будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 15, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 29 марта - 4 апреля

**Страсти по НАТО**

Бухарестский саммит Североатлантического альянса, на котором США схлестнулись с Францией и Германией из-за вступления в альянс Украины и Грузии, проходил с незримым, но вполне ощутимым участием нашей страны. Перед мероприятием президент Буш встречался со своим украинским коллегой Виктором Ющенко и твердо заявил, что США выступает за членство Украины и Грузии в НАТО; Вашингтон не видит никаких препятствий для этого.
Однако позиция американского руководства не встретила понимания у Берлина и Парижа. Если германское правительство делало упор в первую очередь на устав НАТО, который не разрешает принятия в альянс стран, имеющих территориальные конфликты (то есть Грузии с ее мятежными анклавами - Абхазией и Южной Осетией), а также государств, значительная часть населения выступает против членства в этой организации (то есть Украины, где, по опросам, более половины населения против вступления в альянс), то министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер прямо указал, что не следует идти на действия, которые вызывают столь резкое неприятие Москвы. Позицию Вашингтона поддержали Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и примкнувшая к ним Канада, на стороне франко-германского блока выступили Италия и Испания.
Еще в ходе саммита в СМИ просочились "утечки" о том, что США не смогут сломить сопротивление "старой" Европы. Так в конце концов и вышло: Киев и Тбилиси смогут рассчитывать только на рассмотрение вопроса о членстве в НАТО не ранее декабря сего года. Американцам в Бухаресте, помимо украинско-грузинского вопроса, нужно было решить и другие важные проблемы: это принятие в члены альянса Хорватии, Македонии и Албании, а также расширение участия стран НАТО в операциях в Афганистане. "Старые" европейцы совсем не в восторге от перспективы участия в НАТО Албании - самой отсталой страны континента, к тому же мусульманской и известной небывалым по европейским меркам засильем криминала. Против приема Македонии решительно возражает Греция: "Македонией" называется северная провинция этой страны и Афины не желают, чтобы славянская республика Македония имела возможность предъявить территориальные претензии, тем более что в конце 40-х подобные претензии предъявлялись. Если не главы Франции и Германии, то СМИ этих стран указывали на то, что не только нарастить мощь натовской группировки в Афганистане, но и продолжать операции в этой стране в условиях ссоры с Россией будет очень трудно - переброска войск и техники, значительная часть снабжения идет по нашим воздушным коридорам.
Американцам пришлось пойти на уступки. Только присоединение Хорватии и Албании к НАТО странам альянса все же удалось согласовать, но ни македонская, ни украинская, ни грузинская проблемы решены не были. При этом участники саммита специально подчеркнули, что позиция Москвы не повлияла на принятие решений. На самом деле это, конечно, не так: повлияла, не могла не повлиять, так как Россия является достаточно важным игроком в Европе, чтобы полностью игнорировать ее мнение. Возможно, у Вашингтона были возможности посильнее надавить на союзников по блоку и все-таки пробыть выгодные им решения, но они делать этого не стали. Президент Буш перед уходом из Белого дома не хочет идти на обострение отношений с Россией, политический пиар ему нужен.
Однако не следует думать, что Украина и Грузия так и останутся вне НАТО. Скорее всего, через несколько лет они войдут в состав этой организации. Позиции "оранжевых" на Украине укрепляются, а "синих" - слабеют, потому что первые имеют четкое видение новой Украины - страны-члена Евросоюза и НАТО, их же противники довольно вяло призывают сохранять отношения с Россией. Грузия может быть принята после смены власти в Вашингтоне: претенденты на пост президента настроены на обострение отношений с Москвой и усилят давление на союзников с целью заставить их принять Грузию в альянс. Кроме того, подвешенная ситуация с Абхазией и Южной Осетией все сильнее раздражает не только американцев, но и Евросоюз, так что они могут согласиться с позицией США.
Но все это будет потом. Пока же результаты саммита - это политическая победа России. Удастся ли ее закрепить - большой вопрос.

