**Суверенная демократия, или Viva Che!**
Ежегодный форум национального бизнеса, организованный партией "Единая Россия" и объединением предпринимателей "Деловая Россия", в этом году проходил под названием "Экономика суверенной демократии. Как России расти быстрее". Так как принцип суверенной демократии был озвучен президентом Путиным совсем недавно, форум привлек внимание прессы хотя бы потому, что на нем должно было прозвучать долгожданное разъяснение, что, собственно, это значит.
И разъяснение прозвучало. Особые правила допущения иностранных компаний к российским нефтегазовым месторождениям будет сохранен: контроль над отечественными недрами останется за Россией. Замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков, ставший героем дня, призвал отобрать суверенитет России у иностранных монополий и вернуть его государству. Некоторые издания в этой связи напомнили, что ограничения на деятельность иностранных компаний в стратегических отраслях России были введены после того, как ЮКОС попытался продать иностранцам 40% своего бизнеса. До сих пор это не закреплено в законодательстве, но весьма высока вероятность того, что подобный закон будет принят: по мнению ряда экспертов, "Единая Россия", нуждающаяся в экономической программе, может взять в качестве таковой некоторые тезисы, прозвучавшие на форуме. Правда, предложения "Деловой России по радикальному снижению налогообложения и ряд других вызвали откровенный ужас у правительственных чиновников, присутствовавших на мероприятии.
Но Сурков стал героем по совершенно неожиданному поводу: он заявил, что духовным предтечей дискуссии о суверенной демократии является Эрнесто Че Гевара, что вызвало настоящий шок как у бизнесменов, так и у представителей политической элиты (как, разумеется, и у читающей публики, увидевшей карикатуры, изображавшие г-на Суркова в берете а-ля Че Гевара). По мнению замглавы президентской администрации, в зале, где проходил форум, был бы уместен портрет "пламенного революционера", хотя Сурков и указал на то, что выдающийся аргентинец допускал ошибки.
Не совсем понятно, каким образом в речи Суркова появился пассаж о Че. Если он сам придумал образ бородатого команданте, освящающего российскую суверенную демократию, значит, дело плохо. Либо он знает о Че Геваре только то, что о нем писали в советские времена - аргентинец, примкнувший к кубинским революционерам, после победы революции на Кубе променявший министерское кресло на руководство партизанским отрядом в далекой Боливии и героически погибший от рук карателей. Но это ведь даже не полуправда о Че: он был не только революционером-практиком, каким его пытались представить кубинские и советские пропагандисты, а крупнейшим теоретиком маоизма, по идейным соображениям порвавшим с Фиделем Кастро и мировым социалистическим лагерем. Именно идеология, точнее, попытка претворить ее в жизнь бросила Че в боливийскую сельву. Если же сей странный пиар-ход был придуман работниками аппарата президентской администрации, то можно только догадываться, каков у них уровень образования.
О самом плохом - том, что г-н Сурков сказал то, что хотел, зная о взглядах Че-экономиста, - думать не хочется. Российская экономика, перестроенная по кубинскому образцу начала 60-х - это просто ночной кошмар.
**Карикатура**
Заметным политическим событием прошедшей недели стал прошедший в Москве форум российской оппозиции и правозащитников под названием "Другая Россия". Заметным не потому, что там собрались влиятельные политики и серьезные общественные силы, а в силу удивительной разношерстности собравшейся тусовки, ее идейной беспомощности и абсолютной оторванности от реальной жизни России. Сборная солянка из ультрадемократов, ультракоммунистов, радикал-правозащитников и ультранационалистов - их объединяет лишь неприятие нынешнего режима. Правда, представить себе приход к власти столь разношерстной компании - левака Виктора Анпилова, сверхлибералов Гарри Каспарова и Андрея Илларионова, экс-премьера Михаила Касьянова, эстетствующего коммуно-фашиста Эдуарда Лимонова - совершенно немыслимо. Временный антипутинский альянс политических осколков, сошедших со сцены, но желающих любой ценой вернуться в ряды истэблишмента - вот что такое "Другая Россия".
