будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 15, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 5 - 11 июня

**Зачем "восьмерке" Россия?**

Прошедшая неделя ознаменовалась очередным саммитом "восьмерки" наиболее развитых государств. Споры о том, будет ли и дальше Россия ее членом, прекращены. Наша страна признана участницей этой неформальной, но весьма влиятельной организации, причем не какой-то там половинчатой (7+1), как при Борисе Ельцине, а полноценной. Даже на празднование открытия Второго фронта нас пригласили, хотя в июле 1944-го Россия, тогда еще СССР, была занята очень далеко от нормандских пляжей. Впрочем, Германию тоже пригласили, хотя ее солдаты отнюдь не способствовали успеху десантов антифашистской коалиции.
Многие издания в этой связи напомнили, что еще так недавно влиятельная группа американских конгрессменов настоятельно требовала исключения России из G-8, мотивируя это тем, что и демократия в нашей стране неполноценная, и война в Чечне продолжается, и уровень экономического развития не таков, как в США или Германии, а где-то между Турцией и Колумбией. Почему же мнение враждебных нашей стране конгрессменов было проигнорировано?
Тематика саммита, как подчеркивают газеты, очень далека от российских проблем: на острове Си-Айленд обсуждалась проблема демократического обустройства Ближнего Востока - американский план "Большой Ближний Восток". Однако решить эту проблему без России оказалось невозможно.
По мнению отечественных изданий, в современных условиях развитым странам Россия стала необходима в качестве ценного партнера по двум причинам. Первая и главная заключается в том, что в условиях продолжения и углубления военно-политического кризиса на Ближнем Востоке только Россия может компенсировать Западу падение добычи нефти. Каждодневные теракты в Саудовской Аравии показывают, что кризис нефтедобычи на Ближнем Востоке, от которой зависит состояние мировой экономики, ясно показывают, что перебои в поставках горючего и катастрофический взлет цен на него более чем вероятен. Значит, с Москвой нужно договариваться о возможном увеличении добычи и экспорта углеводородов, не скупясь на обещания.
Второй аспект: на саммите обсуждались также проблемы нераспространения оружия массового уничтожения. Тут тоже без России не обойтись: ядерное оружие в Северной Корее создано выпускниками наших вузов (как, впрочем, и давнего обладателя ядерных вооружений - Китая). В свете военно-технических контактов России с Ираном Западу обижать нашу страну никак нельзя: ядерные амбиции есть по крайней мере у части иранского истэблишмента, а довольно развитая промышленность вполне позволяет сделать несколько ядерных бомб или боеголовок. Не допустить того, чтобы ОМУ появилось у самого ярого врага можно только с помощью России, так как тяжелый иракский опыт заставил американцев отказаться от планов силовой смены тегеранского режима.
Надо отметить, что американцы под давлением России, Франции и Германии были вынуждены пойти на уступки. Еще до начала работы саммита G-8 США согласились с корректировкой текста резолюции ООН по Ираку: теперь новое правительство в Багдаде станет самостоятельным и получит право выставить коалиционные войска из своей страны. План "Большого Ближнего Востока" был подвергнут кардинальной переделке уже на Си-Айленде: ни о каком насаждении демократии в арабских и мусульманских странах региона речи уже не идет. Значит, роль "оппозиции" Соединенным Штатам в рамках "восьмерки" - России, Франции и Германии - усиливается. Дело за малым: понять, как Москва собирается использовать свои новые возможности на мировой арене.

