**Темы дня**
В общественно-политической жизни центральные СМИ комментируют прошедший в субботу объединительный съезд новой левоцентристской партии "Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь", которая провозгласила своей целью стать одной из двух ведущих партий страны. Пресса отмечает, что, как говорится в заявлении партий, они объединяются ради построения в России социально ориентированного, справедливого государства, "отстаивания принципов социальной справедливости в интересах большинства". Лидером новой партии избран спикер СФ С.Миронов, экс-лидер партии "Родина" А.Бабаков стал секретарем президиума, а лидер Партии пенсионеров И.Зотов - секретарем Центрального совета. Отвечая на вопросы, С.Миронов сообщил, что партия будет заниматься и вопросами природных ресурсов, которые составляют "богатство нации". "Это богатство распределила между собой отдельная кучка людей, фамилии которых регулярно публикуются в "Форбсе". И сегодня непонятно, что происходит с отечественным природным ресурсом", - сказал он. Масс-медиа приводят мнение руководителя группы "Меркатор" Д.Орешкина, который считает, что на предстоящих выборах в Госдуму новая партия наберет больше 10%, "скорее, даже ближе к 20". "Эта партия говорит правильные слова, которые многим людям могут понравиться. Вероятно, за них проголосует и та часть людей, которая устанет от "Единой России", - сказал он.
"Ведомости" пишут, что руководить партией "Справедливая Россия - РПЖ" лидеры объединившихся будут не на равных: если С.Миронов стал не только формальным лидером, но и сосредоточил на себе ключевые рычаги управления, то И.Зотов, напротив, может вскоре покинуть объединенную партию. Объединение делалось под С.Миронова, А.Бабаков взял на себя оргработу и обеспечил финансовые связи, а И.Зотов присутствовал номинально и не проявлял инициативу в борьбе за должности, поясняет Б.Макаренко из Центра политических технологий. Газета также отмечает, что Миронов предложил довести численность партии до полумиллиона. Спонсировать партию будет малый и средний бизнес, в любом случае с финансами проблем как не было, так и не будет, заверил Миронов.
"Время новостей", обращая внимание на то, что не все члены "Родины" воспринимают объединение с восторгом, пишет, что именно поэтому на всякий случай руководство партии приняло решение обойтись без дискуссий. В это же время "пенсионеры" и жизненцы на параллельных съездах проголосовали за ликвидацию своих партий и вступление в "Родину" - именно на базе ее устава произошло объединение с технической точки зрения. Такое решение участники объединительного процесса приняли потому, что "Родина" единственная из всех объединяющихся партий имеет свою фракцию в Госдуме. Председателем объединенной партии был избран С.Миронов, который, "как водится, пообещал на посту лидера новой партии работать на благо россиян". А чтобы никому не было обидно, А.Бабаков и И.Зотов тоже получили высокие посты. Первый стал секретарем президиума новой партии, а второй - секретарем центрального совета. Причем распределение постов произошло заранее, как отметил И.Зотов, "на основе полного взаимопонимания".
Как полагает "Московский комсомолец", вполне вероятно, что в президентских выборах примут участие два "преемника". Одного поддержат единороссы, другого - "эсеры". Вместе с тем сходств у "партии власти" и "партии всего народа" хоть отбавляй: обе созданы сверху, поддерживают курс президента. А уж С.Миронов исправно голосовал в Совете Федерации за те же самые законы, что и "Единая Россия". Включая закон о монетизации льгот. Впрочем, в попытке власти создать двухпартийную систему есть и определенные плюсы: между двумя партиями развернется настоящая политическая борьба. И, вполне возможно, это касается не только выборов в Госдуму, но и президентских. Как отметил директор Института политических исследований С.Марков, сейчас в объединенной партии предстоит поделить уже не высшие, а близко к высшим стоящие политические позиции. А сделать это не из одной, а сразу из трех структур - дело небесскандальное. Еще одна проблема партии, по мнению эксперта - отсутствие опытных политических бойцов, ярко выраженных лидеров. И третья проблема - они не знают, насколько длинен или короток их поводок, что держат из Администрации Президента. Теоретически их придумали для того, чтобы откусить голоса у коммунистов и никому не отдать "Родину". Но сами они хотели бы очень многого, даже побить "Единую Россию".
