**Темы дня**
Немногие центральные газеты, которые еще не ушли на рождественские каникулы, помещают материалы, посвященные подведению итогов года.
Из последних новостей масс-медиа рассказывают о прошедшем накануне последнем в этом году заседании правительства, на котором министры одобрили программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы). СМИ замечают, что весь 2005 год правительство обходилось без трехлетней экономической программы в рамках годового бюджета, и это несильно отражалось на результатах. Что же касается одобренной вчера программы, то ее окончательный вариант можно рассматривать не как программу действий правительства на три года, а скорее как программу будущих дискуссий в кабинете министров. Решения по наиболее острым предложениям - ставке НДС, стоимости выкупа земли для предприятий, налогу на добычу полезных ископаемых - в программе изложены без цифр. О них министры будут договариваться в 2006 году. В целом же, согласно утвержденной вчера программе, в ближайшие три года правительство будет добиваться следующих результатов. Рост ВВП с 2006 по 2008 год в среднем должен составить 6% в год, рост промышленного производства - 4,8%, инвестиции в основной капитал - около 11% в год. Целевые параметры инфляции - 7-8,5% в 2006 году, 6-7,5% в 2007 году и 4-5,5% в 2008 году. Расчеты основываются на цене нефти Urals в 2006 году - $40-50 за баррель, в 2007 году - $35-48, в 2008 году - $36-50.
"Известия" обратили внимание на то, что в ходе своего доклада глава МЭРТ Г.Греф рассказал буквально обо всем, чем должно заниматься правительство в области экономики, при этом сырьевой сектор будет развиваться так же, как и инновационный. У РФ много полезных ископаемых, и "не пользоваться этим преимуществом и не направлять средства, полученные в этом секторе, на развитие инновационной экономики неразумно". Чтобы пользоваться этим преимуществом, министр предложил установить семилетние налоговые каникулы для компаний, которые будут разрабатывать новые месторождения в Восточной Сибири и Тимано-Печорской нефтегазовой провинции. Г.Греф не исключил, что придется пересматривать цену отсечения при формировании Стабфонда. В свою очередь, глава Минфина А.Кудрин, хотя и поддержал программу, но фактически высказался резко против нее. В программе он увидел огромную заявку на выделение дополнительных ассигнований - разработанные стратегии развития отдельных отраслей требуют выделения триллионов рублей дополнительных государственных инвестиций. Как подчеркнул министр, "наше правительство не может нарушать ряд принципов, принятых во всем мире", важнейший из которых: нельзя снижать налоги, не снижая одновременно госрасходы.
Впрочем, замечает "Московский комсомолец", то, что программу утвердили, еще ничего не значит. До 20 марта МЭРТ и Минфин должны дать еще уточненный прогноз на 2007-2009 годы, и баталии предстоят жаркие: на сколько снижать НДС - до 15% или до 17% - или какой давать прогноз цены на нефть - $40 или $50 за баррель. Так что, скорее всего, в следующем году будут уже совсем другие цифры. Впрочем, удвоения ВВП ждать вряд ли приходится. Как заявил "МК" источник в правительстве: "В ближайшие 2-3 года рост в 8-10% невозможен. Тот, кто об этом говорит, лукавит. В лучшем случае 6- 7%. И то, если в ближайшие 5-6 лет сохранится благоприятная конъюнктура на нефть".
Что касается самой актуальной темы последних дней - вопроса о поставках российского газа на Украину, то, как замечают СМИ, вчера был вынесен окончательный вердикт - причем не на уровне переговорщиков, а на уровне президента РФ: В.Путин окончательно отказал Украине в сохранении схемы поставок газа в страну, отвергнув предложение В.Ющенко "работать на содружество двух экономик, народов, государств" и отказавшись считать Украину "другом и соседом". Глава российского государства однозначно отверг предложения Украины сохранить хотя бы в модифицированном виде схему, в которой промышленность Украины входит в круг объектов, снабжающихся "Газпромом" так же, как российские предприятия, - с кросс-субсидированием. "Я думаю, вы тоже должны нас понять. Одно дело - дотировать наших соседей и друзей, которые так же, как и мы, выходят из сложной ситуации плановой экономики, а другое дело - дотировать, например, индийский бизнес на Украине. Мы должны понимать, в каких условиях мы живем", - пояснил президент. Масс-медиа отмечают, что у Украины остается два дня, чтобы согласиться с ценой поставок газа $230 за тысячу кубометров. Однако уже вчера вечером было очевидно, что "Газпром" не будет договариваться и 1 января прекратит поставки газа Украине.
Как пишет "Коммерсантъ", президент России внес в ситуацию окончательную ясность, которой так не хватало в рамках переговоров. В результате, ответ на украинские вопросы получен, и он внятен. По сути В.Путин прав: власти Украины действительно не могут оставаться экономическим партнером властей России, будучи их прямыми политическими оппонентами. Даже обещанные вчера Украиной гарантии непрепятствования России при вступлении во Всемирную торговую организацию не могут изменить ситуацию. И, несмотря на то, что переговоры сегодня будут продолжены, смысла в них уже немного.
