будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 18, 2025
Монитор

Инофрмационные итоги недели, 27 сентября - 3 октября

**Государственные деньги - в частные руки**

Главной экономической темой прошедшей недели стало решение правительства использовать золотовалютные резервы для помощи банкам и компаниям в условиях финансового кризиса. Центробанк должен предоставить Внешэкономбанку $50 миллиардов, которые поступят российским компаниям, которым нужны средства для выплат по внешним займам, причем банкам деньги в долг будут даны без залога. Помогать бедствующим будет и непосредственно Центробанк.
СМИ долго обсуждали вопрос - как будет действовать государство, когда придет срок выплат российских компаний по корпоративным долгам, а он наступит уже через считанные недели. Правда, еще летом никто не знал, что началу массовых выплат будет предшествовать мировой кризис ликвидности, нанесший сильный удар по России. "В этих условиях российским банкам и компаниям, которые кредитовались и отчасти продолжают кредитоваться на Западе, будет чрезвычайно трудно продлить старые или взять новые кредиты в западных финансовых учреждениях", - заметил премьер-министр Владимир Путин, объясняя решение помочь отечественным компаниям.
То, что власть решила помочь банкам и компаниям, неудивительно: нехватка средств привела к уменьшению инвестиций и повышению процента по депозитам. Это означает, что для промышленности будут установлены еще более высокие проценты, которые отпугнут потенциальных клиентов. А это будет означать прекращение экономического роста и вхождение России в новый кризис, не только финансовый, но и общеэкономический.
Однако, по мнению экспертов, выделение государственных средств коммерческим структурам, да еще в таких масштабах весьма опасно. Рейтинговое агентство Standard&Poor's уже снизило рейтинг Внешэкономбанка; агентство неоднократно отмечало, что всякое использование государственных средств в целях поддержания стоимости активов финансового рынка, "будет иметь негативные последствия для суверенного рейтинга России". Рейтинг, конечно, в нынешней ситуации - не самое главное, а США, Япония и европейские страны также начали помощь своим терпящим бедствие банкам и компаниям. Можно сказать, что государство выбрало меньшее из зол. Хотя, конечно, вопросы остаются, и пренеприятные: например, кто получит доступ к госсредствам и на каком основании?
И все-таки не следует забывать о двух вещах. Первое - это то, что золотовалютный запас формируется за счет денег всего общества - от налогов до доходов от реализации на внешних рынках наших невозобновимых ресурсов. В США конгресс отказал правительству от права спасти Уолл-стрит за счет денег налогоплательщиков, и в этом есть резон. Второе - это то, что наибольшие корпоративные долги набрали государственные структуры и частные компании, близкие к государству (точнее, к тем или иным властным группировкам), которые не задумывались о последствиях. И, похоже, были правы: они-то знали, что государство их в беде не оставит. Они ведь сами и есть государство. А это уже отдает коллективной безответственностью. Пресса в этой связи приводит мнение видного финансиста Сергея Алексашенко, считающего плохой новостью тот факт, что "Центральный банк фактически выступает гарантом всех частных долговых обязательств". Иными словами - долги набирали частные лица, а расплачиваться будет все общество. При этом, в случае продолжения и углубления финансового кризиса жестоко пострадают вовсе не гиганты (они-то получат госсредства), а средние и мелкие фирмы, для которых получение кредита станет невозможным. И население; ведь большинство рабочих существуют не в "Газпроме" и "Роснефти", а в магазинах, лавках, мастерских.