**Баллада о потерянном времени**

Состоявшаяся на прошедшей неделе конференция "Модернизация экономики глобализации", как и в прошлые годы, вызвала острую полемику между главой Минфина Алексеем Кудриным и руководителем МЭРТа Эльвирой Набиуллиной. В этой связи СМИ отмечают, что в точности повторилась коллизия прошедших лет. Тогда МЭРТ, тогда в лице Германа Грефа, выступал за рост экономики, считая инфляцию и рост доходов населения, опережающий рост производительности труда менее важными, побочными эффектами, а Минфин изо всех сил пытался сэкономить бюджетные средства, угрожая перегревом экономики и вспышкой инфляции.
Рассуждать о том, кто из спорящих прав, а кто неправ смысла не имеет. Со своей узковедомственной стороны правы и те, и другие. Экономический рост в России пока недостаточно затрагивает важнейшие отрасли - производство высокотехнологичной продукции, машиностроение, легкую и пищевую промышленность, сельское хозяйство, концентрируясь в основном в добывающей сфере и строительстве. Говорить об общем, а не основанном на притоке нефтедолларов, экономическом росте можно будет только тогда, когда рост будет происходить за счет производства (не сборки!) автомобилей и тракторов, самолетов и компьютеров, станков и судов, одежды и обуви, хлеба и мяса. Поэтому г-жа Набиуллина права: рост производства нам жизненно необходим. Но прав и г-н Кудрин: инфляционная модель экономического роста повышает всевозможные экономические показатели (тонны, киловатт-часы, километры), но не позволяет расти уровню жизни населения. Так было во многих развивающихся странах - Бразилии, Турции, Мексики 70-х годов прошлого столетия, где росло производство стали, машин, цемента и всего прочего, а люди жили все хуже и хуже. Такой рост может закончиться только одним: граждане устанут от того, что вокруг них с бешеной скоростью проносятся сверхдорогие лимузины, как грибы, растут небоскребы и дворцы, а их собственная жизнь становится все более убогой. Нам такой экономический рост точно не нужен: у нас уже были пятилетки с бойкими отчетами об успехах, которые люди никак не ощущали.
В споре министров есть одна очень печальная особенность: о негативных последствиях - в одном случае об угрозе инфляции, в другом - об опасности замедления роста они говорят, как о чем-то неизбежном. А нельзя сформулировать стратегию развития, в которую были бы заложены достаточно высокие темпы роста и низкая инфляция? В прошлом году государственные расходы увеличились почти на 40% - естественно, инфляционные процессы усилились. Но в большинстве случаев рост расходов связан с достаточно неожиданными решениями правительства, часто носившими откровенно предвыборный характер. Ни нацпроекты, ни другие новации в социальной сфере в бюджет страны не закладывались. Значит, такова бюджетная политика, что не учитывает в достаточной мере тот факт, что денег в стране великое множество, а о том, что надо бы тратить их в том числе и на разваленную "социалку" почему-то вспоминают только перед выборами. И разгоняют инфляцию, которая быстренько сводит к нулю все повышения зарплат и пенсий.
Россия развивается стабильно, без кризисов уже девять лет. За это время все-таки можно было бы разработать комплексную стратегию развития - такую, чтобы не приходилось перед каждыми выборами спохватываться: ах, о пенсионерах забыли, о матерях, о жилье, об аграрниках... Сейчас такую стратегию пишут, к маю обещают предъявить обществу. Но реализовывать ее придется в гораздо более жестких условиях - нефтегазовый рай закончится для России намного раньше. Вполне может оказаться, что время, когда страна спокойно жила за счет сверхдоходов, потеряно впустую.

**Из ниоткуда в никуда**

Наряду с вполне реалистичными экономическими проектами, наподобие восстановления авиационной, судостроительной и станкостроительной отраслей с самых вершин государственной власти все чаще нам начинают рассказывать о супер-мега-проектах, заставляющих вспомнить то ли "потемкинские деревни", то ли Нью-Васюки.
К сомнительным относится, например, программа развития многоотраслевой экономики Республики Тыва, включающей освоение медно-молибденовых и угольных месторождений, строительство железной дороги Кызыл-Курагино. Кто будет строить эти объекты, кому на них работать - непонятно. Тувинцы - скотоводы, не имеющие никаких навыков работы в индустриальном секторе, да и не захотят они в массовом порядке оставлять родные пастбища и идти на стройки. В соседних регионах Сибири просто нет достаточного количества рабочих рук. А кого рассчитана эта амбициозная программа? На завоз китайских рабочих, таджиков и киргизов?
Еще одни, самые известные "Нью-Васюки" - это, конечно, строительство олимпийских объектов в Сочи. Тут несчастье в том, что они, к сожалению, могут быть действительно поострены - вопреки здравому смыслу и всякой экономической логике. Ледовых дворцов, например, планирую построить целых шесть; в десятимиллионной Москве такой один, и то он ни разу не был заполнен зрителями. Что будет с дворцами после Олимпиады? Ломать придется или ждать, пока сами развалятся? То же с гостиницами. Сейчас гостиничный фонд Сочинского района в сезон заполняется максимум на 40%, то есть находится на грани рентабельности. А планируется построить еще десятки отелей; что, после Олимпиады туда будут селить нуждающихся бездомных?
Но все же самый безумный проект, который сейчас вовсю пиарят - строительство тоннеля между Чукоткой и Аляской. Об этом беседуют с американцами на самом высоком уровне, чукотский губернатор Роман Абрамович уже прикупил в Германии самую большую буровую установку. Сначала говорили, что бурить он собирается что-то под Сочи, а оказалось, что породу под Беринговым проливом. 100-километровый тоннель через Берингов пролив будет стоить более 60 миллиардов долларов США. А сколько будет стоить строительство железной дороги через безлюдные тундры и непроходимые горы Северо-Восточной Якутии, Колымы и Чукотки, по вечной мерзлоте? Возить поездами туда нечего, оттуда тоже. Как нечего возить из России на Аляску и из Аляски в Россию. Но нас на полном серьезе уверяют, что магистраль протянется через весь российский Северо-Восток, Аляску, Клондайк и канадскую тайгу к американской границе... На это ушли бы десятилетия и сотни (!) миллиардов долларов. Да авиаперевозки дешевле, чем строительство и эксплуатация этой безумной магистрали, не говоря о морских перевозках.
Создается впечатление, что денег в России (точнее, в руках тех, кто ею правит) чересчур много. Не знает начальство, куда их девать: отсюда и сплошные Нью-Васюки. О разоренных поселках, о нищих деревнях думать не интересно - размах не тот. Вот московские, сочинские небоскребы, новый Сингапур на острове Русском (еще одна безумная затея), железные дороги и бесперспективную Тыву и запредельную Аляску - это куда масштабнее...

