будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 11, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 5 - 11 июля

**Головокружение от успехов**

Название знаменитой сталинской статьи в газете "Правда", пожалуй, наиболее точно отражает то, что происходит в стране сегодня. Эйфорией успеха пронизан телевизионный эфир: Россия - вперед! Сочи, Евровидение, футбольные победы сборной Хиддинка, нефтедоллары, переполняющие госказну, новые и новые госкорпорации, призванные демонстрировать миру подъем отечественной промышленности и технологий - все эти яркие, на первый взгляд, свидетельства наших удач и достижений на поверку оказываются всего лишь очередным продуктом государственного пиара.
Практически все с помпой заявленные грандиозные проекты, как выясняется, не способны выдержать элементарного испытания - проверки сроками. Новости последней недели этот вывод подтверждают сполна.
Недавно "Аэрофлот" получил официальное уведомление от ЗАО "Гражданские самолеты "Сухого" о задержках обещанных поставок широко разрекламированных самолетов "Sukhoi Superjet-100". В результате "Аэрофлот", испытывающий острую нехватку новых самолетов, вынужден искать "альтернативные варианты". Между тем, еще в прошлом сентябре вице-премьер Сергей Иванов заявлял, что самолет взлетит до конца 2007 года. Однако обещанный полет состоялся лишь в мае 2008-го.
Не выдержал проверки сроками и проект подготовки саммита стран-участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. На днях гендиректор Тихоокеанской мостостроительной компании Виктор Гребнев заявил, что обещанный еще президентом Владимиром Путиным к саммиту мост на остров Русский вряд ли появится - из-за нереальности поставленных сроков и бюрократической волокиты. Строительство моста должно было начаться еще в прошлом году. В начале 2008-го глава Росавтодора Олег Белозеров утверждал, что, если строители не начнут возводить мост до апреля, сдать его в 2012 году не получится. Однако проект получил одобрение госэкспертизы только в мае текущего года. Теперь трехкилометровое сооружение придется строить в авральном режиме, при этом ни у кого нет уверенности, что мост даже с использованием стахановского опыта будет завершен к намеченной дате. Да и можно ли будет называть полноценным мостом чудо, сотворенное впопыхах? На недавнем совещании во Владивостоке министр регионального развития Дмитрий Козак назвал сценарий подготовки к намеченному на 2012 год саммиту АТЭС "фантастическим". Однако в данном случае на кон поставлен престиж страны. Россия взялась за гуж, и поэтому решено все-таки попытаться "сказку сделать былью". А станет ли 2012 год годом национального триумфа или национального позора - решит уже Фортуна. А вдруг повезет?
Нарушение сроков строительства омрачается еще одним существенным обстоятельством - нехваткой частных инвесторов. Причина проста: подсчитано, что на реальную отдачу от вложенных в дальневосточный проект средств можно надеяться только лет через 30. Учитывая, что большинству серьезных бизнесменов уже под пятьдесят, можно предположить, что этих денег при жизни они не увидят.
Многие эксперты не без оснований называют подготовку саммита АТЭС генеральной репетицией Олимпиады-2014. Одно уже это сравнение дает повод для серьезных сомнений в реализации всех задуманных олимпийских проектов. Легкость, с которой недавно перенесли сразу несколько планируемых к строительству сочинских объектов с одного места на другое, указывает на главное - ни один из них не был тщательно проработан. Более того - ни на одном из них строительные работы даже не начинались. Неужели и здесь в соавторах проекта "Сочи-2014" отметился Жюль Верн на пару с бароном Мюнхгаузеном? В таком случае, можно понять Семена Вайнштока, проработавшего в должности главы олимпийской госкорпорации считанные дни и с явным облегчением освободившего директорское кресло.
Судя по всему, назначенные на реализацию различных проектов ответственные лица, постепенно соразмерив спущенные сверху планы с более чем суровой действительностью, этой ответственности слегка испугались и решили заранее предупредить общественность, чтобы потом в случае чего с чистой совестью заявить: а ведь я давно об этом говорил.