"Известия" не исключают, что самый громкий международный конфликт этого года с участием России может завершиться уже сегодня. При этом выход из затянувшегося газового противостояния между Россией и Украиной нашел президент В.Путин, предложивший украинской стороне взять кредит в $3,6 млрд. В свою очередь, четкого ответа на это предложение Украина пока не дала, но она уже пообещала не воровать газ и не срывать транзитные поставки в европейские страны. С другой стороны, украинская сторона вновь заявила о необходимости предоставить ей особые условия для преодоления переходного периода к рыночным взаимоотношениям в газовой отрасли. Однако настрой российских политиков говорит о том, что на большие уступки Украине рассчитывать не приходится. Например, первый вице-спикер Госдумы О.Морозов убежден, что в отношениях России и Украины, в том числе и по проблеме газа, "старых альтруистских схем больше не будет".
Пресса также отмечает, что федеральный суд Швейцарии принял решение об экстрадиции экс-главы Минатома РФ Е.Адамова на родину. Газета пишут, что, таким образом, высшая судебная инстанция Швейцарии поставила точку в затянувшемся разбирательстве: восемь месяцев швейцарская Фемида решала, какому из запросов об экстрадиции - американскому или российскому - отдать предпочтение. Решение в пользу российского запроса федеральный суд Швейцарии вынес за два дня до рождественских каникул. Предполагается, что уже в начале января Е.Адамов будет в России, а уголовное дело, которое в отношении него расследует Генпрокуратура, закроют.
**Федеральное собрание**
Совет Федерации
Совет Федерации справился со своими конституционными обязанностями, уверен Сергей Миронов
Совет Федерации справился со своими конституционными обязанностями в уходящем году, уверен Сергей Миронов. Давая такую оценку работе верхней палаты российского парламента, ее председатель подчеркнул, что 2005 год стал для сенаторов "годом не только интенсивной работы, но и поиска новых подходов к своей деятельности для более эффективной реализации задач, поставленных президентом страны".
Разработана Программа действий СФ по реализации ежегодного Послания президента Федеральному Собранию, основанная на положении Конституции о том, что государственную власть в РФ осуществляют президент, Федеральное Собрание, правительство, суды Российской Федерации. Впервые в верхней палате подготовлен комплексный анализ состояния законодательства в стране, идет работа над очередным докладом по итогам 2005 года.
На встрече с Советом палаты 7 декабря президент Владимир Путин подчеркнул, что судьба национальных проектов "в значительной мере будет решаться на местах" и во многом их реализация зависит от Совета Федерации, напомнил Миронов. Он назвал выдвижение четырех приоритетных проектов и начало работы над ними "главным событием нынешнего года", добавив, что законодательное обеспечение их реализации - "первостепенная задача парламента".
За год СФ рассмотрел 237 федеральных законов, одобрил из них 233. Миронов отметил документы, направленные на укрепление правовых основ государства, развитие институтов демократии и гражданского общества, совершенствование федеративных отношений.
Принятием закона о парламентском расследовании расширены контрольные полномочия законодателей. Реформируя избирательное законодательство. "Мы создали благоприятные условия для развития партийной системы", - считает спикер. Принят важный закон о повышении роли политических партий в формировании органов власти субъектов РФ, который, по словам Миронова, "укрепит политическую систему и будет способствовать повышению роли заксобраний на местах". На последнем пленарном заседании года одобрен закон, "фактически начинающий новый этап федеративной реформы и касающийся передачи части полномочий из центра на региональный и местный уровни".
Особое внимание СФ уделял работе над федеральным бюджетом, которую он начал одновременно с Госдумой. "Совместная работа правительства и парламента позволила достичь определенных положительных результатов", - отметил далее спикер.
Кроме того, Совет Федерации выступил инициатором нескольких международных встреч по актуальным мировым проблемам, в том числе объединению усилий в борьбе с терроризмом и наркобизнесом. Так, в октябре в Москве прошла конференция "Место и роль парламентов в борьбе с международным терроризмом", где было принято решение о необходимости создания общего правового поля для противодействия террористической угрозе. Осенью в Хабаровске под эгидой СФ прошел первый Дальневосточный международный экономический конгресс по сотрудничеству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. "Все это дает основание для вывода, что Совет Федерации успешно справился со своими конституционными обязанностями и в новом году продолжит этот курс", - подытожил Миронов.
**Экономические новости**
Из резервного фонда президента РФ с начала года на помощь детским учреждениям направили около 230 млн. рублей
Большая часть средств из резервного фонда президента России в 2005 году была направлена на оказание помощи детям, а также муниципальным родильным домам, сообщает в четверг Экспертное управление главы государства.
Резервный фонд президента РФ в этом году составил 500 миллионов рублей.