С.Миронов в интервью "Газете" подчеркнул, что сам факт появления объединенной партии является благом для страны и для "Единой России" тоже, а уповать на административный ресурс, как делают "единороссы", - пагубный путь. "...Мы не кремлевский проект, не "партия власти". Для меня с самого начала создания нашей партии было ясно, что мы будем участвовать в формировании широкой коалиции. Мы знали, что нужно сначала заявить о больной теме, демографической, и о том, что ключевая проблема демографии - бедность большой части населения страны. Именно мы призвали общество и власть задуматься над этим, - сказал С.Миронов. - Мы также понимали: нужны союзники, чтобы выступить в качестве мощной политической силы. Они нужны, чтобы реализовать нашу программу, а она действительно отвечает интересам всего народа, поскольку речь идет о повышении уровня жизни до достойного. Если мы сейчас введем нормальный прожиточный уровень по социальному стандарту, поднимем зарплаты, пенсии и пособия, узаконим "материнский капитал", реализуем удобный механизм ипотеки, то уже через несколько лет можно будет наблюдать преодоление демографического кризиса".
Часть центральных СМИ отметила, что в пятницу совет директоров РАО "ЕЭС России" назвал стратегического инвестора, к которому перейдет контроль над "Мосэнерго". Покупателем допэмиссии акций "Мосэнерго" более чем на 2 млрд. долл. и контрольным акционером компании станет "Газпром". Пресса замечает, что столичная энергокомпания получит инвестиции в развитие, что и провозглашалось целью реформ. Однако не будет достигнута другая цель реформаторов - демонополизация сектора, ведь на смену электроэнергетической монополии приходит газоэнергетическая.
По мнению "Времени новостей", реформа российской электроэнергетики, которая, казалось, окончательно завязла в трясине межведомственных и корпоративных интересов, совершила настоящий рывок: началось построение на базе "Газпрома" "энергетического концерна европейского типа". Средства, которые будут потрачены на покупку энергоактивов, будут инвестироваться прежде всего в строительство новых электростанций. Однако определять, где строить электростанции, когда и на каком топливе, будет теперь не РАО ЕЭС, а новый собственник. Сумма сделки не разглашается, но если судить о стоимости "Мосэнерго" по методике оценки допэмиссии, этот пакет стоит около $1,1 млрд. Судьба остальных акций, которые пока находятся в ведении Газпромбанка, пока официально не решена. Но очевидно, что и они тем или иным способом будут переведены на баланс "Газпрома", чтобы по итогам размещения допэмиссии концерн напрямую стал владельцем контрольного пакета акций "Мосэнерго". Судя по всему, управлять строительством новых мощностей и модернизацией действующих будет топ-менеджмент "Мосэнерго" во главе с А.Копсовым. Кроме того, выяснилось, что продажа "Мосэнерго" "Газпрому" не единственная крупная сделка газового монополиста в электроэнергетике, запланированная на следующий год: Газпромбанк подал заявку на выкуп всей допэмиссии акций ОГК-5 и намерен участвовать в допэмиссии ТГК-5. Таким образом, планы "Газпрома" по экспансии в электроэнергетику становятся все шире. С точки зрения контроля государства над отраслью ничего не меняется. Однако очевидно, что роль РАО ЕЭС и А.Чубайса в реформировании отрасли снижается, а ответственность "Газпрома" и А.Миллера за надежное энергоснабжение - повышается. В целом же реструктуризация электроэнергетики, целью которой был в том числе переход от вертикальной интеграции к горизонтальной, превращается в еще более сильную вертикальную интеграцию. При этом в РАО говорят, что ограничивать того или иного инвестора в отрасли - в общем-то дело государства и антимонопольных органов.
Поможет ли "Газпром" московской генерации - вопрос пока открытый, пишет "Газета". Однако эксперты не сомневаются только в одном: вкладываясь в энергетику да и другие непрофильные отрасли экономики, "Газпром" наносит очевидный вред себе. "Инвестиции в новые непрофильные активы в смежных сферах деятельности еще сильнее ударят по профильному бизнесу компании, где уже сегодня есть серьезные проблемы", - сказал президент Института энергетической политики В.Милов. По подсчетам его института, в 2003-2005 гг. "Газпром" потратил на покупку активов вне газового сектора (электроэнергетика, нефть и нефтехимия) примерно $18 млрд., что больше, чем все капвложения холдинга в развитие газодобычи за последние десятилетия. Тем не менее компания А.Миллера не скрывает своих серьезных амбиций в электроэнергетике и, вероятно, готова ради их воплощения на любые жертвы. Между тем в жертву приносится не только добыча газа, но и отношения российской экономики с западными инвесторами. Примечательно, что член правления РАО ЕЭС А.Трапезников считает, что получение контроля "Газпрома" над "Мосэнерго" не скажется на переговорах с иностранными партнерами, правда, при этом он признает, что тот же финский Fortum, зная, что "Газпром" проявляет интерес к Москве, "абсолютно сознательно" пошел в Питер и приобрел блокпакет акций ТГК-1.
