**Президент - о любви и не только**
Седьмое ежегодное послание президента Путина Федеральному Собранию вызвало настоящий шквал комментариев как в России, так и за рубежом. Если иностранные СМИ в большинстве своем обратили внимание на внешнеполитические аспекты речи главы российского государства, то гражданам России гораздо интереснее были заявления, касающиеся внутренней политики.
В отличие от предыдущих посланий в мае 2006 г. Владимир Путин решил не ограничиваться двумя-тремя ключевыми темами, а сказать сразу все и обо всем. Глава государства призвал укреплять обороноспособность страны, развивать отношения в первую очередь со странами СНГ, бороться с коррупцией, сделать государственную службу почетной, обеспечить свободу и демократию, а также резко увеличить масштабы помощи государства пенсионерам и матерям (пассажи об улучшении демографической ситуации Владимир Путин назвал разговором "о любви"). Если укрепление обороноспособности и приоритет в отношениях с бывшими союзными республиками больше заинтересовали Запад, где сразу заговорили о том, что Россия объявила новую "холодную войну", то внимание отечественной прессы, естественно, привлекла новая стратегия помощи семьям, имеющим детей. Еще бы: в послании, помимо всего прочего, говорится о том, что за рождение второго ребенка матерям будет выплачиваться 250 тысяч рублей единовременно - сумма не такая уж маленькая даже для очень неплохо зарабатывающих людей. Да и пенсионеры порадовались: их пенсии в ближайшее время должны сильно повыситься.
Тем не менее не все издания выразили восторг по поводу послания. Повышать обороноспособность, конечно, надо, но каких-либо конкретных мер в этом отношении президент не предложил. Может, это не его дело, и для него главное - указать на проблему, а там уж пусть министры и прочие чиновники думают, как ее решать? В нашем случае это не так: ситуация в армии катастрофична, это известно всем и каждому, и выправить положение можно только с помощью поистине революционных мер. А таковые меры предложены не были. То же самое с коррупцией: да, взяточничество и аферы бюрократов имеют место во всем мире, но только в самых несчастных государствах, к числу которых, как это ни прискорбно, относится и наша страна, коррупция является системообразующим фактором политики, экономики и вообще функционирования власти. И никакие ритуальные заклинания тут не помогут - нужны опять же революционные меры для исправления ситуации. Комментировать слова президента о свободе, демократии и гармонизации отношений власти и бизнеса уже просто не хочется - все и так понятно...
А вот матерям и пенсионерам государство помогать действительно обязано. 250 тысяч на рождение ребенка - это здорово. И пенсии повышать необходимо. Но за кадром осталось самое главное: здоровые дети и благополучные старики могут быть только в стране с развитой экономикой и эффективной социальной сферой. А о достижении этой единственно важной цели ничего сказано не было, за исключением уже знакомого (и на самом деле совершенно неубедительного) призыва к превращению России в "энергетическую сверхдержаву".
Конечно, хорошо, если нефтедоллары хоть в каком-то количестве будут доходить до людей. Но это чревато тем, что госсредства будут частично розданы, частично разворованы, вместо того, чтобы пойти на строительство дорог и школ, больниц и аэропортов, жилья и электростанций. Понятно ведь, что остервенело пьющая мамаша, живущая в бараке в каких-нибудь Васюках и не имеющая перспектив устроиться на приличную работу сумеет быстро потратить те 250 тысяч, которые ей сулит государство. Только вложены они будут не в новую квартиру и не в учебу ребенка, а в кассы винных магазинов. Так ведь можно выбросить на ветер и все нефтяные доходы страны...
**Чейни звереет**
В преддверии петербургского саммита "восьмерки" вице-президент США Дик Чейни сделал неожиданный шаг: выступая на саммите стран Балтийско-Черноморского региона в Вильнюсе, он обрушился на Россию с беспрецедентной со времени падения советского строя критикой. Он заявил, что российская власть ущемляет права человека, ликвидирует завоевания гражданского общества, ограничивает свободу и демократию, а также использует поставки энергоресурсов для "шантажа и запугивания" других стран.
В том, что позиция США в отношении России меняется, и отнюдь не в лучшую сторону, ничего удивительного нет. Россия в последнее время постоянно противодействует Вашингтону на многих фронтах. Так, Москва поддерживает режимы, которые находятся в состоянии конфронтации с Соединенными Штатами - режим Лукашенко в Белоруссии, Каримова в Узбекистане и Назарбаева в Казахстане, привечает ХАМАС, заигрывает с Ираном, сотрудничает с Северной Кореей, продает оружие главному ненавистнику США в Латинской Америке, венесуэльскому президенту Уго Чавесу. А основные американские "друзья" на постсоветском пространстве, порожденные "цветными революциями" власти Украины и Грузии, подвергаются с нашей стороны экономическим санкциям. Конечно, американцы, свято верующие в свое божественное право указывать всему миру, как ему жить, не могут не вознегодовать.
