**Не последний бросок на юг**
На прошедшей неделе главной внешнеполитической новостью стали визиты президента России в две крупные азиатские страны - Индию и Турцию. Если с первой нашу страну связывают тесные политические, экономические и военные контакты еще с советских времен, то вторую Москва только пытается превратить в серьезного торгово-экономического партнера и как минимум - в политически нейтрального соседа.
В Индии, как и ожидалось, важнейшей темой стало продолжение военно-технического сотрудничества. Дели десятилетиями закупает в России (СССР) самые различные виды вооружений и военной техники и, судя по всему, в любом случае будет делать это еще долго. Но в последнее время позиции России на оружейном рынке Индии поколебались: там активизировались американские кампании, фирмы-производители из Англии, Франции, Германии, Швеции и Израиля. За несколько недель до визита Владимира Путина в прессу просочилась информация о том, что Дели может отказаться от закупок истребителя Су-30. Если это произойдет - тут следует помнить о том, что аналогичный контракт был совсем недавно расторгнут Китаем, - то огромная компания "Сухой" окажется на грани катастрофы, ибо китайские и индийские контракты - это для нее практически единственный источник денежных поступлений.
Судя по всему, президенту Путину удалось снять разногласия с индийской стороной по военным контрактам, что неудивительно: как бы ни было привлекательно для Дели сотрудничество с американцами и европейцами, без России ее военная промышленность и вооруженные силы пока нормально развиваться не могут. Однако переговоры не ограничились одной военной тематикой: как выяснилось, индийская нефтяная компания ONGC готова принять участие в аукционе по "Юганскнефтегазу". Российская же сторона заявила, что не возражает против участия индийских компаний в этом аукционе.
Российская пресса довольно сдержанно оценила возможность покупки одной из крупнейших нефтедобывающих компаний индийцами - в сделках такого масштаба нефтяные компании этой страны замечены не были, да и их финансовые возможности оцениваются экспертами как весьма скромные. Пол мнению некоторых газет, заявление о возможности участия индийцев в аукционе по "Юганскнефтегазу" было принято для того, чтобы западное общественное мнение прекратило говорить о том, что остатки империи Михаила Ходорковского государство отдаст "Газпрому". Некоторые обозреватели высказали мнение, что ONGC действительно может получить акции "Юганскнефтегаза", но только в качестве миноритарного акционера и после того, как добывающая компания станет частью "Газпромнефти". Появившиеся уже после завершения визита сообщения о том, что "Газпромнефть" подал заявку в ФАС на покупку контрольного пакета акций "Юганскнефтегаза", судя по всему, подтверждают такую точку зрения.
В Турции Владимиру Путину пришлось решать вопросы как политического, так и экономического сотрудничества. В плане экономики, естественно, главной темой стало сотрудничество в газовой сфере: строительство супергазопровода "Голубой поток" давно буксует из-за финансовых противоречий между двумя странами. Вот и во время этого визита на фоне благостных заявлений о взаимной любви и дружбе неожиданно резко прозвучали слова Владимира Путина о том, что российская сторона не согласна на поставки нашего углеводородного сырья по бартеру. Зато в политическом плане президент России может быть доволен: перед началом визита турецкие спецслужбы арестовали двенадцать находящихся в Турции чеченцев, обвинив их в террористической деятельности. Можно надеяться, что помощь Турции чеченским "братьям" будет существенно ограничена (совсем она, конечно, не прекратится - слишком прочны связи между Турцией и чеченцами). Значит, основная цель президентского визита в Анкару хотя бы частично была достигнута.
**Прощайте, одномандатники**
Одной из важнейших политических тем недели стало внесение в Госдуму президентом Владимиром Путиным очередных законодательных инициатив, которые пресса отнесла к "антитеррористической серии". Ими стали законопроекты об Общественной палате и новая редакция закона о выборах депутатов, в соответствии с которой предлагается отменить одномандатные избирательные округа.
И законопроект об Общественной палате, и новая редакция закона о выборах депутатов, по мнению ряда газет, являются неожиданно жесткими: палата, придуманная для того, чтобы государственная власть получила постоянную связь с гражданским обществом, по сути будет назначаться президентом страны, а по новому закону о выборах (в том, что он будет принят, сомневаться не приходится) не только отменяются выборы по одномандатным округам, но и запрещаются избирательные блоки, против чего возражала не только оппозиция, но даже лояльнейшая "Единая Россия". Кроме того, теперь в Госдуме обязательно присутствие лишь двух партий (по действующему законодательству их должно быть не менее четырех). В этой связи пресса цитирует высказывания первого зампреда ЦК КПРФ И.Мельникова, считающего, что внесенные законопроекты - "еще один шаг в направлении искусственного перехода к двухпартийной системе, которую пытается навязать администрация президента".