**Правительство РФ**
По словам министра природных ресурсов Ю.Трутнева, вопрос о лицензии на Ковыктинское месторождение Минприроды решит в январе следующего года ("Ведомости")
"Ведомости" обращают внимание на заявление министра природных ресурсов Ю.Трутнева, по словам которого в январе следующего года Минприроды решит вопрос о лицензии на Ковыктинское месторождение. Именно тогда МПР проверит сроки выполнения лицензионного соглашения компанией "РУСИА-Петролеум". По словам представителя ТНК-ВР, в лицензии на пользование месторождением написано, что начиная с января 2007 года "РУСИА-Петролеум" должна обеспечить добычу 9 млрд. куб. м газа для потребностей Иркутской области. Но так много газа области не нужно. Лицензия была выдана в 1992 г., с тех пор потребность региона уменьшилась до 2,5 млрд. куб. м в год, а с 2010 г. прогнозируется до 4 млрд. куб. м, говорит собеседник "Ведомостей". Изменение объемов газификации может послужить поводом для отзыва лицензии, опасается он. Именно поэтому еще год назад компания направила в МПР расчеты по корректировке лицензии. Поводом для отзыва лицензии может послужить и то, что до сих пор компания не построила газопровод с Ковыктинского месторождения до Иркутска, добавляет депутат Законодательного собрания Иркутской области Ю.Фалейчик. Но представитель ТНК-ВР уверяет, что сроки строительства трубы и способы доставки в регион газа в лицензии не обговаривались.
Газета отмечает, что ТНК-ВР уже давно находится под пристальным вниманием Минприроды. В ближайшее время Ю.Трутнев собирается встретиться с компанией для обсуждения претензий. По словам министра, инициатором встречи выступило руководство ТНК-ВР. Изменение объемов газификации вразрез с требованиями лицензии могло бы послужить поводом для отзыва лицензии у любой российской компании, но только не у ТНК-ВР, полагает аналитик Альфа-банка К.Батунин. Ей поможет поддержка ВР и, несмотря на желание "Газпрома" разрабатывать Ковыкту лицензия после внесения в нее поправок в начале следующего года будет сохранена за "РУСИА-Петролеум", уверен эксперт. Покупка акций "Роснефти" на сумму $1 млрд. и частые встречи главы ВР Дж.Брауна с В.Путиным говорят о том, что международный нефтегигант пытается создать гарантии для своей операционной деятельности в России, важной составляющей которой является разработка Ковыкты, резюмирует Батунин.
Для финансового оздоровления ЖКХ Минрегионразвития предлагает реструктурировать долги предприятий отрасли, а безнадежные к взысканию 11,5 млрд. руб. списать вовсе ("Бизнес")
"Бизнес" сообщает, что подготовленный Минрегионразвития законопроект о финансовом оздоровлении организаций ЖКХ и о внесении изменения в статью 8 федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса" должен поступить в Госдуму в ближайшее время. По сведениям издания, в законопроекте предполагается списать безнадежные к взысканию долги предприятиям отрасли, а остальная задолженность должна быть реструктурирована. Сумма кредиторской задолженности, нереальной к взысканию, которая может быть прощена предприятиям ЖКХ, составляет 11,5 млрд. руб., дебиторской - 14,7 млрд. руб. Пени и штрафы по долгам перед бюджетами и внебюджетными фондами планируется списать на сумму 26,8 млрд. руб. Чиновники Минрегионразвития предлагают признать за бюджетами задолженность по суммам недофинансирования предприятий ЖКХ 78,2 млрд. руб. и реструктурировать ее, постепенно включая в соответствующие бюджеты в будущем.
Что касается остальной суммы долга предприятий отрасли, которая, по расчетам Минрегионразвития, составляет более 255 млрд. руб., то ее предлагается реструктурировать с предоставлением отсрочки на три года и рассрочки сроком до семи лет на сумму основной задолженности. Причем плата за отсроченную или рассроченную задолженность по платежам в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов составит 0,5% долга. В законопроекте также говорится о финансовой помощи коммунальным службам со стороны государства и налоговых послаблениях. "Поскольку дебиторская задолженность потребителей не обеспечивает погашения кредиторской задолженности поставщикам, частично погашение кредиторской задолженности поставщикам будет осуществляться за счет целевых бюджетных средств, поступающих в рамках финансовой помощи, - говорится в пояснительной записке к законопроекту. - В этом случае НДС с оплаты начисляется поставщиками, но к вычету у организаций ЖКХ не принимается". По расчетам Минрегионразвития, потери бюджетов всех уровней при реструктуризации долгов ЖКХ составят чуть более 27,6 млрд. руб.
Эксперты уверены, что предложения чиновников не приведут к потерям бюджета, однако опасаются, что после списания долгов коммунальные предприятия перестанут платить совсем. По мнению замгендиректора аудиторско-консалтинговой группы "Финэкспертиза" А.Микаеляна, практика списания долгов может привести к тому, что предприятия ЖКХ начнут работать, как советские колхозы. "Они накапливали долги, государство их списывало, и они начинали накапливать их заново, - подчеркнул он. - Для отрасли будет лучшим введение длительного моратория на выплату долгов, а не их списание".
