будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 25, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 8 - 14 марта

**Рубка лап по-средневековому**

Одной из основных тем, к которым обращались СМИ на прошедшей неделе, стала встреча действующего и избранного президентов России с руководством Госдумы и лидерами парламентских фракций. По мнению большинства газет Владимир Путин и Дмитрий Медведев организовали это мероприятие с тем, чтобы продемонстрировать политикам, общественности и мировому сообществу свои намерения развивать демократию в России. Будущий глава государства приободрил лидеров партий, заявив, что "парламентские партии играют основную роль в развитии социально-экономического механизма в стране, и формировании законодательного ландшафта" и обрадовал, что намерен в новой должности вести постоянный, конструктивный диалог "со всеми здоровыми политическими силами общества и ведущими институтами гражданского общества". Некоторые СМИ отмечают, что, вопреки предварительным планам, Путин и Медведев решили выслушать не только главу "Единой России" Бориса Грызлова, но и оппонентов - лидера коммунистов Геннадия Зюганова и руководителя ЛДПР Владимира Жириновского. Более того: в кулуарах президент встретился с лидером "Яблока" Григорием Явлинским, продемонстрировав таким образом стремление "реанимировать" практически исчезнувшую праволиберальную оппозицию.
Путин и Медведев поговорили с политиками о многом: о бедствующих пенсионерах, о "материнском капитале", о губернаторах и финансовых пирамидах. Жириновский вывел президента из себя беспардонным заявлением о том, что в России все решает элита и что остальные, дети рабочих и крестьян - это "дети Шариковых". Владимир Владимирович резко парировал, что он сам - из рабочих и что надо бороться с бедностью (по слухам, у Жириновского от страха сделалось плохо с сердцем).
Однако самым запоминающимся вышел диалог Путина с Зюгановым на тему коррупции. Большинство экспертов считают, что невероятный уровень коррупции стал главным сдерживающим фактором на пути развития экономики и социальной сферы и дуэт Медведев-Путин в первую очередь займется борьбой с этим злом. Зюганов, жалуясь президенту на коррупцию, привел пример: "Чтобы построить 100-квартирный дом, надо 24 часа бегать за справками и везде давать на лапу". "Хорошо бы эту лапу отрубать, как было в средневековые времена, - ответил на это Путин. - Стоит только начать, сразу лапа перестанет высовываться за соответствующей мздой".
Рубить тянущиеся к мзде лапы на средневековый манер - картина яркая и приятная для населения, но, естественно, в реальности невозможная. Главное - чтобы новые власти определились, что есть коррупция. Взятка гаишнику - это коррупция, но коррупция - не просто и не только банальное взяточничество. Произвол монополий в различных сферах экономики, в ЖКХ порождает коррупцию в громадных масштабах. "Крышевание" бизнеса милицией - явление повсеместное, и оно гораздо масштабнее и опаснее, чем взяточничество. А рейдерство, против которого почему-то никак не могут принять закона - это разве не связано с коррупцией? Для того, чтобы справиться с этими явлениями, придется менять вектор всей экономической и социальной политики, что вызовет сопротивление огромной массы бюрократии, по-другому - без откатов и "барашков в бумажке" - работать не умеющей и не желающей. Коррупция в нашей стране не просто приняла дикие масштабы, она давно превратилась в системообразующее явление, уродующее все сферы жизни и деятельности чиновничества, бизнеса, всего общества. Хорошо, если у властей есть стратегия преодоления этого зла и достаточно политической воли для того, что пойти по этому пути, не боясь конфликтов с той частью элиты, которая без коррупции окажется у разбитого корыта.

**"Косовский прецедент" и кавказские страсти**

Как и ожидалось, признание независимости Косова множеством не самых последних стран мира резко обострило проблемы сепаратизма в мире. Хотя все крики и вопли о том, что признание независимости Косово "не имеет прецедента в мире" и "нарушает все принципы международного права" - это, конечно, полная чушь. Мир безропотно (и не без удовольствия) признал распад СССР, Югославии, независимость Эритреи; Косово - просто еще один прецедент в этом же ряду.
Однако именно он стал поводом для эскалации требований о признании независимости Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Нагорного Карабаха (а также Страны Басков, Каталонии, Уэльса и Корсики, что нам, россиянам, гораздо менее интересно). Значительная часть российского истеблишмента и общества считают Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье пророссийскими анклавами, жаждущими влиться в состав России. На прошедшей неделе Госдума приступила к обсуждению ситуации с непризнанными республиками на территории бывшего СССР, причем ряд экспертов, политиков и СМИ полагают (а кое-кто настаивает на таком решении), что три непризнанные республики - две на Кавказе и одна на Днестре - будут официально признаны Россией в качестве независимых государств. Тот факт, что 6 марта Россия в одностороннем порядке вышла из запрета на торгово-экономические, финансовые, транспортные и иные связи с Абхазией по государственной линии, введенного СНГ в 1996 году свидетельствует о том, что полностью исключить такой вариант нельзя.
Вопрос в том, что получит от такого шага Россия. Безусловно, Грузия, Молдавия, Евросоюз и США получат сильнейшую пощечину, что большинству россиян будет приятно. Но за этим последует неизбежное: ухудшение отношений с развитыми странами, которое больно ударит по нашей не слишком сильной и зависимой от международной торговли экономике. Но ради благого дела можно было бы и потерпеть. Но благое ли дело - вот в чем проблема. Нет сомнений, что Абхазия и Южная Осетия, не говоря о Приднестровье, не имеющем с Россией общей границы, если и захотят войти в состав Российской Федерации, потребуют максимальной автономии, а по сути - сохранения независимости. То есть наша армия будет обязана защищать их как части российской территории, а местные режимы будут править так же, как и раньше, то есть без оглядки на российские законы и порядки. Абхазия и Южная Осетия будут российскими не большей мере, чем нынешняя Чечня, которую связывают с Москвой только федеральные трансферты да тот не слишком важный факт, что ее территория на карте мира окрашена в тот же цвет, что и Россия. При этом нельзя забывать, что в период первой чеченской войны Абхазия была тыловой базой чеченских боевиков (что неудивительно, так как Шамиль Басаев - один из тех, кто стоял у истоков абхазской "независимости"). Фактически в Сухуме и Цхинвале у власти стоят клановые режимы полукриминального толка, и Россия, взяв их на содержание, не сможет заменить правящие там клики на нечто хоть в какой-то мере демократическое и не столь коррумпированное. Ибо в случае таких попыток обе республики мгновенно порвут с Россией и обратятся к другим покровителям - например к Турции.
Другое дело, что Грузия не готова признать саму себя агрессором и виновницей войн 1992-93 годов. Тбилиси намерен взять реванш за поражение и вернуть оба анклава военной силой. Запад смирится с захватом грузинами Абхазии и Южной Осетии и изгнанием коренного населения, как смирился с катастрофой сербов в Сараево, Сербской Краине и Косово. Но Россия пойти на это не может из-за исторических связей с народами Кавказа. Поэтому вместо эффектного вспышкопускательства, а именно таковым станет признание независимости Абхазии и Южной Осетии, стоит заняться проблемами мирного решения этих конфликтов на основе в первую очередь защиты прав всех проживающих там граждан, гарантий невозобновления военных действий. Это гораздо сложнее, но любой другой путь непременно станет дорогой в ад.