Обращает на себя внимание подсознательное значение названия "Другой России". "Другими" в нашей стране зачастую называют себя гомосексуалисты. Форуму, к слову, прислал приветствие видный представитель гей-сообщества - лидер "Зеленых" Фолькер Бек, в мае принимавший участие в неудачной попытке проведения гей-парада в Москве и побитый то ли омоновцами, то ли принципиальными противниками "голубой" пропаганды, коих в России, слава Богу, пока хватает. Конечно, оппозиционеры и правозащитники выбрали слово "Другая" чтобы подчеркнуть свое отличие от России официальной, путинской. Но все же признать выбор названия удачным трудно. Вспоминает еще один оппозиционер, мексиканский - "субкоманданте Маркос". Который выступает от имени "революционной оппозиции, трудящихся, бедняков, индейцев, гомосексуалистов, лесбиянок и проституток". Индейцев в России маловато, бедняки и трудящиеся в "Другой России" мало-мальски интересуют разве что Анпилова с Лимоновым (другим интереснее западные гранты или, на самый худой конец, крупные капиталисты); остаются в качестве социальной базы... в общем, сами понимаете кто.
Однако форум стал событием не потому, что он представляет собой карикатуру на оппозицию. Совершенно неадекватная реакция властей - вот что противно и страшно. Ну, собрались на форум политические маргиналы, ну, говорят всякую ерунду, - что страшного? Народ за ними не пойдет, на выборах им всем вместе не набрать и 1% голосов. Не только "Яблоко" и остатки СПС, но и пламенная революционерка Валерия Новодворская не приняли участия в мероприятии, а последняя даже устроила пикет против "братания" в рамках "Другой России" правых с леваками и националистами.
Тем временем власть устроила против "Другой России" настоящую "охоту на ведьм". Ряд провинциальных участников форума так на него и не попали, будучи арестованными милицией за смехотворные правонарушения. Некоторые "другороссы" отданы под суд, Михаил Касьянов получил по лицу, Сергей Глазьев избит "неизвестными"... Понятно, что спецслужбам приятнее и проще бороться с бессильной и карикатурной "Другой Россией", чем с организованной преступностью. Но, во-первых, сажать людей, в общем-то, за политические взгляды - это отдает сталинщиной. Или какой-нибудь там стресснеровщиной, или пиночетовщиной. А уж бить людей - это вообще уголовщина. Как бы ни была неприглядна "Другая Россия", действия властей в отношении ее организаторов и участников гораздо мерзостнее. И опаснее.
**Возмездие**
То, о чем так долго мечтали все нормальные люди в России, наконец-то свершилось: в Ингушетии то ли в результате спецоперации соответствующих российских служб, то ли благодаря несчастному случаю погиб террорист №1 для нашей страны Шамиль Басаев. Он был обречен на гибель 11 лет назад - с того ужасного дня, когда возглавляемый им чеченский "разведывательно-диверсионный батальон" захватил больницу в Буденновске. Именно Басаев откровенно сформулировал принципы ведения войны против России: мирное население нашей страны является военной целью сепаратистов в той же мере, что и военнослужащие. Его устами чеченские сепаратисты провозгласили, что воевать с русскими они будут по тем же принципам, по каким Гитлер истреблял евреев и цыган. Именно с Буденновска чеченская война окончательно вышла за пределы каких-либо человеческих законов. Потом Басаев "отличался", устроив вторжение в Дагестан, чудовищные теракты в Москве (захват "Норд-Оста") и в Беслане. Будучи самым известным (и самым опасным) террористом, Басаев был и отличным военным руководителем: захват Грозного в августе 1996-го и его оборона зимой 2000-го, операция в Ингушетии летом 2005 г. говорят о его незаурядном таланте. Или высоком профессионализме тех, кто, как утверждают, учил его военному делу на полигоне спецназа под Волгоградом в начале 90-х.
Что бы ни говорили "чеченофилы" в России и за рубежом, - мол, что смертью Басаева "чеченское сопротивление", как они изящно называют террористическую войну, которую ведут исламские фашисты, нарко- и работорговцы на Северном Кавказе, продолжится, - это самый сильный удар по боевикам даже не со времени гибели Масхадова, а с момента уничтожения Дудаева. Басаев не только был первым из видных чеченских сепаратистов, он стал последним лидером боевиков, который скрывался от наших военных, спецслужб и чеченской милиции. Больше крупных лидеров "сопротивления" в Чечне и вообще на Северном Кавказе нет: нынешний "президент Республики Ичкерия" Доку Умаров, в спешке назначенный на этот пост после ликвидации "президента" Сайдуллаева - обыкновенный атаман банды, ни авторитета, ни военных талантов за ним не водится.
