будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 19, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 4 - 10 июня

**Лично разобрался**

На прошедшей неделе президент Путин на заседании Совета безопасности лично разобрался с причинами энергокризиса, парализовавшего Москву вкупе с рядом других регионов Центральной России 25 мая. Тогда же он сделал соответствующие оргвыводы, уволив, с треском и небывало жесткими формулировками, руководителя "Мосэнерго" Аркадия Евстафьева и его заместителя по экономике Владислава Назина. Этим он, по мнению многих изданий, поставил точку в споре о том, приведет ли коллизия 25 мая к отставке вечного раздражителя для оппозиции и большинства российских избирателей - Анатолия Чубайса. Как подметили некоторые журналисты, если в день кризиса, комментируя ситуацию из станицы Вешенской, Владимир Путин довольно резко высказывался в адрес РАО "ЕЭС России", то на заседании СБ он со всей яростью обрушился на его локальную структуру - "Мосэнерго". Позиция его руководства была названа главой государства не только непрофессиональной, но и циничной, команде Евстафьева были заданы весьма нелицеприятные вопросы - о собственности на Кипре, о расходовании средств и т.д. В этой связи газеты отмечают, что, наверное, неспроста на заседании СБ, помимо его постоянных членов, присутствовал генеральный прокурор Владимир Устинов. Наверное, то, что Анатолий Чубайс какое-то время останется на своем посту, логично: ведь нужно же довести до конца реформу энергетической отрасли, а громкая отставка Евстафьева, хотя и была неизбежной, могла произойти более тихо, если бы он сразу после аварии не заявил бы о необходимости поднять энерготарифы. Такую позицию президент назвал "шантажом простых россиян".
На других приглашенных стоит остановиться подробнее. Кроме генпрокурора в заседании участвовали министр промышленности и энергетики Виктор Христенко - для того, чтобы президентский гнев обрушился и на него. Мол, недосмотрел, не уследил. Понятно также присутствие руководителя МЧС Сергея Шойгу - все происходящие в стране катастрофы, включая техногенные - его епархия. Более интригующим было появление мэра Москвы Юрия Лужкова, который в свое время вел жесточайшую борьбу с ведомством Чубайса за контроль над "Мосэнерго" и потерпел в ней поражение. Некоторые издания предполагают, что злопамятный Юрий Михайлович не оставил надежд взять реванш за поражение двухлетней давности (ряд интернет-сайтов после аварии даже подозревали его в целенаправленной диверсии на подстанции "Чагино" для того, чтобы "подставить" Чубайса), - недаром перед заседанием СБ в прессе заговорили о том, что "Мосэнерго" может возглавить г-н Ремезов, управлявший в свое время компанией в качестве ставленника столичной мэрии.
В принципе у Лужкова и его команды есть такой шанс, который может быть реализован в том случае, если мэр договорится с "Газпромом": газовый монополист владеет блокирующим пакетом акций "Мосэнерго" и совместно с московской мэрией вполне сможет взять ее под контроль - конечно, если позиции Чубайса ослабеют настолько, что он не сумеет оказать сопротивления.
Газетами высказывается и другое мнение: в соответствии с ним Анатолий Чубайс все-таки будет отправлен в отставку, но пока идет нелегкая борьба вокруг того, кому достанется громадная энергетическая империя. Желающих "порулить" наверняка много - еще приснопамятный Борис Березовский в свое время пытался рассадить в правлении РАО своих людей, как это он сделал в другом РАО - МПС. У него не вышло. Теперь "кремлевцы" вполне могут посадить на место Чубайса своего человека - никто не пикнет, только надо ли им это? Энергетика - штука сложная, доходов она приносит на несколько порядков меньше, чем, например, торговля газом, а проблем с теми же неплатежами, с необходимостью вкладывать большие деньги в обновление оборудования, - множество. Да и Чубайс не шибко мешает Кремлю: СМИ справедливо указывают на то, что, поставив во главе любимого "детища", СПС, своих людей, Анатолий Борисович обеспечил лояльность правого движения президенту и его команде. Поэтому у него есть шанс сохранить свое место.