"В 2005 году в соответствии в соответствии с законом "О федеральном бюджете на 2005 год" было распределено 500 млн. рублей. Большая часть (46%) годового объема резервного фонда направлена на оказание помощи детям, а также муниципальным родильным домам", - говорится в сообщении Экспертного управления, опубликованном на официальном сайте президента РФ.
Общая сумма, направленная на нужды детских учреждений, составила около 230 миллионов рублей. Средства были выделены, в частности, 32 муниципальным родильным домам для закупки необходимого оборудования.
Кроме того, 43% средств фонда были выделены на помощь престарелым и инвалидам.
Больше всего денег было выделено Центральному федеральному округу - более 137 млн. рублей. Более 105 млн. рублей направлены в Приволжский федеральный округ, свыше 71 млн. - в Южный, 66,2 млн. - в Сибирский, около 60 млн. - в Северо-Западный, 46,1 млн. - в Дальневосточный и почти 16 млн. - в Уральский федеральный округ.
"На социальное обслуживание (было выделено) - 74,06 млн. рублей, на образование - 101,2 млн. рублей; на культуру - 16,61 млн. рублей; на здравоохранение - 297,13 млн. рублей; на прочие расходы - 11 млн. рублей", - говорится в документе.
С 1 января в РФ вступает в силу постановление об инвестиционном фонде
С 1 января 2006 года вступает в силу постановление об инвестиционном фонде Российской Федерации.
Согласно одобренному правительством финансовому плану, в 2006 году объем инвестфонда составит 69,7 млрд. рублей, в 2007 году - 72,9 млрд. рублей, в 2008 году - 73,2 млрд. рублей.
В положении об инвестиционном фонде отмечается, что его средства могут использоваться для реализации инвестиционных проектов, направленных "на социально-экономическое развитие РФ в части создания и (или) развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение или необходимой для выполнения в соответствии с межправительственными соглашениями обязательств РФ по созданию объектов на территории РФ; на создание и (или) развитие элементов российской инновационной системы; на обеспечение реализации институциональных преобразований".
Государственная поддержка может осуществляться в следующих формах: софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта, направление средств в уставные капиталы юридических лиц, предоставление государственных гарантий РФ под инвестиционные проекты.
Минимальная стоимость проектов, финансируемых из инвестфонда, должна быть не менее 5 млрд. рублей. При этом минимально возможная доля участия частного инвестора в совместных с государством проектах должна быть не меньше 25%.
Государство будет гарантировать до 60% суммы кредита, привлекаемого компанией для реализации инвестиционного проекта, прошедшего соответствующий отбор. Срок госгарантии не будет превышать 5 лет.
Правительство еще не определилось окончательно с перечнем проектов, которые будет финансировать за счет средств инвестиционного фонда в 2006 году.
Глава Минэкономразвития Герман Греф, который является председателем правительственной комиссии по инвестиционным проектам, лишь называл перечень наиболее приоритетных и проработанных проектов. По словам министра, только по дорожному строительству есть около двух десятков проектов, которые могут быть профинансированы за счет средств инвестфонда - это скоростная магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом, железнодорожная ветка между Москвой и Петербургом, новое автомобильное кольцо вокруг Москвы, автомобильное кольцо вокруг Сочи. Правительство также рассматривает возможность финансирования из инвестиционного фонда логистики Новороссийского порта.
Г.Греф также заявлял, что очень хорошо просчитаны проекты создания 5-6 хабов (авиационных узлов) в стране.
Кроме того, по его словам из инвестфонда может быть профинансировано развитие инфраструктуры нижнего Приангарья, ключевым элементом которого является достройка Богучанской ГЭС.
Правительство РФ утвердило требования к средствам укупорки тары алкогольной продукции
Правительство РФ утвердило общие требования к средствам укупорки тары алкогольной продукции, обеспечивающие возможность визуального определения факта вскрытия тары.
Как сообщает пресс-служба правительства, соответствующее постановление было подписано премьер-министром РФ Михаилом Фрадковым 28 декабря.
К средствам укупорки тары алкогольной продукции относятся пробки, колпачки, капсулы, металлические укупорочные средства (мюзле), крышки, кронен-пробки и др.
Правительство РФ поручило Минсельхозу РФ утвердить до 1 февраля 2006 года методику визуального определения факта вскрытия тары алкогольной продукции.
Новые требования вводятся в соответствии с федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", вступающим в силу с 1 января 2006 года, с целью предотвращения поступления на рынок фальсифицированной алкогольной продукции.
Правительство РФ продлило срок поставок товаров в Финляндию в счет задолженности бывшего СССР перед Хельсинки
Правительство РФ приняло решение заключить межправительственное соглашение с Финляндией о продлении срока поставок российских товаров в рамках реализации двустороннего соглашения о частичном урегулировании задолженности бывшего СССР перед Финляндией.
Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Фрадков, сообщает в пятницу пресс-служба правительства.
Кабинет министров поручил Минфину осуществить обмен письмами с правительством Финляндии, составляющими данное соглашение, разрешив вносить в его проект изменения, не имеющие принципиального характера.