СМИ указывают на то, что, хотя сами депутаты Госдумы официально высказывают полную поддержку законопроекту, ссылаясь на то, что в результате его принятия возрастет роль партий, как раз этот аспект вызывает у экспертов больше всего сомнений. Роль партий реально возросла бы в том случае если бы партии, победившие на выборах, получили бы право формировать правительство. Кроме того, запрет на создание блоков и коалиций лишает небольшие партии и их думские фракции возможности объединить свои ресурсы и таким образом лишает их стимула к партийной деятельности.
Кремлевские политтехнологи, похоже, всеми силами стараются добиться своей цели - избрать в 2007 г. такую Думу, в которой будет максимум три партии, соревнующиеся между собой только в лояльности исполнительной власти. А поскольку изменения в местные законы о выборах представительных органов власти в регионах также наверняка будут внесены, можно ожидать, что в областных и краевых Думах, Заксобраниях и всяких республиканских курултаях не получат представительства местные общественно-политические организации. В условиях многонациональной России, где социально-экономические условия и политические предпочтения населения весьма разнообразны, такая унификация вполне может привести к тому, что протестные настроения уйдут в подполье. В то же время трудно ожидать, что представители местного бизнеса, включая всяческих теневиков, откажутся от борьбы за депутатские мандаты как в региональных парламентах, так и в Госдуме, а значит, расширится и окрепнет теневой политический рынок - местные парторганизации получат возможность задорого продавать места в своих партийных списках. Если все будет развиваться по такому сценарию, о политической стабильности и доверии населения к власти через пару-тройку лет можно будет забыть. Тогда моделью взаимоотношений между властью и гражданами может стать пример Калмыкии и Карачаево-Черкесии, где внешнее спокойствие не так давно взорвалось массовыми протестами и попытками настоящего восстания против властей.
**Оранжевое небо**
После того, как Верховный Суд Украины отменил результаты второго тура президентских выборов и назначил дату переголосования, можно сказать, что "над всей Украиной - оранжевое небо". На переголосовании настаивал Виктор Ющенко, понимая, что новые выборы могут быть проведены нескоро, а за это время его сторонники могут потерять энтузиазм, а внутри его и без того не слишком прочной команды будут нарастать разногласия, - лидер радикальной оппозиции Юлия Тимошенко уже неоднократно критиковала "босса" за умеренность, а глава социалистов, примкнувших к "оранжевым", г-н Мороз, упорно требует для себя лично и своей партии важных правительственных постов, с чем категорически не согласны ни "ющенковцы", ни "тимошенковцы".
В том, что на президентских выборах 26 декабря победит Ющенко, почти никто не сомневается: вердикт Верховного Суда Украины показал, что правящая элита по сути смирилась с поражением команды Виктора Януковича, а президент Кучма готов передать власть своему ярому противнику при определенных гарантиях группировкам, правящим в Днепропетровске, Донбассе и Харькове. Суть таких гарантий выработана давно - это превращение Украины из президентской республики в парламентскую и расширение прав регионов, что не позволит "оранжевому" президенту расправиться с восточными экономическими и политическими правящими кланами.
Некоторые газеты утверждают, что победа Ющенко не так уж и неизбежна, и только открытое капитулянтство тех чиновников, что бросились из лагеря Януковича в лагерь тех, кого они сочли победителями, способно дезорганизовать "бело-синих" Востока и Юга республики и не дать им победить. Такую точку зрения большая часть прессы считает крайней, но то, что противники "оранжевых" действительно готовы бороться до конца, в то время как большинство их лидеров уже капитулировали - это факт. И все же у Януковича хоть маленький, но шанс есть: одна центральная газета указывает на то, что "третий" тур выборов приурочен к католическому Рождеству, которое непременно отмечается на униатском Западе. Значит, явка в Галиции и на Волыни может оказаться ниже, чем на Востоке - тем более что сторонники Ющенко могут оказаться демобилизованы из-за уверенности в победе. Все это так, в условиях разложения лагеря Кучмы - Януковича ожидать победы действующего премьера на выборах очень трудно. "Месяц назад, - замечает одно уважаемое издание, - Кучма мог бы попытаться сплотить этих людей [сторонников Виктора Януковича]. Сегодня, судя по всему, пытаться делать это уже слишком поздно. О чем говорить, если один из "столпов" режима Леонида Кучмы, крупнейший магнат и зять президента, Виктор Пинчук, по сообщения прессы, "ратует за компромисс с Ющенко и появляется среди демонстрантов, поддерживающих Ющенко".
