**"Семейных" бьют**
Не успел рассосаться скандал с Михаилом Касьяновым, как по остаткам ельцинской "Семьи" был нанесен новый удар. Тот же самый депутат-журналист по фамилии Хинштейн, который вытащил на свет не слишком красивую историю с покупкой экс-премьером супердачи в Троице-Лыково, обнаружил, что экс-министр внутренних дел и экс-секретарь Совета безопасности, а ныне исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло тоже не совсем чист перед законом: он, как выяснилось, приобрел особняк в Архангельском и тоже, как Касьянов, по сильно заниженной цене.
По мнению прессы, "дело Касьянова" и "дело Рушайло" не только сходны тем, что поводом стали махинации с недвижимостью, - они представляют собой составные части кампании, направленной на дискредитацию деятелей ельцинского периода. На политическую подоплеку процесса прямо указал сам Хинштейн, заявив, что его "не устраивает предательская деятельность Владимира Рушайло на посту исполнительного секретаря СНГ". Прямо скажем, неожиданная позиция для такого завзятого демократа, как многолетний автор "МК" Хинштейн: ежели бы он был сторонником правового государства, он должен был "наехать" на г-на Рушайло именно за предательство, а не за незаконное приобретение особняка.
Вариант с недвижимостью - безотказное оружие против чиновников в руках тех, кто хочет их дискредитировать или вообще поставить в трудное положение. К законам российское чиновничество относится довольно свободно, а в ельцинский период на такие "мелочи", как приватизация дачи за мизерные деньги вообще никто не обращал внимания. Так можно широким бреднем загрести всех, кто в 90-е годы прошлого века занимал какую-либо должность в госаппарате. Другое дело, как отделить "овнов от козлищ", то есть избежать попадания "под горячую руку" чиновников нынешних, включая питерских силовиков, которые, как считают аналитики, и есть заказчики "наездов" на Касьянова и Рушайло. Впрочем, можно использовать метод Хинштейна: преследовать "предателей" и закрывать глаза на аналогичные деяния "верных, не знающих сомнений". Хотя в этом случае удобнее использовать советский опыт: объявить тех, кто не нравится, "врагами народа" - и дело с концом. А доказать, что некто хотел прорыть тоннель от Бомбея до Лондона и вообще некрозоопедофил тоже просто: в 20-е и 30-е люди и не в таком признавались.
Впрочем, похоже, что сажать Касьянова с Рушайло никто не собирается. Замысел в том, чтобы как следует попугать ельцинскую группировку, заставить ее прекратить политическую возню и оставить всякие надежды на политическую реинкарнацию в случае ослабления нынешней власти. И, может быть, устрашить "колеблющихся", в основном из провинциалов, которые могут поддержать какой-нибудь безумный проект "Семьи" типа выдвижения Касьянова в президенты России.
На самом деле "Семья" напрасно надеется вернуться на политический Олимп: ее время безнадежно прошло и большинство населения ничего, кроме отвращения, к политикам прошлого десятилетия не испытывает, да и сами фигуры Касьянова и Рушайло никаких добрых чувств вызывать не могут. Тревожит другое: методы, избранные для того, чтобы окончательно сбить с них политическую спесь. Так действовали как раз политтехнологи ельцинской группировки, публикуя фотографии пьяных оппонентов в окружении гнусных баб. Честнее и гораздо проще сделать законы такими, при которых чиновники убоялись бы покупать недвижимость, не соответствующую уровню их официальных доходов. Но тогда отпала бы возможность держать всю элиту "на крючке", шантажируя ее возможностью уголовного преследования в случае фронды...
**Как Басаев с Бабицким Россию со Штатами поссорили**
На этой неделе всемирная антитеррористическая коалиция дала трещину, причем прошла она между двумя важнейшими странами-участницами - Россией и США. Причина в том, что американский телеканал АВС показал интервью с одним из самых кровавых чеченских террористов - Шамилем Басаевым. И взял интервью самый одиозный из российских (теперь уже, правда, зарубежных) журналистов Андрей Бабицкий. Матерый террорист не скрывал, что россияне, гражданские лица, в том числе дети, будут и впредь становится мишенями бандитов.