**Избирательное правосудие**

Уголовное дело бывшего первого заместителя министра финансов РФ и действующего сенатора Андрея Вавилова наверняка войдет в справочники и пособия по юриспруденции как образец удивительной избирательности отечественного правосудия.
Действительно, новость о прекращении уголовного преследования в отношении сенатора в связи с истечением срока давности способна удивить любого. Для справки: следствие считает, что "вина Андрея Вавилова в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159 и частью 3 статьи 285 УК РФ (хищение путем мошенничества в особо крупном размере и злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия), полностью доказана". Речь, между прочим, идет не о несчастных трех миллионах рублей, из-за которых совсем недавно один из мэров лишился своего поста, а о 231 миллионе бюджетных долларов.
Итак, вина доказана: в 1997 году по инициативе Вавилова деньги из бюджета действительно были выделены МАПО "МиГ" якобы для производства самолетов, а на самом деле растворились в оффшорах Антигуа и на счетах подставных фирм в одном из коммерческих банков Латвии. Образовавшийся таким образом долг висел на "МиГе" до 2005 года, пока не был волшебным способом потихоньку "списан" в 2006 году правительством. Получилось, что денег нет, а значит, нет и повода. Как сообщается, Следственный комитет при прокуратуре РФ (СКП) обратился к Вавилову с просьбой дать официальное согласие на прекращение в отношении него уголовного дела по "нереабилитирующим основаниям". Видимо, предполагалось, что сенатор, как законопослушный гражданин и патриот, вдруг может возмутиться и потребовать доведения дела до суда и справедливого наказания всех, кто посмел покуситься на госказну, подставив под удар социальные обязательства государства перед пенсионерами, инвалидами и малоимущими.
Однако этого не произошло. Вавилов совершенно неожиданно такое согласие дал, чем, наверное, немало удивил следователей СКП.
Следует отметить, что тезис об удивительной избирательности нашего правосудия наглядно демонстрирует пример другого первого заместителя министра финансов - Сергея Сторчака, срок предварительного заключения которого продлен на днях до 9 октября. Причем Сторчак сидит в камере не за реальные миллионы, а всего лишь за "умысел", по версии следствия, эти миллионы (всего-то 43) умыкнуть. Некоторые наблюдатели подчеркивают в делах Вавилова и Сторчака целый ряд необычных совпадений - схожая должность, огромные суммы. Но немало и существенных различий - в отличие от Сторчака, Вавилов в ходе следствия спокойно передвигался по стране и миру, пользовался сенаторскими полномочиями и охотно комментировал для СМИ аспекты финансовой политики правительства.
Таким образом, создается стойкое впечатление, что в бюджете государства есть разные миллионы - к одним прикасаться можно, а вот о других даже думать нельзя.

**Хлеб по карточкам**

Судя по всему, продуктовые карточки для бедных, которые наши парламентарии стыдливо завуалировали пространным названием "государственные социальные продовольственные сертификаты", станут реальностью нашего времени. Стране, регулярно рапортующей о сокращении числа малоимущих, росте доходов граждан и сверхпрофицитном бюджете, такие карточки, видимо, жизненно необходимы. На фоне продолжающегося роста цен на продовольствие подобная инициатива выглядит попыткой хоть как-то смягчить удар по желудкам россиян, вынужденных экономить на собственной продуктовой корзине.
Всего определено 5 млн. граждан, нуждающихся в такой помощи. По оценкам специалистов, при предполагаемой норме в 12 тыс. рублей в год на каждого малоимущего, на реализацию карточного проекта потребуется 60 млрд. дополнительных бюджетных рублей. Для сравнения: в США подобную помощь государства получают около 30 млн. человек.
Впрочем, как отмечают наблюдатели, обратившие внимание на данные цифры, при умелом подходе сам факт введения карточек можно представить как очередное подтверждение успехов России в борьбе с бедностью. Здесь на первый план выходит элементарная арифметика: 5 млн. малоимущих россиян - это примерно 2,5% всего населения страны. А вот 30 млн. бедных американцев - это уже 10% населения США. Разница, как говорится, налицо.
Так где сейчас больше бедных?

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).