**Темы дня**
Комментарии к ситуации с выборами президента Украины продолжают занимать первые полосы центральных российских газет. СМИ отмечают, что вчера ЦИК Украины объявил окончательные итоги президентских выборов, провозгласив их победителем В.Януковича. В ответ В.Ющенко на многотысячном митинге своих сторонников объявил, что оппозиция отказывается признать свое поражение и начинает всеукраинскую политическую забастовку и создании "Комитета национального спасения". По его словам, решение ЦИК поставило страну на грань гражданской войны. Он призвал своих сторонников к "открытой борьбе". Масс-медиа отмечают, что позиции России и Запада по признанию легитимности итогов голосования диаметрально противоположные - если президент В.Путин поспешил поздравить В.Януковича еще до официального оглашения результатов подсчета голосов, то госсекретарь США К.Пауэлл заявил, что США не признают украинские выборы легитимными и что это единая позиция Запада.
"Известия" обращают внимание на сенсационность заявления В.Ющенко о том, что он готов пойти на повторное проведение второго тура, т.к. накануне принес присягу, а "значит, дал понять, что считает себя законным президентом". Характеризуя четкую позицию В.Януковича, газета отмечает, что он рассчитывает "взять врага измором" - согласиться на то, что все судебные иски оппозиции будут рассмотрены, а к этому времени "волна протестов спадет". При этом главное сейчас для премьера - "обеспечить себе передышку". Замечая, что "на переговорах сейчас настаивают все", издание считает, что "со своим - может быть, одним из самых разумных за вчерашний день - предложением" выступил лидер компартии П.Симоненко, предлагающий признать выборы несостоявшимися, полномочия действующего главы государства приостановить, а всю власть передать Верховной раде.
Из российских новостей центральные СМИ отметили, что вчера Госдума приняла проект бюджета-2005 в третьем чтении. Соответственно, это означает, что утверждены текстовые статьи бюджета и распределение расходов по всем статьям. Пресса замечает, что хотя на принятие бюджета на этот раз ушел почти целый день, никаких скандалов не произошло. Единственная робкая попытка депутата С.Глазьева снять с рассмотрения проект бюджета, из-за того, что ни одна поправка фракции "Родина" не была поддержана профильными думскими комитетами скандала, была решительно пресечена думскими единороссами.
"Ведомости" отмечают, что лоббистам в этом году пришлось несладко - контролируемые из Кремля депутаты могли проводить только те поправки в бюджет, которые пропустило правительство. Тем не менее, обращает внимание газета, после одобрения бюджета в третьем чтении несколько компаний с госучастием неожиданно получили солидную прибавку к уставному капиталу, а региональные бюджеты - отсрочку по уплате долгов и дополнительную материальную помощь.
"Известия", отмечая, что против проекта госбюджета выступили 85 "левых" депутатов ("их просто не допустили к работе над главным финансовым документом страны"), пишут, что бюджет принят с профицитом, который правительство сможет потратить "по своему усмотрению". "Левые" этим возмущены": они предлагают расходовать лишние деньги на переоснащение промышленности и социальные выплаты. Издание также обращает внимание на то, что обязательства бюджета перед "силовиками" оказались под угрозой: средства внутри силового блока, по мнению части депутатов, распределены неправильно, т.к. основные суммы направлены на техническое переоснащение, а не на зарплату и другие выплаты сотрудникам спецслужб, которые со следующего года лишаются части своих натуральных льгот.
"Газета" обращает внимание на то, что Госдума при рассмотрении проекта бюджета на 2005 год в третьем чтении одобрила поправку, по которой бюджетные организации смогут внести в свою строку доходов арендную плату от сдачи госимущества. Авторы поправки настаивали, что этот дополнительный источник доходов помогает выжить школам, больницам, театрам при недостаточном финансировании из федерального центра. Но, по мнению экспертов, сейчас доходы, полученные госучреждениями от сдачи имущества в аренду, уже не играют большой роли. Сдавать в аренду можно только площадь, не занятую под учебные процессы, а доходы от нее идут только на оплату коммунальных услуг и текущий ремонт.
Как отмечает "Коммерсантъ", главная головная боль правительства в следующем году - это регионы, которые будут исполнять свои бюджеты в условиях начинающегося в 2005 году перераспределения полномочий между уровнями госвласти, а также в условиях затеянной федеральным центром монетизации льгот. При этом регионам-донорам разрешили в 2005 году не обслуживать свои бюджеты через отделения Федерального казначейства в регионах. Кроме того, все регионы получили в подарок от федерального центра право на реструктуризацию долгов по ссудам перед федеральным бюджетом, которые были выданы на покрытие кассовых разрывов при исполнении региональных бюджетов. Право на реструктуризацию до 1 января 2008 года могут получить те регионы, у которых доля задолженности по бюджетным ссудам превышает 1% доходов регионального бюджета за 2004 год. Для этого они должны провести установленные в соглашениях с Минфином меры по оздоровлению своих бюджетов и покончить с задолженностью по социальным расходам. Выполнившим эти условия регионам Минфин, начиная с 2005 года, будет ежегодно списывать до 30% долга по ссудам.
"Московский комсомолец", отмечая сокращение расходов на социалку, спорт, культуру, медицину и образование (все это пойдет лишь 10% расходов, а в прошлом году истратили более 13%), пишет, что "может показаться, что страна решила держаться исключительно на обороне и безопасности: треть бюджета пойдет людям в погонах". Подводя итог обсуждению, издание замечает, что "в сухом остатке - полная безысходность. Наша страна уже давно поставлена на четвереньки. А все опоры, на которые делают ставку наши власти (экономический рост, оборона и загашники), весьма худосочны. А одна и вовсе - костыль (пенсионеры). За такой бюджет должно быть стыдно. Наверное, поэтому премьер Фрадков в очередной раз проигнорировал Госдуму и не явился на обсуждение этого документа. Понимает, что в государстве должен остаться хотя бы один человек, который как бы ни при чем".
Не прошло мимо внимания прессы вчерашнее заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству, члены которого во главе с премьером М.Фрадковым собрались, чтобы обсудить, как развивать малый бизнес. СМИ отмечают, что у самих предпринимателей было два предложения - допустить их к банковским кредитам и создать фонд, куда крупный бизнес делал бы взносы на развитие малого "и тем самым демонстрировал бы на деле свою социальную ответственность". Однако первое предложение чиновники не заметили, а против второго высказались представители крупного бизнеса. Единственная идея, которую согласилось поддержать правительство, - запустить на телеканале "Россия" просветительскую программу о том, как почетно быть предпринимателем.
Как пишет "Коммерсантъ", на прошедшем заседании было выявлено, что мешает малому и среднему бизнесу. Как выяснилось, это, прежде всего, чиновники, особенно на местах, а также крупный бизнес и "Газпром". А что мешает крупному бизнесу, он и сам знает.
"Ведомости" отмечают, что, комментируя итоги заседания, ответственный секретарь совета В.Миловидов заметил, что "конечно, это отчасти выпуск пара, но не в свисток, а целенаправленно". По его словам, премьер поручил аппарату правительства включить все конкретные предложения из числа вчерашних в протокольное решение. На его основе, как сообщил сопредседатель рабочей группы совета по малому бизнесу А.Шохин, будет написана стратегия развития этого сектора.
"Время новостей" обращает внимание на то, что на заседании глава Федеральной антимонопольной службы И.Артемьев выглядел одиноко болеющим за антимонопольное законодательство. Тот проект закона о защите конкуренции, который он ярко презентовал предпринимателям и правительственным чиновникам, не захотели в итоге поддержать ни те, ни другие.
В "деле ЮКОСа" основные материалы, публикуемые центральной прессой, связаны с предстоящей распродажей активов опальной нефтяной компании. Так, вчера стало известно, что итальянская компания Eni, хотя и не намерена участвовать в аукционе по продаже акций "Юганскнефтегаза" 19 декабря, готова купить бумаги этой компании у "Газпрома" или любого другого победителя аукциона. По официальной информации, "Газпром" пока не получал предложений Eni, однако руководство российского газового холдинга готово всерьез их обсуждать.
"Известия", отмечая, что итальянская Eni впервые открыто проявила свой интерес к покупке активов ЮКОСа, обращают внимание на то, что эта компания готова приобрести часть "Юганскнефтегаза" только после того, как это предприятие будет куплено на аукционе "Газпромом" или кем-нибудь еще. Таким образом, полагает издание, итальянская компания рассчитывает защититься от исков со стороны нынешних владельцев ЮКОСа и дает понять, что ей "недостаточно государственных гарантий качества ее будущей покупки".