В тексте проекта письма российской стороны отмечается, что правительство РФ согласно продлить до 31 декабря 2006 года срок поставок российских товаров по соглашению с правительством Финляндии о частичном урегулировании задолженности бывшего СССР после 28 марта 2003 года "в счет погашения фактически остатка указанной задолженности по состоянию на 31 декабря 2005 года, выверенного уполномоченными финансовыми учреждениями сторон - Внешэкономбанком и АО "Финнвера".
Число аудиторов с марта выросло с 7,2 тыс. до 7,7 тыс., - Минфин
Число лицензий на право осуществления аудиторской деятельности выросло с 7,2 тыс. до 7,7 тыс. за период с 1 марта по настоящее время, говорится в сообщении министерства финансов.
В частности, число лицензий у аудиторских организаций увеличилось с 6,1 тыс. до 6,6 тыс.
С марта количество лицензий, действие которых приостановлено, выросло с 19 до 488, при этом максимальное число приостановленных лицензий было зафиксировано по состоянию на 1 мая, когда оно равнялось 646.
Количество квалификационных аттестатов аудитора увеличилось до 35 тыс. с 31,9 тыс., среди них большую часть - 32,8 тыс. занимают аттестаты по общему аудиту.
Глава ФСФР Олег Вьюгин отмечает качественные изменения на фондовом рынке в 2005 году и ждет существенного роста IPO в 2006 году
Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин считает, что 2005 год ознаменовался качественными изменениями на фондовом рынке и что в 2006 году существенно возрастет количество и объем первичных размещений акций российских компаний. "Если говорить про уходящий год, на мой взгляд, он переломный для российского фондового рынка. Это выражается в том, что качественно вырос потенциал предложения. Известно, что довольно большое количество компаний заявило о намерениях стать публичными и выйти на первичное размещение, и ряд компаний уже начал это делать. 2005 год показал резкий скачок IPO - до более $6 млрд., и потенциально, по осторожным оценкам инвестбанкиров, в следующем году ожидается IPO на $10-12 млрд.", - сказал он.
Кроме того, глава ФСФР отметил, что и со стороны спроса произошли существенные изменения, связанные с составом инвесторов. По мнению О.Вьюгина, наблюдается сокращение доли спекулятивных фондов и хедж-фондов и увеличение доли гораздо более консервативных инвесторов, приобретающих активы, чтобы их долго держать. "Конечно, консолидированных данных нет, но есть данные по отдельным IPO - кто покупал при первичных размещениях бумаги российских компаний, как изменилась структура. В этих списках - крупнейшие фонды, и доля их существенна", - подчеркнул он.
Это, по мнению О.Вьюгина, означает, что при таких инвесторах рынок будет гораздо более устойчивым, а значит, на этот рынок, скорее всего, пойдет гораздо больше российских институциональных инвесторов, рынок будет подготовлен к приходу пенсионных денег, возможно появление заметных средств домашних хозяйств. "У домашних хозяйств психология известна - если их "испытывать" на глубокие падения рынка, это самый верный способ от них избавиться. Когда же рынок волатилен, но не показывает мощных падений, то люди с интересом относятся к рынку", - заметил О.Вьюгин. Он добавил, что по статистике в декабре существовало 1 млн. 245 тыс. держателей паев ПИФов - физических лиц. "Тот, кто покупает пай, покупает не на один день. Это как раз тот вид инвестиций, который рассчитан от 3-х лет и далее", - подчеркнул О.Вьюгин.
Касаясь ожиданий на 2006 год, глава ФСФР отметил, что ожидается выход на рынок ряда качественных компаний с хорошими активами, что это даст толчок к дальнейшему росту капитализации рынка и росту индексов. "На стороне спроса можно ожидать дальнейший приход консервативных денег, хотя не столь интенсивный, как это было летом текущего года. Это не будет вести к взрывному росту индекса, но потенциал роста еще имеется", - добавил он.
О.Вьюгин выразил мнение, что при осторожной макроэкономической политике, которая была в последние годы, когда есть надежный бюджет и растут резервы, вероятно увеличение объема "длинных денег" на фондовом рынке. "Если же намечающуюся вакханалию неэффективного вовлечения в государственные проекты средств, поступающих в страну от высоких цен на нефть, и средств стабфонда сдержать не удастся, то доверие инвесторов будет быстро утеряно", - подчеркнул глава ФСФР.
Россия с 1 января вводит новые правила регулирования рынка связи
Более 20 нормативных актов к федеральному закону "О связи", разработанных Мининформсвязи и утвержденных правительством РФ, вступают в силу с 1 января 2006 г.
Как заявил на этой неделе пресс-конференции министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман, разработка и принятие важнейших подзаконных актов к новому закону "О связи", действие которого начинается с 1 января 2005 г., стала ключевым итогом года для возглавляемого им министерства.