**Россия - Белоруссия: торг уместен**

Прошедшая неделя ознаменовалась очередным раундом вялотекущего объединения России и Белоруссии. На встрече президентов двух стран затрагивался очень широкий круг проблем: от ускорения объединительных процессов и перехода Белоруссии на российский рубль до урегулирования газовых разногласий.
Как отметили газеты, российско-белорусские переговоры развивались по шаблонной схеме, наработанной за годы "объединения": в первый день Александр Лукашенко при молчании Владимира Путина объявлял, что до окончательного слияния братских славянских республик в единое государство осталось полшага, что все проблемы почти решены. Затем отмечал, что есть еще нехорошие люди (в России, разумеется), которые строят рогатки и препоны на пути двух народов, стремящихся друг другу в объятия. Третий этап, столь же привычный, как и два предыдущих - объявление о том, что остались лишь "технические проблемы", которые для решения передаются премьерам двух стран. То есть президентам, как обычно, ни о чем договориться не удалось.
На долю российского премьера Михаила Фрадкова и его белорусского коллеги Сергея Сидорского пришлась тяжелая работа по решению конкретных экономических и финансовых проблем, вот уже несколько лет отравляющих отношения между двумя странами. Естественно, ни о какой интеграции главы кабинетов России и Белоруссии не разговаривали; дело это политическое, а тут с экономикой бы разобраться. От перехода Белоруссии на российский рубль, о чем, казалось бы, удалось договориться давным-давно, Минск в очередной раз отказался и, судя по всему, окончательно. Действительно, использование в качестве национальной валюты денежного средства, имеющего эмиссионный центр в другом государстве свидетельствует об утрате независимости. В случае с Белоруссией оно значило бы поглощение этой страны Россией, на что белорусская элита идти не желает.
Зато Москва и Минск смогли урегулировать разногласия по поводу экспорта в Белоруссию и транзита через эту страну российского газа. Белорусы добились того, что Россия будет поставлять газ по ценам ниже среднемировых, но в обмен на снижение платы за транзит российского газа через Белоруссию в Европу. На этом, собственно, успехи российско-белорусских переговоров и закончились. Еще один вопрос, обсуждавшийся в Минске - участие российских компаний в приватизации белорусских предприятий - остался нерешенным. "Газпром" давно хочет купить "Белтрансгаз", да и вхождение последнего в состав газпромовской империи было бы логичным: компания получила бы прямой, без посредников, выход к границам Европы. Но Белоруссия решила оставить "Белтрансгаз" себе, понимая, что это - кран, при помощи которого в случае необходимости можно будет шантажировать великого восточного соседа. Не удалось также заключить соглашение о переходе на принцип страны назначения при выплате косвенных налогов, которое должно было упростить межгосударственную торговлю. И тут Белоруссия не поступилась привилегиями транзитной страны, потребовав в качестве условия выплаты Россией 2,1 млрд. Долларов за "упущенную выгоду" прошлых лет.
В целом, единственным результатом российско-белорусских переговоров, которые, по информации прессы, были долгими и тяжелыми, стало урегулирование газового вопроса. Интересно, что столь серьезные проблемы с газовым транзитом у России существуют только с Белоруссией - ближайшим союзником, стремящейся объединиться с нашей страной в единое государство. Последние соглашения с Минском, как и вся печальная история объединения, свидетельствует о том, что превратиться в нечто реальное объединение сможет только после кардинальной смены белорусской элиты. Но тогда место "большого брата" для Белоруссии может занять не Россия, а Европа.

**Банковский кризис заказывали?**

Главной экономической темой недели продолжала оставаться неопределенная ситуация в банковской сфере. Все последние дни газеты не уставали писать о грозящей финансовой катастрофе с тем же энтузиазмом, с которым ответственные лица Центробанка угрозу этой катастрофы опровергали. Правда, некоторые издания в своих комментариях на эту тему отмечали, что некоторые из официальных опровержений ЦБ только подливали масло в огонь предкризисного напряжения.
Началось все с крайне неприятного, но совершенно не катастрофического события - краха Содбизнесбанка, вызвавшего волнения среди вкладчиков. Затем выяснилось, что лопнувший банк тесно связан с другим банком, также входящим в первую банковскую сотню - "Кредиттрастом", в котором держали счета весьма влиятельные персоны и организации. Крушение двух не самых маленьких банков - явление болезненное для финансовой системы страны, но явно не смертельное. Но когда первый зампред ЦБ А.Козлов на встрече с банкирами, успокаивая взбудораженных слухами о грядущем банковском кризисе финансистов и население, заявил, что Банк России "выявил признаки раздувания капитала" в 137 банках, паника только усилилась. Слова зампреда о том, что из 137 банков 34 уже скорректировали размеры капитала, а ЦБ в случае необходимости окажет банкам помощь, уже не смогли разрядить обстановку.
На самом деле слухи о кризисе и даже предстоящем дефолте, безусловно, не имеют основания. Крах в августе 1998-го года произошел на фоне общей экономической стагнации, катастрофического падения цен на нефть и тесно связанного с ним банковского кризиса, а также кризиса социального - шахтерских "рельсовых войн". В 2004-м Россия имеет стабильную валюту, шестой год растущую экономику, относительную социальную стабильность и очень высокие нефтяные цены. Да и банковская система укрепилась не в пример событиям шестилетней давности. Дело в другом. Как справедливо отмечает одна влиятельная газета, "рынок в силу отсутствия достоверной информации прислушивается к слухам и домыслам. Но именно чрезмерная вера слухам может спровоцировать кризис". Это характерно для рыночной экономики как таковой, но в нынешней России связь между слухами и экономическими реалиями более серьезна, чем в развитых странах. Крах ЮКОСа, спровоцированный госструктурами (оставим за скобками их мотивы и наличие вины менеджмента компании), сделал реакцию рынка на любые телодвижения российской власти очень нервной. Достаточно вспомнить, как падали цены на акции российских компаний после недавних, как выяснилось, совершенно беспочвенных слухов о вызове на допрос в Генпрокуратуру главы "Интерроса" Владимира Потанина. Вот и сейчас, после краха двух банков и не вполне удачных высказываний г-на Козлова резко возросло взаимное недоверие банков, отказывающихся производить расчеты между собой и требующих выплат по долгам и кредитам, о которых еще недавно просто не вспоминали. А это уже наносит реальный ущерб как банковской системе, так и всем физическим и юридическим лицам, которые держат свои деньги не под кроватью, а там, где положено их держать - на банковских счетах.
Рынок в России, хотя и является быстрорастущим, пока еще очень далек от устойчивости, а экономика и финансовая система - от настоящей стабильности. И представители власти должны более тщательно просчитывать не только все свои действия в отношении субъектов рынка, но и слова. Иначе с кризисом может произойти то же, что с заклинанием дьявола: врага рода человеческого, как известно, нельзя постоянно поминать всуе - явится.

