**Горечь победы**
Пятидневная кавказская война окончилась. Грузинские войска с боями вытеснены как из Южной Осетии, так и из Абхазии. Более того: российские части "прокатились" и по собственно грузинской территории - в Гори, Зугдиди и Сенаки, расположенные довольно далеко от линий фронтов. Теперь время подводить итоги короткого, но ожесточенного конфликта.
Михаил Саакашвили вряд ли надеялся, как пишут некоторые СМИ, втянуть США и НАТО в прямой военный конфликт с Россией. Ему удалось резко ухудшить российско-американские отношения и обеспечить Грузии еще большую военную, экономическую и финансовую помощь Запада. Кроме того, половина населения Южной Осетии бежала в Россию, и вряд ли добровольно вернется назад: непризнанная республика и так страдала от безработицы, просто ехать людям было некуда. Более того, не только Россия, но и Абхазия, и Южная Осетия в результате конфликта предстали в глазах мирового сообщества (и не только "прогрузинских" США) как политические "отморозки", не желающие серьезно договариваться о мире. Безусловно, война всколыхнула в Грузии волну ура-патриотизма, на которой резко выросла поддержка населением режима Саакашвили. Получается, что издержки военного поражения Грузии более чем компенсируются политическими дивидендами - как внешними, так и внутренними.
Для России все выглядит точно наоборот. Позицию Москвы однозначно поддержала только одна страна мира - Куба. Ни Китай, ни Венесуэла, ни Индия, ни страны СНГ, ни даже Белоруссия не высказались в поддержку России. Наша страна оказалась окончательно изолированной в мире. Что неудивительно: заявляя о себе как о гаранте мира и стабильности на Кавказе Россия за 17 лет не выдвинула ни одного плана примирения Тбилиси с мятежными автономиями, хотя имела и силы, и средства заставить все стороны конфликта принять именно свой план. Такового просто не оказалось, и теперь инициатива замирения Закавказья на глазах переходит в другие руки - американские, европейские и турецкие.
Военный аспект конфликта выглядит для России весьма плачевно. Героизм наших солдат, как в 41-м, компенсировал провалы в компетентности и профессиональной подготовке командного состава. Наша артиллерия три дня не могла подавить грузинские позиции, вместо высокоточного оружия их врукопашную выбивали десантники и спецназовцы. Откуда у нашей группировки взялись танки Т-55 - вообще загадка: этой машины, устаревшей еще в 60-е годы, вообще не может быть на вооружении российской армии - мы все-таки не какой-нибудь Судан или Эритрея. Где хваленые Т-90, которые поступают в войска батальонными комплектами - несут службу в Подмосковье? Тогда ответственных за военное планирование следует отправить чистить сортиры. Российские танки, вступающие в Южную Осетию, которые показывали по телевизору, - это какая-то вариация на тему Т-72, может, и Т-90, но два сожженных танка на улицах Цхинвала - явно из серии Т-54 - Т-62. Посылать в бой танки разных конструкций - безумие: их обслуживание совершенно разное, отличаются и особенности применения. Значит, группировка российских войск создавалась в спешке, в ее состав включали все, что можно было быстро наскрести в Южном федеральном округе. А зачем тогда России Генштаб? О том, что Грузия готовится к войне, что грузинские войска подходят к Цхинвалу, СМИ просто кричали в течении как минимум месяца. Но подготовка к войне, как мы видим, опять была на уровне 1941 года... О действиях авиации вообще говорить не хочется: грузинские позиции не были подавлены фронтовой авиацией; грузинская авиация - всего-то несколько штурмовиков - атаковала российские войска до конца конфликта и понесла меньшие потери, чем российская. Зато наши бомбардировщики вовсю промахивались по военным объектам в Гори, попадая по жилым кварталам.
