**Битва за Нальчик**
13 число - плохой день, и день 13 октября в полной мере это доказал: в доселе более-менее спокойном городе Нальчике, столице Кабардино-Балкарии, начался ожесточенный бой, продолжавшийся в течение полутора суток. Начиналось все, как девять лет назад в Грозном и год назад в Назрани: неизвестное, но явно немалое количество исламских боевиков одновременно атаковали здания МВД и ФСБ республики, тюрьму, аэропорт и три отделения милиции. Завязались ожесточенные бои, которые закончились совсем не так, как в Грозном и Назрани: почти сотня боевиков, включая двух главарей бандформирований, была уничтожена, десятки захвачены в плен. Не спасли боевиков и захваты заложников: их удалось освободить, а террористы были застрелены.
По мнению прессы, впервые кавказских боевиков постигла столь серьезная неудача. Внутренние войска, армейские подразделения, спецназ ФСБ и местная милиция проявили высокую степень боеготовности и редко замечавшуюся ранее слаженность действий. Наверняка сыграл свою роль и тот факт, что в последние месяцы правоохранительные органы провели целую серию очень жестких акций против террористического подполья, в ходе которых десятки бандитов были уничтожены, конфискованы тонны оружия - все это сильно ослабило бандитские формирования. Да и недавние бои начались с того, как местная милиция окружила группу боевиков, среди которых был и руководитель местного "джамаата", - есть версия, что именно из-за этого бандподполье решило начать массовые атаки, рассчитывая отвлечь внимание от своего главаря и его окружения. Кроме того, крайний исламизм распространен в основном среди балкарцев, составляющих всего 9% населения республики, а основное население, кабардинцы, под влияние крайних исламистов не попадает. Да и отношение кабардинцев к чеченцам в Кабарде неоднозначное: если среди чеченских сепаратистов воевало немало балкарцев, кабардинцы там не были замечены. А вот чеченцы в Нальчике (например, студенты) постоянно наталкивались на подозрительное отношение кабардинцев, которые в случае необходимости давали жесткий отпор чеченцам, не привыкшим уважительно относиться к представителям других народов.
С военной точки зрения боевики в Нальчике потерпели серьезное поражение: теперь северокавказская молодежь вряд ли с прежним энтузиазмом пойдет пополнять банды, надеясь на слабость и неповоротливость российской военной машины и продажность местной милиции. Да и реакция Запада, который, как правило, не склонен осуждать кавказских террористов и выражать поддержку России. Теперь Ахмеду Закаеву, например, будет намного менее комфортно в Лондоне: он-то по старой памяти выразил свое восхищение нальчикскими террористами, а в нынешней ситуации, когда отношение к мусульманским активистам в Европе сильно ухудшилось и акция в Нальчике вызвала резкое осуждение, Москве можно будет возобновить действия по его экстрадиции.
Но есть и горькие стороны нальчикских событий: правоохранительные органы все-таки проспали создание сильной военизированной подпольной организации, к тому же имеющей конкретный план захвата столицы Кабардино-Балкарии. И, конечно, тот факт, что от вооруженного выступления, причем масштабного, не застрахована ни одна северокавказская республика.
**Налоговый террор усилится?**
Одобрение Госдумой в первом чтении правительственного законопроекта о налоговом администрировании вызвало оживленные комментарии прессы. Большинство органов печати подчеркивают, что законопроект вышел "далеко не дружественным" по отношению к бизнесу: контроль налоговых органов над предпринимательской деятельностью усиливается, причем расширение полномочий налоговиков не сопровождается адекватным повышением их ответственности. Одна из близких к крупному бизнесу газет отмечает, что единственным позитивным моментом в документе является то, что он очерчивает круг вопросов, являющихся камнем преткновения между предпринимательским сообществом и налоговыми органами.
Некоторые газеты в этой связи задаются вопросом: как это можно увязать с требованиями президента Путина, в достаточно жесткой форме заявлявшего о недопустимости "налогового террора"? То ли президент имел в виду не совсем то, что услышали бизнесмены и общество, либо правительство и депутаты поняли главу государства весьма своеобразно.
