**Репетиция**
Выборы в Московскую городскую Думу большинство СМИ расценило как репетицию выборов в Государственную Думу. Репетировали все: власть и избиркомы репетировали управляемость выборного процесса, "Единая Россия" репетировала сокрушительную победу, а все прочие партии выясняли свои перспективы как в электоральном плане, так и в плане умения находить общий язык с властью и получать за покладистость думские кресла.
В принципе результатами могут быть довольны почти все участники выборов. "Единая Россия" получила 47% голосов и абсолютное большинство мест в Мосгордуме, коммунисты заняли второе место (впервые в Москве за многие годы), получив 16% и четыре места, объединившиеся вокруг "Яблока" демократы прорвались в столичный парламент, получив свыше 11% голосов и в качестве утешительного приза - три думских кресла. Наверное, многие активисты "Яблока" и СПС понимают, что объединение по сути провалилось: по отдельности на выборах в Госдуму они получили в Москве свыше 17% голосов, а после объединения - на шесть меньше, но разочарования они не показали.
Довольна должна быть и "Родина": она провела самую активную и грамотную кампанию, эффективно (и эффектно) провоцируя власть на снятие своего списка. Власть "Родину" сняла, понимая, что слабая и политически беззубая фракция КПРФ гораздо полезнее, и только снятие "Родины" позволит заставить часть левого электората проголосовать за опостылевших всем коммунистов. "Родина" получила статус гонимой оппозиционной силы, явно прибавила сторонников в самой электорально важной точке России и теперь может готовиться к борьбе за контрольный пакет голосов на выборах в Государственную Думу в 2007-м.
Проигравшей чувствует себя ЛДПР, не дотянувшая до 10-процентного барьера, но в Москве она никогда не получала 10%, да и кампанию вела вяло, и сам Жириновский на предвыборных митингах и в теледебатах выглядел равнодушным и усталым. Мосгордума Жириновскому и его компании не нужна: они привыкли конвертировать политический вес в твердую валюту, а это можно сделать только опираясь на фракцию в Госдуме. И туда они пройдут, так как популярность ЛДПР в Сибири, на Юге России и на Дальнем Востоке остается довольно высокой.
Действительно проигравшими чувствуют себя московские избиратели, - конечно, не все, но большая часть. Обижены те две трети обладающих правом голоса москвичей, которые не пришли на выборы, не увидев в бюллетенях ни одной партии, за которую стоило бы отдать голоса. Обижены те, кто проголосовал за список "Яблока" - не из симпатий к г-ну Явлинскому и его лозунгам, а потому, что хотели видеть в Мосгордуме хоть каких-то правых и либералов. Обижены и те, кого власти вынудили голосовать за коммунистов - просто потому, что КПРФ единственная хотя бы изображала из себя оппозицию. Наверняка недовольны и те, кто отдал голоса за "Единую Россию" потому, что, будучи работниками госструктур, опасались за свою карьеру.
По мнению ряда газет, выборы в Мосгордуму показали, что выборы перестали интересовать москвичей. Даже глава Центризбиркома отметил, что для выборов такого уровня и после столь яростной кампании 34% явившихся на избирательные участки - это маловато. Он же, опытный г-н Вешняков, не раз публично посетовал, что напрасно сняли "Родину" (хотя при этом признавал, что рогозинцы очень уж азартно провоцировали власть и судебные органы своей агитпродукцией). Очевидно, он понимает, что после снятия у "Родины" появились дополнительные шансы побороться с "Единой Россией" в 2007-м.
**Президент на распутье**
На прошедшей неделе на разных уровнях продолжались горячие дебаты по закону о некоммерческих организациях, который был принят Госдумой в первом чтении. В принципе интерес к закону и, соответственно, негативное отношение к нему в России высказываются только крайне немногочисленными и не имеющими поддержки в обществе либеральными и правозащитными организациями, всем прочим гражданам (а их процентов так 99) на закон и на некоммерческие организации глубоко наплевать. Но помимо российской общественности, которую беспокоят не иностранные фонды, которым не дают финансировать деятельность оппозиции в нашей стране, есть еще Запад, слово которого в России очень значимо.
Неудивительно, что дискуссия вокруг закона об НПО вновь активизировалась после того, как вернувшийся из Страсбурга министр юстиции Юрий Чайка привез в Москву рекомендации группы европейских экспертов. Эксперты, понятное дело, подвергли закон разгромной критике, и Кремль вынужден это учитывать. В результате президент поручил руководителю своей администрации в течение пяти дней разработать поправки к скандальному закону.