Интересно, что гибель Басаева приветствовали практически все мировые лидеры (мусульманские лидеры, естественно, в расчет не принимаются). Президент США Дж.Буш, руководство Евросоюза и даже вечно критикующая Россию ПАСЕ - все единогласно одобрили уничтожение чеченского террориста №1.
Конечно, мира и покоя на российском Кавказе после уничтожения Басаева не наступит: проблемы региона не только тяжелы, они практически не решаются. Более того, стратегии их решения нет, во всяком случае широкой общественности таковые не известны. Боевые действия и теракты происходят в последнее время не столько в Чечне, сколько в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии. Там свои проблемы, свои банды и лидеры подполья. Но никого сравнимого с Басаевым по масштабам личности, авторитету и военным способностям там нет и вряд ли подобный вожак появится в ближайшее время; недаром все исламско-националистическое подполье на Кавказе признавало Басаева своим лидером. Значит, связи между подпольными группами ослабеют, уменьшится и зарубежное, и внутрироссийское финансирование: "под Басаева" были готовы давать деньги и зарубежные "исламские фонды", и чеченские мафиозные структуры, раскинувшие свои сети по России и другим странам СНГ. Значит, после гибели Басаева война все-таки ослабнет. Хотя бы на время...
**Все смешалось в украинском доме**
По мнению центральных российских СМИ политический кризис на Украине вошел в решающую фазу. Плоды "оранжевой революции" - коалиция партий "Наша Украина" Виктора Ющенко и Блок Юлии Тимошенко с Социалистической партией Александра Мороза - развалилась. То, что социалисты, партия не слишком влиятельная, оказались скрепом любой правительственной коалиции (без нее ни у "западников", ни у "русофилов" не может быть парламентского большинства), "подвесило" всю украинскую политическую жизнь на тоненький волосок. Стоило Морозу договориться с Виктором Януковичем, главой Партии регионов, считающейся основной проводницей российского влияния на Украине, - и "оранжевая" власть рухнула. Теперь новая коалиция в составе Партии регионов, Социалистической и Коммунистической партии предлагает президенту Ющенко в качестве премьера его заклятого врага Януковича. Вот, наверное, кусают себе локти "оранжевые", проведшие политическую реформу, благодаря которой функции президента оказались урезанными, а парламент получил право предлагать кандидатуру на пост премьера! Ведь реформа-то замышлялась в расчете на Юлию Тимошенко в качестве главы кабинета министров, Янукович в этом качестве не снился "революционерам" даже в страшных снах.
Основная проблема Украины - в ее расколе на русскоязычный, симпатизирующий России и с подозрением относящийся к Западу юго-восток и прозападный, не приемлющий "москалей" и все, что с ними связано северо-запад. По количеству избирателей "западники" и "восточники" на Украине примерно равны, и расклад сил решают небольшие партии типа Социалистической.
В ярости от произошедшего сторонники Тимошенко и сама экс-премьер требуют от президента Ющенко распустить парламент и назначить новые выборы. Сам Виктор Ющенко колеблется, но, похоже, склоняется к такому же решению. Такое право он имеет, а утверждать Януковича премьер-министром - значит, расстаться с "оранжевой" революцией и ее плодами. Помимо окончательной потери доверия Запада это еще означает показать свою слабость перед украинскими избирателями, а это означает потерю авторитета. Другое дело, что досрочные выборы для "оранжевых" ненамного менее опасны, чем приход Януковича на премьерский пост. За время, прошедшее после "оранжевой" революции, дела в экономике и социальной сфере Украины идут из рук вон плохо, и нет никаких гарантий того, что "оранжевые" получат больше голосов, чем в 2004-м. Скорее всего, они получат меньше: "регионалы" с тех пор значительно накачали "мускулы", стали действовать более напористо и грамотно.
Как бы ни развивались российско-украинские отношения, как бы ни злобствовали против "москалей" украинские националисты и сколько бы ни злорадствовали по поводу украинских несчастий наши российские ультраимпериалисты, надо помнить, что Россия заинтересована в том, чтобы Украина нормально жила и успешно развивалась (конечно, не за счет разворовывания нашего газа, как это было до сих пор). Украина - самый близкий во всех отношениях сосед России, между русскими и украинцами практически невозможно провести культурную, языковую и вообще этническую границу. И желать ей зла неприлично: это значит не уважать самих себя, соседей, общую историю. Но помочь Украине выйти из кризиса никто, кроме самих украинцев, не сможет. Будем надеяться, что они смогут преодолеть политический пат и сформировать дееспособное правительство, кто бы в его состав не входил.