**Новости СМИ**
Один из крупнейших медиахолдингов - "Русская медиагруппа" - с нового года запустит собственный спутниковый телеканал русской музыки, который предположительно будет называться RUTV ("РБК daily")
Как стало известно "РБК daily", один из крупнейших медиахолдингов - "Русская медиагруппа" (РМГ) - с нового года запустит собственный спутниковый телеканал русской музыки, который предположительно будет называться RUTV. Эксперты и участники рынка называют создание телеканала довольно логичным шагом для РМГ, однако их мнения относительно рентабельности проекта расходятся. По экспертным оценкам, телеканал может выйти на самоокупаемость уже в ближайшие годы за счет интерактивных сервисов, таких как, например, SMS-голосование, которые по расчетам участников рынка могут приносить телеканалу от $500 тыс. до $1 млн. в год. К тому же, по словам участников рынка, РМГ с помощью телеканала может создать новую площадку для продвижения своих проектов в сфере шоу-бизнеса, таких, например, как церемония вручения премии "Золотой граммофон".
"Еще одна из причин создания телеканала - получение денег от ротаций клипов. Компания рассчитывает на бюджет продюсеров", - заметила гендиректор "Арбат-радио" М.Шварц. Некоторые участники рынка предполагают, что телеканал создается для увеличения капитализации компании в связи с "ее планами выхода на IPO". В частности, о таких планах говорило в середине года руководство РМГ, которое, впрочем, не уточнило, когда пакет акций холдинга может быть размещен на бирже. В то же время не все участники рынка согласны с таким предположением. "Не думаю, что запуск телеканала внесет большой вклад в капитализацию компании, - считает президент "Авторадио" А.Варин. - Аудитория спутниковых телеканалов довольно маленькая и не попадает в панель Gallup. Чтобы успешно продавать рекламу, необходимо проводить дополнительное исследование". С ним согласился гендиректор компании Universal Music Russia Д.Коннов. По его словам, аудитория спутникового телевидения в России еще недостаточно исследована: "Сейчас нет телеканала, аналогичного по контенту "Русскому радио", эта ниша пока не занята, однако необходимо выяснить, насколько предполагаемая аудитория будет соответствовать аудитории спутникового телевидения". Генеральный продюсер "Радио Рокс" С.Афанасьев полагает, что "РМГ ориентируется на перспективу развития цифровых технологий и на лидерство в построении контента для цифровых технологий. Сейчас синергия телеканала и радио позволит расширить аудиторию "Русского радио".
"Олигарх" В.Потанин расширяет свою медиа-империю путем приобретения через холдинг "Проф-Медиа" телеканала "Рамблер-TV" ("Компания", "Профиль")
"Компания", напоминая о приобретение за $23 млн. холдингом "Проф-Медиа" у компании Rambler Media ее телевизионного подразделения - телеканала "Рамблер-TV", подчеркивает, что тем самым "олигарх" В.Потанин расширяет свою медиа-империю. При этом "Проф-Медиа" собирается использовать частоту "Рамблер-TV" для организации вещания в Санкт-Петербурге своего канала "2x2". "Эта сделка существенно расширяет территорию вещания "2x2", который становится телеканалом двух столиц", - приводит журнал слова главы "Проф-Медиа" Р.Акопова. Ожидается, что с 1 апреля 2007 г. должно начаться вещание "2x2" в Москве, причем на канале будут круглосуточно показывать мультфильмы для аудитории от 11 до 34 лет.
"Профиль" пишет, что компания Rambler Media, отчаявшись закрепиться в телевизионном бизнесе, продала принадлежащий ей канал Rambler TV холдингу "Проф-Медиа". В свою очередь, "Проф-Медиа", как отмечают эксперты, нужен не столько сам Rambler TV, сколько его частота в Санкт-Петербурге. С 1 апреля 2007 года холдинг на базе канала "2x2" запускает в Москве канал анимации. По словам представителей холдинга, уже есть договоренности о его трансляции через сети крупнейшего столичного кабельного оператора - "Мостелеком". Видимо, предполагает издание, через некоторое время новый проект начнет работать и в Санкт-Петербурге на частоте Rambler TV, что позволит расширить его аудиторию.
"The Moscow Times" напоминает о приобретении холдингом "Проф-Медиа" развлекательного канала ТВ-3
"The Moscow Times" напоминает о приобретении холдингом "Проф-Медиа" развлекательного канала ТВ-3. По словам директора по связям с общественностью холдинга К.Воронцова, "Проф-Медиа", который в этом году уже приобрел два других телеканала, покупает 100% акций ТВ-3, сеть которого охватывает более 300 населенных пунктов с населением более 65,5 млн. человек. Это был последний актив, оставшийся на российском телевизионном рынке, отметил К.Воронцов. В "Проф-Медиа" и ТВ-3 отказались сообщить цену сделки.