**Упорядочение коррупции**

Одной из основных тем последней недели стало утверждение Советом по противодействии коррупции при президенте антикоррупционного пакета законопроектов, который должен быть утвержден Госдумой. Законы, как объявил в мае при создании Совета президент Медведев, призваны обеспечить "прозрачность, конкуренцию и объективность при проведении конкурсов и заключении государственный или муниципальных контрактов, на устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в сфере экономической деятельности". Базовым стал законопроект "О противодействии коррупции", который дополняется двумя другими законопроектами, которые вносят изменения в 25 различных законодательных актов.
Самая большая новация в деле борьбы с коррупцией - это введение нормы о конфискации имущества коррупционеров. Жены и совершеннолетние дети чиновников теперь будут должны декларировать свои доходы. Это замечательно, но как же тети, дяди, братья и сестры, включая двоюродных, племянники чиновника? Теперь активы будут записывать на них. В значительной степени это даже удобнее, чем использовать жен (они иногда уходят) или детей (те, бывает, равнодушны к обязательствам по отношению к "предкам"). Надо сказать, что в большинстве развитых стран декларировать доходы и имущество вынуждены все без изъятия родные и близкие чиновника, а проверкам подвергаются также его друзья и знакомые. Некоторые наши общественные деятели тщетно надеялись, что подобные нормы будут введены и в России.
После принятия антикоррупционного пакета чиновник после увольнения с государственной или муниципальной службы лишается права в течение двух лет занимать должности в коммерческих организациях, "с которыми это лицо было связано при выполнении своих обязанностей" - так было сформулировано положение закона в первоначальном виде. В окончательном все по-другому: чиновник все же сможет перейти на работу в коммерческую структуру, если на это даст согласие руководитель государственного или муниципального органа, в котором тот трудился. Разница налицо. Первый вариант в какой-то степени (не слишком существенной) ставил заслон коррупции, второй же ее только поощряет. И даже инициирует: в коррупционный процесс вовлекается не только конкретный чиновник, но и его руководитель.
Пресса указывает, что многие антикоррупционные положения были смягчены изъятиями и исключениями, что, по мнению экспертов, само по себе приводит к коррупции. Коррупция настолько прочно обосновалась в российской бюрократии, что это неудивительно: трудно было ожидать, что бюрократы, огромная часть которых так или иначе причастна к коррупции, разработает, а тем более примет законы, ограничивающие возможности незаконного обогащения. Скорее всего пакет антикоррупционных законов не ликвидирует, а упорядочит коррупцию: каждый чиновник будет знать, какие формы взяток и "откатов" и в каких пределах допустимы, а какие - наказуемы. Он также более четко поймет, что и на каком уровне дозволяется, и будет точно знать, в каком размере увеличатся его коррупционные возможности в случае повышения в должности.
Тем не менее определенный прогресс в деле уменьшения коррупции после принятия пакета законов, скорее всего, произойдет. Даже уменьшение "дикой" коррупции, то есть банального взяточничества, сильно облегчит жизнь простым гражданам и небольшому по масштабам бизнесу. А дальше... Дальше будет другое время, другая элита, другие законы. В том числе и антикоррупционные.

** Правая нанопартия **

Остатки Союза правых сил, "Яблока" и еще более мелких правых и либеральных групп продолжают попытки как-то организоваться и выйти из политической комы. Для того, чтобы откуда-то получать деньги, без которых партийная деятельность невозможна, у правых есть два пути: либо войти в очередной "правый проект" Кремля, либо уйти в жесткую оппозицию и получать помощь от Запада ("шакалить у иностранных посольств", как в свое время сказал Владимир Путин).
Часть эспээсовцев выбрала первый путь, другая часть предпочитает второй. "Прокремлевские" правые собираются объединиться с Демократической партией г-на Богданова и "Гражданской силой" адвоката Барщевского. Некоторые издания информируют, что неожиданный роспуск СПС и отставка его руководителя Никиты Белых произошла после того, как якобы куратор партийной деятельности, замглавы администрации президента Владислав Сурков лично дал понять лидеру партии, что СПС должен или изменить курс, или же будет ликвидирован. Г-н Белых, не желая подчиняться диктату, партию распустил и стал вести переговоры с непримиримым "западником" Гарри Каспаровым.
Однако уходить в жесткую оппозицию и, как следствие, оказаться в нелегком финансовом и правовом положении захотели далеко не все. По информации СМИ о создании новой "правой" партии под патронажем Кремля сообщил на заседании президиума политсовета СПС и.о. председателя партии Леонид Гозман, назвавший проект "омерзительным" и подчеркнувший, что он "всего лишь вынужден делать то, чего от него хотят рядовые члены". Он сообщил, что г-н Чубайс, ставший руководителем госкорпорации "Роснанотех", собирается вступить в новую партию. Он прислал г-ну Гозману письмо, где "просил учесть его позицию о том, что единственный способ сохранения либеральной идеи - это создание новой правой партийной структуры". То есть Анатолий Борисович, финансировавший СПС из фондов РАО ЕЭС, теперь будет спонсором "новой правой" от имени "Роснанотехнологий".
Пресса, впрочем, выражает сомнения в том, что "партийные массы" жаждут создания прокремлевской правой партии. Московская парторганизация устами своего лидера Владлена Максимова уже заявила: "Участвовать в этой постыдной постановке не только безнравственно, но и бессмысленно. СПС действительно нужно объединение, но не с кремлевским охвостьем". Подобной позиции придерживаются организации СПС и во многих других регионах. В первую очередь они отрицают существование Демпартии и ГС, считая их виртуальными, с горстками членов и без электората. Это верно, но сама СПС давно перешла в виртуальную жизнь и лишилась и активистов, и электоральной поддержки.
В 2003-м, когда выбирали Госдуму прошлого созыва, СПС, так и не сумевший определиться, поддерживает ли он власть Владимира Путина или же нет, выбыл из большой политики. Ультрарадикалы праволиберального типа (Каспаров, Касьянов и др.) не смогли получить ни малейшей поддержки населения. Таким образом, провалились обе тенденции - и "лояльная правая", и оппозиционная. Нет причин думать, что теперь будет иначе. Ульрарадикалы-"западники" не имеют никаких шансов получить поддержку населения, которому им просто нечего предложить. А "лоялисты" напрасно думают, что за поддержку Кремля их протолкнут в Думу следующего созыва или даже в местные Заксобрания; правящая партия не желает делиться и самой малой толикой власти, а все возможности не допустить противников даже в сельсоветы у нее есть. "Правая" партия, которая будет создана на деньги "Роснанотехнологий", останется виртуальной. Этакой нанопартией.
Так что напрасно правые пытаются повторить опыт д-ра Франкенштейна, сотворившего квази-живое существо из кусков мертвой плоти. Правое дело в России умерло бесповоротно.

