**Последняя встреча**
Самой важной внешнеполитической темой прошедшей недели стала встреча президентов Владимира Путина и Джорджа Буша - последняя за время президентских сроков как одного главы государства, так и другого. В свою очередь, встреча стала продолжением поездки президента Путина в Бухарест, которая также продолжала активно освещаться большинством СМИ.
Президенты в основном обсуждали проблемы размещения американских систем противоракетной обороны в Польше и Чехии. Как и следовало ожидать, американцы от своих планов не отказались, как не сумели и убедить Россию в том, что эти системы направлены исключительно на отражение иранской угрозы и для нашей страны никакой опасности не представляют. В качестве "подслащенной пилюли" для Москвы президент Буш предложил подписать "Декларацию о стратегических рамках", предусматривающую стремление создать совместную американо-российско-европейскую систему ПРО. Естественно, в неопределенном будущем. В свою очередь, президент Путин, хотя и продолжал высказываться о развертывании ПРО в Польше и Чехии негативно, в основном делал упор на общих интересах и сотрудничестве двух держав. И Буш, и Путин неоднократно, как заклинание, повторяли, что "холодная война" навсегда ушла в прошлое. В целом американцам удалось несколько успокоить российское руководство относительно целей развертывания ПРО, хотя никаких прорывов не удалось достичь и на этом направлении.
Судя по всему, самых болезненных вопросов российско-американских отношений - признания независимости Косово и начала приема в НАТО Украины и Грузии - Путин и Буш не обсуждали. И это правильно: в Бухаресте оба президента сказали друг другу все, что думают по этому поводу. Некоторые газеты утверждают, что якобы Владимир Путин даже угрожал Украине расколом, если эта страна вступит в НАТО (парламент Украины по этому поводу решил провести расследование). Глава российского государства вроде бы также пригрозил признать Абхазию и Южную Осетию в качестве буфера между Россией и натовской Грузией.
Джордж Буш, чуть-чуть уступивший на бухарестском даже не России, а Германии и Франции в вопросе принятия в НАТО Украины и Грузии, вновь поднимать эти вопросы не стал. Это понятно: его цель, как и российского партнера, была другая: после бухарестского скандала попытаться показать всему миру, что США и Россия - прежде всего партнеры, а не враги. Тем более что после угроз Владимира Путина разделить Украину и увековечить раскол Грузии (если, конечно, что-то подобное действительно имело место) советники Джорджа Буша наверняка объяснили ему, что угроз Москвы бояться нечего: никаких рычагов для отторжения Крыма, Донбасса или Новороссии у нашей страны просто нет, а вечно содержать малопослушные и слабовменяемые режимы в Сухуми и Цхинвале России рано или поздно надоест. Это случится скорее рано, когда станет понятно, что держаться за эти анклавы дорого и бессмысленно: НАТО уже граничит с Россией в Прибалтике и на Крайнем Севере и даже окружает нашу Калининградскую область, так что Грузия особой роли в приближении североатлантического блока к границам России не играет. И все заявления российской дипломатии, что, мол, Россия сделает все, чтобы не допустить вступления Украины и Грузии в НАТО мало чего стоит: что именно - таких инструментов у нас не имеется. Как, впрочем, мы не можем и препятствовать размещению американской ПРО в Восточной Европе (звучащие из Москвы угрозы разместить ядерное оружие в Калининградской области воспринимать серьезно никто не собирается, включая и авторов подобных заявлений). Все это понятно и Путину, и Бушу. Поэтому встреча двух уходящих на покой президентов и была спокойной и дружелюбной - ссориться-то не из-за чего.
**Владимир Путин и Голем**
Предстоящий съезд "Единой России" обещает быть бурным: в преддверии инаугурации нового президента резко обострилась борьба внутри властных группировок за то, чтобы сохранить или увеличить свое присутствие наверху политического и экономического Олимпа. Перед съездом, в частности, в который раз заговорили о необходимости разделения "Единой России" на фракции; страж партийного порядка Борис Грызлов вновь твердо заявил, что этого не будет. То в прессе появляются измышления разнокалиберных экспертов то о неизбежности конфронтации Владимира Путина и Дмитрия Медведева, то о том, что если Дмитрий Медведев начнет проявлять самостоятельность, будут быстренько проведены досрочные президентские выборы. И победит сами понимаете, кто...
