Череда российских выборов последних лет (а с недавних порони проводятся дважды в год) напоминает качели или американские горки, где завесенней ремиссией следует осенний рецидив. Весной 2009 была ремиссия, и выборыбыли относительно честными, хоть и не справедливыми, осенью 2009 – рецидив: нечестные и не справедливые, весной 2010 – снова ремиссия, осенью 2010 – сноварецидив. Выборы 13 марта, по мнению экспертов, выглядят пока лучше, чемпоследние осенние, но хуже, чем весенние год назад.
Особоезначение нынешним выборам придает то, что это последняя массовая кампания передвыборами сначала Госдумы, а потом президента РФ. Это возможность, такимобразом, и для Кремля, и для политических партий сверить часы, опробовать и оценитьизбирательные стратегии и внести нужные коррективы в планы большой думскойкампании.
Выборы, какэто всегда бывает в единый день голосования, так или иначе затрагивают семь слишним десятков регионов. Где-то идут довыборы на освободившиеся места, где-то -выборы в муниципальные советы, где-то - мэров и законодательных собраний.
Наиболееважные кампании – по выборам в региональные парламенты – проходят в 12регионах: в трех республиках (Адыгея, Дагестан, Коми), двух автономных округах(Чукотском и Ханты-Мансийском), семи областях: Калининградской, Тверской,Кировской, Нижегородской, Курской, Тамбовской и Оренбургской. К ним можнодобавить Ставропольский край и Новосибирскую область, где идут массовые выборыво всех городах и районах. Кроме того, в десятке крупных региональных центров выбираютгородские собрания депутатов.
А вот выборовмэров столиц в этот раз нет – впервые в единый день голосования! Дело в том,что усилиями партии власти только за последний год прямые выборы мэровликвидированы в двух десятках региональных столиц. Сохранившиеся избранные мэрыдоживают последние дни. Вот и сейчас, уже во время кампании, распоряжениемгубернатора был отстранен от должности мэр Волгограда, обсуждается вопрос опереходе на модель сити-менеджера во Владивостоке.
Из партий навыборах в региональные парламенты в полном составе представлена лишь думскаячетверка. В шести регионах своих кандидатов выставили «Патриоты России»,играющие, главным образом, роль спойлеров по отношению к СР и КПРФ, в двух - «Яблоко»и лишь в одном «Правое дело».
«ЕдинаяРоссия» борется за абсолютное большинство и максимально высокий результат, КПРФ- за роль главной оппозиционной партии, ЛДПР и «Справедливая Россия», противкоторой направлены основные административные усилия, - за выживание в качестве думской партии.
В результатемногих лет почти полного отсутствия публичной политики почти все партиииспытывают нехватку ярких узнаваемых людей, которые могли бы возглавить ихсписки. Если раньше «Единая Россия» использовала губернаторов в качестве«паровозов», которые в качестве лидеров списков могли протащить за собой врегиональные парламенты мало известных избирателям людей, то теперь, смассовыми заменами губернаторов-политиков на чиновников, и это проблематично. Врезультате губернаторы-паровозы идут в 7 регионах из 12. Не удалось ЕР и найтидругих ярких политиков вместо губернаторов. Таким образом, система паровозов,против которой долго выступала оппозиция, отмирает сама собой. Кстати, в ЛДПР,где аналогичная проблема существовала всегда, в 10 регионах из 12 партийныйсписок возглавляет В. Жириновский.
Нет малыхпаровозов – приходится использовать большой. Впервые в кампании активноеучастие принимает «национальный лидер» и по совместительству лидер «ЕдинойРоссии» В. Путин. Он заезжает в выборные регионы, проводит отраслевыесовещания, встречается с активом ЕР, с людьми. Только за последние 4-5 недельон был в Оренбургской (27.01), Кировской (3.02), Калининградской (23.02),Тамбовской (2.03) областях. Если логика поездок заключается в том, чтобыподкрепить личным ресурсом премьера те регионы, где слаб губернаторский ресурс,то В. Путин должен еще заехать в Курскую и Тверскую области.
Согласнопредставленным Центризбиркомом данным, из 55,7 тысяч выдвигавшихся кандидатовбольше всего было самовыдвиженцев – 22,4 тысячи, на втором месте идет ЕР (20,5тысяч), которая выставила своих кандидатов на 99,6% мест; далее с большимотрывом следуют остальные шесть партий. Картинка резко меняется, еслипосмотреть на получивших отказ в регистрации. При общей доле незарегистрированныхв 7,8% (4,4 тысячи) получили отказ 45% кандидатов «Яблока», 20% «ПатриотовРоссии», 14,6% самовыдвиженцев, по 5-6% кандидатов ЛДПР, «Справедливой России»и КПРФ, 0,8% кандидатов «Единой России».