**ГЭС раздора**

Прошедшая неделя ознаменовалась ослаблением напряженности, уже давно наблюдавшейся в отношениях между РАО "ЕЭС России" и руководством Республики Хакасия. Яблоком раздора является Саяно-Шушенская ГЭС - одна из самых мощных электростанций России. Борьба была долгой и упорной, причем коммерческий спор усугублялся давней личной враждой между главой РАО ЕЭС Анатолием Чубайсом и руководителем "Русала" Олегом Дерипаской.
Проблема в том, что Хакасия - вотчина "Русского алюминия", принадлежащий которому Саянский алюминиевый завод является, так сказать, государствообразующим предприятием автономии. Естественно, что алюминщики очень хотели бы присовокупить к своим владениям ГЭС для того, чтобы получать электроэнергию по тем ценам, которые они будут сами себе устанавливать. В свое время, когда знаменитый красноярский предприниматель-бандит Анатолий Быков управлял Красноярским алюминиевым заводом, он пытался пойти по этому же пути, присоединив Красноярскую ГЭС, еще один гигант российской энергетики, к своей империи.
Естественно, что энергетики отдавать такой сладкий кусок, как Саяно-Шушенская ГЭС, правительству Хакасии, то есть алюминиевому заводу, не хотят. В этом случае ГЭС из ценного коммерческого предприятия превратилась бы в подразделение СаАЗа. Для того чтобы взять ГЭС под свой контроль, подконтрольное "Русалу" хакасское правительство попыталось в судебном порядке оспорить приватизацию электростанции. Судебной перспективы это дело явно не имело, поскольку приватизация Саяно-Шушенской ГЭС была столь же законной, как приватизация любого энергетического, да и просто любого другого хозяйствующего субъекта. От пересмотра итогов приватизации власть пока отказывается, и нет никаких причин ожидать, что для отдельной электростанции будет сделано исключение.
Измученные борьбой с главой Хакасии Алексеем Лебедем и маячившей за его спиной тенью Олега Дерипаски, саянские энергетики сделали сильный, практически беспроигрышный ход: они заявили о перерегистрации ГЭС в Красноярском крае. По закону они имеют на это полное право, поскольку правый берег Енисея, на котором стоит электростанция, - это Красноярский край. Значит, он имеет на ГЭС точно такие же права, что и Хакасия. Для края переход ГЭС по юрисдикцию Красноярска очень полезен: это дополнительные налоги размером в сотни миллионов рублей в год. Но если Красноярский край довольно спокойно обходится и без Саяно-Шушенской ГЭС, то для Хакасии переход ее под руку красноярской власти равен катастрофе: он означал бы уход одного из крупнейших налогоплательщиков, а вполне очевидное подорожание энерготарифов для Хакасии, в том числе для алюминиевого завода, поставят и предприятие, и всю республику в очень тяжелое финансовое, экономическое и социальное положение.
"Русал" и хакасские власти, вступив в борьбу с РАО ЕЭС, явно не рассчитали свои силы. В последние дни они спохватились и сообразили, что шансов на победу у них нет, и начали искать пути к отступлению. В результате был достигнут компромисс: Абакан отказывается от претензий по приватизации ГЭС, а РАО ЕЭС, в свою очередь, не станет перерегистрировать ее в Красноярском крае. Что ж, даже худой мир лучше доброй ссоры. В любом случае конфликт Хакасии с РАО ЕЭС станет уроком для других регионов, по старинке мечтающих брать под контроль самые сладкие куски собственности, забывая о том, что в свободной экономике такие штуки не проходят.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).