**Правительство РФ**
Надо не просто совершенствовать финансовые институты, но создать проект целостной финансовой системы, - Михаил Фрадков
Финансовые рынки являются сердцем рыночной экономики, определяют движение инвестиций, рост промышленного производства и обеспечивают рост национального богатства. Об этом заявил в четверг премьер-министр РФ Михаил Фрадков, открывая заседание правительства.
Члены кабинета министров рассматривают вопрос о состоянии и развитии финансовых рынков в России.
"Правительство и ранее неоднократно обращалось к этому вопросу, но нельзя сказать, что здесь все решено", - отметил М.Фрадков.
По его словам, сегодня речь должна идти не просто о совершенствовании финансовых институтов, но о проекте целостной финансовой системы для решения ряда задач.
Ключевыми он считает три задачи.
"Во-первых, это задача серьезной технологической модернизации производства и развития инвестиций, так как сейчас инвестиции предприятий зачастую основываются на собственных средствах, что снижает ресурсную базу промышленного роста", - сказал М.Фрадков. По его словам, без развития финансовых рынков расширение производственной базы предприятий останется иллюзией.
Во-вторых, немногие российские компании имеют рыночную стоимость, причем она находится на низком уровне. "Все эти компании в сумме стоят меньше, чем две-три крупных транснациональных корпорации, а мы не можем рассчитать их капитализацию", - продолжил М.Фрадков.
Без этого нельзя говорить о справедливой конкуренции на инвестиционном рынке, сказал премьер-министр.
М.Фрадков заметил также, что сейчас России присваивают рейтинги международные агентства. "Это создает хорошие условия для дополнительных иностранных инвестиций, к тому же растет внутреннее предложение финансовых ресурсов", - заметил глава правительства.
Однако, по его словам, емкость финансового рынка сейчас недостаточна для освоения этих средств.
Как подчеркнул М.Фрадков, в результате административной реформы полномочия государственного регулятора в данной сфере возросли, создана Федеральная служба по финансовым рынкам, имеющая широкие полномочия по регулированию рынка ценных бумаг и других связанных с этим секторов.
"Служба должна стать центром по выработке предложений, связанных с увеличением емкости финансовых рынков, роста капитализации российских компаний", - сказал глава правительства.
Объем стабилизационного фонда в России в октябре составлял 455 млрд. рублей, - Михаил Фрадков
Объем стабилизационного фонда на 1 октября текущего года составил 455 млрд. рублей. Об этом сообщил в четверг в ходе заседания правительства премьер-министр РФ Михаил Фрадков.
"План поступлений в федеральный бюджет за девять месяцев перевыполнен на 20%, что позволило увеличить сумму отчислений в Стабилизационный фонд", - сказал М.Фрадков.
Говоря об исполнении бюджета на девять месяцев, М.Фрадков сообщил, что за этот период ВВП вырос на 7%, инвестиции - почти на 12%, а реально располагаемые доходы населения - на 13%, по сравнению с аналогичным периодом 2003 года.
В России форсируют формирование мегарегулятора на финансовых рынках
Правительство РФ приняло решение о необходимости ускоренного формирования мегарегулятора на финансовых рынках. Об этом заявил премьер-министр РФ Михаил Фрадков, подводя итоги обсуждения вопроса о развитии финансовых рынков в стране.
"Предлагается форсированно делать мегарегулятор", - сказал М.Фрадков. В этой связи он отметил необходимость министерствам и ведомствам "поделиться компетенцией (с будущим мегарегулятором) в общих интересах".
Правительство РФ в целом одобрило предложения федеральной службы по финансовым рынкам по развитию сферы финансовых рынков.
М.Фрадков поручил ФСФР в первом квартале 2005 года разработать и представить в правительство РФ стратегию развития финансовых рынков и план конкретных действий по ее реализации. "Формирование финансового рынка, системы регулирования, инфраструктуры - это та сфера, где реформаторские усилия должны быть консолидированы", - сказал премьер- министр.
Инфляция в 2004 г., скорее всего, выйдет за пределы прогнозируемого уровня, - Алексей Кудрин
Инфляция по итогам 2004 года, скорее всего, выйдет за пределы прогнозного уровня, заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин на заседании правительства в четверг.
"Это неприятное последствие, которое мы допустили в рамках нашей политики", - сказал министр.
А.Кудрин также отметил, что "одновременное удержание предельного укрепления рубля, сдерживание инфляции и использование стабилизационного фонда представляют собой нелепицу".
Министр сказал, что нельзя учесть все факторы, влияющие на уровень инфляции. "Рост цен на зерно, на бензин не был спланирован", - отметил он. В то же время, по ряду параметров "мы рукотворно создаем инфляцию", заявил А.Кудрин. По его словам, рост цен на мясо в общем уровне инфляции в 11% в 2004 году вносит вклад примерно в 1,2 процентного пункта.
А.Кудрин заявил, что ориентир по снижению инфляции до 3-4% к 2008 году является обязательной целью. "Мы должны взвесить все моменты и задачи, в том числе, касающиеся расходов стабилизационного фонда", - добавил он.
Алексей Кудрин считает несовершенной судебную защиту прав собственности на финансовом рынке РФ
Министр финансов РФ Алексей Кудрин согласился с мнением главы Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олега Вьюгина, что система судебной защиты прав собственности на финансовом рынке России является несовершенной.
"Я еще раз поддерживаю тезис о недостаточной защите прав участников финансового рынка, прав собственности на этом рынке", - подчеркнул министр.
При этом, по его словам, в рамках действующего законодательства, регулирующего вопросы защиты прав инвесторов, наиболее высокий вес имеет состояние судебной системы, качество принимаемых судебных решений.
"Мы, безусловно, не правоохранительные органы, чтобы каждого хватать за руку, но сами решения по экономическим вопросам не все, но по многим ситуациям, не выдерживают критики, мы это прекрасно понимаем, мы это знаем", - сказал министр.
По его словам, в стране плохо работает как система выявления таких ситуаций, так и ответственность судей за подобные ситуации.
А.Кудрин также согласился с предложением О.Вьюгина о создании единого регулятора на финансовом рынке, а также о формировании коллективного органа по управлению этим регулятором.
Алексей Кудрин предлагает более глубоко дифференцировать зарплату в госсекторе в зависимости от уровня ответственности
Министр финансов РФ Алексей Кудрин в ходе заседания правительства в четверг высказался за более глубокую дифференциацию зарплат госчиновников в зависимости от уровня их ответственности.
"Наши намерения по проведению административной реформы в части увеличения ответственности и увеличения зарплат работников госслужб и министерств справедливы, но иногда начинают размываться", - сказал А.Кудрин.
По его словам, в рамках действующей системы оплаты труда работников федеральных служб консультант агентства по туризму будет получать такую же зарплату, сколько консультант Федеральной службы по финансовым рынкам, хотя ответственность разная.
Это происходит, "так как все сидят на одной сетке", сказал министр.
Вместе с тем, председатель правительства РФ Михаил Фрадков в ответ на это выступление призвал не обижать сотрудников агентства по туризму, в связи с чем А.Кудрин завершил свое высказывание на эту тему.
Герман Греф предлагает более тщательно подходить к определению квот на импорт мяса на будущий год
Правительство РФ должно более тщательно подойти к определению квот на импорт мяса на будущий год. Об этом заявил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф в четверг на заседании правительства.
Ранее на заседании глава Минфина Алексей Кудрин заявил о том, что резкий рост цен на мясо в России в текущем году дал дополнительно 1,2% роста инфляции, что стало одной из причин превышения запланированных на 2004 год показателей инфляции.
В свою очередь министр сельского хозяйства Алексей Гордеев заявил, что в 2004 году при росте потребительских цен более чем на 8% рост цен на продовольственные товары составил 7,5%.
Однако с мнением А.Гордеева не согласился Г.Греф, поддержавший позицию министра финансов. "При определении квот на 2005 год надо детально определять их размеры", - сказал он.
"Серьезный рост цен на мясо ударил по потребителю, создает неконкурентоспособное производство", - отметил глава Минэкономразвития.
"Мы не сможем всегда держать такие (высокие) цены", - пояснил Г.Греф. "Уйдя от квот (на импорт мяса), мы можем серьезно ударить по производителям (отечественным производителям)", - заявил Г.Греф.
Основная проблема финансового рынка России - уход наиболее качественных активов за рубеж, - Олег Вьюгин
Основная проблема финансового рынка России состоит в уходе наиболее качественных финансовых активов, в первую очередь акций, на зарубежные рынки. Об этом заявил руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин на заседании правительства в четверг.
