тверь) и арестами представителей "враждебной" партии. Что неудивительно: если преемников будет два, под каждого из них выстроится соответствующая "нога" "партии власти". Победитель получает все, поэтому, если Путин не сделает свой выбор, конкуренция преемников и стоящих за их спинами партий может принять столь ожесточенный характер, что во весь рост встанет вопрос о сохранении стабильности в стране и дееспособности государства. И решить это, к несчастью, кроме Путина, некому. Не потому, что он такой великий и мудрый, а потому, что общество и элита столь мелкие и неразумные. Поэтому права журналистка: Путин покамест действительно Несравненный.

**Преемник №2. Или все-таки №1?**

Одной из тем, привлекших внимание российских СМИ, стал очередной "русский день" Всемирного экономического форума в Давосе. Хотя интерес на Западе ко всему, что происходит на 1/7 суши, которая называется Россией, в последние годы изрядно ослаб, на сей раз выступления русских делегатов выслушивались более чем внимательно и комментировались западными политиками и прессой весьма оживленно.
Всплеск интереса к нашей стране объясняется несколькими моментами. Во-первых, энергетические конфликты России с Украиной и Белоруссией, угрозы перебоев в снабжении нашим газом европейских партнеров вызвали в Европе изрядную озабоченность. Во-вторых, выдавливание таких гигантов европейского нефтегазового бизнеса, как Shell, BP и Total с самых перспективных российских месторождений породили новый виток паники среди иностранных инвесторов (первый приступ такого рода, причем вполне объяснимый, случился с ними после разгрома ЮКОСа): насколько все-таки далеко зайдет российское руководство в огосударствлении экономики? Но все же самой важной причиной стало прибытие в Давос первого вице-премьера Дмитрия Медведева, - как шептались европейцы, по указанию самого президента Путина. А Медведев, как известно, - один из потенциальных преемников президента.
По поводу энергетических конфликтов с соседями г-н Медведев повторил то, что в разгар газовых "войн" с соседями говорил Владимир Путин: бесплатного газа теперь ни для кого не будет. Похоже, это несколько успокоило европейцев, особенно на фоне того, что газовые отношения с Киевом и Минском Москве, хотя и после жесточайших препирательств, все же удалось урегулировать.
Насчет деприватизации первый вице-премьер был загадочен, сказав, что роль государства в экономике будет "прагматической", а пределы огосударствления будут определяться "прагматическими соображениями". Что это значит - понять трудно: например, государство из прагматических соображений может время от времени менять правила игры, то национализируя заводы и месторождения, то вновь выставляя их на торги. Примерно так поступали латиноамериканские режимы: приходят к власти левые - национализируют, сменяют их правые - приватизируют. Правда, качество тамошних элит настолько низкое, что ни национализации, ни приватизации к благополучию не привели страны, где обитают всевозможные "мачо" и "каудильо". У нас же элита, похоже, настолько прагматична, что является и правой, и левой в одном лице...
Пресса, кстати, отметила и серьезные разногласия между российскими министрами: в то время как вице-премьер говорил о прагматизме, министр экономического развития и торговли Герман Греф сказал, что государство может иметь пакеты акций компаний-монополистов, но не должно осуществлять руководство их повседневной деятельностью. "Любую монополию надо продавать, иначе она не будет эффективно работать", - подчеркнул он. Ряд изданий в этой связи задается вопросом: тогда зачем национализировать, если потом все равно придется продавать? И сами же отвечают: наверное, национализировать надо когда цена низкая, а как подрастет - тут можно и продать. Кстати, это именно тот замкнутый круг, по которому уже какое десятилетие двигаются Венесуэла, Колумбия и Перу.
Но в общем, по общему мнению СМИ, Медведев произвел на западников хорошее впечатление: не угрожал, о демократии высказался совершенно по-западному, даже попинав "демократию со всякими приставками", то есть пресловутую "суверенную демократию" - бессмертное детище Владислава Суркова. Такой президент Запад бы явно устроил.
Но пусть не особо радуются: чуть раньше, чем Медведев поехал на Запад, на Восток, в Индию, ездил другой вице-премьер и тоже потенциальный преемник Путина - Сергей Иванов. И держался он там как будущий глава государства российского. И индийцы также решили, что такой президент России их весьма устроит.
Как выбирать бедным русским из двух достойнейших преемников? Может, выбрать обоих? Одного - для Запада, другого - для Востока?