По мнению прессы, ситуация вокруг закона об НКО выглядит довольно забавно: Запад, в данном случае руководство Евросоюза, желает указать России на недопустимость "ущемления" иностранных НКО, работающих в нашей стране и вообще в очередной раз поучить нас демократии, но окрики и угрозы исключить Россию из "восьмерки" и тем более применить какие-либо санкции оно совершенно не хочет. Ведь Россия является важнейшим поставщиком углеводородного сырья на западные рынки и крупным покупателем западных товаров, да еще серьезным звеном в мировой антитеррористической коалиции. То есть нас пугают, но весьма осторожно, боясь перегнуть палку.
Примерно в том же положении находится и высшее российское начальство: ссориться насмерть с Европой оно не станет - слишком велика экономическая, финансовая и прочая зависимость страны от европейских и американских партнеров, но и позволить западным НКО бесконтрольно работать в нашей стране невозможно. Именно такие организации подготовили и профинансировали "цветные революции" в Грузии, Украине и Киргизии, именно они сейчас пытаются помогать радикальным оппозиционерам (типа правозащитных структур, каспаровского "Комитета-2008" и т.д.) в России.
Оказавшись на распутье, президент Путин сделал единственно логичный шаг: он приказал сделать закон приемлемым для Запада, не меняя при этом его сути, хотя это и не так просто. По мнению экспертов, судьба закона об НКО находится полностью в руках Кремля, и если он решит принять его в прежнем виде, слега пойдя навстречу Западу и лишь смягчив некоторые формулировки, в таком виде он и будет принят, несмотря на все вопли правозащитников и назидания иностранцев. Скорее всего так и будет: в несколько измененном виду закон поступит в Госдуму на второе чтение и Дума его примет, а Запад, поняв, что дальнейшее нагнетание напряженности в отношениях с Россией не принесет никаких дивидендов, зато может подтолкнуть ее с более тесному сотрудничеству с Китаем и Ираном. И ограничится Страсбург с Брюсселем лишь вялыми заявлениями о том, что, мол, новый российский закон соответствует не вполне демократическим нормам. В этой связи газеты напоминают, что принцип целесообразности обычно побеждает в отношениях Запада с другими странами: так, вполне недемократические выборы в Азербайджане Запад посчитал состоявшимися, слегка побрюзжав для видимости. А в России нефти и газа гораздо больше, чем в Азербайджане.
**Игры бывших демократов**
Мечта экс-премьера Михаила Касьянова, похоже, начинает сбываться: ему удалось наконец возглавить собственную партию. Правда, этой партией стали весьма жалкие остаточные структуры Демократической партии, созданной во времена царя Гороха подмосковным строителем Николаем Травкиным и о которой прочно забыли еще лет двенадцать тому назад.
Ну да не беда: главное для г-на Касьянова - принять участие в объединительной эйфории, охватившей бывших демократов наподобие заразной болезни. Кому, с кем и зачем объединяться - об этом никто не думает. Вот "Яблоко" объединилось с СПС для выборов в Мосгордуму - и что? Объединенные демократы получили самый низкий процент голосов со времен первых, советских еще, полусвободных выборов Съезда народных депутатов 1989-го. И при этом почему-то почувствовали себя победителями (это с тремя-то местами в столичном парламенте!) до такой степени, что решили объединиться во всероссийском масштабе. Наверное, для того, чтобы уж наверняка проиграть думские выборы 2007-го.
Надо отметить, что ни главный эспээсовец Никита Белых, ни динозавр демократического движения Григорий Явлинский не исключают объединения с Касьяновым, но очень не хотят соглашаться на его главенство в новой коалиции. На это пока согласились изгнанный со всех постов в СПС Иван Стариков да Ирина Хакамада, которая готова объединяться хоть с чёртом, лишь бы вернуться на политический Олимп. И Борис Немцов, скучающий в своем банковском офисе, тоже отозвался о Касьянове и его микро-проекте весьма благожелательно.
Но объединение демократов не ограничивается блоками "Яблоко"-СПС и ДПР-"Наш выбор" (если кто не помнит, так называется виртуальная мини-партия Ирины Муцуовны). Несостоявшийся лидер объединенных демократов Владимир Рыжков, которого долго прочили на эту роль, решил объединить собственную Республиканскую партию с Крестьянской партией Черниченко. Республиканская партия - это полный аналог "Нашего выбора": более или менее известный лидер плюс крохотная группа функционеров. Что такое Крестьянская партия - вообще сказать сложно: публицист-"фермеризатор" Черниченко не смог создать под этой маркой чего-либо более или менее заметного. Наверное, его партия - это его собственный кабинет, устаревшие и давным-давно недействительные документы о регистрации партии и пара-тройка старых друзей. Могучая сила, ничего не скажешь...