Газеты отмечают, что представители бизнес-сообщества принимали участие в подготовке законопроекта, но это участие, похоже, никак не отразилось на его основных положениях. Сами бизнесмены комментируют законопроект весьма пессимистично, обращая внимание на то, что ряд операций, которые сегодня позволяют себе налоговики в нарушение законов, новый законопроект предлагает узаконить. В результате в прессу попали высказывания бизнесменов, утверждающих, что Минфин, готовивший законопроект, просто обманул их, обещая прописать в нем налоговые послабления и защиту от произвола. Единственная надежда, которую еще лелеют предприниматели - это убедить депутатов Госдумы переработать основные положения законопроекта ко второму чтению. Но если учесть, что Минфин, возглавляемый "либералом" Алексеем Кудриным, давно уже занимает жесткую позицию по отношению к частному бизнесу, а парламентарии нынешнего состава в большинстве своем щеголяют своей "государственнической" позицией, которая на деле является защитой интересов бюрократии перед всеми остальными слоями населения. Разумеется, к бизнесу и бизнесменам они относятся без особых симпатий, рассматривая в лучшем случае как потенциальных "дойных коров".
В этой связи любопытно, что широковещательные обещания премьера Фрадкова снизить НДС было воспринято "неблагодарным" бизнесом без всякого энтузиазма, более того, высказываются подозрения, что эта мера еще более усилит давление налоговых служб на предпринимательство. Один из печатных органов подчеркивает, что НДС является самым эффективным налогом, но получить его для соответствующих госорганов проблематично, в то время как налог с продаж взимается напрямую, поэтому собирать его гораздо легче. Поэтому очень вероятно, что, уменьшив НДС, налоговики усилят давление по линии налога с продаж.
В целом ситуация выглядит следующим образом: президент Путин выступает в защиту бизнеса и требует прекращения "раскулачивания" предпринимателей, а кабинет министров и законодательная власть, взяв под козырек, поступают точно наоборот, усиливая бюрократическое давление на частный сектор. И происходит это далеко не в первый раз: достаточно вспомнить, сколько раз Владимир Путин высказывался в пользу сохранения ЮКОСа, после чего операции по развалу нефтяной компании возобновлялись с еще большей яростью. Странно все-таки у нас в стране работает "вертикаль власти"...
**Чубайс разочаровался в коммунальных системах**
Издания, интересующиеся экономической тематикой, на прошедшей неделе прокомментировали сообщение о том, что в РАО "ЕЭС России" не исключают возможности продажи доли РАО в АО "Российские коммунальные системы" (РКС) после завершения реорганизации энергохолдинга. Об этом, как сообщают газеты, заявил первый заместитель председателя правления РАО ЕЭС Яков Уринсон. Он подчеркнул, что бизнес в коммунальной энергетике "наиболее сложный" и энергохолдинг собирается продать свою долю в АО РКС в том случае если там будет наконец наведен порядок в вопросах собственности и установлены "нормальные" тарифы.
С формальной точки зрения продажа коммунальных активов объясняется тем, что реформа энергетического сектора к концу следующего года будет завершена и, соответственно, РАО ЕЭС прекратит свое существование. В этом смысле избавиться от непрофильного актива заранее совершенно естественно, но, по мнению ряда аналитиков, энергетики разочаровались в коммунальном бизнесе как таковом. Ведь реформа ЖКХ, в рамках которой и для продвижения которой создавалось АО РКС, топчется на месте, господство монополизма в отрасли поколебалось очень мало, коммунальный бизнес и связанные с его особенностями тарифы остаются совершенно непрозрачными. В такой ситуации надеяться на получение прибыли могут только сами локальные монополисты-коммунальщики, продолжающие выбивать деньги из граждан за услуги издыхающей отрасли - все те же РЭУ и ДЭЗы. Энергетики вложили в АО РКС $250 млн. при его создании, еще на $25 млн. коммунальщикам были выданы кредиты, говорить о доходах в этом секторе пока не приходится. Коммерциализация и конкуренция в самой запущенной сфере российской экономики пока еще не стала реальностью, - стоит ли удивляться тому, что ведомство г-на Чубайса не хочет продолжать участвовать в столь неудачном эксперименте?
Некоторые газеты полагают, что продажей доли в АО РКС энергетики хотят хотя бы в какой-то степени заткнуть "дыру", которая неизбежно образуется в бюджете РАО ЕЭС после заявленной сделки по покупке 22,43% акций концерна "Силовые машины". Хотя, как считает большинство экспертов, компенсировать средствами от коммунальных активов энергетикам удастся лишь небольшую часть от суммы в $100 млн., которая, судя по всему, будет уплачена за долю в "Силовых машинах", какие-то деньги они все же получат. Одно информированное издание указывает, что вероятным покупателем, скорее всего, станет принадлежащая Вексельбергу компания "Комплексные энергетические системы", уже заявившая о намерении консолидировать свой бизнес в коммунальной сфере.