Представлениеоб использовании административного ресурса дают результаты жеребьевки,определяющей очередность партий в бюллетенях. «Единая Россия» на каждых выборахпосрамляет теорию вероятностей. Вот и сейчас у нее шесть первых мест издвенадцати в кампаниях в региональные парламенты. По три первых места у «СправедливойРоссии» и «Патриотов России»; ни одного у КПРФ, ЛДПР, «Яблока» и «Правого Дела».
Безусловно,на предстоящих 13 марта выборах будут сюрпризы, неприятные для власти. Их можнождать в протестной Калининградской области, в Ханты-Мансийском округе, где наместном уровне имеются конфликты с новой региональной властью, во Владимире иряде других мест. В целом, однако, большинство поставленных «Единой Россией»задач будут сейчас выполнены.
В настоящеевремя различные социологические опросы дают «Единой России» 45-50% голосов навыборах в Госдуму, что при семипроцентом барьере означает порядка 65-70% мест.Таким образом, вроде бы получается, что если не случится ничегоэкстраординарного, конституционное большинство в следующей Думе «Единая Россия»получит вновь. Не все, однако, такпросто. Здесь важны два фактора. Во-первых, общероссийские выборки и работающие с ними социологи не учитываютсерьезных сдвигов, произошедших после прошлых выборов в регионах двух типов:тех, где с заменой губернатора-тяжеловеса оказались демонтированы политическиемашины (это Москва, Башкортостан, Татарстан, Ростовская область, где ЕРполучила в 2007 г.почти пятую часть всех голосов), и тех, где резко вырос негативизм в отношениивласти (это та же Москва, Калининградская, Свердловская, Иркутская области,Камчатка, Приморский край – еще 1/7 голосов). Во всех этих регионах «ЕдинаяРоссия» существенно проседает. Особенно важна здесь Москва, которая, какпоказывают последние социологические опросы, все более превращается из одногоиз наиболее конформистских регионов в столицу электорального протеста, каковойона была в перестроечные годы. Отсюда второе - даже если суммарное ухудшениерезультата ЕР не будет значительным и не повлечет за собой утрату еюквалифицированного большинства в Госдуме, «партия власти» должна будетсмириться с унизительным падением результатов в Москве и ряде крупнейшихцентров. Заметим, что уже на осенних выборах 2010 г. в ряде центров,таких, как Новосибирск, Томск, Ижевск, результат ЕР едва перевалил за 40%.
Послепрезидентских выборов 2012 г.,на которых серьезных проблем для кандидата Кремля тоже, по всей видимости, небудет, наступит другая политическая эпоха. В связи с неизбежной ревизиейсоциальной политики власти, включая отказ от ряда социальных обязательств,которые уже сейчас непосильны для бюджета, но сохраняются в связи с выборами,формат взаимоотношений власти и граждан будет серьезно меняться. И роль партийв этом новом формате должна будет существенно возрасти. Если сейчас партии,включая главную, - это, главным образом электоральные проекты, суть которых вобеспечении для власти контроля над парламентами и депутатскими собраниями, топосле выборов 2012 г.они понадобятся уже как механизмы взаимодействия между гражданами и властью. Всвоем нынешнем виде они к этой новой роли абсолютно не готовы, и Кремль,решающий проблемы по мере их появления, пока к этому не готовится. Беда в том,что в отличие от выборов, где с помощью административного ресурса партию, какэто не раз бывало, можно создать за считанные месяцы, и провести ее в Думу,времени на раскрутку партии как модератора, обладающего необходимымиспособностями и авторитетом, имеющего в своем составе сильных пользующихсядоверием политиков, требуется гораздо больше. Его после 2012 г., когда Кремльвсерьез озаботится этой проблемой, может просто не хватить.
Идущая сейчаскампания лишний раз свидетельствует о том, что вся система выборов находится вкризисе. Суть его в том, что выборы, которых становится все меньше и которыевсе больше контролируются с помощью административного ресурса, все хужесправляются с единственной оставшейся у них ролью – легитимизации власти. Наних не формируется повестка и не обкатываются программы, они в малой степенииграют роль обратной связи между гражданами и властью, они не служат серьезнойшколой публичной политики и кастингом-тренингом для политиков. Наконец, онидаже не играют роль клапана для выпускания пара.
Автор - ведущий научный сотрудник Института географииРАН, член научного совета, председатель программы «Общество и региональнаяполитика» Московского Центра Карнеги.