**Рубка лап по-средневековому**
Одной из основных тем, к которым обращались СМИ на прошедшей неделе, стала встреча действующего и избранного президентов России с руководством Госдумы и лидерами парламентских фракций. По мнению большинства газет Владимир Путин и Дмитрий Медведев организовали это мероприятие с тем, чтобы продемонстрировать политикам, общественности и мировому сообществу свои намерения развивать демократию в России. Будущий глава государства приободрил лидеров партий, заявив, что "парламентские партии играют основную роль в развитии социально-экономического механизма в стране, и формировании законодательного ландшафта" и обрадовал, что намерен в новой должности вести постоянный, конструктивный диалог "со всеми здоровыми политическими силами общества и ведущими институтами гражданского общества". Некоторые СМИ отмечают, что, вопреки предварительным планам, Путин и Медведев решили выслушать не только главу "Единой России" Бориса Грызлова, но и оппонентов - лидера коммунистов Геннадия Зюганова и руководителя ЛДПР Владимира Жириновского. Более того: в кулуарах президент встретился с лидером "Яблока" Григорием Явлинским, продемонстрировав таким образом стремление "реанимировать" практически исчезнувшую праволиберальную оппозицию.
Путин и Медведев поговорили с политиками о многом: о бедствующих пенсионерах, о "материнском капитале", о губернаторах и финансовых пирамидах. Жириновский вывел президента из себя беспардонным заявлением о том, что в России все решает элита и что остальные, дети рабочих и крестьян - это "дети Шариковых". Владимир Владимирович резко парировал, что он сам - из рабочих и что надо бороться с бедностью (по слухам, у Жириновского от страха сделалось плохо с сердцем).
Однако самым запоминающимся вышел диалог Путина с Зюгановым на тему коррупции. Большинство экспертов считают, что невероятный уровень коррупции стал главным сдерживающим фактором на пути развития экономики и социальной сферы и дуэт Медведев-Путин в первую очередь займется борьбой с этим злом. Зюганов, жалуясь президенту на коррупцию, привел пример: "Чтобы построить 100-квартирный дом, надо 24 часа бегать за справками и везде давать на лапу". "Хорошо бы эту лапу отрубать, как было в средневековые времена, - ответил на это Путин. - Стоит только начать, сразу лапа перестанет высовываться за соответствующей мздой".
Рубить тянущиеся к мзде лапы на средневековый манер - картина яркая и приятная для населения, но, естественно, в реальности невозможная. Главное - чтобы новые власти определились, что есть коррупция. Взятка гаишнику - это коррупция, но коррупция - не просто и не только банальное взяточничество. Произвол монополий в различных сферах экономики, в ЖКХ порождает коррупцию в громадных масштабах. "Крышевание" бизнеса милицией - явление повсеместное, и оно гораздо масштабнее и опаснее, чем взяточничество. А рейдерство, против которого почему-то никак не могут принять закона - это разве не связано с коррупцией? Для того, чтобы справиться с этими явлениями, придется менять вектор всей экономической и социальной политики, что вызовет сопротивление огромной массы бюрократии, по-другому - без откатов и "барашков в бумажке" - работать не умеющей и не желающей. Коррупция в нашей стране не просто приняла дикие масштабы, она давно превратилась в системообразующее явление, уродующее все сферы жизни и деятельности чиновничества, бизнеса, всего общества. Хорошо, если у властей есть стратегия преодоления этого зла и достаточно политической воли для того, что пойти по этому пути, не боясь конфликтов с той частью элиты, которая без коррупции окажется у разбитого корыта.
**"Косовский прецедент" и кавказские страсти**
Как и ожидалось, признание независимости Косова множеством не самых последних стран мира резко обострило проблемы сепаратизма в мире. Хотя все крики и вопли о том, что признание независимости Косово "не имеет прецедента в мире" и "нарушает все принципы международного права" - это, конечно, полная чушь. Мир безропотно (и не без удовольствия) признал распад СССР, Югославии, независимость Эритреи; Косово - просто еще один прецедент в этом же ряду.
Однако именно он стал поводом для эскалации требований о признании независимости Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Нагорного Карабаха (а также Страны Басков, Каталонии, Уэльса и Корсики, что нам, россиянам, гораздо менее интересно). Значительная часть российского истеблишмента и общества считают Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье пророссийскими анклавами, жаждущими влиться в состав России. На прошедшей неделе Госдума приступила к обсуждению ситуации с непризнанными республиками на территории бывшего СССР, причем ряд экспертов, политиков и СМИ полагают (а кое-кто настаивает на таком решении), что три непризнанные республики - две на Кавказе и одна на Днестре - будут официально признаны Россией в качестве независимых государств. Тот факт, что 6 марта Россия в одностороннем порядке вышла из запрета на торгово-экономические, финансовые, транспортные и иные связи с Абхазией по государственной линии, введенного СНГ в 1996 году свидетельствует о том, что полностью исключить такой вариант нельзя.