По его словам, "по объективным причинам мы несколько задержались с принятием этих документов, но теперь все основные подзаконные акты приняты - и с 1 января новые механизмы регулирования отрасли заработают в полную силу".
Л.Рейман отметил, что новые регуляторные правила призваны обеспечить развитие добросовестной конкуренции на телекоммуникационном рынке и предоставление потребителям качественных услуг связи по более низким тарифам.
В частности, согласно новым правилам, с 1 января при международных и междугородных звонках абонент сможет самостоятельно выбирать, услугами какого оператора дальней связи он будет пользоваться. Помимо выбора оператора дальней связи для оплаты услуг местной телефонной связи граждане смогут сами выбирать тарифный план - абонентскую, повременную или комбинированную систему оплаты. Дополнительно к этим тарифным планам оператор вправе устанавливать любое количество тарифных планов на услуги местной и междугородной телефонной связи, подобно тарифным планам операторов мобильной связи, в зависимости от времени суток, дня недели, объема оказанных услуг и способа обслуживания абонента. Все тарифные планы будут предлагаться пользователям после утверждения Федеральной службой по тарифам.
Еще одно изменение, запланированное на 1 января 2006 года, станет для пользователей фиксированной связи настоящим новогодним подарком, отметил министр.
Изменение касается переоформления телефонного номера на нового абонента. Если до этого стоимость переоформления номера квартирного телефона фактически была равна плате за установку нового аппарата, то есть нескольким тысячам рублей, то с 2006 года она будет составлять, в зависимости от региона, в среднем одну месячную абонентскую плату.
Как сообщалось, с 1 января в РФ вступают в силу постановления правительства "Об утверждении правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия", "Об утверждении правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи", "Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи", "Об утверждении правил оказания услуг связи проводного радиовещания", "О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования", "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи", а также другие нормативные документы.
Россия запретила ввоз с Украины транзитной продукции животноводства
Россия в пятницу, 30 декабря, ввела временное ограничение на ввоз продукции животноводства, которая проходит в РФ транзитом через Украину из третьих стран.
Как сообщили в Россельхознадзоре, это связано с серьезными нарушениями правил поставки и несоблюдением российских ветеринарных требований. Причем эти нарушения приняли массовый характер. Нередко в страну ввозится продукция неизвестного происхождения, отметили в службе.
В Россельхознадзоре напомнили, что на границе с Украиной была задержана партия мяса весом до 150 тонн, которая поставлялась по поддельным документам, причем, как сообщили в службе, это мясо даже невозможно идентифицировать.
**Банковские новости**
Чистый спрос населения на наличную валюту в ноябре вырос на 5%, на евро - на 64%, - ЦБ
Чистый спрос населения на наличный доллар США увеличился в ноябре по сравнению с октябрем на 5% - до $1,19 млрд., объем чистого спроса на наличный евро в ноябре вырос на 64% и составил $0,4 млрд. в долларовом эквиваленте, отмечается в обзоре рынка наличной валюты ЦБ РФ.
Чистый спрос населения на наличную иностранную валюту в ноябре по сравнению с предыдущим месяцем увеличился на 16% - до $1,59 млрд., на три четверти он был сформирован операциями с наличным долларом США.
При этом чистый спрос по операциям резидентов увеличился на 12% и составил $1,18 млрд. (что является его максимальным значением в 2005 году), а нерезидентов - на 28% (до $0,41 млрд.).
При этом возросший спрос нерезидентов по-прежнему концентрировался в долларовом сегменте рынка наличной иностранной валюты.
Резкое снижение курса евро к рублю на внутреннем валютном рынке повлекло за собой существенное увеличение чистого спроса на него со стороны физических лиц - резидентов, что может быть связано со стремлением приобрести относительно "дешевую" европейскую валюту в преддверии наступающих новогодних праздников, отмечают эксперты ЦБ.
Емкость рынка (суммарный объем наличной иностранной валюты по всем источникам поступления, включая ее остатки в кассах уполномоченных банков на начало периода) и обороты операций физических лиц увеличились соответственно на 3% и 1% и составили $10,7 млрд.
Обороты межбанковского рынка увеличились на 10% - до $3,7 млрд. Совокупный спрос населения на наличную иностранную валюту (сумма купленной в обменных пунктах, полученной по конверсии и снятой с валютных счетов наличной иностранной валюты) в ноябре увеличился на 2% - до $6,1 млрд., превысив аналогичные показатели ноября 2003 и 2004 годов на 38% и 21% соответственно.
В ноябре 2005 года физические лица приобрели в обменных пунктах и операционных кассах на 4% больше наличной иностранной валюты, чем в октябре. При этом количество операций по приобретению физическими лицами наличной иностранной валюты уменьшилось на 3% и составило 2,1 млн. сделок, а средний размер такой сделки возрос на 8% - до $1849.
Объем снятия населением наличной иностранной валюты со счетов в уполномоченных банках уменьшился на 1%. Спрос резидентов на наличную иностранную валюту в ноябре по сравнению с октябрем увеличился незначительно и по-прежнему большей частью был связан с ее покупкой в обменных пунктах (64%).
