будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 14, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 4 - 10 декабря

**Не последний бросок на юг**

На прошедшей неделе главной внешнеполитической новостью стали визиты президента России в две крупные азиатские страны - Индию и Турцию. Если с первой нашу страну связывают тесные политические, экономические и военные контакты еще с советских времен, то вторую Москва только пытается превратить в серьезного торгово-экономического партнера и как минимум - в политически нейтрального соседа.
В Индии, как и ожидалось, важнейшей темой стало продолжение военно-технического сотрудничества. Дели десятилетиями закупает в России (СССР) самые различные виды вооружений и военной техники и, судя по всему, в любом случае будет делать это еще долго. Но в последнее время позиции России на оружейном рынке Индии поколебались: там активизировались американские кампании, фирмы-производители из Англии, Франции, Германии, Швеции и Израиля. За несколько недель до визита Владимира Путина в прессу просочилась информация о том, что Дели может отказаться от закупок истребителя Су-30. Если это произойдет - тут следует помнить о том, что аналогичный контракт был совсем недавно расторгнут Китаем, - то огромная компания "Сухой" окажется на грани катастрофы, ибо китайские и индийские контракты - это для нее практически единственный источник денежных поступлений.
Судя по всему, президенту Путину удалось снять разногласия с индийской стороной по военным контрактам, что неудивительно: как бы ни было привлекательно для Дели сотрудничество с американцами и европейцами, без России ее военная промышленность и вооруженные силы пока нормально развиваться не могут. Однако переговоры не ограничились одной военной тематикой: как выяснилось, индийская нефтяная компания ONGC готова принять участие в аукционе по "Юганскнефтегазу". Российская же сторона заявила, что не возражает против участия индийских компаний в этом аукционе.
Российская пресса довольно сдержанно оценила возможность покупки одной из крупнейших нефтедобывающих компаний индийцами - в сделках такого масштаба нефтяные компании этой страны замечены не были, да и их финансовые возможности оцениваются экспертами как весьма скромные. Пол мнению некоторых газет, заявление о возможности участия индийцев в аукционе по "Юганскнефтегазу" было принято для того, чтобы западное общественное мнение прекратило говорить о том, что остатки империи Михаила Ходорковского государство отдаст "Газпрому". Некоторые обозреватели высказали мнение, что ONGC действительно может получить акции "Юганскнефтегаза", но только в качестве миноритарного акционера и после того, как добывающая компания станет частью "Газпромнефти". Появившиеся уже после завершения визита сообщения о том, что "Газпромнефть" подал заявку в ФАС на покупку контрольного пакета акций "Юганскнефтегаза", судя по всему, подтверждают такую точку зрения.
В Турции Владимиру Путину пришлось решать вопросы как политического, так и экономического сотрудничества. В плане экономики, естественно, главной темой стало сотрудничество в газовой сфере: строительство супергазопровода "Голубой поток" давно буксует из-за финансовых противоречий между двумя странами. Вот и во время этого визита на фоне благостных заявлений о взаимной любви и дружбе неожиданно резко прозвучали слова Владимира Путина о том, что российская сторона не согласна на поставки нашего углеводородного сырья по бартеру. Зато в политическом плане президент России может быть доволен: перед началом визита турецкие спецслужбы арестовали двенадцать находящихся в Турции чеченцев, обвинив их в террористической деятельности. Можно надеяться, что помощь Турции чеченским "братьям" будет существенно ограничена (совсем она, конечно, не прекратится - слишком прочны связи между Турцией и чеченцами). Значит, основная цель президентского визита в Анкару хотя бы частично была достигнута.