**К слонам и пингвинам**

Одной из международных тем прошедшей недели стал визит Сергея Иванова в ЮАР и последовавший за ним перелет первого вице-премьера в Антарктиду. На южноафриканской земле господин Иванов и сопровождавшие его министры Трутнев и Левитин встретились с вице-президентом ЮАР Фумзиле Мламбо-Нгука и обсудили состояние российско-южноафриканских отношений. Стороны отметили "очень теплые отношения" между двумя странами, одинаковые подходы по проблемам нераспространения ядерного оружия и борьбе с терроризмом, а также договорились об активизации экономического сотрудничества. Далее, на ледяном континенте Сергей Иванов заявил, что полет туда совершен для проверки качества работы системы ГЛОНАСС в полярных условиях, по которой впервые была совершена посадка самолета Ил-76 в Антарктиде. Работой системы, как и состоянием российских антарктических станций, первый вице-премьер остался доволен. В общем, экспедиция господина Иванова на крайний юг планеты вполне удалась.
О поездке вышли десятки сообщений новостных агентств, множество статей в прессе и телесюжетов. Все они оставляют странное впечатление: все вроде сказано, но чего-то главного недостает. Например, о том, что правительство ЮАР приглашало в гости Сергея Иванова никаких предварительных сообщений не было, что странно. Далее. Слова о том, как Россия и ЮАР любят друг друга, конечно, очень трогательны, но ни о каких договоренностях, касающихся сотрудничества двух стран в какой-либо сфере ничего сказано не было. Контакты между двумя странами мизерны: кое-какие наши горнорудные компании владеют активами южноафриканских добывающих предприятий, а знаменитая "Де Бирс" работает с якутскими алмазами. Еще в московских магазинах иногда появляется южноафриканское вино... Вот, собственно, и все. Сергей Иванов курирует "оборонку" и высокотехнологические сектора нашей экономики, но о связях с ЮАР в этой сфере никому ничего не известно. В начале 90-х южноафриканцы пытались поставить двигатели от МиГ-23 на свои истребители "Читах" - пиратские копии старых французских "Миражей-50", но получилось плохо и проект был закрыт. По итогам нынешнего визита также не было никаких намеков на контракты в сферах ОПК и высоких технологий.
Тоже самое и с Антарктидой. Если нужно было испытать работу системы ГЛОНАСС в тамошних условиях достаточно было поставить ее на транспортник, совершающий регулярные рейсы на полярные станции, а не посылать туда целого первого вице-премьера с двумя министрами вдобавок. Непонятно было, зачем, находясь на антарктическом льду, Сергей Борисович оттуда вещал о том, что ГЛОНАСС все-таки будет доведен до ума и лабрадор Кони в срок получит свой прибор (который, как утверждают злые языки, размером и весом равен хорошему кирпичу, а делаться будет из южнокорейских комплектующих, так своей элементной базы у нас как не было, так и нет). Да и вообще на то, чтобы ГЛОНАСС заработал, оказывается, нужно вдвое больше денег, то есть мы с вами, обычные налогоплательщики, должны будем еще раз раскошелиться. Кстати, сразу по прилету господина Иванова в Москву состоялось заседание правительства, на котором прямо говорилось о том, что не только программа ГЛОНАСС, но и другие федеральные целевые программы, которые курирует первый вице-премьер - "Безопасность дорожного движения", "Утилизация вооружений и военной техники", "Электронная Россия" - находятся на грани провала. Экспорт вооружений, тоже сфера ответственности Иванова, под угрозой краха: Индия, Алжир, другие покупатели нашего оружия все громче выражают недовольство качеством поставляемой техники, ростом цен на нее, срывом поставок по срокам... Проблем в тех сферах, за которые отвечает первый вице-премьер, более чем достаточно. Стоит ли в этой ситуации совершать дорогостоящие вояжи в дальние страны, где живут слоны и пингвины?

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).