**Погрозили пальцем**
Одна из главных новостей прошедшей недели, привлекших внимание центральной прессы, стало введение госдепартаментом США санкций против российских компаний "Рособоронэкспорт" и "Сухой". Теперь американским компаниям запрещено поставлять обеим российским фирмам товары военного и двойного назначения, а также закупать их продукцию. В качестве причины введения санкций госдепартамент назвал продажу российского оружия Ирану. Надо сказать, что большинство экспертов сразу заявили о том, что оружейные сделки между Москвой и Тегераном явно не имеют к введению санкций никакого отношения: наше оружие поступает в Иран с начала 80-х годов прошлого века. Это, конечно, всегда вызывало недовольство американской стороны, но причин переходить от брюзжания к решительным действиям у Вашингтона не было: американцам хорошо известно, что Россия поставляет Ирану упрощенные версии вооружений, которые эффективно использовать против войск НАТО или Израиля невозможно.
Общее мнение прессы таково: ярость американцев вызвал недавний контракт с Венесуэлой, которая помимо автоматов и вертолетов решила приобрести у Москвы три десятка тяжелых истребителей Су-30. Конечно, дело не в том, что эта горстка самолетов представляет какую-либо угрозу для безопасности США, - тридцать машин, пусть даже самых лучших, способны завоевать господство в воздухе разве что сражаясь против воздушной армии малой страны вроде Доминиканской Республики. Дело в принципе. В Вашингтоне опасаются, что емкий латиноамериканский рынок вооружений "уплывет": российское оружие есть на вооружении армий Перу, Колумбии, Мексики, не говоря о Кубе и Никарагуа, идут консультации по поводу возможных его поставок в Аргентину, Бразилию и Чили, правда, боевые самолеты российского производства есть только у Кубы и Перу. В большинстве стран Латинской Америки сейчас у власти левые и левоцентристские режимы, пытающиеся выйти из состояния односторонней зависимости от США, и закупки российского, равно как и европейского, оружия - один из способов от этой зависимости избавиться. Военные самолеты стоят дорого (по американским оценкам, Каракас заплатит за каждый Су-30 от $30 до $45 млн.), и США вовсе не хотят, чтобы те же Су или МиГи сменили аргентинские "Миражи" или бразильские F-5 "Тайгер".
По мнению прессы, санкции в отношении наших компаний означают, что США приняло решение о кардинальном изменении отношений с Россией. На смену трудному, чреватому срывами, но все же партнерству приходит холодное отчуждение, готовое перерасти в открытое противостояние. Для России санкции в нынешнем виде не страшны: военное сотрудничество с США почти отсутствует, но они означают, что осенью Россию вряд ли примут в ВТО. А это, в свою очередь, наверняка подтолкнет Москву к ответным действиям в отношении США.
Поставки российского оружия Ирану и некоторым другим странам, может быть, и сомнительны с точки зрения международной морали и даже стратегической выгоды для самой России. Но все же столь грубо диктовать суверенной стране условия, выгодные только себе, как это делают американцы, нельзя. Будь Россия посильнее, США просто закрыли бы глаза на венесуэльский контракт: тот же Китай продает оружие и Ирану, и диктаторской Мьянме, и исламистскому Судану, и, наверняка, Северной Корее. Ничего, кроме редких статей в прессе о том, что Китай представляет потенциальную угрозу для мира во всем мире, американцы не предпринимают. Потому что это бессмысленно - угрожать самой населенной на планете и совершенно независимой державе. Судя по скандальному, фактически истерическому, введению санкций (по мнению ряда экспертов, это было личной инициативой Кондолизы Райс), к России американская администрация относится намного грубее, чем к китайцам. Что ж, вывод можно сделать только один: надо быть сильнее. Тогда даже самая могучая мировая держава трижды подумает, прежде чем вводить санкции против нашей страны.
**Великое украинское примирение**
Важнейшим международным событием, которое теснейшим образом связано с внешне- и внутриполитическими событиями в России, стало долгожданное утверждение Верховной Радой Виктора Януковича на посту премьер-министра Украины и назначение членов его кабинета. В состав нового правительства вошли выдвиженцы трех партий Антикризисной коалиции - Партии регионов, Социалистической и Коммунистической, а также президентской партии "Наша Украина".
Как считают эксперты, вынужденный союз еще недавно непримиримых врагов - Ющенко и Януковича - стал единственной альтернативой быстрой деградации украинской государственности, экономическому коллапсу, социальному хаосу и как следствие - распаду этой страны на Восточную и Западную. По-видимому, кабинет Януковича будет устойчивым - социалисты и коммунисты не заинтересованы в его падении, так как на досрочных выборах у них немного шансов попасть в Раду. Да и "Наша Украина", как показали социологические замеры перед решением Ющенко все-таки назначить своего главного врага на ключевой правительственный пост, в случае досрочных выборов потеряет голоса, которые уйдут в большинстве своем радикалам из Блока Юлии Тимошенко и в небольшой степени "Нашей Украине". Собственно, поэтому президент и решился на назначение Януковича.