**Виртуальный бюджет**

О бюджетных параметрах, которые правительство России столь жарко обсуждало в последние дни, уже написано немало. Пресса, комментируя проект этого финансового документа, который уже почти что готов, дружно отмечает его социальную направленность: только на увеличение зарплат бюджетникам и пенсий за следующие три года будет потрачено 770 млрд. рублей. В то же время на инвестиционные проекты кабинет министров готов потратить 215 млрд.; хотя понятно, что при общей социальной направленности финансовой политики государственные инвестиции отходят на второй план, само по себе создание государственного инвестфонда - нечто новое в российской практике.
Государство наконец-то обратилось лицом к бюджетникам и пенсионерам, и это, естественно, хорошо. Но некоторые издания обращают внимание на то, что социальная направленность бюджетной политики носит вынужденный характер: после массовых протестов по поводу монетизации льгот власти растерялись и льготы сохранили, при этом начав выплачивать льготникам "живые" деньги, которые должны были заменить натуральные льготы. Сколько потеряло государство из-за того, что сначала приняло совершенно непродуманную программу монетизации, а потом, убоявшись толп старичков и инвалидов, оставило все как есть, увеличив выплаты "мятежникам" - неизвестно, но счет идет на десятки миллиардов рублей. Такая беспомощная политика увеличивает денежную массу, что, в свою очередь, раскручивает спираль инфляции. Глава Минфина Алексей Кудрин об этом предупреждал, но после вмешательства президента Путина в спор министра с премьером решение было принято точно такое, как при введении в действие монетизации льгот: и социальные выплаты увеличить, и инфляцию сдерживать. Правда, каким образом это будет совмещаться - непонятно, но кабинет министров уверяет, что у него все получится. Единственный источник, из которого правительство собирается черпать недостающие средства - экспортные доходы, которые раньше попадали в Стабилизационный фонд: отныне уровень цен на нефть, при превышении которого доходы государства попадают в Стабфонд, поднят с $20 до $27. Вот только хватит ли этих денег для выполнения обязательств по "социалке" - большой вопрос. Некоторые газеты справедливо предупреждают, что повышение социальных выплат, скорее всего, не приведет к повышению уровня жизни пенсионеров, студентов и инвалидов, поскольку будет съедено инфляцией.
Столь же неубедительно выглядит и инвестиционная составляющая бюджета. Дело не в том, что сумма, выделяемая государством на инвестиционные проекты, не так уж велика; оказалось, что правительство просто оных проектов не имеет. Звучит ведь смешно: сначала мы отложим деньги на инвестпроекты, а потом, когда они появятся, начнем их финансировать.
В общем, бюджет России на три ближайших года оказался довольно жалким документом. В социальной сфере он просто фиксирует положение, сложившееся в финансовой сфере после провала монетизации льгот, в инвестиционной - выделяет деньги неизвестно на что. Остается уповать только на то, что это все-таки не настоящий бюджет с жестко зафиксированными параметрами и статьями доходов и расходов, это некая декларация о финансовых намерениях властей. Но ведь и декларация должна быть внятной, а не какой-то наивной бумажкой.