Он отметил, что в последнее время были созданы системы обязательного накопления, в частности, пенсионных накоплений. Кроме того, были подготовлены законопроекты в области коллективных инвестиций. Все эти системы требуется инвестировать. "Одновременно с этим налицо тенденции, когда наиболее качественные российские активы уходят в иностранные торговые системы. В результате российские акции торгуются не в России, а за рубежом", - сказал глава ФСФР.
О.Вьюгин отметил, что, с одной стороны, в этом нет ничего страшного, поскольку, таким образом, проявляется интерес к российским активам в мире. Но с другой стороны, в результате в среднесрочном плане может произойти "оголение" российского финансового рынка, отметил руководитель ФСФР.
Компании РФ за 10 месяцев привлекли с финрынков $12,4 млрд., - ФСФР
Российские компании за 10 месяцев 2004 года привлекли с финансовых рынков $12,4 млрд., заявил руководитель федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин, выступая в четверг на заседании правительства РФ.
Он пояснил, что эта сумма была привлечена путем размещения акций и облигаций, однако большая часть этого объема поступила за счет размещения не на российском рынке, а на рынке евробондов и АДР.
В целом за последние четыре года, по словам О.Вьюгина, российские компании привлекли инвестиции с рынка капиталов в объеме свыше $110 млрд. Из них около $70 млрд. представляют собой банковский кредиты, около $40 млрд. - собственные ценные бумаги. При этом треть всех инвестиционных ресурсов, полученных российскими компаниями, поступила через рынок капитала. "То есть это не собственные средства предприятий, а явный перелив капитала между секторами экономики" - подчеркнул глава ФСФР.
Он отметил, что 2002-2004 годы являются наиболее динамичным периодом развития российского финансового рынка. "Показатели выглядят весьма благоприятно", - подчеркнул О.Вьюгин. По его словам, капитализация рынка выросла в 6 раз, объем выданных кредитов - в 6 раз. Объем привлеченных инвестиций через размещение ценных бумаг - в 7 раз.
Также, по его словам, динамично развивались институты рынка капиталов. Так, за четыре года активы банковский системы выросли в 2,7 раза, инвестиционных фондов - в 13 раз, уставный капитал страховых компаний - в 6,8 раза, до $115 млрд. Объем коллективных инвестиций в негосударственной системе достиг $10 млрд. и продолжает расти высокими темпами.
ФСФР видит за внешним благополучием фондового рынка РФ серьезные проблемы
За внешним благополучием фондового рынка России накапливаются серьезные проблемы, заявил руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин на заседании правительства РФ в четверг.
"За внешним благополучием накапливаются серьезные проблемы, которые проявляются в том, что крупные российские компании сегодня не рассматривают российский финансовый рынок как главный источник инвестиций", - заявил глава ФСФР.
По его словам, по-прежнему основным источником инвестиций для российских компаний остаются собственные средства, займы или первичные размещения ценных бумаг на иностранных площадках.
"Отечественный фондовый рынок является недостаточно ликвидным, находится под спекулятивным давлением и на нем ощущается нехватка долгосрочных инвесторов", - подчеркнул О.Вьюгин.
По его словам, значительный объем сделок с российскими активами осуществляется на иностранных торговых площадках. Ежедневный объем сделок с российскими акциями колеблется в пределах $0,5-1 млрд., достигая в месяц до $25 млрд., при этом свыше 50-60% - это сделки, которые совершаются в Лондоне и Нью-Йорке.
"Причины этого многогранны", - сказал О.Вьюгин, отметив, что, в частности, это отставание развития инфраструктуры российского фондового рынка из-за недостатка инвестиций. Это связано с недостаточной капитализацией клиринговых систем, невысокой надежностью учетной системы, высокими издержками совершения сделок через российские торговые системы по сравнению с иностранными.
Финансовому рынку мешает отсутствие активной борьбы с инфляцией, - Олег Вьюгин
Одной из проблем, мешающих развитию финансового рынка, является отсутствие активной борьбы с инфляцией. Об этом заявил руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин на заседании правительства в четверг.
Он отметил, что национальной курс валюты сейчас стабилен, что приводит к тому, что заимствования в России являются довольно дорогими - 10-11% в валюте. В то же время крупные российские компании могут привлечь займы за рубежом под 7-8%.
"Что бы ни говорили об уровне инфляции, сейчас есть два фактора, определяющие, - это цена нефти и ставка отсечения, выше которой доходы поступают в стабилизационный фонд", - отметил О.Вьюгин.
Остальные факторы, по его мнению, носят временный характер, и "мы имеем то, что имеем".
Кроме того, О.Вьюгин отмечает неудовлетворительное состояние надзора за деятельностью финансовых институтов. Остается также нерешенной проблема использования инсайдерской информации, а также отсутствие достаточной защиты компаний в процессах слияний и поглощений.
ФСФР представит в правительство стратегию развития финансовых рынков в России
Федеральная служба по финансовым рынкам в первом квартале 2005 года представит в правительство стратегию развития финансовых рынков в России и план действий по ее реализации. Об этом заявил глава ФСФР Олег Вьюгин в четверг на заседании кабинета министров.
Он сообщил, что для решения проблем, препятствующих развитию финансового рынка в России, потребуется два года. "Реально комплекс проблем для своего решения потребует два года", - сказал О.Вьюгин.
ФСФР намерена в 2005 г. предложить изменения в законодательство, регулирующие корпоративные захваты
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) в 2005 году намерена предложить изменения в российское законодательство для регулирования недобросовестных корпоративных захватов, заявил руководитель ФСФР Олег Вьюгин, выступая в четверг на заседании правительства РФ.
"Мы подготовим такое законодательство, согласуем с Минэкономразвития, и я думаю, что в течение 2005 года эти изменения должны быть сделаны. Это не спасет ситуацию полностью, но существенно улучшит права акционеров при поглощениях", - сказал он.
О.Вьюгин отметил, что существует опасность недобросовестных корпоративных захватов. "Если у компании большое количество акций в обращении - существует угроза, что их скупят и попытаются сместить собственника", - пояснил он. При этом, по его словам, практика показывает, что зачастую судебная система используется как орудие недобросовестных корпоративных захватов.
Проблема заключается в том, сказал глава ФСФР, что сам процесс скупки в России не урегулирован должным образом, в то время как на развитых рынках капитала он строго регулируется финансовым регулятором.
По словам О.Вьюгина, первым требованием в данной области может быть условие для того, кто начинает покупать существенный пакет, например, свыше 20%, что он должен сделать обязательное публичное предложение оставшимся акционерам о приобретении этих акций по справедливой цене. Кроме того, должны быть ограничения для совета директоров, чтобы его ответной реакцией не было разрушение компании.
"Мы будем предлагать законодательство, которое поставит процесс накопления значительных пакетов (акций) под контроль регулятора и закона, чтобы не ущемлять права акционеров, которые зачастую не знают, что происходит с их акциями в офшорах", - заявил глава ФСФР.
Олег Вьюгин отмечает необходимость совершенствования инфраструктуры финансового рынка
Глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин отмечает необходимость совершенствования инфраструктуры финансового рынка для его дальнейшего развития. Об этом он заявил на заседании правительства в четверг.
По его словам, результатом совершенствования инфраструктуры должна стать система, в которой следки происходят на бирже с частичным депонированием средств и гарантией поставки. Одним из способов решения текущей проблемы является создание центрального депозитария.
По словам О.Вьюгина, "центральный депозитарий получает уникальное право открывать счета в реестрах, и все биржевые сделки будут проходить через него". Как отметил глава ФСФР, сделки будут обходиться дешевле, повысится надежность, а иностранные инвесторы смогут более просто работать на российских площадках.
Для появления центрального депозитария необходимо создать его законодательный статус, а также принять законы о биржевом деле и о клиринге, отметил О.Вьюгин.
Для развития фондового рынка необходимо создание новых финансовых инструментов, - Олег Вьюгин
Создание новых финансовых инструментов необходимо для дальнейшего развития фондового рынка. Об этом заявил руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин на заседании правительства в четверг.
Он отметил необходимость развития срочного рынка. По его словам, в развитых странах спот-рынок составляет около 20-40%, а остальную часть рынка занимают деривативы, с помощью которых происходит хеджирование. По словам О.Вьюгина, для развития этого рынка необходимо принять соответствующий закон о срочном рынке. Он отметил, что попытки принять такой закон были не очень удачными из-за разногласий и трений в разных ведомствах. Поэтому сейчас этот закон "необходимо сесть и написать", сказал руководитель ФСФР.
Существует также необходимость развития возможности секьюритизации активов. Один из примеров секьюритизации - это ипотечные ценные бумаги. О.Вьюгин отметил, что в развитых странах также секьюритизируются долгосрочные кредиты на покупку автомобилей.