Уступки, на которые пошла "оранжевая власть" для достижения соглашения с оппонентами, достаточно серьезны. Киев больше не будет задорно нападать на Россию, обвиняя ее во всех грехах и одновременно требуя от нее поставок сверхдешевого газа и нефти. Русский язык, конечно, не становится государственным наряду с украинским, но получает статус официального в тех регионах, где он широко используется - это оставлено на усмотрение областных властей. В НАТО Украина немедленно, как хотели "оранжевые", вступать не будет: решение отложено на два года. По-видимому, новая украинская власть не будет теперь откровенно опираться на татарских националистов в Крыму, провоцируя их на борьбу с "русскими оккупантами"...
Украина в результате соглашения между Ющенко и Януковичем получила то, в чем отчаянно нуждалась с момента провозглашения независимости - возможность проведения умеренной политики, толерантной по отношению к соседней России и собственному русскоязычному населению. Крайние радикалы-националисты в лице Блока Юлии Тимошенко оказались политически изолированными и отстраненными от принятия решений. Если не произойдет жесткого конфликта между Партией регионов и "Нашей Украиной", развала Антикризисной коалиции и возобновления коалиции "оранжевой", ситуация в соседней стране будет постепенно улучшаться (ибо править гаже, чем Юлия Владимировна, у Януковича просто не получится), а непримиримость "западников" и "восточников" - сглаживаться. А для России выгодна стабильная, нормально развивающаяся Украина; злорадствовать по поводу несчастий юго-западных соседей в нашей стране будут немногие.
**Мы уходим с Востока. Но недалеко и вряд ли надолго**
Еще покойный президент Чечни Ахмад Кадыров требовал вывести российские войска из Чечни, утверждая, что с "остатками бандформирований" легко справятся его гвардейцы и местная милиция. Тогда бандформирования оказались вовсе не "остатками" - были живы и "президент Ичкерии" Аслан Масхадов, и главный кавказский террорист Шамиль Басаев, и крупнейший лидер боевиков Руслан Гелаев. Теперь никого из них нет в живых, Кадыров-младший, занимающий пост премьера, а фактически являющийся главой чеченского квази-государства, при помощи послушного парламента вновь требует вывода российских войск.
Война в Чечне фактически окончилась: в соседних Дагестане и Ингушетии стреляют больше и гибнут чаще, чем в республике, положившей начало очередной череде кавказских войн и мятежей. Ставка на внутричеченский раскол и уничтожение боевиков руками таких же боевиков, только сменивших шеврон с головой волка на эмблему Вооруженных Сил РФ оказалась эффективной. Впрочем, антипартизанскую войну можно выиграть только делая ставку на отряды местной самообороны: об этом говорит и советский опыт в Средней Азии (борьба с басмачеством) и Прибалтике ("лесные братья" в 1944-53 гг.), и опыт подавления повстанцев во французском Алжире в 1954-62 гг., в Сальвадоре, Гватемале, Венесуэле, Никарагуа...
С остатками бандитов (теперь это действительно остатки) правильнее бороться не армейскими силами, а с помощью правоохранительных органов, и лучше местных, чем пришлых ОМОНов и СОБРов. Слава Богу, что ушли в прошлое страшные времена, когда в Чечню бросали все, что только можно - голодную мотопехоту со сломанной техникой, морскую пехоту, которая гор-то никогда в жизни не видела, спецназ без прикрытия и конкретных заданий, милицию из Якутска и с Чукотки... Так воевать - варварство и дикость. Местная милиция и элитные подразделения внутренних войск вполне способны добить бандитов.
Проблема только в одном: Рамзан Кадыров и его бойцы - точно такие же бандиты и сепаратисты, как и дудаевцы с басаевцами. Они точно также не хотят исполнять российские законы, но желают получать из Москвы деньги (если Басаев требовал контрибуции, то Кадыров-младший - "помощи", но суть-то от этого не меняется). То, что Кадыровы, отец и сын, действительно сыграли важную роль в "замирении" мятежной республики, это факт. Только вот сможет ли Россия удержать реальную власть над теми, кто считается ставленниками Москвы? Если нет, если Кадыров со своими людьми будут творить в Чечне все, что им заблагорассудится, получится, что это в Москве сидят ставленники чеченцев, а не наоборот. Очень хотелось бы, чтобы этого не произошло. Иначе придется возвращать войска. Благо, они уходят недалеко - в Кабардино-Балкарию и Дагестан...