Интервью вызвало вспышку неистового гнева в России: АВС гневно заклеймил президент Путин, МИД России послало в Вашингтон ноту, небывалую по резкости чуть не с советских времен, клеймили американцев депутаты, сенаторы, политики, журналисты... Возмущение россиян совершенно справедливо и законно: интервью с массовым убийцей, который таковым признается и в США есть грубая провокация и уж в любом случае нарушение журналистской этики. Ответные заявления как руководства компании, так и администрации США, что, мол, журналисты имеют право на подачу любой информации - не более чем пустые отговорки. Да, по закону АВС имели право давать интервью в эфир, но ежели американцы официально ведут борьбу с мировым исламским терроризмом, то американским СМИ следовало бы трижды подумать, прежде чем предоставлять трибуну одному из таких террористов. По-видимому, какие-то группы в американском истэблишменте заинтересованы в ухудшении отношений между Россией и США и для достижения этой цели готовы пойти на многое.
Американцам - позор. Но нашим властям тоже отнюдь не "ура". Пресса резонно замечает, что если какой-то Бабицкий находит Басаева в горах, то почему же это который год не может сделать спецназ? Заявления Бабицкого что он, мол, случайно встретился с Басаевым (а собирался он интервьюировать Доку Умарова, которого тоже неплохо было бы отловить) ничего не меняют. Что, нельзя было послать в чеченские горы какого-нибудь лже-Бабицкого или псевдо-Политковскую, обученных стрельбе по-македонски, закладке взрывчатки и радиомаяков для наведения ракет? Хорошо, не надо на месте стрелять и взрывать, не надо гримировать сотрудников спецслужб, сочинять им легенду, снабжать поддельными документами и звонить Басаеву по спутниковому телефону якобы из Праги, а всего только организовать встречу террориста с реальным журналистом, но таким, который сразу же доложит кому следует, где его искать. Нет, не смогли. Наверное, отсюда и столь бешеная реакция.
**Одним залпом - по Москве и Нижнему**
Хорошо известно, что бывший губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев не вызывал доверия ни в Кремле, ни у полпреда президента в Поволжье Сергея Кириенко. Поэтому неудивительно, что, когда пришло время президенту Путину выносить на рассмотрение местного парламента кандидатуру губернатора области, законодателям предложили другого человека. Другое дело, что фигура оказалась совершенно неожиданной как для нижегородских депутатов, так и для широкой российской общественности. Особенно столичной. Ведь новым губернатором Нижегородчины станет Валерий Шанцев - заместитель и правая рука московского мэра Юрия Лужкова.
Решение, прямо скажем, неординарное и в определенной степени новаторское. До сих пор президент в подавляющем большинстве случаев предлагал региональным Законодательным Собраниям и прочим Думам кандидатуры действующих губернаторов, изредка - каких-нибудь других местных "тяжеловесов". Но всегда тесно связанных с регионом, который они будут возглавлять. Валерий Шанцев не связан с Нижегородской областью абсолютно ничем. По мнению некоторых изданий, залп убил сразу двух зайцев: во-первых, конечно, отставлен нелюбимый и неуважаемый федеральной властью Ходырев. В результате, по мнению экспертов, область, где и без того в последние годы очень усилилось влияние московских бизнес-структур, окончательно станет подконтрольной Кремлю, в частности, приволжскому полпреду. Во-вторых внесено сильнейшее смятение в команду московского мэра. Шанцев как-никак с самого начала рассматривался не только в качестве "правой руки" Юрия Лужкова, но и как его преемник. Согласившись на "ссылку" в Нижний Новгород, он не просто покинул своего многолетнего босса, но перешел в другой лагерь - кремлевский. Заткнуть эту "пробоину" Лужкову будет очень непросто, и возможен своего рода эффект домино - напуганные чиновники побегут с лужковского "корабля" куда угодно, лишь бы подальше от обреченного столичного градоначальника. Ведь Лужков, влившись в ряды пропрезидентской "Единой России" и не устающий демонстрировать свою преданность хозяину Кремля, продолжает упорно вести свою игру, время от времени обрушиваясь на те или иные не устраивающие его решения федеральной власти. В последние дни он объявил войну Абрамовичу, а тот, невзирая ни на что, остается членом команды президента. В Кремле прекрасно знают, что Лужков, несмотря на целый ряд очень неудобных для блокирования с ним личных качеств, выступает в качестве центра притяжения для ряда региональных лидеров. И вот теперь он оказался в сложном положении: во всяком случае разыграть "Операцию "преемник" в московском формате ему будет очень сложно: дело не в том, что он не найдет верного последователя, - найдет, это нетрудно, - а в том, что Кремлю теперь будет проще и удобнее после истечения срока полномочий Юрия Михайловича предложить Мосгордуме кандидатуру кого-нибудь из своих, может, никак не связанного со столицей. Такой фигурой иногда называют полпреда президента в Центральном округе Георгия Полтавченко; как сказал один маститый эксперт, если москвич может управлять Нижним Новгородом, почему питерцу (прямой намек на г-на Полтавченко) не возглавить Москву? Что ж, поживем - увидим. Но в любом случае опасность московской "фронды", а в преддверии думских и президентских выборов и определенного ослабления стабильности это более чем возможно, - значительно уменьшилась.