Вместе с тем некоторые эксперты полагают, что продажа коммунальных активов не имеет никакого отношения к завершению реформы энергетики и стремлением РАО ЕЭС избавиться от непрофильных активов. Покупка энергохолдингом пакета акций "Силовых машин" и его участие в строительстве столь же непрофильного алюминиевого завода в районе Богучанской ГЭС вроде бы свидетельствуют о том, что РАО ЕЭС вовсе не хочет отправляться в небытие через год с небольшим. Высказывается даже мнение, что реформу энергетики, как и многие другие реформы, решили вновь отложить на неопределенный срок. Что ж, это не исключено. И неизвестно, что сейчас важнее - существование мощной энергокомпании, способной инвестировать большие средства в реализацию стратегически важных экономических проектов (таких, как "Силовые машины" и алюминиевый завод), или продолжать реформу энергетики, последствия которой пока малопонятны.
**Белгородчина против Батуриной**
На прошедшей неделе отношения между руководством Белгородской области и компании "ИНТЕКО", принадлежащей самой богатой даме России Елене Батуриной перешли из стадии "холодной войны" в "горячую" фазу. Стоит вспомнить, что фирма г-жи Батуриной является крупнейшим латифундистом в области, и с момента ее появления на белгородских полях и нивах начались скандалы: "ИНТЕКО" постоянно обвиняли в насильственной скупке земель и ферм, в запугивании селян, в оплате сделок "черным налом".
Теперь все изменилось: в роли "страдающей стороны" выступает "ИНТЕКО", а областные власти выставляются в роли жестоких гонителей. 29 сентября был арестован и сожжен тираж неподконтрольной губернатору Савченко газеты "МК в Белогороде", 6 октября избит бейсбольными битами начальник штаба ЛДПР Сергей Лоза, 7 октября милиция попыталась сорвать концерт певца Александра Кальянова в городе Старый Оскол, спровоцировав своими действиями массовую драку. В тот же день "неустановленные лица" напали на 14-летнюю дочь кандидата в городскую думу от ЛДПР Игоря Чугреева и избили ее, сломав ребра и переносицу" (тут надо заметить, что белгородская организация ЛДПР является политической опорой "ИНТЕКО"). Дальше события приняли трагический характер: 9 октября совершено нападение на издателя газеты "МК в Белгороде", исполнительного директора ООО "ИНТЕКО-Агро" Александра Анненкова, а 10 октября в Москве был убит адвокат компании "ИНТЕКО" и "ИНТЕКО-Агро" Дмитрий Штейнберг.
Компания обратилась к руководству страны с просьбой "о незамедлительном проведении независимого расследования фактов нарушения Белгородской администрацией действующего российского законодательства, привлечении всех виновных к административной и уголовной ответственности и отставке Евгения Савченко - губернатора Белгородской области". По мнению вице-президента "ИНТЕКО" и по совместительству родного брата Елены Батуриной Виктора Батурина, атаки на компанию связаны с предстоящими 16 октября выборами в областной парламент, от участия в которых действующая власть пытается отстранить всех реальных конкурентов.
Конфликт между мощной и агрессивной компанией и региональной властью, к сожалению, особенной новостью в России не является - такое случается не в первый раз. Прессой высказывается мнение и о том, что за кулисами этих действительно страшноватых событий стоит федеральный центр, таким образом дискредитирующий московского мэра и супруга Батуриной Юрия Лужкова, одновременно вытесняя его из регионов, где ему удалось "пустить корни".
Возможно, конфликт между командой Савченко и группировкой Лужкова (Батуриной) наложился на стремление Кремля ослабить позиции московского градоначальника. Может быть, интриги Кремля вообще выдуманы журналистами. Не вызывает особенных и то, что "ИНТЕКО" в Белгородской области действовало грубо, не особенно считаясь как с крестьянами, так и с местным начальством. Безусловно, альянс между "ИНТЕКО" и скандалистами из ЛДПР совсем не красит компанию. Тем не менее ответственность за избиения и погромы однозначно лежит на команде Савченко: он губернатор, без его ведома милиция и прочие опознанные и неопознанные личности никогда не позволили бы себе устраивать такой беспредел. Снять его с губернаторского поста, конечно, не снимут, но призвать к порядку все же придется: так, ЛДПР, которую никак не хотели допускать к региональным выборам, теперь допустили. Осталось только арестовать и осудить виноватых в нападениях и убийствах. А также тех, кто стоит за ними.