Глава ФСФР сообщил, что сейчас близка к завершению программа коммерческих ценных бумаг, с помощью которых компании смогут осуществлять краткосрочные заимствования, регистрацию их будет проводить биржа.
ФСФР предлагает увеличить штрафы за нарушения в раскрытии информации на финрынках
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) в целом довольна действующим законодательством в области раскрытия информации на российском финансовом рынке, однако считает необходимым увеличить штрафы за его нарушения, заявил руководитель ФСФР Олег Вьюгин в четверг на заседании правительства РФ.
По словам О.Вьюгина, раскрытие информации на финансовом рынке - "это не проходная тема", поскольку он по существу представляет собой рынок информации. "Любая сделка совершается на основе информации, инвесторы должны хорошо представлять, с кем они имеют дело, какова реальная информация о компании, кто ее собственник", - подчеркнул он. Все требования в этой области в российской практике на сегодняшний день существуют, отметил глава ФСФР, хотя и есть возможности для их совершенствования.
Вместе с тем, по его словам, не хватает контроля и системы предотвращения нарушений на финансовых рынках, поскольку на сегодняшний день штраф за нарушение правил раскрытия информации не является значительным. "Сегодня самый распространенный штраф - это 40-50 тыс. рублей, но что это за сумма для компаний, которые ворочают миллиардами", - сказал он.
О.Вьюгин подчеркнул, что сам он "не любитель наказывать", но понимает, что существуют правила, по которым действует раскрытие информации в мире, и на цивилизованных рынках штрафы бывают очень большими. Например, компания Shell была оштрафована за нарушение в этой области на 18 млн. фунтов.
Для повышения размера штрафов, отметил глава ФСФР, потребуется внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях.
О.Вьюгин также сообщил, что ФСФР совместно с депутатами Госдумы намерена готовить законопроект о контроле за инсайдерской информацией. Он напомнил, что предпринимались неоднократные попытки подготовить такой законопроект, однако они не были удачными, поскольку законодательство в этой области во многом неприятно для профучастников, так как предполагает определенную систему расследований и довольно жесткую систему наказаний. С другой стороны, нельзя дать точное исчерпывающее определение, что такое инсайдерская информация.
**Федеральное собрание**
Совет Федерации
Совет Федерации одобрил поправки в закон "О Счетной палате РФ", изменяющие порядок назначения ее руководителей ("Коммерсантъ", "Газета")
Как отмечает "Коммерсантъ", вчера Совет Федерации одобрил поправки в закон "О Счетной палате РФ", изменяющие порядок назначения ее руководителей. Но уже в редакции согласительной комиссии. Причем компромисс таков: кандидата на пост председателя СП в Госдуму будет представлять президент, но в соответствии с предложениями депутатов. Право направлять президенту такие предложения получили фракции, думские комитеты либо просто группы депутатов числом не менее 20% списочного состава Госдумы. Аналогичный порядок установлен и для Совета федерации, в прерогативу которого будет входить утверждение представленных президентом кандидатур на должности заместителей главы СП: свои рекомендации главе государства смогут направлять комитеты и комиссии Совета федерации, а также инициативные группы, объединяющие не менее пятой части общего числа членов верхней палаты. Учитывая нынешнюю лояльность парламента к любым президентским инициативам, нетрудно предположить, что выбор руководителей Счетной палаты будет предрешен заранее. То есть желания парламентариев наверняка совпадут с мнением президента. Таким образом, связка президент - парламент в очередной раз окрепла, резюмирует "Ъ".
Таким образом, продолжает тему "Газета", президенту переподчиняется орган парламентского контроля. Сенаторы приняли предложенный "единороссами" закон, против которого проголосовали в июле, после того как им удалось внести в него одну поправку - в случае отклонения парламентом кандидатуры главы СП и его заместителя президент может представить на утверждение депутатов новых претендентов. По мнению экспертов издания, сенаторы приняли закон, опасаясь обострить отношения с Кремлем.
По мнению спикера СФ С.Миронова, для значительной части накопленных государством финансовых резервов необходимо найти долгосрочные сферы вложений ("Российская газета")
"Российская газета" публикует статью спикера СФ С.Миронова, в которой автор рассматривает некоторые аспекты использования накопленных государством финансовых резервов. Отмечая, что для страховки от "неприятных неожиданностей и колебаний конъюнктуры" необходимо $50-60 млрд., автор полагает, что для остальных $70-80 млрд., имеющиеся в Стабфонде и резервах ЦБ, "необходимо найти выгодные долгосрочные сферы вложений". По мнению С.Миронова, часть этих средств нужно направить на развитие системы ипотечного кредитования, а также в покупку акций предприятий, в первую очередь, высокотехнологичных, и в инфраструктуру. Следует направить также десятки миллиардов долларов в аэрокосмический комплекс, в ядерную промышленность, в другие отрасли, где наша страна еще сохраняет передовые позиции в мире. Тогда к 2010 г. вполне реально не просто решить задачу удвоения ВВП, а сделать это на новой технической базе, "возвратив России позиции передовой научно-технической державы".
Чтобы решить эту задачу, считает спикер СФ, необходимо отказаться от трех предрассудков: хранения государственных резервов в зарубежных банках под низкий процент, неспособности государства эффективно вкладывать средства, и уверенности либеральных экономистов в том, что поступление валюты от экспорта нефти неизбежно понижает конкурентоспособность экономики. "Если рыночные механизмы не справляются, не могут усвоить поступающие средства, нужно подправить их, создав эффективную систему государственного финансового, инвестиционного регулирования", - заключает С.Миронов.
Государственная Дума
Госдума может сохранить имущественный налоговый вычет при операциях с ценными бумагами
Госдума РФ может сохранить имущественный налоговый вычет, предоставляемый физическим лицам в отношении доходов от купли-продажи ценных бумаг.
В августе Дума приняла в первом чтении правительственный законопроект о внесении изменений в главы Налогового кодекса РФ (НК) о налоге на прибыль и налоге на доходы физических лиц. Однако заключение президента РФ на этот законопроект Госдума получила недавно.
Как отмечается в заключении, законопроект нуждается в доработке. В частности, президент считает, что отмена имущественного налогового вычета, предлагаемая в проекте, приведет к ухудшению положения ряда налогоплательщиков. "В связи с этим представляется возможным рассмотреть вопрос об отсрочке вступления в силу данной нормы", - подчеркивается в письме.
Президент также предлагает исключить из текста законопроекта норму, устанавливающую, что в случае продажи на внебиржевом рынке ценной бумаги, обращающейся на бирже, датой совершения сделки является дата перехода собственности на эту ценную бумагу. Президент указал, что в соответствии со статьей 146 Гражданского кодекса РФ дата совершения сделки и дата перехода права собственности по ценной бумаге могут отличаться. При этом НК установлено, что в ряде случаев расчетная стоимость ценной бумаги для целей налогообложения определяется исходя из цен, установленных на момент совершения сделки.
"Таким образом, на практике могут возникнуть ситуации, когда вследствие изменений цен на рынке ценных бумаг доход налогоплательщика, рассчитанный для целей уплаты налога на прибыль организаций, будет отличаться от фактически полученного", - отмечается в документе.
В связи с этим в заключении на законопроект предлагается исключить поправку, касающуюся даты совершения сделки с ценной бумагой. В этом случае в соответствии с НК такой датой будет признана непосредственно дата ее совершения.
Госдума рассмотрит 26 ноября законопроект, ограничивающий потребление пива, в редакции согласительной комиссии
Госдума рассмотрит на заседании 26 ноября законопроект, ограничивающий розничную продажу и потребление пива, в редакции согласительной комиссии. Об этом сообщила вице-спикер Любовь Слиска журналистам после заседания Совета палаты.
По ее словам, в новой редакции документа расширяется перечень объектов, где нельзя осуществлять розничную продажу пива.
Кроме того, Госдума планирует на заседании рассмотреть законопроект о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Будет также рассмотрен законопроект "О переводе земель из одной категории в другую", а также законопроект "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2004 год".
**Региональные новости**
Мурат Зязиков предлагает создать в Ингушетии свободную экономическую зону и выступает против укрупнения регионов на Северном Кавказе
Президент Ингушетии Мурат Зязиков поддержал идею создания в Ингушетии свободной экономической зоны.
"Я считаю, что в республике, да и на юге России, это актуально. Свободную экономическую зону необходимо создавать", - сказал М.Зязиков на пресс-конференции в Москве в четверг.
"Очень важно проработать эффективный механизм работы этой зоны. У нас уже есть подготовленные нормативные акты, природные ресурсы и трудовые ресурсы. Потенциал экономической зоны мы бы использовали в нужном направлении", - заявил М.Зязиков.
