будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 4 - 10 сентября

**Неопознанный враг**

Бесланская трагедия на прошедшей неделе остается главной темой для российской прессы. После шока и взрыва эмоций отечественные издания перешли к попыткам анализа новой ситуации, сложившейся в России после потрясших страну страшных терактов. Информационных поводов за последние дни набралось великое множество, но главным, безусловно, стали результаты встречи президента Путина с представителями зарубежных СМИ, состоявшейся в новоогаревской резиденции главы государства.
Все газеты, комментировавшие это событие (очень показательно, что комментарии строились на информации, полученной от иностранных журналистов и статей в зарубежной прессе), обратили внимание на то, что о Чечне и чеченцах Владимир Путин говорил в неожиданно мягком тоне. Говоря проще, он начисто отрицал очевидный как для наших сограждан, так и для иностранцев факт, что бесланский кошмар - следствие незаконченной войны в Чечне. По мнению главы российского государства, на Россию напал страшный аноним под названием "мировой терроризм". Правда, где сердце спрута, Владимир Путин все же указал: не случайно он в своей беседе делал упор на некоторые страны, предоставляющие убежище террористам. Вполне понятно, что имеются в первую очередь США и Великобритания, приютившие Ахмадова и Закаева - высокопоставленных чиновников виртуальной "республики Ичкерия". Президентскую мысль на газетных полосах и на телеэкране развил и углубил один известнейший журналист, которого в последние годы называют "соловьем генштаба". Он прямо обвинил в бесланской трагедии Соединенные Штаты, указав, что теперь, как и в прошлом, англосаксонские страны хотят расчленить Россию, для чего и вскармливают монстра исламского терроризма. Впрочем, "соловей генштаба" и трагедию 11 сентября 2001 года считает провокацией американского империализма.
Из всего этого можно сделать один вывод: федеральная власть, признав (в лице президента) некие допущенные ошибки, конкретизировать их не желает. Именно провал чеченского замирения породил уже совершенно "отмороженных" боевиков, не останавливающихся даже перед массовым убийством детей, чего Кремль признавать не желает. Значит, не будет изменена и нынешняя стратегия чеченской войны - уничтожать боевиков-сепаратистов руками "своих", спустившихся с гор боевиков. И давать, давать, давать им все, что они требуют - денег, доходов от нефти, использование трансфертов на восстановление городов и сел республики, прав на любой беспредел. Той стратегии, которая с таким треском обанкротилась прошедшим летом - начиная с ингушского рейда и заканчивая бесланским ужасом.
Конечно, вместо того, чтобы выстраивать новую, эффективную стратегию подавления экстремистов, реформировать силовые структуры, да и вообще разобраться с тем, что происходит в стране, легче искать врагов незнаемых, невидимых, безымянных. С такими и бороться легче - например, после каждого (не дай Бог) теракта гонять студентов и трудовые коллективы на демонстрации, требовать выдачи Закаева и Ахмадова, можно даже стандартный бланк требования о выдаче заготовить, чтоб каждый раз новый текст не писать. Можно перейти к знаменитым "китайским предупреждениям", угрожая (опять же после очередной трагедии) нанести удары по базам террористов по всему миру. Можно... В общем, можно разными средствами имитировать активность и грозность власти, все сильнее раздражая российский народ и забавляя мировое сообщество. Только можно ли назвать страну, ведущую себя подобным образом, великой державой - большой вопрос.