**Властей смиренное кладбище**

Уже который день активные работы ведутся в районе подмосковных Мытищ на бывшем антенном поле закрытого института Министерства обороны. Бульдозеры расчищают площадку общей площадью 53 гектара для строительства самого грандиозного некрополя за всю историю постсоветской России - Федерального военного мемориального кладбища. На это планируется потратить из госбюджета 3 млрд. рублей, правда, уже сейчас художественный руководитель проекта Сергей Горяев предполагает, что "с учетом инфляции и индексации сумма может вырасти до 3,5 - 3,7 млрд. рублей".
Слово "военное" не должно вводить в заблуждение налогоплательщиков: кроме генералов и героев России, по статусу покой здесь смогут обрести президенты, министры и премьеры, кавалеры орденов "За заслуги перед Отечеством" I степени и Андрея Первозванного. Более того, предполагается перенести сюда прах известных деятелей советской эпохи из Кремлевской стены, в том числе и Сталина, а также нетленное тело Владимира Ильича из Мавзолея на Красной площади.
Интересно, что каждый, кто видел макет VIP-некрополя, не мог отделаться от ощущения, что авторы проекта вдохновлялись в первую очередь с оглядкой на последнее пристанище Ленина. Как скромно признает сам Горяев, "некоторые элементы Мавзолея действительно были позаимствованы". И хотя утверждается, что обитатели Кремля всерьез задумались о достойном и достаточно просторном месте упокоения первых лиц государства и их верного окружения сразу после смерти Бориса Ельцина в апреле 2007 года, любители мифотворчества пребывают в уверенности, что "отмашку" на строительство гигантского пантеона дали, исходя из совершенно иных соображений. Дело в том, что в российском обществе уже давно непонятно кем культивируется легенда о давнем пророчестве то ли Нострадамуса, то ли кого-то из доморощенных блаженных. Мол, будет Россия оставаться эпицентром всех бед и несчастий, а также пребывать в разрухе и бедности до тех пор, пока не будет, наконец, погребен вождь мирового пролетариата.
Если это так, то, похоже, нынешнее российское руководство, отчаявшись самостоятельно справиться с инфляцией, ростом цен и прочими социально-экономическими проблемами, решило вернуть страну на путь благоденствия и успеха единственно доступным ему способом.
Впрочем, у трезвомыслящей части наблюдателей есть на этот счет иное мнение: затеяв масштабную кладбищенскую стройку, власти убивают таким образом даже не двух, а сразу четырех зайцев.
Во-первых, делаем реверанс в сторону Запада: мы окончательно избавляем Красную площадь, пройтись по которой считает своим долгом каждый интурист, от последних символов Советской эпохи.
Во-вторых, одним махом решаем проблему "перенаселенности" московских VIP-кладбищ, которые, будучи давно закрытыми, непостижимым образом продолжали пополняться новыми могилами персон заслуженных и не очень.
В-третьих, нынешним и будущим президентам и высшим госчиновникам уже не надо будет волноваться по поводу необходимого участка земли: согласно проекту, мест для погребения важных чинов будет зарезервировано лет на 200 вперед.
В-четвертых, новый некрополь - это еще один удобный способ "освоить" малую толику пока еще сверхпрофицитного госбюджета.
Тем не менее, версия насчет реверанса Западу некоторым экспертам представляется сомнительной. Британские газеты уже увидели "тревожный знак того, что Кремль заигрывает с коммунистическим прошлым". Почему? Да потому что "предложенные дизайнерские и архитектурные решения означают возврат к стилю, который, как многие полагали, исчез вместе с концом СССР".
Отечественных же наблюдателей волнует другой вопрос: для чего на аллее российских президентов проектом предусмотрено аж 30 могил, хотя пока известны фамилии лишь трех, двое из которых, слава Богу, пребывают в полном здравии, да и срок полномочий главы государства, похоже, будет скоро увеличен? Не повторится ли здесь ситуация с Пятницким кладбищем в Москве, когда заместитель руководителя ГУП "Ритуал" и заведующий получали от клиентов по 25 тыс. долларов за похороны "рядом со знаменитостью"? Интересно, каковы будут расценки за то, чтобы полежать "рядом с президентом"?
Остается без ответа и другой вопрос: неужели все проблемы еще живых сограждан - пенсионеров, матерей-одиночек и детей-сирот уже решены, и власть имеет полное право именно сейчас задуматься о "своем личном и вечном"?

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).