Незадолго до инаугурации Дмитрия Медведева и в преддверии съезда Борис Грызлов и другие руководители "Единой России" усилили попытки вовлечь в ряды партии Владимира Путина. Забавно, но активнее всего пост главы "Единой России" Путину сулят не сами единороссы, а так называемые оппозиционеры. Владимир Жириновский и Сергей Миронов заявили, что утверждение уходящего президента главой "Единой России" было бы вполне логично. При этом "Единая Россия" заранее уведомила о своем намерении предложить Владимира Путина премьер-министром, но вот лидерство ему не сулит, а только членство. Иными словами единороссы вновь пытаются разыграть милый их сердцу сценарий: правящая партия назначает партийного премьера (но не лидера партии!), и тот формирует партийное правительство.
За верноподданничеством Бориса Грызлова по отношению к Владимиру Путину проглядывают отнюдь не только дружеские чувства, преданность начальнику или уважение к "национальному лидеру", а еще и вполне четкий рациональный расчет. Кроме Путина у "Единой России" как ничего не было (идеологии, стратегии развития страны и т.д.), так и нет. А Путин - это не только "национальный лидер" (этот термин, кстати, после Нового года использовать почему-то напрочь перестали), но и человек, расставивший своих друзей и сослуживцев на все ключевые политические и экономические посты в стране, контролирующий невероятные по масштабам активы во всех основных отраслях.
"Единая Россия", эта громоздкая, малоработоспособная и бессущностная структура в лице Путина обретает все: безусловное влияние на госаппарат и ключи к экономической власти. При этом Путин-премьер оказывается в зависимости от руководства "Единой России" в гораздо большей степени, чем партия от него. Партия поставила премьера - партия может и снять в случае чего. А друзья и знакомые нынешнего президента, как бы они к нему ни относились, будут вынуждены считаться с тем, что влияние Владимира Владимировича будет неизбежно уменьшаться: Россия действительно президентская страна и никакого двоевластия на ее территории быть не может. И судьба Путина, а также его активов будет все больше зависеть от лояльности верхушке "Единой России": ведь контроль над активами действующий глава государства осуществляет отнюдь не напрямую. Одно серьезное издание совершенно справедливо пишет: "Единая Россия" всем обязана Путину, но она - Голем, поработивший своего создателя. Она стала ключевым элементом обеспечения преемственности власти, а значит - личной неприкосновенности и сохранения всех активов уходящего президента".
Подобное развитие событий очень осложнит работу Дмитрия Медведева на президентском посту: ему придется постоянно сталкиваться с ожесточенной войной различных группировок во власти; понятно, что представители ближнего круга Путина, на позиции которых начинают покушаться другие "ближние бояре", без сопротивления не сдадутся. И борьба будет нарастать. Что, конечно, не повлияет благотворно ни на экономику, ни на социальную сферу страны.
**Российская демократия по Франкенштейну**
Иногда они возвращаются. Давно умершие и похороненные демократические и либеральные партии в течение последней недели вдруг вновь появились на страницах газет. В минувшие выходные в Санкт-Петербурге прошел очередной бал призраков - конференция "Новая повестка для демократического движения", на которой было решено приступить к формированию "широкого коалиционного движения". Появились на свет Божий даже соответствующие документы - резолюция и политическая декларация объединенного демократического движения.
В который раз за последние 15 лет уже забытые избирателями демократы объявили: пора объединяться. Правда, если на рубеже нашего века разговор шел о возможном слиянии двух реально существовавших и довольно сильных партий, Союза правых сил и "Яблока", то сейчас непонятно, кто и с кем собирается объединяться. СПС существует в виде остаточных структур в некоторых регионах, а недавняя беседа Григория Явлинского с Владимиром Путиным свидетельствует о стремлении властей либералов хоть в каком-то виде, но не о том, что "Яблоко" еще существует. Народно-демократический союз Михаила Касьянова, кстати, на конференцию не явившегося - микрогруппа, живущая на западные гранты и никаким влиянием ни в одной социальной группе не пользующаяся, ОГФ Гарри Каспарова - то же самое. О Демпартии главного масона России Богданова и говорить смешно. И все причитания бывших вождей, оставшихся без армий, о том, что для активизации либерального движения в него необходимо "влить свежую кровь" несерьезны: вливать ее просто некуда, сосуда нету.