Аналитики оценивают ее стоимость в $500-550 млн. "Проф-Медиа" не планирует менять руководство ТВ-3, а канал сохранит свой формат, по крайней мере, до следующего лета, добавил К.Воронцов. Аналитик из "УралСиба" К.Белов считает это приобретение логичным, так как ожидается, что рынок телевизионной рекламы к 2010 г. достигнет $6 млрд.
Как отметил гендиректор радиостанции "Серебряный дождь" Д.Савицкий, "Тотальному радио" все равно, с каких рекламодателей и какой ценой собирать деньги, - как следствие, разрушается брэнд станций, уходит аудитория (интервью "Бизнесу")
"Бизнес" опубликовал интервью гендиректора радиостанции "Серебряный дождь" Д.Савицкого, который ответил на ряд вопросов, связанных с отечественным радиорынком. В частности, комментируя проект "Тотальное радио", Д.Савицкий высказал сожаление в том, что оно появилось: "Это проблема менеджеров, которых наняли люди, не сильно вникающие в ситуацию на рынке и желающие зарабатывать ежемесячные деньги. "Тотальному радио" все равно, с каких рекламодателей и какой ценой собирать деньги, - как следствие, разрушается брэнд станций, уходит аудитория. Люди не любят рекламу, они не готовы слушать блоки по 15 минут, поэтому уходят со станции. А у нас и так проблемы, потому что люди радио слушают по 15 минут в день".
Как отметил Д.Савицкий, у "Тотального радио" есть миссия - "мы вам даем аудиторию, сравнимую по охвату с ТВ, и наша задача - забрать у рекламодателей телевизионные деньги", потому что на радио дешевле, чем на ТВ, а аудитория такая же. "Это демпинг, - подчеркнул он. - Клиент думает просто: зачем мне вам платить, если я могу заплатить за рекламу на "Тотальном радио" и получу рекламу не на одном "Серебряном дожде", который занимает какое-то там место, а на десяти станциях, из которых несколько входят в пятерку лидеров. И уходят. Больше всего страдают от этого холдинги "Проф-Медиа", РМГ, так как они в основном рассчитаны на массовую аудиторию". Но у нас нет такой проблемы, подчеркнул Д.Савицкий, рекламодатели не выбирают между нами и "Тотальным радио": у нас другая аудитория.
ООО "Региональная медиагруппа", принадлежащее президенту ТВ-3 И.Таврину, приобрело 100% красноярского ЗАО "Европа плюс Енисей" ("Коммерсантъ")
Как стало известно "Коммерсанту", ООО "Региональная медиагруппа", принадлежащее президенту ТВ-3 И.Таврину, приобрело 100% красноярского ЗАО "Европа плюс Енисей" у красноярского предпринимателя И.Юсьмы. Источник на медиарынке сообщил, что сделка была закрыта недавно, а ее сумма составила около $5 млн. ЗАО "Европа плюс Енисей" принадлежат телестанция, являющаяся красноярским партнером канала MTV, и радиостанция-партнер "Европы плюс". Участники рынка не сомневаются, что Региональная медиагруппа скупает радиостанции для последующей перепродажи. "Сейчас на рынке не осталось свободных теле- и радиоактивов первой величины, - констатирует президент "СТС Медиа" А.Роднянский. - Консолидация станций второго эшелона в руках одной компании повысит их стоимость, это будет выгодное пакетное предложение для тех игроков, которые находятся в интенсивном развитии и заинтересованы в скачкообразном росте". Эксперты признают, что компании, зарабатывающие на скупке и перепродаже региональных электронных СМИ, вынужденно переориентировались на радиостанции. Работать с более востребованными рынком телеактивами стало сложно: они сейчас в дефиците, за них борются крупные инвесторы.
Спрос на региональные радиоактивы в ближайшие годы будет расти, так как в расширении сетей заинтересованы не только новые радиопроекты, но и существующие игроки. "Даже крупнейшие на сегодняшний день сети ("Русское радио", "Европа плюс", "Авторадио") далеко не во всех городах вещания имеют доли в станциях-партнерах, - пояснил гендиректор радиостанций "Сити FM" и Relax FM М.Эйдельман. - Покупка долей в этих компаниях увеличивает капитализацию сети в целом, и приведенные в порядок активы рано или поздно их заинтересуют". С ним согласился и глава вещательной корпорации "Проф-Медиа" А.Варин: "Крупной компании легче договариваться с крупным игроком, чем скупать разрозненные активы".
**Скандалы и происшествия. Слухи**
Еженедельник "Русский курьер" помещает подборку материалов, посвященных десятилетию так называемой "семибанкирщины"
Еженедельник "Русский курьер" помещает подборку материалов, посвященных десятилетию так называемой "семибанкирщины".