Совокупное предложение населением наличной иностранной валюты (сумма проданной в обменных пунктах и операционных кассах, направленной на конверсию и зачисленной на валютные счета наличной иностранной валюты) в ноябре по сравнению с октябрем уменьшилось на 2% - до $4,5 млрд., что ниже соответствующего показателя 2004 года на 3%.
Объем продаж населением наличной иностранной валюты в обменных пунктах и операционных кассах уменьшился по сравнению с октябрем на 6%. При этом средний размер сделок по продаже физическими лицами наличной иностранной валюты возрос на 2%, составив $479, а количество таких операций сократилось на 9% - до 3,9 млн. сделок.
Объем наличной иностранной валюты, зачисленной на валютные счета физических лиц, вырос относительно предыдущего месяца на 2%. Предложение наличной иностранной валюты резидентами по сравнению с октябрем незначительно уменьшилось, предложение наличной иностранной валюты нерезидентами сократилось на 13%.
Структура предложения населением наличной иностранной валюты по ее видам практически не изменилась. Как и в октябре, доля доллара США составила в рассматриваемый период 86%, доля евро была равна 14%.
Сальдо переводов наличной иностранной валюты без открытия счета в ноябре 2005 года составило $0,48 млрд., что несколько меньше, чем в октябре.
Таким образом, в ноябре 2005 года на рынке наличной иностранной валюты сохранилась разнонаправленная динамика основных операций, связанных с ее поступлением и расходованием, отмечают эксперты ЦБ.
Остатки наличной иностранной валюты в кассах уполномоченных банков возросли на 2% и составили на конец месяца $2,03 млрд.
**Новости компаний**
"РУСИА-Петролеум" путем геологоразведки увеличила запасы газа Ковыктинского месторождения до 2 трлн. кубометров и подготовила его к промышленному освоению ("Российская газета")
"Российская газета" опубликовала заметку, в которой рассказывается о презентации сети трубопроводов для транспортировки газа с Ковыктинского газоконденсатного месторождения, проведенной "Восточно-Сибирской газовой компанией" (ВСГК). Магистральное направление перекачки газа Ковыкта - Саянск - Иркутск позволит максимально использовать потенциал месторождения. На всем протяжении газопровода планируется отводить "бытовой газ" в жилые поселки и города, а в Саянске создать перспективные газохимические производства. При этом издание обращает внимание на то, что недропользователь Ковыкты - компания "РУСИА-Петролеум" - путем геологоразведки увеличила запасы газа КГКМ до 2 трлн. кубометров и подготовила месторождение к промышленному освоению. В свою очередь, скорейшая реализация Ковыктинского проекта позволит уже в 2006 - 2010 годах поставить газ примерно двум миллионам потребителей в Иркутской области, а в перспективе, возможно, в Читинской области и в Бурятии.
Как сообщил в ходе презентации гендиректор ВСГК А.Соболь, компания готова подписать соглашение с "Газпромом" о совместной газификации Иркутской области. При этом "Российская газета" обращает внимание на то, что генеральная схема газоснабжения и газификации Иркутской области, представленная "Газпромом", и проект ВСГК взаимно дополняют друг друга: газ малых и средних месторождений обеспечит потребности севера области, а газ Ковыкты - юга. В результате комплексного проекта в ближайшие шесть лет уровень газификации области вырастет в 20 раз. Губернатор Иркутской области А.Тишанин поддержал проект, отметив на презентации, что администрация области примет участие в переговорах между "Газпромом" и ТНК-ВР, являющейся одним из акционеров ВСГК, и постарается, чтобы при реализации обоих проектов были учтены интересы области.
Вместе с тем, в заключение издание отмечает, что освоение Ковыкты невозможно без учета возможности экспорта газа в соседний Китай, но старт полномасштабному освоению ресурсов Восточной Сибири должно дать правительство России.
СИБУР намерен создать новое химпроизводство на Тобольск-Нефтехиме
ОАО "АК "СИБУР" может в 2007 году начать строительство нового химического производства на своем дочернем предприятии - ООО "Тобольск-Нефтехим" (Тюменская область).
Как сообщили в АК "СИБУР", инвестиционный комитет "СИБУРа" принял решение о выделении инвестиций на развитие ООО "Тобольск-Нефтехим" на заседании на этой неделе в Москве.
Предполагается, что для реализации будет выбран один из двух представленных тобольским предприятием инвестиционных проектов. По словам представителя компании, рассматривается проект строительства на ООО "Тобольск-Нефтехим" завода по выпуску пропилена стоимостью $750 млн. и проект создания производства полиэтилена и полипропилена стоимостью $1,5 млрд.
"Окончательное решение планируется принять до марта 2006 года. За это время будет проведен соответствующий аудит проектов, после чего можно будет говорить о конкретных планах и о том, какой из проектов будет реализован. Но инвестиции точно будут - принципиальное решение об этом компанией принято, хотя их объем также еще будет уточняться", - сказал источник.