Вопрос в том, что получит от такого шага Россия. Безусловно, Грузия, Молдавия, Евросоюз и США получат сильнейшую пощечину, что большинству россиян будет приятно. Но за этим последует неизбежное: ухудшение отношений с развитыми странами, которое больно ударит по нашей не слишком сильной и зависимой от международной торговли экономике. Но ради благого дела можно было бы и потерпеть. Но благое ли дело - вот в чем проблема. Нет сомнений, что Абхазия и Южная Осетия, не говоря о Приднестровье, не имеющем с Россией общей границы, если и захотят войти в состав Российской Федерации, потребуют максимальной автономии, а по сути - сохранения независимости. То есть наша армия будет обязана защищать их как части российской территории, а местные режимы будут править так же, как и раньше, то есть без оглядки на российские законы и порядки. Абхазия и Южная Осетия будут российскими не большей мере, чем нынешняя Чечня, которую связывают с Москвой только федеральные трансферты да тот не слишком важный факт, что ее территория на карте мира окрашена в тот же цвет, что и Россия. При этом нельзя забывать, что в период первой чеченской войны Абхазия была тыловой базой чеченских боевиков (что неудивительно, так как Шамиль Басаев - один из тех, кто стоял у истоков абхазской "независимости"). Фактически в Сухуме и Цхинвале у власти стоят клановые режимы полукриминального толка, и Россия, взяв их на содержание, не сможет заменить правящие там клики на нечто хоть в какой-то мере демократическое и не столь коррумпированное. Ибо в случае таких попыток обе республики мгновенно порвут с Россией и обратятся к другим покровителям - например к Турции.
Другое дело, что Грузия не готова признать саму себя агрессором и виновницей войн 1992-93 годов. Тбилиси намерен взять реванш за поражение и вернуть оба анклава военной силой. Запад смирится с захватом грузинами Абхазии и Южной Осетии и изгнанием коренного населения, как смирился с катастрофой сербов в Сараево, Сербской Краине и Косово. Но Россия пойти на это не может из-за исторических связей с народами Кавказа. Поэтому вместо эффектного вспышкопускательства, а именно таковым станет признание независимости Абхазии и Южной Осетии, стоит заняться проблемами мирного решения этих конфликтов на основе в первую очередь защиты прав всех проживающих там граждан, гарантий невозобновления военных действий. Это гораздо сложнее, но любой другой путь непременно станет дорогой в ад.
**К слонам и пингвинам**
Одной из международных тем прошедшей недели стал визит Сергея Иванова в ЮАР и последовавший за ним перелет первого вице-премьера в Антарктиду. На южноафриканской земле господин Иванов и сопровождавшие его министры Трутнев и Левитин встретились с вице-президентом ЮАР Фумзиле Мламбо-Нгука и обсудили состояние российско-южноафриканских отношений. Стороны отметили "очень теплые отношения" между двумя странами, одинаковые подходы по проблемам нераспространения ядерного оружия и борьбе с терроризмом, а также договорились об активизации экономического сотрудничества. Далее, на ледяном континенте Сергей Иванов заявил, что полет туда совершен для проверки качества работы системы ГЛОНАСС в полярных условиях, по которой впервые была совершена посадка самолета Ил-76 в Антарктиде. Работой системы, как и состоянием российских антарктических станций, первый вице-премьер остался доволен. В общем, экспедиция господина Иванова на крайний юг планеты вполне удалась.
О поездке вышли десятки сообщений новостных агентств, множество статей в прессе и телесюжетов. Все они оставляют странное впечатление: все вроде сказано, но чего-то главного недостает. Например, о том, что правительство ЮАР приглашало в гости Сергея Иванова никаких предварительных сообщений не было, что странно. Далее. Слова о том, как Россия и ЮАР любят друг друга, конечно, очень трогательны, но ни о каких договоренностях, касающихся сотрудничества двух стран в какой-либо сфере ничего сказано не было. Контакты между двумя странами мизерны: кое-какие наши горнорудные компании владеют активами южноафриканских добывающих предприятий, а знаменитая "Де Бирс" работает с якутскими алмазами. Еще в московских магазинах иногда появляется южноафриканское вино... Вот, собственно, и все. Сергей Иванов курирует "оборонку" и высокотехнологические сектора нашей экономики, но о связях с ЮАР в этой сфере никому ничего не известно. В начале 90-х южноафриканцы пытались поставить двигатели от МиГ-23 на свои истребители "Читах" - пиратские копии старых французских "Миражей-50", но получилось плохо и проект был закрыт. По итогам нынешнего визита также не было никаких намеков на контракты в сферах ОПК и высоких технологий.
Тоже самое и с Антарктидой. Если нужно было испытать работу системы ГЛОНАСС в тамошних условиях достаточно было поставить ее на транспортник, совершающий регулярные рейсы на полярные станции, а не посылать туда целого первого вице-премьера с двумя министрами вдобавок. Непонятно было, зачем, находясь на антарктическом льду, Сергей Борисович оттуда вещал о том, что ГЛОНАСС все-таки будет доведен до ума и лабрадор Кони в срок получит свой прибор (который, как утверждают злые языки, размером и весом равен хорошему кирпичу, а делаться будет из южнокорейских комплектующих, так своей элементной базы у нас как не было, так и нет). Да и вообще на то, чтобы ГЛОНАСС заработал, оказывается, нужно вдвое больше денег, то есть мы с вами, обычные налогоплательщики, должны будем еще раз раскошелиться. Кстати, сразу по прилету господина Иванова в Москву состоялось заседание правительства, на котором прямо говорилось о том, что не только программа ГЛОНАСС, но и другие федеральные целевые программы, которые курирует первый вице-премьер - "Безопасность дорожного движения", "Утилизация вооружений и военной техники", "Электронная Россия" - находятся на грани провала. Экспорт вооружений, тоже сфера ответственности Иванова, под угрозой краха: Индия, Алжир, другие покупатели нашего оружия все громче выражают недовольство качеством поставляемой техники, ростом цен на нее, срывом поставок по срокам... Проблем в тех сферах, за которые отвечает первый вице-премьер, более чем достаточно. Стоит ли в этой ситуации совершать дорогостоящие вояжи в дальние страны, где живут слоны и пингвины?