При этом газета рассуждает на тему, кто десять лет назад и кто в настоящее время отвечал и отвечает за политическую экономику России. В материале также напоминается и о залоговых аукционах.
В другой статье издание замечает, что "бизнес прежних героев капиталистического труда не выдержал испытания временем" и приводит справки о том, как сейчас обстоят дела у В.Виноградова, Б.Березовского, В.Гусинского, В.Потанина, А.Смоленского, М.Ходорковского и М.Фридмана.
**Экономические новости**
"Рейтинг корпоративной ответственности" крупнейших компаний мира показал, что отчеты ряда российских компаний приближаются к лучшим его показателям ("Коммерсантъ-Деньги")
Еженедельник "Коммерсантъ-Деньги" сообщает, что на прошлой неделе журнал Fortune International опубликовал ежегодный "Рейтинг корпоративной ответственности" крупнейших компаний мира, в котором впервые фигурирует российская компания - ОАО "Газпром" (51-е место). В развитие темы журнал замечает, что международные стандарты социальной отчетности в России стали некоей корпоративной модой. Особенно спешат те, кто хотел бы за счет соответствия таким стандартам укрепить свою репутацию на международных рынках. Массовый выход российского бизнеса на международные финансовые рынки требует принятия современных правил игры. А они таковы: взять кредит или получить листинг на международной бирже, не приложив вместе с остальными документами еще и социальный отчет, становится все труднее. Исследование 50 крупнейших российских компаний, проведенное совместно институтом AccountAbility и его российским партнером, международным проектным бюро "Деловая культура" при поддержке компании PricewaterhouseCoopers, показало, что хотя ряд компаний (ЛУКОЙЛ, РАО ЕЭС, "Норильский никель") приближаются к лучшим показателям международного рейтинга, в среднем соответствие его требованиям находится пока на уровне 16%. Впрочем, принципы и стандарты в этой области сложились лишь за последнее десятилетие, и даже крупнейшие компании мира осваивают их не без труда - средний показатель международного "Рейтинга корпоративной ответственности" - 32%.
Что касается непосредственно реализации программ, связанных с социальной ответственностью, то некоторые компании не создают отдельных "социальных" структур (ГМК "Норильский никель", НК "Татнефть"), а управление социальными аспектами деятельности компании координирует один из топ-менеджеров. Так, О.Голодец, замгендиректора ГМК "Норильский никель" по персоналу и социальным вопросам, пояснила: "Понимание важности этой работы должно исходить от руководителя, собственника. Мы отчитываемся на правлении, там нам высказывают замечания". О.Голодец также отметила: "Мы всегда набирали персонал со стажем, чтобы минимизировать затраты на обучение. Но так как занятость молодежи была острой проблемой для Норильска, мы по просьбе администрации разработали программу подготовки рабочей смены - создали ученические рабочие места, приставили наставников, наладили программу адаптации и обучения. А по итогам этой программы получили от новобранцев рацпредложений на 200 млн. рублей. Другой пример: в ходе реструктуризации на "Норникеле" предстояло закрыть ряд предприятий. Людей можно было просто уволить. Но решили собрать на этих предприятиях работников предпенсионного возраста и дать им доработать до пенсии, а другим работникам дать возможность переквалификации и перехода на другие производства. В результате для обеих групп закрытие предприятий стало не трагедией, а этапом в удачном жизненном сценарии".
Инициативу Минздравсоцразвития по унификации социальной отчетности компаний в РСПП рассматривают как шаг к систематическому вымоганию из компаний социальных платежей ("Коммерсантъ")
"Коммерсантъ" сообщает, что в пятницу на конференции "Социальное партнерство, благотворительность и корпорация. Как выстроить отношения с персоналом, общественностью и властью" начальник отдела развития социального партнерства Минздравсоцразвития М.Байгереев впервые официально заявил о необходимости унификации социальной отчетности компаний. "Нам необходимо сформировать внятную, системную и долгосрочную государственную политику в отношении корпоративной социальной отчетности", - заявил он. Такая политика, по его мнению, заключается в создании "единой платформы" для отчетности. В качестве такой платформы министерство предлагает стандарт Global Reporting Initiative (GRI, "Глобальная инициатива по отчетности"), объясняя выбор его "большей популярностью" и "принципами составления, аналогичными финансовой отчетности". М.Байгереев также уточнил: "GRI - не окончательное решение министерства, а повод принятия стандартов и обсуждения с представителями бизнеса". Но в необходимости принятия стандартов чиновник не сомневается: "Унификация позволит отчетам компаний быть одобренными властями. Если будут приняты стандарты, мы можем выпустить методические рекомендации и разослать по регионам, и таким образом дать толчок для развития соцотчетности в России".