"Я буду выходить с соответствующим предложением, и предварительные наработки уже есть в Минэкономики и в правительстве РФ", - подчеркнул М.Зязиков.
Отвечая на вопросы, президент Ингушетии заявил, что в настоящее время вопрос об укрупнении регионов РФ на Северном Кавказе является неактуальным. "Нам нужно отойти от большевистских идей, которые нас по сегодняшний день преследуют. Я согласен, что нужна консолидация усилий в экономике, социальной сфере, политике между субъектами Российской Федерации на юге России. Это жизненно необходимо", - заявил президент Ингушетии.
"Но вбрасывать какие-то идеи, находясь в каких-то лабораториях и институтах, не представляя, что такое Северный Кавказ, без учета особенностей Северного Кавказа - социальных, исторических и этнических особенностей народа - это не путь", - сказал глава Ингушетии.
Он заявил, что инициативы об укрупнении регионов РФ на Северном Кавказе появлялись неоднократно. "Мы знаем, что ни к чему хорошему они не приводят. По каждому региону, по каждой республике нужна своя программа, нужна своя программа по социально-экономическому развитию юга России. Всякие укрупнения, реорганизации, предложения подобного рода приводили к репрессиям, депортациям", - сказал М.Зязиков.
"Фактически нас на юге России никто и не разъединял, и из этого ничего никогда не получится. Но все должно быть в разумных рамках", - сказал глава Ингушетии.
Он также заявил, что на административных границах субъектов РФ на Северном Кавказе действует избыточное количество блокпостов и контрольно-пропускных пунктов, которые препятствуют свободному перемещению граждан. "О каком строительстве гражданского общества может идти речь и о каком объединении, если у нас между субъектами Российской Федерации действуют блокпосты, каких нет между отдельными заграничными странами", - сказал М.Зязиков.
Назначенный губернатором Красноярского края А.Хлопониным сенатор И.Каменской считает, что реформы по укреплению вертикали исполнительной власти не должны повредить статусу и роли местных законодательных властей ("Российская газета")
"Российская газета", напоминая, что 1 декабря Госдума должна во втором чтении рассмотреть законопроект о новом порядке избрания губернаторов, пишет, что в регионах президентская инициатива вызвала неоднозначную реакцию. Поэтому неудивительно, что именно Совет Федерации, который является "палатой регионов", стал тем центром, где формируются концептуальные поправки к "нашумевшему законопроекту". При этом многие члены СФ считают, что в нынешнем "сыром" виде проект закона о назначении президентом губернаторов не приведет в регионах ни к чему, кроме "управленческого хаоса и конфликтов с федеральным центром". Так, глава Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике А.Казаков, в частности, полагает, что из законопроекта непонятно, на каком основании президенту предоставляется право распускать заксобрания.
При этом смысл одной из поправок, которую верхняя палата парламента готовит к упомянутому законопроекту, как раз и сводится к исключению нормы, допускающей роспуск региональных законодательных собраний указами президента. По этому поводу, продолжает газета, среди сенаторов царит редкое единодушие: эту поправку в большинстве своем поддерживают и те члены СФ, которые представляют в палате исполнительную власть субъектов Федерации. Например, назначенный губернатором Красноярского края А.Хлопониным сенатор И.Каменской заявил, что реформы по укреплению вертикали исполнительной власти не должны повредить статусу и роли местных законодательных властей.
**Новости СМИ**
Рынок периодической печати в РФ развивается, но рынок печати по подписке себя исчерпал, - Михаил Сеславинский
Рынок распространения периодической печати нуждается в совершенствовании нормативной и законодательной базы, как на федеральном, так и на региональном уровнях, считает глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ Михаил Сеславинский.
Выступая в четверг на заседании комиссии Совета Федерации по информационной политике по вопросу состояния и развития национальной системы распространения и доставки подписчикам периодических изданий, М.Сеславинский констатировал, что рынок печати по подписке в России исчерпал свои возможности.
В этой связи, по его словам, Агентство намерено оказать серьезную материальную поддержку для формирования общественных организаций, которые и должны стать "точкой опоры для нас" в разработке необходимых нормативных и законодательных актов.
В то же время М.Сеславинский отметил перспективное развитие рынка периодической печати. Его оборот в 2003 году составил свыше $1,5 млрд., из них $500 млн. дохода получено по подписке и $1 млрд. - через розницу.
"Свыше $800 млн. составили инвестиции в развитие рынка периодической печати. На сегодняшний день в России 45 тыс. периодических изданий, из них 26 тыс. - газет", - сообщил М.Сеславинский.
Анализируя ситуацию в этом сегменте, М.Сеславинский отметил, что в 2005 году в России будет зарегистрировано 47 тыс. наименований изданий.
Вместе с тем глава Агентства отметил тенденцию отсутствия роста тиражей, которая, по его словам, связана с экономическим фактором и ростом Интернет-изданий. "Ежегодно на сайты СМИ и других изданий осуществляются десятки тысяч посещений", - сказал М.Сеславинский.
Оценивая российский рынок периодической печати, он обратил внимание на его излишнюю политизированность и добавил, что всего 10-20% изданий являются прибыльными, а остальные дотируются из разных источников, в том числе федерального уровня, регионального, а также от частных инвесторов.
По словам М.Сеславинского, очень высокая конкуренция, в отличие от газетного, сохраняется в журнальном секторе, который активно развивается.
М.Сеславинский также обратил внимание участников заседания на недобросовестную конкуренцию на рынке продаж, которая, по его мнению, связана с отсутствием гибких условий продаж и отсутствием необходимого законодательства.
**Скандалы и происшествия. Слухи**
Суд 1 декабря проведет предварительное заседание по рассмотрению иска ИМНС о взыскании с ЮКОСа более 72 млрд. руб. штрафов за 2002 год
Арбитражный суд Москвы назначил на 1 декабря предварительное заседание о рассмотрении заявления Межрегиональной инспекции МНС по крупнейшим налогоплательщикам N1 о взыскании с НК "ЮКОС" штрафных санкций за 2002 год в размере 72,04 млрд. рублей, сообщили в пресс-службе суда.
Как сообщалось ранее, заявление межрегиональной инспекции МНС по крупнейшим налогоплательщикам N1 о взыскании с НК "ЮКОС" штрафных санкций за 2002 год на сумму 72,04 млрд. рублей поступило в Московский арбитражный суд 22 ноября.
Общая сумма претензий налоговых органов к "ЮКОСу" за 2002 год составляет 193 млрд. 25 млн. 458 тыс. 6 рублей, или около $6,7 млрд. Недоимка за 2002 год по налогу на прибыль составляет 50,4 млрд. рублей, по НДС - 35,5 млрд. рублей, пени - свыше 30,5 млрд. рублей, штрафы - более 72 млрд. рублей.
Судя по всему, "Газпром" не прочь рассмотреть предложения западных компаний о совместной покупке "Юганскнефтегаза"
Как пишут "Ведомости", вчера агентство Bloomberg передало, что итальянская ENI готова приобрести долю в "Юганскнефтегазе", но не на аукционе, а после того, как этот актив будет куплен "Газпромом" или какой-либо другой компанией. По словам исполнительного директора ENI В.Минкато, подобный план позволит его компании получить долю в "Юганскнефтегазе", не сталкиваясь напрямую с юридическими проблемами ЮКОСа. Между тем, замечает издание, пресс-секретарь правления "Газпрома" С.Куприянов заявил, что "мы пока не получили официальные предложения ENI по "Юганскнефтегазу", но рассмотрим их, если получим. Насколько мне известно, подобные предложения сейчас формируют и другие крупные мировые компании". При этом назвать их он отказался. В то же время источник в "Газпроме" сообщил, что подобное партнерство монополии предлагали, в частности, американские Chevron Texaco и Еххоn. "Они заявляли о своей готовности помочь организовать финансирование покупки", - рассказал менеджер газового монополиста. В свою очередь, представитель ENI заверил в том, что "слова, приписанные Витторио Минкато, на самом деле ему не принадлежат". "Переговоров о покупке доли в "Юганскнефтегазе" нет, - сказал он. - ENI не получала никаких предложений и сама не проявляла инициативу".
Тем временем, продолжает газета, менеджер "Газпрома" полагает, что в случае победы его компании на аукционе по "Юганскнефтегазу" иностранному партнеру, скорее всего, будет продана лишь часть пакета акций нефтяной компании. По словам высокопоставленного чиновника, иностранная компания, такая как ENI, обеспечит "Газпрому" необходимое финансирование этой покупки. Издание обращает внимание на то, что источнику, близкому к Кремлю, кажется логичным, что иностранная компания предпочитает покупать "Юганскнефтегаз" не напрямую, а через структуру, чтобы быть добросовестным приобретателем в случае возникновения претензий к покупателю от миноритариев.