Однако если анализировать не столько речь г-на Чейни, сколько реальные действия американской дипломатии, сразу становится ясно, что дело вовсе не в приверженности Америки принципам свободы и демократии. Ряд крупных российских политиков после вильнюсского выступления Чейни поспешили заявить, что американцы, мол, недовольны ростом влияния России в мире, однако это все-таки преувеличение, приятное для нам, как патриотам своей страны, но чересчур уж бравурное. Скорее, Вашингтон крайне раздосадован ростом влияния "Газпрома" в Европе - настолько, что открыто угрожает странам Южной Европы и требует не допускать русский газовый концерн на свои рынки. Обеспокоены американцы и объявлением о предстоящем строительстве двух мощных трубопроводов из России в Китай, что сблизит экономики двух стран. США рассчитывают получать из России природный газ в больших объемах, а строительство новых газопроводов в Европу и Китай ставит этот проект под сомнение, поэтому американцам газа может просто не хватить.
А приверженность Вашингтона демократии отлично продемонстрировал сам вице-президент Чейни: сразу после разгромной речи в адрес России он отправился в Астану - столицу Казахстана, к президенту Назарбаеву. О том, насколько назарбаевский режим демократичен, отлично известно, но вряд ли американец станет ругать обидчивого Нурсултана Абишевича у него дома. Ведь могут пострадать интересы американских нефтяных компаний...
**Кадырову не терпится**
С конца апреля в фокусе внимания центральных СМИ вновь оказался премьер-министр Чечни Рамзан Кадыров. Глава чеченского правительства вдруг потребовал от президента республики Алу Алханова уйти в отставку - с тем, как полагает большинство экспертов, чтобы самому занять его место и таким образом сделать клан Кадыровых безраздельно правящим. В принципе Кадыров-младший и так является руководителем республики, а роль президента Алханова становится все более декоративной. С самого начала, когда после гибели Кадырова-старшего выяснилось, что его сын слишком молод, чтобы занять отцовское кресло, - Конституция не дозволяет, - г-н Алханов, согласившись стать президентом, не мог не понимать, что рычаги власти перейдут не к нему, а к младшему Кадырову - Рамзану.
До поры до времени президент Алханов не противоречил Кадырову, по-видимому, вполне довольствуясь своей зиц-председательской должностью. Однако в конце апреля отношения между реальным хозяином Чечни и ее номинальным руководителем внезапно обострились. 25 апреля, как стало известно газетам из неофициальных источников, между кадыровскими гвардейцами и бойцами личной охраны Алханова произошла драка, перешедшая, что совершенно естественно, в перестрелку. Это неудивительно: кадыровцы - бывшие боевики, а алхановцы - бывшие милиционеры, сражавшиеся против боевиков на стороне федеральных сил. После этого, опять же по неофициальной информации, сам Рамзан Кадыров в ультимативной форме потребовал от Алханова уйти в отставку. Но президент неожиданно проявил силу характера и отказался: все-таки очень нелегко для бывшего милиционера, к тому же проявившего истинный героизм при обороне Грозного в августе 1996-го, безропотно подчиняться вчерашнему боевику - необразованному молодцу, не считающемуся ни с чем на пути в абсолютной власти.
Затем состоялась краткая встреча обоих чеченских лидеров с президентом России Путиным, которая, по официальной информации, была посвящена проблемам восстановления республики, а по неофициальной - решению конфликта между Кадыровым и Алхановым. Судя по всему, премьеру было указано на недопустимость силового вытеснения законно избранного президента, - хотя, конечно, говорить о легитимности каких бы то ни было выборов в Чечне довольно смешно...
Смешно и грустно также другое: после разговора с Путиным Кадыров не успокоился. Он затеял своеобразный социологический опрос чеченского населения, призванный выяснить, кому из республиканских лидеров оно (население) больше доверяет. Совершенно понятно, что цель анкеты - оказать давление на президента Алханова и на федеральный центр с целью замены действующего президента республики на нынешнего премьера. Анкету, как сообщается, подготовило республиканское министерство по национальной политике, печати и информации по указанию аппарата премьер-министра. По информации, просочившейся в прессу, в анкете семь вопросов и три из них предлагают сделать выбор между президентом и премьером. Так, жителей Чечни спрашивают, чьей именно заслугой являются "проводимые масштабные строительно-восстановительные работы", кому из руководителей Чечни они больше симпатизируют, а кого, наоборот, хотели бы поменять. А одно издание утверждает, что вместе с анкетами местным органам власти разосланы указания, какими должны быть ответы. Что ж, в это можно поверить: практика, вполне достойная таких "демократических" стран, как Сирия, Ливия или Чечня.
Именно "страны", - это не оговорка. Ибо история с попыткой отстранения Алханова - яркое свидетельство фактической независимости Чечни от России. Чеченский лидер (естественно, Кадыров, а не Алханов) откровенно не желает считаться с мнением Москвы и с российскими законами. Кадыров уже ничего не боится: он требует вывода российских войск из республики, выплаты контрибуции (в виде средств на восстановление), перевода чеченского нефтяного сектора в собственность республики, неперечисления собираемых в Чечне налогов в Москву, введения многоженства и т.д. И никто Кадырова за это не арестовывает, не смещает с поста премьера. Что это, как не скрытое признание независимости Чечни? И рано или поздно Кадыров все равно станет президентом Чечни - никуда Москва не денется...