Эксперт секретариата GRI Т.Лессидренска считает, что государственное внедрение GRI в России - вполне в рамках мировых трендов: "В мире укрепляется тенденция к внедрению практики, когда предоставление соцотчетности обязательно". Впрочем, по мнению самого бизнеса, унификация стандарта не нужна. "Выбор формы отчетности должен оставаться за компанией", - убежден исполнительный директор Российского партнерства по развитию ответственного бизнеса Б.Горовиц. Между тем руководитель департамента социальной политики и социального партнерства РСПП Ф.Прокопов расценил тезисы представителя министерства как заявление о том, что "налогов не хватает и бизнес должен готовиться к финансовым обязательствам". "Похоже, в министерстве думают, что бизнес существует для того, чтобы удовлетворять потребности государства", - заявил он. В РСПП полагают, что единые стандарты соцотчетности - шаг к систематическому вымоганию из компаний социальных платежей. Как отмечает "Ъ", косвенные подтверждения этому есть и в докладе Минздравсоцразвития на эту тему. Там отмечается, что политика соцотчетности, которую предлагает создать министерство, "адресована кругу российских организаций, которые... готовы не только морально, но и материально к социальному партнерству с государством".
Прошедшая на днях конференция "Социальное партнерство, благотворительность и корпорация" стала первым мероприятием, на котором в качестве докладчиков выступили федеральные чиновники ("Гудок")
"Гудок" замечает, что прошедшая на днях конференция "Социальное партнерство, благотворительность и корпорация" стала первым мероприятием, на котором в качестве докладчиков выступили федеральные чиновники. "Ранее представители федеральных органов власти принимали осторожное участие в обсуждении вопросов корпоративно-социального партнерства, и то лишь в качестве гостей", - признал замдиректора департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития В.Козбаненко.
Как пишет газета, пока чиновники осторожничали, компании самостоятельно осваивали непрофильные функции - решали жилищные проблемы своих сотрудников, вопросы их медобслуживания и т.д. А также активно развивали собственные социальные программы. "Кроме этого, бизнес платит налоги, часть которых идет на реализацию государственных соцпрограмм", - сказала замгендиректора ОАО "ГМК "Норильский никель" О.Голодец. "Ведь не только мы зависим от регионов, но и регионы во многом зависят от нас", - поддержал ее начальник департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО "РЖД" В.Клименко. Убеждая представителей Минздравсоцразвития в том, что бизнес в России давно уже социально ответствен, участники конференции высказывали свои претензии к государству. Так, поднимался вопрос о налоге на прибыль, который платит организация, получившая помощь от бизнеса. Участники назвали это абсурдом и высказали надежду, что государство избавит меценатство от двойного налогообложения. В ответ министерство предложило бизнесу разработать стандарт добровольной корпоративной социальной ответственности.
В Российской академии наук обсуждался законопроект "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" ("Газета")
"Газета" сообщает, что в минувшую пятницу в Российской академии наук обсуждался законопроект "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", который МЭРТ внесло в Госдуму 24 октября. Согласно проекту некоммерческие организации (НКО) будут финансироваться из специальных фондов (эндаументов) с минимальным капиталом 3 млн. руб. Слушания инициировала комиссия Общественной палаты по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства. По словам ее руководителя В.Потанина, "законопроект создаст эффективную модель целевого капитала НКО", его принятие откроет некоммерческому сектору перспективу стать более независимым и в целом улучшит обстановку в социальной сфере. Сама модель целевого капитала в общем несложна и давно показала свою эффективность в мире, пишет издание. Денежные средства от благотворителей поступают в собственность НКО на формирование целевого капитала, а та размещает их в ценные бумаги, акции, депозиты - согласно перечню, определенному в законе. При этом прибыль от инвестирования средств не облагается налогами и идет на социальные цели. Таким образом, целевой капитал становится версией гранта, который устанавливается на четких условиях. В свою очередь, законопроект, подготовленный МЭРТ, определяет эти условия, поясняет газета.
Но здесь, как выяснилось на слушаниях в РАН, много брешей, и на одну из них указал президент РСПП А.Шохин - целевые фонды могут использоваться как схема ухода от налогов, а это явный пробел в законопроекте. Издание отмечает, что сфера НКО никогда не считалась заводью сильных управленцев и передача значительных сумм в не слишком умелые руки может привести к банкротствам. Правда, как подчеркнула исполнительный секретарь НКО "Форум доноров" Н.Каминарская, в этом тоже есть свой плюс: "Появление такого инструмента, как целевой капитал, должно стимулировать профессионализм в благотворительном секторе". Ведь в РФ функционирует лишь одна школа, которая занимается профессиональным образованием в сфере НКО. По словам В.Потанина, закон может вступить в силу уже с января 2007 г.
