**Лично разобрался**
На прошедшей неделе президент Путин на заседании Совета безопасности лично разобрался с причинами энергокризиса, парализовавшего Москву вкупе с рядом других регионов Центральной России 25 мая. Тогда же он сделал соответствующие оргвыводы, уволив, с треском и небывало жесткими формулировками, руководителя "Мосэнерго" Аркадия Евстафьева и его заместителя по экономике Владислава Назина. Этим он, по мнению многих изданий, поставил точку в споре о том, приведет ли коллизия 25 мая к отставке вечного раздражителя для оппозиции и большинства российских избирателей - Анатолия Чубайса. Как подметили некоторые журналисты, если в день кризиса, комментируя ситуацию из станицы Вешенской, Владимир Путин довольно резко высказывался в адрес РАО "ЕЭС России", то на заседании СБ он со всей яростью обрушился на его локальную структуру - "Мосэнерго". Позиция его руководства была названа главой государства не только непрофессиональной, но и циничной, команде Евстафьева были заданы весьма нелицеприятные вопросы - о собственности на Кипре, о расходовании средств и т.д. В этой связи газеты отмечают, что, наверное, неспроста на заседании СБ, помимо его постоянных членов, присутствовал генеральный прокурор Владимир Устинов. Наверное, то, что Анатолий Чубайс какое-то время останется на своем посту, логично: ведь нужно же довести до конца реформу энергетической отрасли, а громкая отставка Евстафьева, хотя и была неизбежной, могла произойти более тихо, если бы он сразу после аварии не заявил бы о необходимости поднять энерготарифы. Такую позицию президент назвал "шантажом простых россиян".
На других приглашенных стоит остановиться подробнее. Кроме генпрокурора в заседании участвовали министр промышленности и энергетики Виктор Христенко - для того, чтобы президентский гнев обрушился и на него. Мол, недосмотрел, не уследил. Понятно также присутствие руководителя МЧС Сергея Шойгу - все происходящие в стране катастрофы, включая техногенные - его епархия. Более интригующим было появление мэра Москвы Юрия Лужкова, который в свое время вел жесточайшую борьбу с ведомством Чубайса за контроль над "Мосэнерго" и потерпел в ней поражение. Некоторые издания предполагают, что злопамятный Юрий Михайлович не оставил надежд взять реванш за поражение двухлетней давности (ряд интернет-сайтов после аварии даже подозревали его в целенаправленной диверсии на подстанции "Чагино" для того, чтобы "подставить" Чубайса), - недаром перед заседанием СБ в прессе заговорили о том, что "Мосэнерго" может возглавить г-н Ремезов, управлявший в свое время компанией в качестве ставленника столичной мэрии.
В принципе у Лужкова и его команды есть такой шанс, который может быть реализован в том случае, если мэр договорится с "Газпромом": газовый монополист владеет блокирующим пакетом акций "Мосэнерго" и совместно с московской мэрией вполне сможет взять ее под контроль - конечно, если позиции Чубайса ослабеют настолько, что он не сумеет оказать сопротивления.
Газетами высказывается и другое мнение: в соответствии с ним Анатолий Чубайс все-таки будет отправлен в отставку, но пока идет нелегкая борьба вокруг того, кому достанется громадная энергетическая империя. Желающих "порулить" наверняка много - еще приснопамятный Борис Березовский в свое время пытался рассадить в правлении РАО своих людей, как это он сделал в другом РАО - МПС. У него не вышло. Теперь "кремлевцы" вполне могут посадить на место Чубайса своего человека - никто не пикнет, только надо ли им это? Энергетика - штука сложная, доходов она приносит на несколько порядков меньше, чем, например, торговля газом, а проблем с теми же неплатежами, с необходимостью вкладывать большие деньги в обновление оборудования, - множество. Да и Чубайс не шибко мешает Кремлю: СМИ справедливо указывают на то, что, поставив во главе любимого "детища", СПС, своих людей, Анатолий Борисович обеспечил лояльность правого движения президенту и его команде. Поэтому у него есть шанс сохранить свое место.