А Валерий Шанцев, прибыв в Нижний, зорким глазом озирает новую вотчину. Уже заметил, что в областном центре многовато пустырей и ветхого жилья. Валерий Павлинович ведь большой специалист по строительству...
**Ходорковский повернулся налево**
Самый известный российский заключенный, бывший "олигарх" и владелец самой мощной нефтяной компании страны Михаил Ходорковский на этой неделе вновь занялся публицистикой. Трибуну ему предоставила газета "Ведомости", а прочие СМИ, естественно, вынуждены были комментировать откровения Михаила Борисовича.
Концептуальным следует считать первый опус под названием "Левый поворот" (второе откровение в жанре интервью неинтересно: там Ходорковский всего лишь обличает Сечина, но больше доказывает, что ныне есть пророк в своем Отечестве - по фамилии Ходорковский). В нем бывший магнат предрекает неизбежную победу левых сил на следующих выборах (если они будут хоть сколько-нибудь честными) и призывает правую оппозицию влиться в стройные левые ряды для ликвидации существующего режима и начала осуществления в России социал-демократического проекта.
Михаил Ходорковский считает, что смысл левого поворота состоит в "примирении свободы со справедливостью и легитимации приватизации", но, как справедливо отмечают СМИ, в его статье нет ни слова о том, каким образом может быть оформлена легитимация приватизации, почему это будут делать пришедшие к власти левые силы и что побудит большинство народа признать законность таких действий. То есть бывший олигарх надеется, что после того, как к власти придут "новые левые" крупная собственность, сформировавшаяся в 90-е годы прошлого века, останется в частных руках. Это выглядит особенно забавно, если учесть, что ядром будущего правящего большинства Ходорковский называет КПРФ и "Родину" - партии, открыто призывающие к национализации, а как минимум - на введении т.н. природной ренты, которая автоматически сделает частную инициативу в сырьевых отраслях нерентабельной.
По мнению Ходорковского, страны Восточной Европы вышли из постсоциалистического кризиса потому, что в середине 90-х совершили этот самый "левый поворот", который он применительно к Польше, Чехии и Венгрии совершенно правильно именует социал-демократическим. Однако совершенно непонятно, на каком основании Михаил Ходорковский считает отечественных коммунистов и рогозинцев социал-демократами. По всем признакам это типичные левонационалистические движения, имеющие к социал-демократии такое же отношение, как партия БААС Саддама Хусейна или Движение Пятая республика Уго Чавеса. Приход к власти левых будет катастрофой - как для предпринимательского сообщества, которое Ходорковский надеется защитить какой-то там "легитимизацией", и для молодежи, образованию которой он помогал, будучи на свободе, и простым гражданам, которые не являются левыми функционерами и не могут надеяться занять теплые места у кормушек.
И уж совсем дико звучат воспоминания о знаменитом письме 13-ти олигархов от 1996 г., в котором они в преддверии президентских выборов предлагали прекратить борьбу коммунистов с антикоммунистами и сделать Ельцина президентом, а Зюганова - премьером. Ходорковский пишет об этом с гордостью - мол, уже тогда он (!?) понимал, что нужно соединять свободу со справедливостью, а демократию - с патриотизмом. Наверное, Михаил Борисович просто забыл, что за документ он тогда подмахнул, не глядя. Письмо, написанное до смерти напуганным Березовским, готовившимся, по своему обыкновению, переметнуться на сторону победителя - настоящее нагромождение страха и непонимания процессов, происходящих в стране. Ходорковскому надо бы стыдиться того, что он то ли с испуга, то ли не подумав подписал сию бумагу. Но сегодня никто из тогдашних подписантов не пишет и не подписывает столь слабых документов - бизнесмены набрались опыта, стали пользоваться серьезной аналитикой. А Ходорковский, как оказалось, остался на том же уровне, в 1996-м. Наверное, отсюда все его пустые надежды и путаные политические прогнозы.