В развитие темы "Газета", отмечая, что у "Газпрома" нет достаточных средств на покупку "Юганскнефтегаза", приходит к выводу, что монополия сможет участвовать в аукционе лишь при финансовой поддержке крупного инвестора. При этом эксперты называют несколько альянсов, в которых может принять участие "Газпром". Первым среди них является консорциум с немецким холдингом E. ON, давним стратегическим партнером монополии. Оказать финансовую поддержку газовикам может и российская компания "Сургутнефтегаз", глава которой В.Богданов считается одним из самым лояльных власти независимых добытчиков. Третий альянс "Газпром" может создать с итальянской нефтяной компанией Eni, тем более, что римские чиновники уже подтвердили интерес своих нефтяников к активам ЮКОСа.
Что касается схемы, на условиях которой Eni рассчитывает получить доступ к российским ресурсам, то, как стало известно, итальянцы хотят приобрести долю в "Юганске" только после того, как предприятие купит "Газпром" или другая компания. По словам исполнительного директора Eni В.Минкато, подобный план позволит им получить долю в этом активе, не сталкиваясь напрямую с юридическими проблемами ЮКОСа. Правда, по мнению аналитиков, налоговое бремя "Юганска" - не основная причина, по которой Eni не готова участвовать в аукционе по продаже этого предприятия, тем более, что итальянцы вполне могли бы получить рассрочку в выплате налогов, да и хорошую службу могли бы сослужить дружеские отношения российского президента В.Путина и итальянского премьера С.Берлускони. Скорее всего, Eni демонстрирует российским чиновникам, что согласна участвовать в переделе активов ЮКОСа не автономно, а на правах младшего партнера "Газпрома". А, учитывая, что газовой монополии потребуется финансовая поддержка, власть может согласиться с предложением итальянцев, полагает газета.
Продолжая тему, "Коммерсантъ" замечает, что в "Газпроме" отнеслись к предложению исполнительного директора Eni В.Минкато чрезвычайно внимательно. Несмотря на то, что председатель правления "Газпрома" А.Миллер неоднократно заявлял, что "Газпром" не планирует участие в торгах РФФИ, вчера его пресс-секретарь С.Куприянов сообщил, что газовый концерн будет рассматривать предложение Eni, "в случае если оно поступит". Впрочем, он уточнил, что пока не получал никаких предложений Eni. Таким образом, "Газпром" подтверждает, что при создании определенного международного альянса может поучаствовать в разделе "Юганскнефтегаза". Однако, по мнению "Ъ", о реальности создания такого альянса пока говорить сложно. В свою очередь, в Федеральной антимонопольной службе сообщили, что "Газпром" и его структуры пока не подавали заявку на приобретение бумаг "Юганска". Заявок в РФФИ от "Газпрома", по данным "Ъ", также не поступало. Скорее всего, даже если "Газпром" решит поучаствовать в разделе ЮКОСа вместе с Eni, вопрос о создании альянса займет куда больше времени, чем осталось до 19 декабря, считает издание.
Как стало известно "Ведомостям", вчера на допрос в Генпрокуратуру был вызван финансовый директор ЮКОСа - гражданин США Б.Мизамор
"Ведомости" сообщают со ссылкой на источники, что вчера на допрос в Генпрокуратуру был вызван финансовый директор ЮКОСа - гражданин США Б.Мизамор. Между тем, замечает издание, в Генпрокуратуре эту информацию комментировать отказались. Однако один из собеседников газеты пояснил, что Б.Мизамора вызвали в рамках возбужденного летом этого года уголовного дела о хищении компанией денежных средств в 2001 году на 31 млрд. руб. с использованием мордовского трейдера "Фаргойл". "В 2001 году Брюс уже работал в компании. Видимо, следователи посчитали, что он не мог не знать об этих схемах", - сказал сотрудник ЮКОСа. По его словам, финансовый директор ЮКОСа вызван в прокуратуру в качестве свидетеля. Между тем один из топ-менеджеров компании опасается, что Б.Мизамора могут арестовать и что теперь прокуратура возьмется и за других иностранцев из ЮКОСа. Между тем эксперты полагают, что финансовому директору ЮКОСа пока не о чем беспокоиться, ведь в рамках "дела ЮКОСа" "в прокуратуру вызывают тысячи людей", и если бы его хотели арестовать, то так бы и сделали.
Издание также обращает внимание на то, что, по словам источника в ЮКОСе, помимо Б.Мизамора, повестка из Генпрокуратуры пришла еще шести сотрудникам компании. При этом он отказался назвать их фамилии, заметив, что за последнюю неделю в компании неоднократно проходили обыски и выемки документов, в том числе в казначействе, бухгалтерии, сбытовом подразделении, а также в отделе кадров. С ряда сотрудников взята подписка о невыезде, и, кроме того, на днях в отставку подал глава "ЮКОС РМ" П.Золотарев, сообщил источник.
**Экономические новости**
Рост ВВП РФ в 2004 году составит 6,2-6,4%, - эксперт
Рост ВВП России по итогам 2004 г. составит 6,2-6,4%. Такой прогноз высказал главный экономист инвестиционной компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков, выступая в четверг на конференции Ассоциации менеджеров "Бизнес в России. Повестка дня - 2005".
Рост промышленного производства, по мнению А.Гавриленкова, по итогам 2004 г. будет находиться в диапазоне от 5,9-6,1%. Экономист указал на существенное замедление роста экономики во втором полугодии текущего года по сравнению с первым.
Так, по его словам, динамика пяти базовых отраслей экономики в начале года росла темпами примерно около 8%, а в сентябре и в октябре годовые темпы роста уже составляли порядка 3%.
По его словам, замедление темпов роста экономики было вызвано существенным снижением инвестиционной активности, в частности, в сфере строительства. Он отметил, что если в первом квартале текущего года рост инвестиций в основной капитал составлял более 13%, то в октябре 2004 г. он составил лишь 7,8% по сравнению с октябрем прошлого года.
По мнению Е.Гавриленкова, основными факторами, повлиявшими на снижение инвестиционной активности, стали банковский кризис, возросшая активность в разбирательстве с делом "ЮКОСа", а также рассуждения властей о социальной ответственности бизнеса.
Кроме того, по мнению Е.Гавриленкова, в настоящее время "отсутствует экономическая политика как таковая". При этом он указал на тот факт, что даже те реформы, которые проводились раньше, в настоящее время притормозились. "Даже макроэкономическая политика сейчас стала менее адекватной", - указал экономист.
Е.Гавриленков также отметил проблему чересчур сильной стерилизации денежной массы. По его словам, денежная масса практически не растет, и это связано с тем, что возросло налогообложение на нефтяную отрасль, и основные доходы нефтяных компаний оседают в бюджете.
Он заметил, что в результате в банковской и финансовой системах ликвидность практически перестала расти. В то же время, по его словам, "попытка правительства и ЦБ бороться с инфляцией таким образом также ни к чему не привела". По его прогнозу, инфляция по итогам года в России составит не менее 11,5%.
По мнению Е.Гавриленкова, нехватка ликвидности может особенно ощущаться в начале второго квартала 2005 г., когда в силу сезонного фактора начнется ускорение роста экономики.
Е.Гавриленков также заметил, что пока достаточно быстрыми темпами растет розничный товарооборот, но, по его мнению, такая ситуация может также измениться через 1-2 квартала. Он объяснил это тем, что темпы роста реальных доходов пока высокие, но эти темпы в основном достигаются за счет существенного роста доходов в конце прошлого года. В то же время он заметил, что по отношению к предыдущему месяцу наблюдается стагнация величины реальных доходов.
Россия и Венесуэла подпишут меморандум о сотрудничестве в ТЭК
В ходе визита президента Венесуэлы Уго Чавеса в Москву, который начнется 25 ноября, планируется подписание межправительственного соглашения о сотрудничестве России и Венесуэлы в топливно-энергетическом секторе.
Об этом заявил в четверг специальный представитель президента РФ по международному энергетическом сотрудничеству Игорь Юсуфов на первом российско-венесуэльском нефтегазовом семинаре.
По его словам, межправительственный меморандум "придаст дополнительный импульс сотрудничеству двух стран". "Мы заинтересованы в поиске и разработке месторождений нефти и газа и поставках оборудования на венесуэльский рынок", - сказал И.Юсуфов.
Он отметил, что хорошим примером взаимодействия двух стран является сотрудничество российского "ЛУКОЙЛа" и венесуэльской государственной компании PdVSA".