Демократические, либеральные, либерально-консервативные идеи и движения такого типа России необходимы. И в том, что сейчас их не существует, виноваты те самые вожди, которые говорят об объединении и "свежей крови". Именно они на протяжении полутора десятилетий представляли гражданам России демократию и либерализм в виде нелепых карикатур, в результате чего праволиберальный электорат просто перестал ходить на выборы.
"Объединители" демократических сил в современной России очень напоминают небезызвестного доктора Франкенштейна, сшившего монстра из частей трупов. Чудовище, как известно, получилось малоприятное: своего создателя, например, оно уничтожило, прежде чем сгинуть где-то в небытии. С объединенными демократами (возникновение которых более чем сомнительно) будет то же самое: единая партия такого типа (представить себе ее непросто - Белых с Каспаровым плюс Касьянов с Немцовым) окончательно похоронит этих вождей призрачных ратей как политиков. Впрочем, нанести ущерб кому-либо еще такая партия не сможет: сил на это не будет.
**Идут на сближение**
На прошедшей неделе избранный президент Дмитрий Медведев провел первую официальную встречу с представителями бизнеса. В ней приняли участие члены Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), то есть бизнесмены весьма крупные. По мнению экспертов, это вовсе не означает, что новый глава государства будет опираться именно на них, не обращая внимания на малый и средний бизнес. Скорее наоборот: свою позицию по малому и среднему бизнесу Медведев уже неоднократно высказывал. А вот с "генералами" от бизнеса в таком формате он побеседовал впервые.
Пресса отмечает, что встреча Дмитрия Медведева и предпринимателями разительно отличалась от подобных мероприятий, проводившихся при Владимире Путине. В то время сам факт приглашения бизнесменов к главе государства рассматривался ими как награда и трудный экзамен одновременно. На первой встрече такого рода президент Путин сразу напугал "буржуев", грозно вопросив: ну что, делиться будем? В общем, все последующие годы в той или иной степени прошли под знаком такого отношения государства и бизнеса. Борьба с "олигархами" была одной из столпов путинской идеологии, как раз она, наряду с успешной войной в Чечне принесла ему популярность в глазах малообразованных слоев населения. И Путин боролся: Березовский, Гусинский и Бендукидзе оказались за границей, Ходорковский - в тюрьме. Остальные стали демонстрировать свою аполитичность и лояльность государству.
Если Путин перед бизнесменами выступал в виде василиска, парализующего взглядом все живое, то Медведев просто разговаривал с ними, выслушивал самые разные предложения и жалобы. Например, глава "Базэла" Олег Дерипаска жаловался избранному президенту на укрепление рубля, излишние согласования в строительстве, нехватку экскаваторов и бульдозеров, и даже на непосильные экологические требования. Представить себе Путина, выслушивающего что-то там про бульдозеры довольно трудно...
Многие СМИ обратили внимание на то, что обычно молчаливый Дерипаска на встрече с Медведевым говорил больше всех. Наверное, алюминиевый король чувствует себя не очень уютно: в 2001-2003 годах он чуть было не поглотил (максимально недружественным образом) гиганта лесной промышленности "Илим-Палп". И поглотил бы, кабы не заступничество Медведева, к тому времени переместившегося из кресла директора по юридическим вопросам "Илим-Палпа" в администрацию президента. "Лесная война" была крайне жестокой, такое не забывается, и неудивительно, что сейчас Дерипаска опасается опалы.
Впрочем, Медведев демонстрировал бизнесменам, что им опасаться нечего - позиция президента-либерала, приемлемого как для отечественного предпринимательства, так и для Запада изменений не претерпела. СМИ указывают на то, что стратегия развития России до 2020 года, которой должен будет руководствоваться президент Медведев, была разработана с участием РСПП. При этом государство никаких конкретных обязательств перед бизнес-сообществом не берет, но, судя по всему, готово считаться с его потребностями, учитывать его позиции и вести постоянный диалог. По мнению большинства экспертов после инаугурации Медведев будет регулярно встречаться с предпринимателями, привлекая их к решению многих экономических и социальных проблем.
Что ж, конфликты между государством и бизнесменами у нас уже были, и ни к чему хорошему они не приводили никогда. Если теперь они останутся в прошлом, лучше будет всем, и в первую очередь обычным гражданам.