**Пусть сами себе пенсии платят!**

Пресса не оставила без внимания решение правительства заменить с 2010 года единого социального налога (ЕСН) тремя страховыми платежами. Проект, разработанный Минздравсоцразвития, предусматривает, что регрессивная шкала налога (26%,10%, 2%) будет заменена единой плоской ставкой взносов в размере 34%. Взносы по этой ставке работодатели будут уплачивать с зарплаты работников, не превышающей 415 тыс. руб. в год или 34,6 тыс. в месяц (30,1 тыс. после уплаты подоходного налога). Этот порог будет действовать для исчисления всех трех страховых платежей. В результате при зарплате в 10 тыс. руб. в месяц эффективная ставка платежа увеличивается на восемь процентных пунктов - с 26% до 34%. При зарплате в 30 тыс. руб. из-за отмены регрессии увеличение эффективной ставки будет самым значительным - 11,6 пунктов (с 22,4% до 34%). При более высоких зарплатах реальная ставка увеличивается не так стремительно. При зарплате 60 тыс. руб. в месяц - на 4,7 пункта (с 14,9% до 19,6%), при 120 тыс. руб. в месяц - всего на 1,4 пункта (с 8,4% до 9,8%).
Большинство изданий - редчайший случай в наше время - прокомментировали решение правительства в негативном ключе. Почти все газеты отметили, что плоская шкала социальных платежей больнее всего ударит по средним зарплатам - так называемому "среднему классу", о формировании и благоденствии которого так заботятся власти, по несчастному малому бизнесу, который за 20 лет благодаря коррупции, слабости кредитно-финансовой системы и невниманию государства так и не смог вырасти из пеленок.
Авторы проекта утверждают, что в результате этих нововведений более или менее обеспеченные граждане начнут копить на собственную пенсию. Это звучит неубедительно, поскольку доходы российского среднего класса несравненно меньше, чем у его "одноклассников" в Западной Европе, США и Японии. Наш средний класс в подавляющем большинстве не может ничего откладывать: цены в России очень высокие на все; особенно много денег уходит на образование детей, покупку жилья, автомобилей. А для малого бизнеса, в котором формируется большая часть средних зарплат, ситуация станет совсем плохой: увеличение налоговой нагрузки будет выталкивать его в "тень", откуда он в последние годы только начал выходить. Пресса в этой связи цитирует главу налогового комитета "Опоры России" Михаила Орлова: "Сейчас сотни тысяч фирм, уплачивающих единый налог на вмененный доход и перешедших на упрощенную систему налогообложения, освобождены от ЕСН и платят только пенсионный взнос в размере 14%. Для них нагрузка вырастет более чем в два раза - до 34%. Малый бизнес в шоке от принятого решения". "От очередной налогово-пенсионной реформы малый бизнес станет еще меньше, а пенсионерам вообще ждать нечего", - резюмирует одна вполне лояльная власти газета.
По мнению ряда экспертов, пенсионные новации свидетельствуют о том, что власть по сути отказывается от своих социальных обязательств перед населением. Кормитесь, мол, на пенсии сами, как можете. Хочется спросить: а как же налоги, которые мы всю жизнь платим? А как же экономический рост и нефтяные доходы последних лет - они идут на более важные вещи, чем уровень жизни "дорогих россиян"? Если это так, хотелось бы узнать, что может быть важнее.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).