"Если окончательное решение о реализации проекта будет принято в марте следующего года, то до 2007 года будут проведены необходимые проектно-изыскательские работы и (в 2007 году) начнется строительство", - уточнил он.
Как сообщили в ООО "Тобольск-Нефтехим", комбинат располагает необходимыми резервами площадей, мощностями по энергоснабжению и коммуникациями для расширения производственных мощностей и создания нового производства. Тобольский нефтехимический комплекс, отметили в ООО, проектировался и строился под размещение около 15 производств, в настоящее время на комбинате создано только три производства.
"Наличие на ЦГФУ (центральная газофракционирующая установка) значительных ресурсов пропана обуславливает техническую и экономическую целесообразность углубления переработки на месте с созданием крупнотоннажного производства", - сказал источник.
Ожидается, что мощность производства пропилена составит 250 тыс. тонн в год, полипропилена - 120 тыс. тонн в год, уточнил он, добавив, что полипропилен является одним из наиболее перспективных полимерных материалов. Предполагаемый срок строительства нового производства - 3 года.
ООО "Тобольск-Нефтехим" в 2005 году, по предварительным данным, увеличило объем переработки сырья по сравнению с 2004 годом на 8,9% - до 2,230 млн. тонн. Заработная плата на предприятии в текущем году выросла на 40%.
ООО "Тобольск-Нефтехим" образовано в декабре 2001 года на базе ОАО "Тобольский нефтехимический комбинат".
"СИБУР" - крупнейший в России производитель нефтехимической продукции, в частности, каучуков, полимеров, компонентов высокооктанового бензина, пластмасс различного назначения, а также сжиженных газов и шин.
"Северсталь" выплатила 121,17 млн. рублей по 5-му купону облигаций 1-й серии
ОАО "Северсталь" в четверг выплатило 121,17 млн. рублей в счет погашения 5-го купона облигаций 1-й серии, сообщается в официальной информации компании.
На одну бумагу номиналом 1 тыс. рублей было выплачено 40,39 рубля при процентной ставке 8,1% годовых.
Выплата следующего купона состоится 29 июня 2006 года в том же размере и при такой же процентной ставке.
Облигации имеют восемь полугодовых купонов, ставка купона в первые два года обращения составляла 9,75% годовых, ставка остальных купонов равна 8,1% годовых.
Объем выпуска по номиналу составляет 3 млрд. рублей. Размещение облигаций проходило на ММВБ 3 июля 2003 года. Организаторами займа выступали компания "Тройка Диалог" и Промстройбанк (Санкт-Петербург), соорганизаторами - Дойче Банк, МДМ-банк, "Райффайзенбанк Австрия", Сбербанк России. Финансовым консультантом выпуска является "Балтийское финансовое агентство".
Погашение облигаций состоится 28 июня 2007 года.
ОАО "Северсталь" (Череповец) является одной из ведущих вертикально-интегрированных компаний - производителей стали и входит в число 20 крупнейших сталелитейных компаний в мире.
S&P называет 2005 г. удачным для Норникеля и АЛРОСА, но отмечает сохранение рисков
Международное рейтинговое агентство Standard & Poors (S&P) оценивает уходящий 2005 год для ГМК "Норильский никель" и алмазодобывающей АК "АЛРОСА" как удачный, но отмечает, что риски для этих компаний, ограничивающие повышение рейтингов, остаются.
Среди компаний, работающих на рынках никеля, меди, драгметаллов и алмазов РФ, только эти две компании имеют рейтинги агентства: у "Норникеля" - "ВВ+" со "стабильным" прогнозом изменения, у "АЛРОСА" - "В", прогноз изменения также "стабильный".
Как сказала кредитный аналитик S&P Елена Ананькина, рыночная конъюнктура в 2005 году привела к улучшению денежных потоков обеих компаний, однако повышение их рейтингов продолжают ограничивать давние риски: у "Норникеля" основное ограничение - это риск ведения деятельности в России, свойственный всем крупным частным компаниям в РФ; у "АЛРОСА" - высокий уровень задолженности и низкий уровень свободного денежного потока после капиталовложений.
Недавно другое рейтинговое агентство, Fitch, присвоило "Норникелю" инвестиционный рейтинг. По словам Е.Ананькиной, S&P пока не готово к этому шагу из-за главного вышеназванного риска компании. "Если бы не страновой риск, то финансовое положение компании, ее положение на рынках металлов, положение по издержкам по сравнению с конкурентами - все это заслуживало бы более высокого рейтинга", - отметила кредитный аналитик агентства.
Говоря о предстоящем выделении золотодобывающего бизнеса "Норникеля" в независимую компанию "Полюс", она отметила, что эта программа вряд ли существенно отразится на диверсификации группы.
Комментируя вопрос о том, на какой рейтинг может рассчитывать будущий независимый "Полюс", если захочет его получить, Е.Ананькина сказала, что сейчас это оценивать сложно, однако он будет ощутимо ниже рейтинга "Норникеля", учитывая иной масштаб операций и диверсификации.