**Очередей не будет**

Параллельно с унификацией политического, правового и экономического пространства в нашей стране несколько неожиданно развернулся обратный процесс: на прошедшей неделе Госдума в первом чтении приняла законопроект "Об особых экономических зонах" плюс законопроект об особой экономической зоне в Калининградской области. Газеты, комментируя эти новации, приводят слова заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шаронова о том, что в особых зонах инвесторам больше не придется получать полтораста разрешительных подписей, для них будет упрощена процедура выделения земли и в результате на территории, объявленные особыми зонами придет иностранный и отечественный капитал.
Газеты указывают, что идея этих законов появилась несколько странным образом: все началось с того, что президент Путин посетовал на недостаточное развитие в нашей стране ИТ-технологий и призвал к созданию технопарков. Потом, согласно остроумному замечанию одного издания, идея мутировала и в конце концов превратилась "в достаточно расплывчатый закон".
Пресса обращает внимание на то, что законы об особых, специальных и свободных экономических зонах в нашей стране принимали еще с горбачевских времен. В начале 90-х восторженно писали о Сахалине, где "новая экономика создается рядом со старой", - теперь о несчастном острове вспоминают в связи с чуть ли не многолетними невыплатами зарплат, размораживанием поселков и невероятным разгулом браконьерства. Еще одна свободная зона, рекламировавшаяся лет десять назад - дальневосточный порт Находка, где в корпусах старых складов русские тетеньки за копейки шили рубашки по американским лекалам. Как в те времена, так и сейчас Находка вполне напоминает зону, только не свободную, а зону в самом обычном, прямом смысле этого слова. Да и СЭЗ "Янтарь", то бишь Калининградская область, существует не первый день, а на рай земной как-то не очень похожа. И технопарки у нас давным-давно есть - тот же Зеленоград, где на бывших оборонных заводах из импортных деталей кое-как собирают компьютеры.
Свободные и особые экономические зоны, как показывает практика, в нашей стране приживаются не шибко: слишком уж сильна и алчна бюрократия, не желающая пропустить мимо своего кармана каждый рубль или доллар, который пытаются инвестировать. Сокращение чиновных подписей на инвестпроектах со 150 до 4 - дело хорошее и правильное, но не возрастет ли стоимость этих подписей до примерно тех же размеров, что прежние 150, и не будет ли их сбор занимать примерно то же самое время? На этот вопрос пресса отвечает по-разному - значит, сомнения остаются. Вообще-то странно, что после стольких разговоров о резком сокращении количества бюрократических подписей, о пресловутом "одном окне" вновь появляются 150 подписей.
Некоторые издания справедливо отмечают, что упрощать бюрократические процедуры, мешающие развитию бизнеса и препятствующие притоку инвестиций необходимо в масштабах всей страны, а не только в каких-либо отдельно взятых зонах. Хотя если хотя бы там действительно, не на уровне политических деклараций, будет создан благоприятный инвестиционный климат, это нужно только приветствовать.

**Позеленевшая Россия?**

В партийно-политической жизни главным событием прошедшей недели стал учредительный съезд партии "Союз зеленых (почему-то вот так, без кавычек) России", она же "Зеленая Россия". В отличие от давно существующих экологических организаций, не имеющих политического веса и проявляющихся только тогда, когда какая-либо финансово-экономическая структура пожелает навредить конкуренту, "ЗР" претендует на видное место в политическом спектре России. Новые "зеленые" не собираются ограничиваться защитой природы: их кредо - борьба за чистоту окружающей среды, "экологическая безопасность личности, общества и государства". Политические пристрастия "Зеленой России" на съезде были выражены совершенно четко: никаких альянсов с "Единой Россией" и левыми, сотрудничество с "Яблоком" и политизированными правозащитными организациями.
Иными словами, "зеленая" партия, не успев конституироваться, заявила о себе как об оппозиционной силе. Неудивительно, что заместителем лидера партии, старейшего эколога России Яблокова стал Никитин - эксперт норвежской экологической организации "Беллуна", которого долго хотели посадить за решетку за якобы имевшую место выдачу государственной тайны иностранцам.
По мнению прессы, новой партии будет нелегко зарегистрироваться в соответствии законом, требующим наличия 50 тысяч членов и региональных отделений в половине субъектов федерации. Кроме того, занять достойное место в оппозиционных рядах "зеленым" также будет непросто: придется бороться за влияние с тем же "Яблоком", так как "зеленые" рассчитывают на примерно тот же электорат, что и сторонники Явлинского. Тем не менее, по мнению экспертов, появление новой оппозиционной партии с известными лидерами во главе в случае ослабления нынешней власти может серьезно повлиять на расклад политических сил в России.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).