будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 11, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 9 - 15 февраля

**Пришел и говорю**

Последнюю большую пресс-конференцию Владимира Путина, длившуюся около пяти рекордных часов, многие наблюдатели склонны считать "прощальной". Да, "национальный лидер" фактически прощался с президентством, демонстрируя при этом готовность продолжить государственную службу уже в ранге премьера в нерушимой связке с новым президентом Дмитрием Медведевым.
Несмотря на то, что "прощание" было довольно ярким, оживленным и изобиловало, по признанию западных журналистов, не всегда изящными афоризмами, никто из присутствующих в ответах Путина не нашел для себя ничего нового. По оценке некоторых наблюдателей, президент в своих выступлениях уже привычно и вполне виртуозно подменяет содержательность эмоциональностью. Как обычно, Владимир Владимирович традиционно отчитался цифрами, размер которых, конечно, способен поразить воображение, но точный смысл и значение вряд ли будут понятны рядовому избирателю.
А в том, что уходящий президент фактически превратил свою пресс-конференцию именно в продолжение предвыборной кампании своего преемника Медведева, ни у кого сомнений нет. К превосходным характеристикам официального кандидата от власти Путин возвращался каждый раз, как только разговор заходил о его возможном переходе на премьерский пост. И здесь ему удалось удовлетворить любопытство наблюдателей, убедившихся в серьезности намерений президента вернуться в кресло главы правительства, в котором ему уже довелось побывать в 1999 году. "На должности председателя правительства я буду работать с такой же отдачей, как работал в должности президента. Если я сам увижу, что достиг цели, которые сформулировал сам, если увижу, что на этом месте я реализую поставленные цели, буду работать пока это возможно. Я сформулировал задачи до 2020 года, у меня есть возможность принять прямое участие в их реализации", - заверил Путин присутствующих. В общем, журналисты все-таки поверили, что нынешнего премьера Виктора Зубкова сменит именно Путин, а не кто-то другой из "ближнего круга".
Интересна резюмирующая реакция западных СМИ. Они сходятся во мнении о том, что Путин намерен сохранить за собой всю полноту власти. В результате в стране появятся два сильных властных центра, что весьма обеспокоило британскую влиятельную газету "The Financial Times". По ее мнению, свидетельством тому стало признание Путина, что он не собирается вешать портрет будущего нового президента страны в своем рабочем кабинете.
Вообще, главное, на что обратили внимание все без исключения наблюдатели - продемонстрированная президентом претензия на собственную непогрешимость и полный отказ от какой-либо самокритики. "Я не вижу никаких серьезных неудач, все поставленные цели достигнуты, задачи выполнены", - с нескрываемой гордостью сообщил Путин журналистам. Все это говорит о том, что президент уже вполне освоился в роли "национального лидера", который по определению не подлежит критике и не приемлет в данном статусе никаких формальных рамок.
Подводя для себя итоги пресс-конференции, некоторые эксперты отметили, что никто из наиболее смелых западных журналистов так и не решился попросить российского президента прокомментировать новость о внезапной смерти известного миллиардера, одного из лидеров грузинской оппозиции Бадри Патаркацишвили. Даже несмотря на то, что опубликованные накануне журналом "Коммерсантъ-Власть" скандальные распечатки откровенных разговоров покойного олигарха напрямую затрагивают тему его давних взаимоотношений с Путиным.