Тем более что сам г-н Ющенко вновь повторяет, что выборы будут честными и демократическими лишь в случае его победы, - значит, с другим результатом его команда и западные союзники не согласятся. И в случае неудачи улицы Киева вновь заполнятся "оранжевыми" толпами, которые наверняка будут более агрессивными и готовыми на силовые действия, чем сейчас. В этой ситуации даже конституционные изменения могут не спасти уходящие от власти кланы от разгрома: почувствовав силу, Ющенко вполне может распустить парламент и провести новые выборы. А уж нынешние президентские выборы на Украине наглядно продемонстрировали, что "оранжевые" ничуть не меньше, чем "бело-голубые", презирают законы и готовы их нарушать. Получив власть, новый президент вряд ли устоит перед искушением наполнить Раду своими людьми.
Похоже, что "игра", затеянная российскими политтехнологами ради недопущения победы "прозападной" группировки Ющенко-Тимошенко, проиграна безоговорочно. Тем не менее, по всей видимости, Россия как государство вряд ли проиграла: даже радикальнейшая Юлия Тимошенко прекрасно понимает, что без прочных экономических связей с Россией украинской экономике не жить, а в Европе Украину пока не ждут. Неудивительно, что, продолжая ожесточенную борьбу против режима Кучмы, бывшая вице-премьер уже начала заверять российские власти, что "оранжевый" Киев готов дружить с Москвой, а российских бизнесменов - о том, что их ждут на празднике украинской приватизации.
**Реанимация правых?**
Прошедшее воскресенье стало днем больших выборов: губернаторов выбирали сразу шесть регионов - Астраханская, Брянская, Волгоградская, Камчатская, Псковская и Ульяновская области. Впервые за год с лишним результаты выборов должны заставить руководство "Единой России" задуматься над будущим своей партии: праздновать победу в большинстве случаев им не пришлось. В Псковской области неожиданно проиграл многолетний губернатор области, единоросс Евгений Михайлов - причем, как отмечают газеты, опросы жителей области пророчили победу как раз Михайлову, а победил малоизвестный беспартийный предприниматель Кузнецов. В Волгоградской области во второй тур с подавляющим шансом на успех вышел действующий губернатор-коммунист Николай Максюта, а "Единая Россия", выдвинувшая аж двух кандидатов, полностью проиграла. На Камчатке еще одному губернатору-коммунисту Михаилу Машковцеву не помешало получить наибольшее количество голосов ни полный развал экономики и социальной сферы области, ни уголовные дела, начатые против него и его заместителей. В Брянской области губернатор-коммунист Юрий Лодкин, возглавлявший области более десятилетия, был снят с выборов, чтобы расчистить путь единороссу Николаю Денину, и он по итогам первого тура вышел на первое место, но с ходу взять власть все же не сумел. В Ульяновской области И лишь в Астраханской области поддержанный "Единой Россией" и.о. губернатора Александр Жилкин победил уже в первом туре.
Помимо грозных сигналов для "Единой России" декабрьские региональные выборы продемонстрировали - точнее, подтвердили - еще одну занятную закономерность. Весьма высокий результат вновь продемонстрировал Союз правых сил. Ранее СПС сумел создать фракции в четырех региональных парламента: в Курганской области он получил 11%, в Брянской области - 8%, в Тульской - 6% и в Иркутской (в составе блока "За родное Приангарье") - 7%. На губернаторских выборах в ряде субъектов федерации кандидаты от СПС вышли во второй тур: в Курганской области - Евгений Собакин, в Ульяновской - Сергей Герасимов, в Брянской - Евгений Зеленко, в Волгоградской - Николай Волков.
Столь высокие результаты партии, которая фактически не функционирует с момента поражения на думских выборах прошлого года, по сути не имеет работающих высших органов, кажутся невероятными. В прессе сразу появились слухи о том, что это всесильный Кремль "надувает" осколки СПС, так как идеи создания "ручной" правой партии кремлевскими чиновниками высказывались неоднократно. Указывали даже автора "накачки" - СПС - одного из его основателей и нынешнего президентского полпреда в Поволжье Сергея Кириенко, который якобы собирается возглавить будущую правую партию.
Но, по мнению авторитетных экспертов, это всего лишь слухи и никаких реальных действий по поддержке СПС в регионах Кремль не производил. Значит, успехи СПС на выборах - несколько неожиданный вариант протестного голосования. Это еще раз показывает, что КПРФ в глазах большинства избирателей - отыгранная карта, "Родина" с ее бесконечными скандалами так и не смогла (по крайней мере, пока) привлечь симпатии граждан, а "Единая Россия" уже не кажется части населения, причем явно людям активным и энергичным, партией, имеющей серьезную перспективу.