**"Да" и "нет" не говорить, черное и белое не брать...**
Ни одно серьезное российское печатное издание не прошло мимо заседания Государственной Думы 9 февраля, на котором выступил Председатель Правительства Михаил Фрадков. В первый раз с декабря 2003 г., когда начала работу нижняя палата Федерального Собрания четвертого созыва, думская оппозиция, поставив на заседании вопрос о вынесении вотума доверия правительству, вступила в "боестолкновение" с исполнительной властью. Журналисты отметили, что, конечно, это было не ключевое сражение кампании, но своеобразная разведка боем: исход дискуссии был известен заранее (доминирующие в Госдуме "единороссы" изначально заявляли, что не поддержат отставку кабинета), но полемика "демаскировала" позиции противоборствующих сторон.
Эксперты обратили внимание, что с критикой в адрес правительства выступили представители всех парламентских фракций, т.е. ГД с формальной точки зрения лишила кабинет Михаила Фрадкова поддержки. Но сказав "а", большинство депутатов от "Единой России" (281 "единоросс" из 307 членов фракции) не решились произнести следующую букву и проигнорировали голосование по проекту постановления об отставке правительства. Подобную же раздвоенность сознания (или же иллюзию такового), когда "правая рука не ведает, что творит левая", продемонстрировали и депутаты от ЛДПР, у которых из 35 членов фракции не голосовали 24 парламентария. Фракции КПРФ и "Родины" были более последовательными - проголосовали "за" отставку все 47 депутата-коммуниста, 34 из 39 "родинцев" и 16 из 20 "независимых" парламентариев. Однако пропрезидентское большинство, дав кабинету министров два месяца на исправления ошибок, так и не сформулировала, отметили журналисты, свои возможные действия в случае, если правительство не исправит положение.
Не осталось без внимания изданий и то, что премьер, признав персональную ответственность за недостаточно умелую реализацию закона о монетизации социальных льгот, постарался разделить ее и с депутатами, которым "раньше надо было думать", и с членами своего кабинета, не "обеспечившим" условия для успешного реформирования социальной сферы. Однако он не предложил Госдуме какого либо нового плана действий правительства, обещав лишь, что в работу "над ошибками" погрузятся "буквально все" - от министров до губернаторов. При этом губернаторы не подчиняются непосредственно премьер-министру, и как Михаил Фрадков будет их "стимулировать" не совсем ясно многим комментаторам.
По мнению ряда изданий, одним из последствий обсуждения вотума о недоверии правительству явилось то, что на следующий день премьер-министр на заседании кабинета, обсуждавшем реализацию земельной реформы, предпочел "взять паузу". Он так и не сформулировал свою позицию по земельному вопросу и отказался оказать политическую поддержку концепции преобразований, предложенной министром экономического развития и торговли Германом Грефом. Видимо, полагают журналисты, власти опасаются, что земельная реформа, "штука взрывоопасная", завершающая приватизацию, может привести к новым социальным потрясениям и экономическим неурядицам. Не исключено, что глава правительства посчитал политически опасным для себя создавать еще один очаг напряженности в то время, когда население вот-вот столкнется с новыми тарифами в жилищно-коммунальном хозяйстве и не исключен мультипликационный эффект от наложения их на последствия монетизации социальных льгот. Может быть, премьер "затаился" еще и потому, что Герман Греф слишком уже настойчиво подталкивал его к фактически единоличному принятию ответственного решения.
**Последний шаг, он трудный самый...**
6 февраля в Ненецком автономном округе, одном из самых малонаселенных и небольших субъектов федерации, входящем в Архангельскую область, состоялось, казалось бы, рядовое событие - прошел второй тур выборов регионального губернатора. Однако это голосование стало знаменательной вехой в российской политической истории, так как именно здесь, подчеркнул председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков, избранием главы НАО "закончилась десятилетняя история прямых выборов в России".
Естественно, что журналисты федеральных СМИ внимательно следили за волеизъявлением жителей Нарьян-Мара, других населенных пунктов округа. Дополнительную интригу придавало и то, что одновременно проходили выборы депутатов окружного Законодательного Собрания.