**Прощайте, одномандатники**

Одной из важнейших политических тем недели стало внесение в Госдуму президентом Владимиром Путиным очередных законодательных инициатив, которые пресса отнесла к "антитеррористической серии". Ими стали законопроекты об Общественной палате и новая редакция закона о выборах депутатов, в соответствии с которой предлагается отменить одномандатные избирательные округа.
И законопроект об Общественной палате, и новая редакция закона о выборах депутатов, по мнению ряда газет, являются неожиданно жесткими: палата, придуманная для того, чтобы государственная власть получила постоянную связь с гражданским обществом, по сути будет назначаться президентом страны, а по новому закону о выборах (в том, что он будет принят, сомневаться не приходится) не только отменяются выборы по одномандатным округам, но и запрещаются избирательные блоки, против чего возражала не только оппозиция, но даже лояльнейшая "Единая Россия". Кроме того, теперь в Госдуме обязательно присутствие лишь двух партий (по действующему законодательству их должно быть не менее четырех). В этой связи пресса цитирует высказывания первого зампреда ЦК КПРФ И.Мельникова, считающего, что внесенные законопроекты - "еще один шаг в направлении искусственного перехода к двухпартийной системе, которую пытается навязать администрация президента".
СМИ указывают на то, что, хотя сами депутаты Госдумы официально высказывают полную поддержку законопроекту, ссылаясь на то, что в результате его принятия возрастет роль партий, как раз этот аспект вызывает у экспертов больше всего сомнений. Роль партий реально возросла бы в том случае если бы партии, победившие на выборах, получили бы право формировать правительство. Кроме того, запрет на создание блоков и коалиций лишает небольшие партии и их думские фракции возможности объединить свои ресурсы и таким образом лишает их стимула к партийной деятельности.
Кремлевские политтехнологи, похоже, всеми силами стараются добиться своей цели - избрать в 2007 г. такую Думу, в которой будет максимум три партии, соревнующиеся между собой только в лояльности исполнительной власти. А поскольку изменения в местные законы о выборах представительных органов власти в регионах также наверняка будут внесены, можно ожидать, что в областных и краевых Думах, Заксобраниях и всяких республиканских курултаях не получат представительства местные общественно-политические организации. В условиях многонациональной России, где социально-экономические условия и политические предпочтения населения весьма разнообразны, такая унификация вполне может привести к тому, что протестные настроения уйдут в подполье. В то же время трудно ожидать, что представители местного бизнеса, включая всяческих теневиков, откажутся от борьбы за депутатские мандаты как в региональных парламентах, так и в Госдуме, а значит, расширится и окрепнет теневой политический рынок - местные парторганизации получат возможность задорого продавать места в своих партийных списках. Если все будет развиваться по такому сценарию, о политической стабильности и доверии населения к власти через пару-тройку лет можно будет забыть. Тогда моделью взаимоотношений между властью и гражданами может стать пример Калмыкии и Карачаево-Черкесии, где внешнее спокойствие не так давно взорвалось массовыми протестами и попытками настоящего восстания против властей.

**Оранжевое небо**

После того, как Верховный Суд Украины отменил результаты второго тура президентских выборов и назначил дату переголосования, можно сказать, что "над всей Украиной - оранжевое небо". На переголосовании настаивал Виктор Ющенко, понимая, что новые выборы могут быть проведены нескоро, а за это время его сторонники могут потерять энтузиазм, а внутри его и без того не слишком прочной команды будут нарастать разногласия, - лидер радикальной оппозиции Юлия Тимошенко уже неоднократно критиковала "босса" за умеренность, а глава социалистов, примкнувших к "оранжевым", г-н Мороз, упорно требует для себя лично и своей партии важных правительственных постов, с чем категорически не согласны ни "ющенковцы", ни "тимошенковцы".
В том, что на президентских выборах 26 декабря победит Ющенко, почти никто не сомневается: вердикт Верховного Суда Украины показал, что правящая элита по сути смирилась с поражением команды Виктора Януковича, а президент Кучма готов передать власть своему ярому противнику при определенных гарантиях группировкам, правящим в Днепропетровске, Донбассе и Харькове. Суть таких гарантий выработана давно - это превращение Украины из президентской республики в парламентскую и расширение прав регионов, что не позволит "оранжевому" президенту расправиться с восточными экономическими и политическими правящими кланами.
Некоторые газеты утверждают, что победа Ющенко не так уж и неизбежна, и только открытое капитулянтство тех чиновников, что бросились из лагеря Януковича в лагерь тех, кого они сочли победителями, способно дезорганизовать "бело-синих" Востока и Юга республики и не дать им победить. Такую точку зрения большая часть прессы считает крайней, но то, что противники "оранжевых" действительно готовы бороться до конца, в то время как большинство их лидеров уже капитулировали - это факт. И все же у Януковича хоть маленький, но шанс есть: одна центральная газета указывает на то, что "третий" тур выборов приурочен к католическому Рождеству, которое непременно отмечается на униатском Западе. Значит, явка в Галиции и на Волыни может оказаться ниже, чем на Востоке - тем более что сторонники Ющенко могут оказаться демобилизованы из-за уверенности в победе. Все это так, в условиях разложения лагеря Кучмы - Януковича ожидать победы действующего премьера на выборах очень трудно. "Месяц назад, - замечает одно уважаемое издание, - Кучма мог бы попытаться сплотить этих людей [сторонников Виктора Януковича]. Сегодня, судя по всему, пытаться делать это уже слишком поздно. О чем говорить, если один из "столпов" режима Леонида Кучмы, крупнейший магнат и зять президента, Виктор Пинчук, по сообщения прессы, "ратует за компромисс с Ющенко и появляется среди демонстрантов, поддерживающих Ющенко".
Тем более что сам г-н Ющенко вновь повторяет, что выборы будут честными и демократическими лишь в случае его победы, - значит, с другим результатом его команда и западные союзники не согласятся. И в случае неудачи улицы Киева вновь заполнятся "оранжевыми" толпами, которые наверняка будут более агрессивными и готовыми на силовые действия, чем сейчас. В этой ситуации даже конституционные изменения могут не спасти уходящие от власти кланы от разгрома: почувствовав силу, Ющенко вполне может распустить парламент и провести новые выборы. А уж нынешние президентские выборы на Украине наглядно продемонстрировали, что "оранжевые" ничуть не меньше, чем "бело-голубые", презирают законы и готовы их нарушать. Получив власть, новый президент вряд ли устоит перед искушением наполнить Раду своими людьми.
Похоже, что "игра", затеянная российскими политтехнологами ради недопущения победы "прозападной" группировки Ющенко-Тимошенко, проиграна безоговорочно. Тем не менее, по всей видимости, Россия как государство вряд ли проиграла: даже радикальнейшая Юлия Тимошенко прекрасно понимает, что без прочных экономических связей с Россией украинской экономике не жить, а в Европе Украину пока не ждут. Неудивительно, что, продолжая ожесточенную борьбу против режима Кучмы, бывшая вице-премьер уже начала заверять российские власти, что "оранжевый" Киев готов дружить с Москвой, а российских бизнесменов - о том, что их ждут на празднике украинской приватизации.