**"Аж зубы сводит"**

Продолжающаяся вот уже на протяжении многих месяцев борьба Генпрокуратуры с ЮКОСом никак не закончится, хотя о том, что она вошла в финальную стадию, пресса сообщала неоднократно. Прошедшая неделя ознаменовалась тем, что опальная нефтяная компания, подобно птице Феникс, вновь умудрилась выскользнуть из цепких объятий налоговиков и прокуроров, обойти арест накопительных счетов и тем самым отсрочить свою гибель. В последние дни знаковым событием в этом конфликте стало открытие ЮКОСом новых банковских счетов, на которые начали поступать средства, предназначенные для обеспечения текущих операций.
Аналитики полагают, что ЮКОС, используя новые счета, может протянуть как минимум до конца сентября, тем более что контрагенты компании при перечислении средств за заключенные ранее контракты могут, не нарушая закон, пользоваться и старыми, арестованными счетами. По мнению ряда обозревателей, столь упорное нежелание руководства ЮКОСа покориться неизбежному в значительной степени связано с тем, что пока сохраняется надежда на здравомыслие высших должностных лиц. Ведь коллапс ЮКОСа приведет к срывам поставок нефти за рубеж, и государство будет вынуждено взять на себя ответственность за сорванные контракты. Очевидно, понимая это, президент Путин недавно вновь, во второй раз за время конфликта Генпрокуратуры с ЮКОСом заявил, что власть не заинтересована в разгроме крупнейшей в России нефтяной компании. Впрочем, сказано это было иностранным журналистам, что может быть расценено как "высказывание на экспорт". Да и прокуроры, несмотря на окрики президента, что-то не торопятся менять свое отношение к ненавистному детищу Ходорковского.
Как отмечают газеты, с точки зрения закона компания имеет полное право. Однако трудно ожидать, что у противников ЮКОСа вызовет понимание законопослушание компании, как и ее стремление не срывать зарубежные поставки и выплачивать зарплаты десяткам тысяч своих сотрудников. Равно как не вызвала у них восторга оплата долгов по налогам, которую ЮКОС произвел за 2000 и 2001 годы, причем быстро и в полном объеме. Нет того, чтобы порадоваться за то, какие у нас компании - и государственные интересы блюдут, и о работниках заботятся. Так, газеты напоминают, что после уплаты ЮКОСом налоговых долгов за 2000 год соответствующее ведомство настолько озверело, что выкатило компании за год 2001-й гораздо большую сумму и - три дня на выплату, причем два из них были выходными, когда осуществить платежи очень затруднительно. Нет сомнений в том, что за 2002-й год ЮКОСу насчитают совсем уж неподъемную сумму, а выплачивать обяжут, наверное, не в течение трех суток, а этак часа за три. Чтоб уж точно не успели.
Как точно отметила одна газета, "так хочется кому-то "замочить" ЮКОС, что аж зубы сводит от желания". Это же издание не без оснований отмечает, что столь сильные чувства, испытываемые прокурорско-налоговым альянсом по отношению к ЮКОСу можно объяснить только тем, что чиновники хотят прибрать нефтяную компанию к рукам и самостоятельно рулить ею в дальнейшем. При этом непонятно, почему именно чиновники этих ведомств надеются на то, что им доверят столь важное дело, не имеющее никакого отношения ни прокурорскому надзору, ни к взиманию налогов. Скорее, рулить огосударствленным ЮКОСом будут профессионалы-управленцы, либо он достанется какой-нибудь "дружественной" фирме (например, "Сибнефти"). А "борцы", разорившие крупнейшую нефтяную компанию России, получат, как это водится в нашей стране, хороший откат.

**Генерал в чужом лабиринте**

Одной из тем, которая освещалась прессой в последние дни - снятие президентского полпреда в Сибирском федеральном округе Леонида Драчевского и назначение на освободившийся пост бывшего начальника Генштаба ВС РФ Анатолия Квашнина.
Анализируя причины снятия Леонида Драчевского с поста полпреда, ряд изданий высказывает мнение, что Кремль недоволен результатами думских и президентских выборов в регионах, входящих в состав СФО. Как известно, явка избирателей в декабре 2003 и марте 2004 гг. на некоторых сибирских территориях была ниже общероссийской, в процент голосов, поданных за оппозицию, в ряде случае выше, чем в среднем по России. Помимо этого, г-ну Драчевскому может быть поставлена в вину неудачная попытка объединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с Иркутской областью в единый субъект федерации. А ведь объединение этих регионов началось первым в России и должно было стать моделью для других сложносоставных субъектов РФ. Однако процесс застопорился, поставив под угрозу перспективы укрупнения регионов России в целом. В Сибирском округе, кроме того, предстоит объединять Красноярский край с входящими в его состав Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами; возможно, Кремль считает, что Леонид Драчевский недостаточно активно работает и в этом направлении.
Как отмечает пресса, сибирским губернаторам работать с Драчевским было достаточно комфортно: полпред показал себя настоящим дипломатом, на глав регионов особо не давил, скорее пытался помочь в решении тех вопросов, которые относились к его компетенции.
Генералу Квашнину на новом посту вряд ли будет легко: он - человек военный, привык исполнять и отдавать приказы, не сомневаясь в том, что они должны мгновенно исполняться. А приказывать всенародно избранным губернаторам он права не имеет. Впрямую заниматься экономической политикой он не сможет - нет ни рычагов, ни полномочий, значит, остается только исполнение функций надзора за местными властями да контроль над политической ситуацией, но и в этом полномочия полпреда очень ограничены. По мнению аналитиков, Анатолий Квашнин "поставлен" на Сибирский округ для того, чтобы усилить в первую очередь контрольные функции федеральных органов, работающих на этой территории. В этом плане назначение высокопоставленного военного вполне объяснимо как в рамках общей логики создания института полпредств, так и в рамках общего укрепления дисциплины, объявленной федеральной властью в последнее время, после серии страшных терактов в России.
Как полагают авторы некоторых материалов, посвященных этой теме, для бывшего начальника Генштаба является скорее дорогой на пенсию, нежели трамплином для возвращения в большую политику. По общему мнению, Анатолий Квашнин был снят с поста начальника Генштаба за чрезмерную самостоятельность, проявлять которую в Сибири он просто не сможет. Из этого в ряде случаев делается вывод, что сам институт полпредов президента, выполнив поставленную перед ним задачу - укрощения губернаторской фронды и контроля над приведением региональных законов в соответствие с федеральными - в полном объеме выполнил и теперь стал лишним довеском к системе государственной власти. Косвенно это подтверждается тем, что за годы, прошедшие с момента введения института полпредов он так и не получил конституционного статуса, оставшись некоей временной структурой, относящейся к ведомству администрации президента, которая, в свою очередь, не является официальным и конституционным органом власти.