И еще одно. В 1992 году грузинские войска несколько недель осаждали Цхинвал, но потеснить осетинских ополченцев не смогли. Теперь они разнесли осетинские позиции и захватили город за несколько часов. И даже в официальной, ультрапатриотической российской пропаганде нет-нет да и мелькнет недовольство осетин Россией: люди на улицах Цхинвала злятся, что Россия отключила им газ (то, что если газ подавался, город бы выгорел дотла - вопрос другой), утверждают, что русские солдаты не воюют (тоже неправда, но дело не в этом, а в отношении). А уж о том, насколько рухнул и без того невеликий авторитет югоосетинского руководства, особенно президента Кокойты ("...Наши дети остались под бомбами, а он сбежал в Джаву!") и говорить нечего. Так что союзник у России в этой части Кавказа не так уж и надежен.
Иная победа вызывает скорее чувство горечи, нежели гордости. Победа в Южной Осетии - из числа таких.
**100 дней тандемократии**
Несмотря на то, что война в Грузии практически полностью заняла все информационное пространство России, ведущие СМИ все-таки отметили важную дату - 100 дней президентства Дмитрия Медведева. Пресса пишет, что за это время не так легко судить об особенностях внутренней и внешней политики нового главы государства, трудно сказать, насколько он самостоятелен в своих действиях и какова ныне роль Владимира Путина - его предшественника и нынешнего премьера с большими полномочиями. Тем не менее 100 дней - это срок, по истечению которого принято делать первые выводы о тенденциях в экономике, внутренней и внешней политике нового президента.
Вступая на пост, Дмитрий Медведев провозгласил политику "четырех "и" - институты, инфраструктура, инвестиции и инновации, а также говорил об укреплении демократии и борьбе с коррупцией как об одном из приоритетов своего президентства. Разговоры насчет демократии, как указали многие издания, больше напоминают лозунги, за которыми мало содержания, так как в годы президентства Путина демократия последовательно демонтировалась. Как будут выглядеть преобразования институтов - пока неясно; на этот счет власть не говорит ничего. Инфраструктурные новации тоже остаются тайной за семью печатями: строительство дорог покамест не ускорилось. Может быть, президентская программа под инфраструктурой имеет в виду не дороги, а что-то другое? Насчет инвестиций - такая же проблема: конфликт в ТНК-ВР показал, что отношения с инвесторами федеральная власть выстраивает с трудом, а создание могучих госкорпораций отпугивает потенциальных инвесторов от вложения денег в самые перспективные отрасли экономики. Инновации тоже пока остаются лозунгом - Россия за время огромного притока нефтедолларов и экономического подъема так и остается сырьевым придатком развитых стран. Как новый президент собирается бороться с коррупцией, ставшей становым хребтом политики и экономики России - неясно, если он сам признает, что сейчас продаются и покупаются любые государственные должности. Чтобы это прекратить, необходима многочисленная команда из людей, готовых рискнуть жизнью за идею - там, где дело идет о многих миллиардах, убивают без разговоров. В области внешней политики продолжается курс прежнего президента, который медленно, но неуклонно загоняет Россию в разряд стран-изгоев.
Пресса много пишет и о том, стал ли Дмитрий Медведев самостоятельным политиком, сумел ли он выйти из тени Владимира Путина. Тут мнения разные, но для граждан России важнее другое - внутренняя и внешняя политика нового президента ничем не отличается от политики предшественника. Собственной команды, указывают многие СМИ, у Медведева нет, и всеми процессами в стране рулят те, кто пришел во власть с Путиным. Как и сам Медведев. Поэтому вопрос о том, кто является реальным главой государства, просто не имеет смысла. Ресурс управления - а это конкретные люди, контролирующие все и вся - пока остается у человека, переместившегося из президентского кресла на должность премьер-министра. Впрочем, ряд изданий отмечает стремление Медведева к самостоятельности. Однако для того, чтобы ее обрести, ему придется сменить десятки высокопоставленных чиновников. Если у него в запасе такие кандидатуры, хватит ли ему воли для того, чтобы это сделать - большой вопрос.
Напыщенное определение нынешней власти как "тандемократии", к сожалению, следует признать наиболее верным. Впрочем, 100 дней - не такой уж большой срок. За ним будет 200, 300 и так далее. Ничто не вечно под Луной. Посмотрим...