**Виртуальный бюджет**
О бюджетных параметрах, которые правительство России столь жарко обсуждало в последние дни, уже написано немало. Пресса, комментируя проект этого финансового документа, который уже почти что готов, дружно отмечает его социальную направленность: только на увеличение зарплат бюджетникам и пенсий за следующие три года будет потрачено 770 млрд. рублей. В то же время на инвестиционные проекты кабинет министров готов потратить 215 млрд.; хотя понятно, что при общей социальной направленности финансовой политики государственные инвестиции отходят на второй план, само по себе создание государственного инвестфонда - нечто новое в российской практике.
Государство наконец-то обратилось лицом к бюджетникам и пенсионерам, и это, естественно, хорошо. Но некоторые издания обращают внимание на то, что социальная направленность бюджетной политики носит вынужденный характер: после массовых протестов по поводу монетизации льгот власти растерялись и льготы сохранили, при этом начав выплачивать льготникам "живые" деньги, которые должны были заменить натуральные льготы. Сколько потеряло государство из-за того, что сначала приняло совершенно непродуманную программу монетизации, а потом, убоявшись толп старичков и инвалидов, оставило все как есть, увеличив выплаты "мятежникам" - неизвестно, но счет идет на десятки миллиардов рублей. Такая беспомощная политика увеличивает денежную массу, что, в свою очередь, раскручивает спираль инфляции. Глава Минфина Алексей Кудрин об этом предупреждал, но после вмешательства президента Путина в спор министра с премьером решение было принято точно такое, как при введении в действие монетизации льгот: и социальные выплаты увеличить, и инфляцию сдерживать. Правда, каким образом это будет совмещаться - непонятно, но кабинет министров уверяет, что у него все получится. Единственный источник, из которого правительство собирается черпать недостающие средства - экспортные доходы, которые раньше попадали в Стабилизационный фонд: отныне уровень цен на нефть, при превышении которого доходы государства попадают в Стабфонд, поднят с $20 до $27. Вот только хватит ли этих денег для выполнения обязательств по "социалке" - большой вопрос. Некоторые газеты справедливо предупреждают, что повышение социальных выплат, скорее всего, не приведет к повышению уровня жизни пенсионеров, студентов и инвалидов, поскольку будет съедено инфляцией.
Столь же неубедительно выглядит и инвестиционная составляющая бюджета. Дело не в том, что сумма, выделяемая государством на инвестиционные проекты, не так уж велика; оказалось, что правительство просто оных проектов не имеет. Звучит ведь смешно: сначала мы отложим деньги на инвестпроекты, а потом, когда они появятся, начнем их финансировать.
В общем, бюджет России на три ближайших года оказался довольно жалким документом. В социальной сфере он просто фиксирует положение, сложившееся в финансовой сфере после провала монетизации льгот, в инвестиционной - выделяет деньги неизвестно на что. Остается уповать только на то, что это все-таки не настоящий бюджет с жестко зафиксированными параметрами и статьями доходов и расходов, это некая декларация о финансовых намерениях властей. Но ведь и декларация должна быть внятной, а не какой-то наивной бумажкой.
**Очередей не будет**
Параллельно с унификацией политического, правового и экономического пространства в нашей стране несколько неожиданно развернулся обратный процесс: на прошедшей неделе Госдума в первом чтении приняла законопроект "Об особых экономических зонах" плюс законопроект об особой экономической зоне в Калининградской области. Газеты, комментируя эти новации, приводят слова заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шаронова о том, что в особых зонах инвесторам больше не придется получать полтораста разрешительных подписей, для них будет упрощена процедура выделения земли и в результате на территории, объявленные особыми зонами придет иностранный и отечественный капитал.