То, что бывшие демократы, озабоченные только лишь собственным политическим выживанием, вдохновенно губят остатки демократических партий, это хорошо. По крайней мере расчищается поле для создания нормального либерально-консервативного движения, не засоренного лидерами вчерашнего дня, которые в течение пятнадцати лет только и делали, что дискредитировали дели демократии и свободы. Понятно, что эти "вчерашние" ни на что в будущем рассчитывать не могут - Касьянов в роли президента России, Хакамада, например, в роли премьер-министра - это даже не смешно, это просто карикатура какая-то.
Жаль только, что еще не один год эти граждане, все проигравшие и ни на что не способные, будут связаны в сознании россиян с демократией.
**Боливар устал**
Нет, речь не идет о каком-нибудь страшном партизане, желающем освободить Россию от кого бы то ни было. У нас, слава Богу, таковые водятся только в диких горах Кавказа. "Боливар не выдержит двоих", - эту бессмертную фразу О'Генри вспомнил президент Путин в связи с претензиями Украины на поставки российского газа по ценам ниже рыночных. Глава российского государства предложил братской славянской республике "исходить из реалий" и все-таки согласиться с тем, что за энергоносители следует платить.
Российско-украинские газовые конфликты начались сразу после распада СССР и всегда шли по одному сценарию: Украина требовала поставок газа по максимально низким ценам, но и их не всегда платила в полном объеме, предпочитая просто брать газ бесплатно из магистральных трубопроводов, тянущихся по ее территории от Самотлора в страны Европы. До конца 2004-го Киев, усиленно заигрывая с Европой, получал российский газ по дешевке, мотивируя это готовностью к "особым отношениям" с нашей страной, кивая на славянское братство и прочие призрачные идеи. После "оранжевой революции" украинское руководство отказалось от всяких экивоков и заигрываний с Москвой, официально провозгласив курс на вступление в НАТО и ЕС. Вполне естественно, что иллюзии Москвы насчет вовлечения Украины в некое общее политико-экономическое пространство окончательно рухнули и Россия потребовала от Киева перейти на рыночные отношения.
Но дело в том, что если Украина без российского газа и нефти жить не может, что Россия без низкокачественных украинских товаров вполне способна обойтись. А Украина тратить валюту на покупку энергоносителей не желает, предпочитая бартерные сделки, которые ведут к занижению реальной цены на газ и нефть, кроме того они открывают простор для беспредельной коррупции. Хотя нет, Украина хочет выглядеть цивилизованной страной и платить в принципе готова, но надо учитывать, что Европа платит на российский газ от 160 до 255 долларов за тысячу кубов, а Украина - 50 долларов. Дистанция, как говорится, огромного размера. В результате Россия в этом году, как сказал президент Путин, потеряет 4,6 млрд. долларов. "Это труднообъяснимая нагрузка на российскую экономику", - подчеркнул он.
Действительно, нагрузка труднообъяснимая. Пятнадцать лет украинская экономика как-то функционировала только лишь потому, что субсидировалась Россией - теми же сверхдешевыми, а иногда и вовсе бесплатными поставками газа. Теперь Украина, страна - кандидат на вступление в западное сообщество получает большие средства в виде помощи и льготного, с явной политической подоплекой, инвестирования со стороны ЕС и США. Вполне резонно, что Россия решила прекратить помощь стране, откровенно заявляющей, что ей с нами не по пути.
Правда, не все так просто: в Европе есть как политики, поддерживающие Россию в ее стремлении перевести отношения с Украиной на рыночную основу, так и деятели, свято верящие в то, что именно России (очевидно, во искупление каких-то грехов то ли перед Украиной, то ли перед Европой) обязана поставками дешевого газа субсидировать украинскую экономику и дальше. Конечно, не все европейцы готовы оплачивать модернизацию украинской экономики, социальной сферы и инфраструктуры из европейских бюджетов - ведь понадобятся сотни миллиардов долларов для того, чтобы дотянуть Украину хотя бы до уровня Польши или Венгрии. Но столь примитивно-иезуитское отношение к России все же вряд ли продет. Во всяком случае президент и правительство России пока тверды в своих намерениях раз и навсегда избавиться от газовых проблем с Украиной. Осталось только посмотреть, хватит ли у них твердости.