**От перемены слагаемых сумма не меняется**

Очередной всплеск перманентного газового скандала с участием Москвы и Киева был воспринят наблюдателями вполне буднично. Да и как иначе можно относиться к событиям, сотрясающим порой весьма противоречивые российско-украинские стосунки (то есть, отношения) с регулярностью подземных толчков где-нибудь в районе Курильской гряды?
Но, тем не менее, даже и на этот раз можно отметить несколько фактов, заслуживающих особого внимания и хотя бы таких простых человеческих эмоций, как, например, удивление.
Во-первых, это резвость, неожиданно проявленная президентом Украины. Последнее время Виктор Ющенко являл собой прямо-таки образец политика, стремительно теряющего влияние, контроль над рычагами управления и популярность у народных масс. И вдруг в решении газового вопроса президент настолько внезапно перехватил инициативу у своего премьера Юлии Тимошенко, что таким образом не только лишил какого-либо практического смысла планируемый ею на 21 февраля визит в Москву, но и девальвировал один из главных предвыборных козырей "газовой принцессы". Посыл украинскому электорату получился предельно четкий - проблемы с "Газпромом", оказывается, можно решать и без ее участия. И он - президент Ющенко, имеет вполне достаточный вес в глазах Кремля для того, чтобы с его мнением считались. Правда, для этого ему пришлось пойти на некоторые уступки. Например, пообещать, что Украина в НАТО в ближайшем будущем не вступит, и заявить, что без народного референдума на эту тему не обойтись.
Во-вторых - достигнутое на встрече президентов совместное решение отказаться от посреднических услуг компаний "Росукрэнерго" (наполовину принадлежащей "Газпрому") и "Укргазэнерго" (совместное предприятие "Росукрэнерго" и "Нефтегаз Украины"). Вместо них появятся два новых оператора - совместные предприятия "Газпрома" и "Нефтегаз Украины", призванные сделать структуру газовых поставок "более простой, прямой и прозрачной". Только вот оснований для уверенности в том, что пресловутые поставки вдруг приобретут свойства хрустальной вазы, нет никаких. Ведь создавать "прозрачные" структуры будут те же самые люди, которые сегодня полностью контролируют как с российской, так и с украинской стороны нынешних непрозрачных посредников. Так что с большой степенью вероятности можно предположить, что от перемены слагаемых (то бишь, компаний) ни сами принципы поставок, ни сумма украинского газового долга (а самое главное - причины его появления) не изменятся.
А вот в чем можно быть абсолютно уверенным, так это в том, что Юлия Тимошенко обязательно попытается взять реванш. Как политик-боец, она не будет молча наблюдать за тем, как кто-то другой пришпоривает ее любимого конька - газовую тему. Как обиженная женщина - сделает все возможное, чтобы последнее слово осталось за ней. Как кандидат на предстоящих президентских выборах - постарается нивелировать явный политический успех Ющенко. И, наконец, как премьер, в зоне ответственности которого находится вся экономика страны - решительно потянет газовое одеяло на себя, потому как не президентское это дело - в хозяйственных спорах разбираться.
Так что совсем скоро мы услышим новые громкие выступления Тимошенко на газовую тему, новые обвинения и новые обещания. Премьер с косой будет использовать любую возможность для обращения ситуации в свою пользу и дальнейшего набора политических очков.

**Интернет в рамках**

Предложение сенатора Владимира Слуцкера внести поправки в закон "О СМИ", предписывающие обязательную регистрацию интернет-сайтов с высокой посещаемостью (более 1000 пользователей в день) в качестве средств массовой информации, вызвало вполне прогнозируемый шквал протестов интернет-сообщества. Законодательная инициатива названа попыткой ввести контроль над пока еще свободным виртуальным пространством.
Сам инициатор утверждает, что таким образом будет поставлен заслон на пути потока недостоверных сведений и компромата, от которого, к слову, ему не раз приходилось страдать. Собственно, именно пресловутый личный фактор и подтолкнул сенатора заняться законотворчеством. Кроме того, Слуцкер настаивает на введении еще одной поправки, обязывающей СМИ использовать информацию только из интернет-источников, прошедших госрегистрацию. "Статья 57 сегодня освобождает от ответственности СМИ за публикацию клеветнических и недостоверных данных, если эти данные являются дословным воспроизведением сообщений и материалов, распространенных другим средством массовой информации. Это положение открывает лазейку в законодательстве недобросовестным журналистам и изданиям, которые могут перепечатать любую дезинформацию из интернета и не нести за это никакой ответственности", - негодует Слуцкер.
Но, тем не менее, сенаторские поправки представители Госдумы в большинстве своем не поддержали. Думается, не только по озвученным причинам: мол, инициатива не проработана и технически неисполнима. Дело в том, что среди самих депутатов есть немало бизнесменов, уже имеющих опыт жестких информационных кампаний, направленных против конкурентов, где интернет-площадка порой играла ключевую роль, как основной канал "слива" компромата. Кроме того, некоторые думцы вообще имеют в собственности вполне успешные интернет-проекты с хорошей посещаемостью, так что отношение к инициативе Слуцкера у них вполне определенное.
Однако интернет-пользователям еще рано праздновать победу здравого смысла над осознанной необходимостью. Хотя бы потому, что зерна сенаторских поправок упали на уже подготовленную почву: в конце января Совет Федерации уже обсуждал первый проект закона "Об интернете". По словам председателя комитета СФ по информационной политике Людмилы Нарусовой, этот документ призван определить основные направления и регулировать "ряд вещей в интернете, поскольку в недобросовестных руках это провоцирует различного рода правонарушения и преступления". По мнению экспертов, предлагаемый закон не исключает возможность давления государства на интернет-сообщество. Документ также предусматривает создание нового единого органа госвласти, "осуществляющего функции по регулированию в сфере развития и использования интернета".
Если внимательно посмотреть на то, что происходит в стране в последнее время, становится ясно, что сам факт существования площадки для инакомыслия вряд ли может восприниматься властью спокойно. На фоне полностью контролируемых телевидения и печатных СМИ пока свободный интернет выглядит белой вороной, каркающей не по нотам. К тому же есть опыт Китая, успешно ограничивающего доступ к нежелательным, с государственной точки зрения, сайтам. Поэтому многие наблюдатели не сомневаются в том, что очень скоро на российский интернет все-таки набросят узду. Но это будет возможно, разумеется, только после президентских выборов.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).