**Битва железных спикеров**

Многие издания на прошедшей неделе отметили, что конфликт спикера Госдумы Бориса Грызлова и главы Совета Федерации Сергея Миронова не только продолжается, не просто обостряется, но и начинает все больше походить на сражение между нижней и верхней палатами Федерального Собрания. Или даже превращаться в таковую.
Яростные нападки Миронова на Госдуму понятны: несколько дней назад депутат Госдумы Андрей Климов (единоросс, естественно) предложил законопроект, призванный ограничить право спикера Совета Федерации утверждать назначение и снятие членов верхней палаты. Хотя руководство фракции "Единая Россия" отмежевалось от этой инициативы, по мнению экспертов, такими способами думское большинство напомнило своим основным конкурентам, кто сегодня контролирует парламент. Глава сената пригрозил думцам ответным ударом: посетовав на то, что нижняя палата протаскивает нужные ей законы в пожарном порядке, он заявил, что Совет Федерации будут добиваться принятия сразу трех законов, ограничивающих самоуправство Госдумы - "О Федеральном собрании РФ", "О нормативно-правовых актах в РФ" и "О порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов".
В связи с обострением борьбы Миронова с Грызловым пресса продолжает недоумевать: где ж это видано, чтобы спикеры двух палат парламента возглавляли "партии власти" и, превратив палаты в собственные политические и административные бастионы, повели друг с другом смертельную борьбу? Во всяком случае в цивилизованной стране такого быть не может.
В этой связи некоторые издания высказывают мнение, что борьба двух спикеров, двух палат и двух "партий власти" - забавная инсценировка, так как элита у нас одна и ориентируется только на одного политика, которого зовут Владимир Путин. Другие СМИ считают, что все не так просто: во-первых, далеко не вся элита, особенно ее региональные группы, беззаветно предана правящей группировке питерского происхождения, хотя те, кто мечтает о ее замене, опасаются высказывать свое мнение, так как группировка не только питерская, но в первую очередь чекистская. Во-вторых, внутри ее ядра правящего клана, заседающего в Кремле и на Старой площади, давно нет единства, именно потому вместо одной правящей партии создали две. В-третьих, борьба между единороссами и "эсерами", возможно, и планировалась в Кремле как всего лишь имитация политической борьбы, но с политтехнологами, которые изобрели столь изощренную комбинацию, происходит примерно то, что когда-то случилось с доктором Франкенштейном: созданный им монстр вышел из повиновения и, в конце концов, уничтожил своего создателя. Игрушечная, ручная "Справедливая Россия" стала центром притяжения для всех недовольных элитных группировок, к тому же получив поддержку тех кремлевцев, которым не нравится, что партийной жизнью в России "заведуют" (и получают под партийную деятельность немалые деньги) другие. Точнее, другой. Поэтому битва спикеров, скорее всего, давно перестала быть имитацией и превратилась в реальное столкновение разных политических сил. А то, что обе "партии власти" клянутся в верности президенту, так это мало что значит - во многих не слишком развитых странах партии, группировки и кланы насмерть бились за благожелательность какого-нибудь местного вождя и каудильо. Это ведь технология власти такая - поддерживать управляемый конфликт ради удержания власти. Только вот интересы страны и рядовые граждане от такого стиля управления сильно страдают.

**"Лузеров из нас делать не надо!"**

Этими не совсем органичными для интеллигентного премьера словами Михаил Фрадков отреагировал на очередные нападки своего главного оппонента в правительстве, министра экономики и развития Германа Грефа. Понятно, что столь сочные выражения (а еще премьером были произнесены слова "тупить" и "лопушить") вызвали такой энтузиазм среди работников СМИ, что многие издания сделали основной упор на неожиданной лексике Фрадкова, а не на сути - конфликте в правительстве вокруг нового законопроекта о доступе иностранцев в стратегические отрасли экономики.
После принятия закона иностранные компании потеряют возможность участвовать в аукционах по стратегическим месторождениям, а также приобретать более 50% акций в российских компаниях, имеющих лицензии на разработку таких месторождений. А иностранные государства и международные организации смогут приобретать вдвое меньше - только 25% пакета акций (наверное, в силу их большей зловредности по сравнению с простыми транснациональными корпорациями). При этом уже работающие на российских месторождениях иностранцев могут не беспокоиться: ранее заключенные контракты под новый закон не подпадают. По сообщениям прессы, Минприроды объявило стратегическими все месторождения на российском континентальном шельфе, десять нефтяных месторождений, запасы которых превышают 70 млн. т., двадцать шесть месторождений газа с запасами более 50 млрд. куб. каждый, крупнейшее в Евразии золотоносное месторождение "Сухой Лог" и пять месторождений меди с запасами свыше 500 тыс. т.
Премьер Фрадков и его первый заместитель Медведев считают, что ничего плохого, кроме хорошего, новый закон не принесет: иностранцы, уставшие от постоянных изменений правил игры в России, получат точные и ясные указания, куда они имеют право заходить, а о чем даже мечтать не стоит. То, что правила игры в России как для иностранного, а в большей степени отечественного, капитала постоянно меняются, и, как правило, не в лучшую сторону - факт. И надо что-то с этим делать. Остается только ждать опубликования закона, после чего мы поймем, сделает ли он эти правила ясными и однозначными или же просто затруднит работу инвесторов в нашей стране. Вот тогда мы и сообразим лузеры мы или нет.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).