Говоря о бизнесе "АЛРОСА", она отметила, что ситуация на алмазном рынке в уходящем году была благоприятная, что должно привести к улучшению денежных потоков и прибыли компании. "Однако ее рейтинг сейчас находится на достаточно низком уровне из-за того, что, несмотря на рост прибыльности, компания одновременно осуществляет крупные капитальные вложения, что приводит к росту долга", - сказала Е.Ананькина.
Отвечая на вопрос о том, будет ли повышен рейтинг "АЛРОСА" в случае внесения в ее уставный капитал имущественного комплекса "Якуталмаз", она заявила, что "все будет зависеть от характера будущих денежных потоков: социальных обязательств, налогов, арендных платежей". В настоящее время "АЛРОСА" платит Якутии за пользование имущественным комплексом около $350 млн. в год.
В 2005 году "Норникель" предпринял шаги по повышению прозрачности бизнеса в рамках либерализации его рынков. Так, в связи с либерализацией регулирования отрасли компания раскрыла данные о производстве металлов платиновой группы и планировала до конца года рассекретить данные о запасах платиноидов, а также представить стратегию развития производства, однако эти мероприятия перенесены на будущий год.
"АЛРОСА" в уходящем году предприняла шаги по снижению уровня задолженности, на конец 2006 года предельный объем ее кредитной массы должен составить не более $998,6 млн. Объем ее капвложений также должен снизится. Кроме того, в настоящее время компания начинает внедрять новую систему сбыта, которая предполагает диверсификацию ее экспорта. Эта программа рассчитана на отмену экспортных квот на алмазы, которые, как ожидается, будут отменены вместе квотами на экспорт платиноидов в начале 2006 года.
"Ильюшин Финанс" отправит самолет Ил-96-300 на Кубу для авиакомпании Cubana
Российская лизинговая компания "Ильюшин Финанс" отправит сегодня самолет Ил-96-300 на Кубу для авиакомпании Cubana. Об этом говорится в сообщении "Ильюшин Финанс".
Самолет построен на Воронежском авиазаводе. Поставка авиатехники осуществляется в рамках программы правительства РФ о финансовой поддержке экспорта промышленной продукции.
Договор между лизинговой компанией и кубинской Aviaimport S.A., в рамках которого Воронежский авиазавод должен построить два Ил-96-300 для авиакомпании Cubana de Aviacion, был подписан в середине июля 2004 г. В соответствии с договором стоимость самолетов составляет 110 млн долл. из которых 15 проц. кубинская сторона уже оплатила денежными средствами, а оставшиеся 85 проц. финансируются за счет синдицированного кредита российских банков.
Поставка второго самолета Ил-96-300 кубинской авиакомпании планируется на конец января 2006 г.
МТС довела долю в "РеКом" до 100%
ОАО "Мобильные Телесистемы" (МТС), крупнейший сотовый оператор РФ, увеличило долю в ОАО "РеКом" (предоставляет услуги под маркой МТС в областях Черноземья) до 100%.
Как сообщается в официальных материалах МТС, ранее компания владела 53,9% акций АО "РеКом".
"Реком" предоставляет услуги сотовой связи в стандарте GSM в Воронежской, Белгородской, Курской, Орловской, Липецкой и Тамбовской областях. Компания также предоставляет услуги междугородней оптоволоконной сети связи, интегрированной мобильно-фиксированной телефонии (Fixed-Mobile Convergence), доступа в Интернет и интернет-телефонии.
ОАО "Мобильные Телесистемы" является крупнейшим оператором мобильной связи в России и странах СНГ. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает более 54 млн. абонентов. Основным акционером компании является АФК "Система" (52,8% акций). 37,5% акций МТС обращаются на Нью-йоркской фондовой бирже, европейских внебиржевых рынках и ММВБ
**Курс доллара и евро**
Официальный курс ЦБ РФ с 31 декабря - 28,7825 руб./$1
Официальный курс доллара США по отношению к рублю, объявленный Банком России с 31 декабря, составляет 28,7825 руб./$1, сообщает департамент внешних и общественных связей ЦБ РФ. Таким образом, стоимость рубля, выраженная в долларах, по сравнению с предыдущим днем выросла на 0,03%.
Официальный курс ЦБ РФ с 31 декабря - 34,1850 руб./EUR1
Официальный курс евро по отношению к рублю, объявленный Банком России с 31 декабря, составляет 34,1850 руб./EUR1, сообщает департамент внешних и общественных связей ЦБ РФ. Таким образом, стоимость рубля, выраженная в евро, по сравнению с предыдущим днем снизилась на 0,03%.
При подготовке этого выпуска "Монитора" были использованы материалы следующих изданий: "Известия", "Коммерсантъ", "Российская газета", "Московский комсомолец".
О дальнейшем развитии событий читайте в следующем выпуске Монитора в 16 часов.