Газеты указывают, что идея этих законов появилась несколько странным образом: все началось с того, что президент Путин посетовал на недостаточное развитие в нашей стране ИТ-технологий и призвал к созданию технопарков. Потом, согласно остроумному замечанию одного издания, идея мутировала и в конце концов превратилась "в достаточно расплывчатый закон".
Пресса обращает внимание на то, что законы об особых, специальных и свободных экономических зонах в нашей стране принимали еще с горбачевских времен. В начале 90-х восторженно писали о Сахалине, где "новая экономика создается рядом со старой", - теперь о несчастном острове вспоминают в связи с чуть ли не многолетними невыплатами зарплат, размораживанием поселков и невероятным разгулом браконьерства. Еще одна свободная зона, рекламировавшаяся лет десять назад - дальневосточный порт Находка, где в корпусах старых складов русские тетеньки за копейки шили рубашки по американским лекалам. Как в те времена, так и сейчас Находка вполне напоминает зону, только не свободную, а зону в самом обычном, прямом смысле этого слова. Да и СЭЗ "Янтарь", то бишь Калининградская область, существует не первый день, а на рай земной как-то не очень похожа. И технопарки у нас давным-давно есть - тот же Зеленоград, где на бывших оборонных заводах из импортных деталей кое-как собирают компьютеры.
Свободные и особые экономические зоны, как показывает практика, в нашей стране приживаются не шибко: слишком уж сильна и алчна бюрократия, не желающая пропустить мимо своего кармана каждый рубль или доллар, который пытаются инвестировать. Сокращение чиновных подписей на инвестпроектах со 150 до 4 - дело хорошее и правильное, но не возрастет ли стоимость этих подписей до примерно тех же размеров, что прежние 150, и не будет ли их сбор занимать примерно то же самое время? На этот вопрос пресса отвечает по-разному - значит, сомнения остаются. Вообще-то странно, что после стольких разговоров о резком сокращении количества бюрократических подписей, о пресловутом "одном окне" вновь появляются 150 подписей.
Некоторые издания справедливо отмечают, что упрощать бюрократические процедуры, мешающие развитию бизнеса и препятствующие притоку инвестиций необходимо в масштабах всей страны, а не только в каких-либо отдельно взятых зонах. Хотя если хотя бы там действительно, не на уровне политических деклараций, будет создан благоприятный инвестиционный климат, это нужно только приветствовать.
**Позеленевшая Россия?**
В партийно-политической жизни главным событием прошедшей недели стал учредительный съезд партии "Союз зеленых (почему-то вот так, без кавычек) России", она же "Зеленая Россия". В отличие от давно существующих экологических организаций, не имеющих политического веса и проявляющихся только тогда, когда какая-либо финансово-экономическая структура пожелает навредить конкуренту, "ЗР" претендует на видное место в политическом спектре России. Новые "зеленые" не собираются ограничиваться защитой природы: их кредо - борьба за чистоту окружающей среды, "экологическая безопасность личности, общества и государства". Политические пристрастия "Зеленой России" на съезде были выражены совершенно четко: никаких альянсов с "Единой Россией" и левыми, сотрудничество с "Яблоком" и политизированными правозащитными организациями.
Иными словами, "зеленая" партия, не успев конституироваться, заявила о себе как об оппозиционной силе. Неудивительно, что заместителем лидера партии, старейшего эколога России Яблокова стал Никитин - эксперт норвежской экологической организации "Беллуна", которого долго хотели посадить за решетку за якобы имевшую место выдачу государственной тайны иностранцам.
По мнению прессы, новой партии будет нелегко зарегистрироваться в соответствии законом, требующим наличия 50 тысяч членов и региональных отделений в половине субъектов федерации. Кроме того, занять достойное место в оппозиционных рядах "зеленым" также будет непросто: придется бороться за влияние с тем же "Яблоком", так как "зеленые" рассчитывают на примерно тот же электорат, что и сторонники Явлинского. Тем не менее, по мнению экспертов, появление новой оппозиционной партии с известными лидерами во главе в случае ослабления нынешней власти может серьезно повлиять на расклад политических сил в России.