И.Юсуфов сказал, что сотрудничество РФ с Венесуэлой может стать дополнительным звеном при достижении Россией цели выхода на североамериканский рынок сжиженного природного газа (СПГ).
По словам директора PdVSA по офшорным зонам Нестора Маиты, PdVSA, доказанные запасы которой составляют 78 млрд. баррелей нефти и 148 трлн. куб. футов газа, в настоящее время начинает активно разрабатывать офшорные зоны.
Он отметил, что Венесуэла обладает самыми крупными запасами среди стран Латинской Америки. "Производственные мощности PdVSA составляют 4 млн. баррелей нефти в сутки и 6,5 млрд. куб. футов газа в сутки", - добавил он.
Как сообщалось ранее, НК "ЛУКОЙЛ" планирует в пятницу подписать с PdVSA меморандум о взаимопонимании, где будут обозначены основные направления сотрудничества двух компаний.
Документы по созданию соответствующего СП с венесуэльской компанией планируется подписать в течение года.
"ЛУКОЙЛ" планирует вложить до $1 млрд. в нефтяные проекты в Венесуэле. Инвестиции компании, в частности, включают создание совместного предприятия по разработке нефтяных месторождений. Основные инвестиции в Венесуэле "ЛУКОЙЛ" планирует направить на разработку месторождений тяжелой нефти в бассейне реки Ориноко.
**Банковские новости**
Совет директоров Visa Int. освободил российские банки, имеющие инвестиционный рейтинг, от страхового депозита ("Коммерсантъ")
Как отмечает "Коммерсантъ", на прошедшем заседании совета директоров Ассоциации российских банков - членов Visa было объявлено, что совет директоров Visa Int. освободил российские банки, имеющие инвестиционный рейтинг, от страхового депозита. Это стало возможным после присвоения России инвестиционного рейтинга уже двумя международными рейтинговыми агентствами - Fitch и Moody's, поясняет издание. Надо сказать, что такое решение дает банкам с инвестиционным рейтингом (Сбербанк, Внешторгбанк, Внешэкономбанк) заметное конкурентное преимущество, ведь им не придется постоянно отвлекать часть свободных средств из оборота, что существенно снизит затраты на ведение карточного бизнеса. По мнению директора департамента платежных систем Гута-банка А.Комягинского, "речь идет о миллионах долларов, что может повлиять и на комиссию для клиентов этих банков". Более того, теперь банки с инвестиционным рейтингом, имеющие агентские программы и являющиеся спонсорами ассоциированных и аффилированных членов платежных систем, могут держать их страховые депозиты у себя. А вот для крупных негосударственных российских коммерческих банков это скорее неприятная новость, пишет "Ъ". "Рейтинг на уровне суверенного - это прерогатива государственных банков, - отмечает член правления "Автобанк-НИКойла" В.Никитин. - Жаль, что коммерческие банки не имеют такой возможности". С ним согласен вице-президент Транскредитбанка А.Купцов: "В принципе подобная практика Visa благоприятна для российских банков, но в данный момент это существенно усилит конкурентные преимущества госбанков".
**Новости компаний**
ЛУКОЙЛ 26 ноября планирует подписать меморандум о взаимопонимании с венесуэльской PDVSA
Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" 26 ноября в Москве планирует подписать меморандум о взаимопонимании с венесуэльской нефтяной компаний PDVSA. Об этом сообщил президент компании "ЛУКОЙЛ-Оверсиз" (оператор зарубежных добывающих проектов НК "ЛУКОЙЛ) Андрей Кузяев.
По его словам, в меморандуме будут обозначены основные направления сотрудничества двух компаний.
Основные инвестиции в Венесуэле "ЛУКОЙЛ" планирует направить на разработку месторождений тяжелой нефти в бассейне реки Ориноко, отметил А.Кузяев.
Он также сообщил, что документы по созданию соответствующего СП с венесуэльской компанией планируется подписать в течение года. А.Кузяев добавил, что, согласно венесуэльскому законодательству, государству в нефтяных проектах принадлежит как минимум 51% участия.
Ранее со ссылкой на А.Кузяева сообщалось, что "ЛУКОЙЛ" планирует вложить до $1 млрд. в нефтяные проекты в Венесуэле. Инвестиции компании, в частности, включают создание совместного предприятия по разработке нефтяных месторождений.
Президент Венесуэлы Уго Чавес в четверг прибудет в Москву.
Энергокомпании из первой бизнес-единицы РАО ЕЭС в 2004 году увеличат дивиденды в 2,5 раза
Доналоговая прибыль АО-энерго и АО- станций, подконтрольных бизнес-единице N1 РАО "ЕЭС России", в 2004 году вырастет почти в три раза по сравнению с 2003 годом - до 27,5 млрд. рублей, ожидает руководитель этой бизнес-единицы, член правления энергохолдинга Михаил Абызов.
Совокупная выручка этих компаний (12 электростанций федерального уровня и 49 АО-энерго) по итогам 2004 года ожидается на уровне 432 млрд. рублей, или около $15 млрд., сказал он в интервью газете "Ведомости", опубликованном в четверг. Все эти показатели, по его прогнозам, превысят первоначальный бизнес-план на 2004 год.
"Акционеры наших энергокомпаний получат дивиденды около 7,2 млрд. рублей, или в два раза больше первоначального бизнес-плана и почти в 2,5 раза больше, чем в 2003 году", - заявил М.Абызов.
Но, несмотря на то, что одним из принципов новой системы управления в РАО "ЕЭС" (в результате которой появились бизнес-единицы) является "состязательность", М.Абызов полагает, что сопоставлять данные финансовые результаты с аналогичными показателями бизнес-единицы N2, возглавляемой Владимиром Аветисяном, "еще рано".
В 2004 году бизнес-единица запустила шесть "пилотных" проектов, направленных на повышение эффективности работы компаний: в "Пермэнерго" и Новочеркасской ГРЭС РАО вместе с консорциумом PricewaterhouseCoopers и Ernst & Young формирует современный инвестиционный процесс; на базе Киришской ГРЭС и "Удмуртэнерго" - под руководством Deloitte & Touche реализует проекты по совершенствованию структуры компании и изменению системы управления; на Невинномысской ГРЭС и в "Кировэнерго" Power Management Consulting реализует проект по сокращению затрат и бенчмаркингу (контролю за достижением показателей). "На базе этих проектов мы будем дорабатывать типовые методики и обучать персонал других энергокомпаний", - пояснил М.Абызов.
В 2005 году бизнес-единица N1 рассчитывает "перенести результаты 2004 года на новые параметры эффективности и на новые субъекты управления в виде ТГК и ОГК (бизнес-единица сохранит контроль над компаниями, которые будут созданы в результате реорганизации АО-энерго и АО-станций)". Также РАО планирует развивать отношения с акционерами подконтрольных компаний. "Они (акционеры) наши партнеры, с которыми мы будем обсуждать планы и задачи на будущий год, привлекая к работе ведущие инвестбанки", - отметил он, уточнив, что речь идет, в частности, о внедрении в течение I квартала 2005 года системы управления эффективностью, "которая была бы полностью прозрачна для всех акционеров".
Как уже сообщалось, бизнес-единица N1 отвечает за создание и деятельность ОГК N3, N5 и N6, сформированных на базе теплоэлектростанций. Помимо этого, бизнес-единица N1 будет ответственна за деятельность, в частности, ОАО "Амурэнерго", "Архэнерго", "Астраханьэнерго", "Белгородэнерго", "Брянскэнерго", "Бурятэнерго", "Волгоградэнерго", "Вологдаэнерго", "Воронежэнерго", "Дагэнерго", "Дальэнерго", "Калугаэнерго", "Кировэнерго", "Комиэнерго", "Костромаэнерго", "Кубаньэнерго", "Курскэнерго", "Ленэнерго", "Липецкэнерго", "Мариэнерго", "Мосэнерго", "Новгородэнерго", "Орелэнерго", "Пермьэнерго", "Псковэнерго", "Ростовэнерго", "Рязаньэнерго", "Свердловэнерго", "Смоленскэнерго", "Ставропольэнерго", "Тверьэнерго", "Тамбовэнерго", "Тулэнерго", "Удмуртэнерго", "Хабаровскэнерго", "Читаэнерго", "Чувашэнерго", "Ярэнерго" и создание на базе их генерирующих активов ТГК. В эту бизнес- единицу также войдут ОАО "Янтарьэнерго", ЗАО "ЛуТЭК" и ОАО "Калмэнерго", вхождение которых в состав ТГК не предусматривается.