**Царь-"батька"**

Стремление президента Белоруссии Александра Лукашенко быть избранным в третий раз на высший государственный пост на прошедшей неделе активно комментировалось всей центральной прессой. Поскольку белорусская конституция запрещает президентствовать более двух сроков, Александр Григорьевич решил ее изменить. Для этого он повелел провести всенародный референдум, на котором граждане должны будут ответить, разрешают ли они г-ну Лукашенко баллотироваться на третий срок или нет. При этом он не скрывает того, что в случае "правильного" ответа белорусских избирателей на вопросы референдума "будет править государством в общей сложности как минимум 17 лет. Как максимум - бессрочно".
Надо отметить, что мало кто сомневается в том, что Александр Лукашенко станет президентом Белоруссии в третий раз. Газеты указывают, что "командно-выборная система" в республике отлажена до такой степени, что сомневаться в результате референдума не приходится. Поэтому тот факт, что социологические опросы, проводимые независимыми и иностранными агентствами, показывают, что большинство белорусов вовсе не хотят видеть "батько" на президентском троне ни в третий раз, ни тем более бессрочно, то есть пожизненно, ничего не меняет.
В самом деле, Лукашенко приходится опираться исключительно на население Белоруссии, точнее - на созданную им командно-административную систему. Страны Запада спят и видят, как бы убрать его из президентского кресла и даже иногда сравнивают с Саддамом Хусейном. Россия, на лозунгах объединения с которой Лукашенко, собственно, и стал президентом в первый раз, давно разочарована в белорусском союзнике: реально объединять два государства Александр Григорьевич, естественно, не собирается, унифицировать социально-экономическую и политическую систему не желает, переходить на единую валюту не хочет, платить за российский газ столько, сколько просят - не готов. И это естественно - принятие этих требований автоматически приведет к крушению режима личной власти г-на Лукашенко, выстроенного в лучших традициях Латинской Америки прошлого века. Или даже позапрошлого. Неудивительно, что Кремль, по сообщениям некоторых изданий, усиленно ищет белорусского политика, который мог бы заменить Лукашенко на посту белорусского президента.
Но и бросить Белоруссию на растерзание Западу или же самостоятельно провести там спецоперацию по смене власти по типу латиноамериканского "пронуниаменто" Москва не может: через республику идут на Запад наши газо- и нефтепроводы, двигается в обеих направлениях огромный поток грузов и людей. Любое обострение ситуации в Белоруссии станет тяжелейшим ударом для нашей экономики. Поэтому Россия, постепенно оставив в прошлом объединительную риторику, ведет вялотекущий диалог с западной соседкой, напоминающий успокоительные пассы врача-психиатра: мол, успокойтесь, дорогие товарищи, мы вас очень любим, готовы объединяться, только не нервничайте.
Референдум почти наверняка откроет Александру Лукашенко дорогу к третьему президентскому сроку. Жесткая система власти, созданная им, будет сломана не на референдуме, а только после того, как уродливая социально-экономическая система, построенная на вымогательстве российской нефти и паразитировании на российско-европейском транзите начнет давать сбои, а Москва договорится с Европой о том, кто станет преемником Лукашенко. Тогда ни референдумы, ни ОМОН, ни даже обожание немалой части населения ему не помогут.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).