Эксперты отметили, что исход голосования наглядно продемонстрировал недостаточность только лишь административных ресурсов для успешного лоббирования нужной властям кандидатуры. Еще на стадии первого тура голосования оказались безуспешными попытки полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе Иосифа Клебанова, а также руководства "Единой России" заблокировать избрание невыгодных, с их точки зрения, претендентов на пост губернатора. Во-первых, с дистанции накануне выборов был снят фаворит, по мнению журналистов, кампании, способный победить уже в первом туре - действующий губернатор Владимир Бутов. Во-вторых, был уволен "по сокращению штатов" главный федеральный инспектор в НАО, "единоросс" Алексей Баринов, вступивший в избирательную гонку вопреки воли полпреда и партийного руководства. Возможно, его не посчитали серьезным противником протежируемого властью и партией Алексея Шмакова, т.к. оставили в списке претендентов. Однако именно Баринов, этот бывший глава "Архангельскгеолдобычи" и бывший главный федеральный инспектор, выдвинувший лозунг "богатство округа - его жителям", получив поддержку 49% избирателей, участвовавших в выборах, стал последним губернатором России, избранным свободным, прямым и тайным голосованием населения.
Не слишком удачными для "Единой России" оказались и выборы в ЗС по партийным спискам - первое место, неожиданно для всех, получили коммунисты, за которых проголосовали 26% избирателей.
Некоторые наблюдатели посчитали, что эта локальная победа КПРФ, первая за последние несколько месяцев, является свидетельством возвращения коммунистов на активную политическую сцену и последствием решительного удара закона "о монетизации льгот" по позициям "единороссов". Другие же предложили не драматизировать произошедшее. Дело в том, что в этом регионе у КПРФ традиционно крепкие позиции. Кроме этого, "Единая Россия" лишь совсем немного отстала от коммунистов - ее поддержали 23% голосовавших. Наряду с кандидатами двух этих партий в ЗС прошли представители либеральных демократов, Российской партии пенсионеров и избирательного блока "За наш округ". По мнению экспертов, "единороссы", объединив депутатов-одномандатников и тех, кто прошел по партийному списку, создадут самую крупную фракцию в Заксобрании. Им вполне по плечу, опираясь на помощь ЛДПРовцев и депутатов от блока "За наш округ", сделать региональный "парламент" вполне управляемым.
**Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется**
На прошедшей неделе внимание прессы вновь привлекли декабрьские события в башкирском городе Благовещенске, расследование которых получило совершенно неожиданное направление.
С одной стороны журналисты получили определенную поддержку главы МВД России Рашида Нургалиева, который, признав милицейскую акцию в Благовещенске "законной и обоснованной", отметил, что проведена она была "с серьезными нарушениями". Он поручил министру внутренних дел Башкирии Рафаилу Диваеву в месячный сроку дать "принципиальную оценку деятельности руководителей органов и подразделений внутренних дел". По данным правозащитных организаций, во время проведенной "зачистки" пострадало около тысячи человек, 254 из которых обратились в больницу.
С другой стороны, президент поволжской республики Муртаза Рахимов, депутаты Государственного Собрания, местная прокуратура встали на защиту правоохранительных органов и ополчились на правозащитников и средства массовой информации, которые, по их мнению, представили произошедшее в искаженном свете и придали скандалу широкую огласку. По мнению республиканских властей, виновными были те, кто "поднял руку на милиционеров", проявив "массово неповиновение и сопротивление" органам правопорядка а также некоторые исполнители приказа главы местного МВД, предписавшего "соблюдать законность". При этом президент республики призвал "разобраться", кто "содержит и подкармливает" правозащитников, "которые "нигде не работают". То есть власти, затушевывая случившееся, пытаются сфокусировать внимание на тех, кто поставил общественность в известность о произошедших нарушениях прав человека. А ведь по результатам служебных проверок, напомнили журналисты, семерым сотрудникам милиции предъявили обвинения, один из них арестован. Кроме того, были уволены, понижены в должности или предупреждены о неполном служебном соответствии несколько офицеров благовещенского ОВД и прокуратуры. Начальнику городского ОВД был объявлен строгий выговор, рассматривается вопрос о его привлечении к уголовной ответственности за халатность
Комментаторы обратили внимание, что в результате власти отодвинули на второй план тему допущенных перегибов со стороны органов внутренних дел, сделав упор на "предвзятости и тенденциозности", "безответственности" СМИ при освещении благовещенского инцидента. Более того, МВД Башкирии решило защищать свою "деловую репутацию" в судебных органах и подало несколько исков к московской "Новой газете". Однако журналисты, уверенные в собственной правоте, готовы отстаивать свои действия в суде.
Похоже, отмечают комментаторы, в России получает распространение и укореняется привычка решать возникающие проблемы в судебном заседании, а не посредством криминальных разборок и телефонных звонков. Остается только, подчеркивают издания, добиться того, чтобы суд был справедливым и беспристрастным, а не "басманным". В этом, полагают журналисты, заинтересованы все, ибо только в подобном случае налаживается диалог власти и общества, а все его участники, в том числе и средства массовой информации, начинают ответственно относиться к используемой информации.