В ОГК N3 войдут Костромская, Черепетская, Печорская, Южноуральская, Харанорская и Гусиноозерская ГРЭС; в ОГК N5 - Невинномысская, Рефтинская, Среднеуральская и Конаковская ГРЭС, в ОГК N6 - Рязанская, Киришская и Череповецкая ГРЭС, а также ГРЭС-24 (ОАО "Мосэнерго"), Новочеркасская ГРЭС-1 и Красноярская ГРЭС-2.
По мнению председателя совета директоров ОАО "Российские коммунальные системы" (РКС) М.Абызова, развитие проекта РКС столкнулось с множеством препятствий, которые могут быть отрегулированы только на государственном уровне ("Российская газета")
"Российская газета" публикует статью председателя совета директоров ОАО "Российские коммунальные системы" М.Абызова, в которой он, в частности, пишет, что государство активно призывает частный бизнес к участию в реформе ЖКХ. Вместе с тем опыт первых частных операторов демонстрирует, что "одного желания бизнеса тут недостаточно". Так, развитие проекта "Российские коммунальные системы" (РКС) столкнулось с множеством объективных препятствий, которые могут быть отрегулированы только на государственном уровне. При этом автор ссылается на заявление главы Минпромэнерго В.Христенко, который признал, что на примере РКС видны "дырки в законодательстве и пробелы в реализации этих законов на соответствующих уровнях". М.Абызов отмечает, что правительству "предстоит колоссальная работа по созданию нормативной и методической базы для разумного тарифного регулирования и заключения долгосрочных инвестиционных соглашений" и выражает готовность принять участие в подготовке необходимых документов.
Обращая внимание на важность четкой последовательности действий, глава РКС считает необходимым: создание перспективных планов развития городов, формулирование соответствующего заказа на развитие коммунальной инфраструктуры, определение источников, сроков и объемов финансирования выполнения работ в сфере ЖКХ. "При выполнении этих условий частный бизнес гораздо более эффективно может решить проблемы самых сложных в части коммунальной сферы регионов...", - полагает М.Абызов.
Председатель совета директоров ОАО "Российские коммунальные системы" М.Абызов: "Структура акционеров РКС в ближайшее время может существенно измениться" (интервью "Ведомостям")
"Ведомости" публикует обширное интервью управляющего директора бизнес-единицы №1 в составе РАО ЕЭС, председателем совета директоров ОАО "Российские коммунальные системы" М.Абызовым, в котором тот затронул отдельные аспекты деятельности энергохолдинга и РКС. В частности, он отметил, что, скорее всего вопрос о приватизации генерирующих активов правительство будет решать через полгода-год, оценив результаты преобразований, которые происходят в РАО и энергетике в целом. При этом, по мнению М.Абызова, главное, что произойдет в течение 2005 года, - это заработают новые субъекты рынка: оптовые генерирующие компании (ОГК), территориальные генерирующие компании (ТГК), будут созданы межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК). "У создаваемых компаний меняются система мотивации, система принятия решений, показатели эффективности, - заметил он. - Правительству необходимо оценить, к каким экономическим результатам это приведет, какие будут устанавливаться цены на электроэнергию. Исходя из этого, оно определит, хочет оно продавать эти активы или нет".
Касаясь темы взаимоотношений РАО ЕЭС с государством как с акционером, М.Абызов сказал: "Мне государство как акционер непонятно. Я точно знаю его социальные требования к компании - контроль над ростом тарифов и обеспечение надежности. Но государство не формирует для менеджеров холдинга задачи по бизнес-эффективности". Он подчеркнул, что функция государства ограничивается утверждением на правительстве инвест-программы головной компании, "при этом основная цель - не определить перспективные инвестиционные проекты, а сократить программу и загнать ее в тариф". Поэтому, по его мнению, эффективность функционирования энергохолдинга - это вопрос инициативы кружка энтузиастов: менеджеров во главе с председателем правления. Отвечая на вопрос "А миноритарные акционеры РАО тоже не ставят задач менеджменту?", он сказал, что только в этом году на уровне АО-энерго стратегические инвесторы начали ставить вопросы об эффективности системы управления и параметрах финансовых результатов. "Это КЭС, НЛМК в "Липецкэнерго", - добавил М.Абызов.
Затрагивая тему РКС, он подчеркнул, что это - это "один из самых сложных и интересных проектов". При этом, по мнению М.Абызова, то, что часть менеджеров компанию покинула, - это "нормальный процесс". Он подчеркнул, что головная компания провела радикальную перестройку управления бизнесом, уровень полномочий менеджеров в головной компании изменился. "Я рад тому, что менеджеры, которые работали в РКС, из коммуналки не ушли, - заметил М.Абызов. - РКС мешает не конкуренция в отрасли, а бардак в ней. И чем больше будет формироваться команд, которые будут продвигать процессы, тем легче будет РКС". При этом, по его словам, "структура акционеров РКС в ближайшее время может существенно измениться". М.Абызов не исключил, что РАО увеличит свое участие в капитале головной компании и примет участие в капиталах "дочек".
Компания "Сухой" предлагает модернизацию истребителей Су-27 до уровня Су-27СКМ
На проходящей в Джакарте международной выставке вооружений и военной техники INDODEFENCE-2004 EXPO & FORUM Авиационная холдинговая компания "Сухой" впервые представляет за рубежом глубоко модернизированную версию истребителя Су-27СКМ.
"Модернизация Су-27, предлагаемая сегодня компанией "Сухой" зарубежным заказчикам в варианте Су-27СКМ, предполагает придание самолетам возможностей выполнения задач в любых погодных условиях, днем и ночью, обеспечение многофункционального применения и расширение номенклатуры вооружения, а также повышение эффективности действий летчика", - сказал в четверг первый заместитель гендиректора компании "Сухой" Борис Брегман.
Он отметил, что по первому базовому варианту модернизации акцент сделан на совершенствовании возможностей Су-27 как истребителя, а по второму варианту истребитель превращается в современный многоцелевой комплекс.
"По желанию заказчика возможна модернизация, включающая любые возможные комбинации технических усовершенствований, уже отработанных на самолетах фирмы "Сухого". Заказчик, в частности, может выбрать комбинированный подход, когда часть парка самолетов будет модернизирована по истребительному варианту, а другая часть - по многоцелевому варианту с разным уровнем боевых возможностей", - сказал Б.Брегман.
Он сообщил, что наращивание огневой мощи и повышение выживаемости Су-27СКМ в варианте истребителя обеспечивается доработкой системы управления вооружением по воздуху (СУВ-В) под применение ракет РВВ-АЕ и установкой современного комплекса радиоэлектронной борьбы.
"С точки зрения выполнения задач по воздушным и наземным целям по сравнению с базовой машиной эффективность Су-27СКМ возросла более чем на 60 процентов", - сказал Б.Брегман.
По его словам, модернизация Су-27 в многоцелевом варианте позволяет применять самолет для эффективного решения ударных задач с использованием высокоточного оружия "воздух-поверхность" и другого штатного оружия. При этом решаются задачи обеспечения эффективной работы летчика путем создания нового информационно-управляющего поля кабины, реализуются меры по повышению защищенности и выживаемости самолета в условиях интенсивного противодействия средств ПВО противника, увеличиваются дальность и продолжительность полета самолета за счет дозаправки топливом в воздухе.
**Курс доллара и евро**
Курс евро на ЕТС 25 ноября вырос до 37,3543 руб./EUR1
Средневзвешенный курс евро на единой торговой сессии (ЕТС) ММВБ в четверг вырос на 8,72 копейки по сравнению с результатом предыдущих утренних торгов и составил 37,3543 руб./EUR1.
Цена последней сделки составила 37,379 руб./EUR1, в ходе торгов курс евро колебался в диапазоне 37,33-37,38 руб./EUR1.
Всего на ЕТС было заключено 152 сделки на сумму EUR 8,242 млн.
Официальный курс ЦБ РФ с 26 ноября - 28,3205 руб./$1
Официальный курс доллара США по отношению к рублю, объявленный Банком России с 26 ноября, составляет 28,3205 руб./$1, сообщает департамент внешних и общественных связей ЦБ РФ. Таким образом, стоимость рубля, выраженная в долларах, по сравнению с предыдущим днем выросла на 0,33%.
Официальный курс ЦБ РФ с 26 ноября - 37,3293 руб./EUR1
Официальный курс евро по отношению к рублю, объявленный Банком России с 26 ноября, составляет 37,3293 руб./EUR1, сообщает департамент внешних и общественных связей ЦБ РФ. Таким образом, стоимость рубля, выраженная в евро, по сравнению с предыдущим днем снизилась на 0,29%.
При подготовке этого выпуска "Монитора" были использованы материалы следующих изданий: "Ведомости", "Коммерсантъ", "Газета", "Российская газета".
О дальнейшем развитии событий читайте в следующем выпуске Монитора в 16 часов.