**Реанимация правых?**

Прошедшее воскресенье стало днем больших выборов: губернаторов выбирали сразу шесть регионов - Астраханская, Брянская, Волгоградская, Камчатская, Псковская и Ульяновская области. Впервые за год с лишним результаты выборов должны заставить руководство "Единой России" задуматься над будущим своей партии: праздновать победу в большинстве случаев им не пришлось. В Псковской области неожиданно проиграл многолетний губернатор области, единоросс Евгений Михайлов - причем, как отмечают газеты, опросы жителей области пророчили победу как раз Михайлову, а победил малоизвестный беспартийный предприниматель Кузнецов. В Волгоградской области во второй тур с подавляющим шансом на успех вышел действующий губернатор-коммунист Николай Максюта, а "Единая Россия", выдвинувшая аж двух кандидатов, полностью проиграла. На Камчатке еще одному губернатору-коммунисту Михаилу Машковцеву не помешало получить наибольшее количество голосов ни полный развал экономики и социальной сферы области, ни уголовные дела, начатые против него и его заместителей. В Брянской области губернатор-коммунист Юрий Лодкин, возглавлявший области более десятилетия, был снят с выборов, чтобы расчистить путь единороссу Николаю Денину, и он по итогам первого тура вышел на первое место, но с ходу взять власть все же не сумел. В Ульяновской области И лишь в Астраханской области поддержанный "Единой Россией" и.о. губернатора Александр Жилкин победил уже в первом туре.
Помимо грозных сигналов для "Единой России" декабрьские региональные выборы продемонстрировали - точнее, подтвердили - еще одну занятную закономерность. Весьма высокий результат вновь продемонстрировал Союз правых сил. Ранее СПС сумел создать фракции в четырех региональных парламента: в Курганской области он получил 11%, в Брянской области - 8%, в Тульской - 6% и в Иркутской (в составе блока "За родное Приангарье") - 7%. На губернаторских выборах в ряде субъектов федерации кандидаты от СПС вышли во второй тур: в Курганской области - Евгений Собакин, в Ульяновской - Сергей Герасимов, в Брянской - Евгений Зеленко, в Волгоградской - Николай Волков.
Столь высокие результаты партии, которая фактически не функционирует с момента поражения на думских выборах прошлого года, по сути не имеет работающих высших органов, кажутся невероятными. В прессе сразу появились слухи о том, что это всесильный Кремль "надувает" осколки СПС, так как идеи создания "ручной" правой партии кремлевскими чиновниками высказывались неоднократно. Указывали даже автора "накачки" - СПС - одного из его основателей и нынешнего президентского полпреда в Поволжье Сергея Кириенко, который якобы собирается возглавить будущую правую партию.
Но, по мнению авторитетных экспертов, это всего лишь слухи и никаких реальных действий по поддержке СПС в регионах Кремль не производил. Значит, успехи СПС на выборах - несколько неожиданный вариант протестного голосования. Это еще раз показывает, что КПРФ в глазах большинства избирателей - отыгранная карта, "Родина" с ее бесконечными скандалами так и не смогла (по крайней мере, пока) привлечь симпатии граждан, а "Единая Россия" уже не кажется части населения, причем явно людям активным и энергичным, партией, имеющей серьезную перспективу.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).