**Банковские новости**
В текущем году примерно половина всех средств, вложенных зарубежными организациями в покупку российских банковских активов, пришлась на три сделки ("Компания")
"Компания" помещает обширный материал, посвященный волне слияний и поглощений, которой был охвачен последние два года российский бизнес. Останавливаясь на отечественном финансовом рынке, еженедельник, в частности, обращает внимание на то, что в текущем году примерно половина всех средств, вложенных зарубежными организациями в покупку российских банковских активов, пришлась на три сделки: первая - это приобретение австрийским Raiffeisen Импэксбанка (оценочная сумма операции - $550 млн.), далее следует покупка акций РОСБАНКа французским Societe Generale (SG) ($317 млн.) и приобретение Инвестсбербанка венгерским OTP-Bank ($477 млн.). В двух случаях из трех речь идет об упрочении в России позиций крупнейших финансово-банковских групп Европы. Если же говорить о венгерском банке, то он, безусловно, представляет собой самую агрессивную банковскую структуру Восточной Европы, пытающуюся приобретать дочерние банки во всех странах бывшего социалистического лагеря.
При этом журнал особо отмечает сделку между SG и структурами В.Потанина по продаже акций РОСБАНКа. Как известно, пишет издание, эта сделка сопровождалась предоставлением опциона, который дает французам возможность до 2008 г. купить контрольный пакет акций российского банка за $1,7 млрд. "В случае с РОСБАНКом мы являемся свидетелями первого этапа сделки, когда банк, входящий в первую десятку крупнейших российских кредитных организаций, перешел бы под контроль иностранцев", - подчеркивает "Компания".
Рейтинг крупнейших банков "по рекламным бюджетам" ("Финанс.")
"Финанс.", отмечая, что кредитные организации при рекламе продуктов делают упор на эмоциональное воздействие, стараются выделиться среди конкурентов оригинальной рекламой, стараются сделать рекламную информацию как можно доступнее, пишет, что зачастую сюжеты получаются слишком надуманными и даже абсурдными. Так, анализируя, как различные банки рекламируют свои программы, издание обращает внимание на совершаемые ими ошибки.
Также журнал публикует рейтинг "Крупнейшие банки по рекламным бюджетам". Лидируют - Сбербанк, Внешторгбанк и Ситибанк.
Во втором рейтинге "Самые ценные российские брэнды" РОСБАНК занял 32-е место, потеряв сразу 20 позиций по сравнению с прошлым годом ("BusinessWeek Россия")
Журнал "BusinessWeek Россия" представляет рейтинг "Самые ценные российские брэнды", который уже второй год подряд готовит компания Interbrand Zintzmeyer & Lux AG. РОСБАНК занимает в рейтинге 32-е место, цена брэнда - 1410 млн. руб. (в прошлом году - 4-е место, цена брэнда - 40638 млн. руб.). РОСБАНК возглавил список брэндов, потерявших наибольшее количество позиций в рейтинге по сравнению с 2005 годом (минус 97%). В комментариях к рейтингу журнал пишет: "Наибольшие потери неожиданно понес РОСБАНК, обрушившийся сразу на 28 ступенек! В российском представительстве Interbrand Zintzmeyer & Lux AG столь стремительное падение объясняют ошибкой в одном из источников информации, использованном для оценки в 2005 году. Это не падение стоимости, а коррекция оценки, отмечают в компании. О динамике стоимости брэнда "РОСБАНК" будет возможно говорить только в следующем рейтинге".
**Новости компаний**
"Газпром нефть" начала переговоры о создании ряда СП по добыче нефти в России с Shell, Total, Statoil и Chevron, чтобы в перспективе получить активы за рубежом ("Коммерсантъ")
"Газпром нефть" начала переговоры о создании ряда СП по добыче нефти в России с Shell, Total, Statoil и Chevron, чтобы в перспективе получить активы за рубежом, сообщает "Коммерсантъ", уточняя, что, по словам вице-президента компании Р.Мухаметзянов, компания "рассматривает множество предложений о совместной работе в области геологоразведки и добычи нефти за рубежом". Взамен иностранцам предлагается совместная работа в традиционных регионах деятельности "Газпром нефти" - Ямало-Ненецком АО, Ханты-Мансийском АО и Томской области. Сейчас у "Газпром нефти" нет зарубежных активов, но она, как заявил Р.Мухаметзянов, уже "вышла на финальную стадию создания совместного предприятия с одной из западных компаний".
В Chevron не подтвердили и не опровергли факт переговоров с "Газпром нефтью". В Shell сообщили, что компания "постоянно ведет переговоры с российскими партнерами о возможности осуществления совместных проектов", отказавшись уточнить детали. В Statoil и Total от комментариев отказались. При этом "Ъ" напоминает, что две недели назад старший вице-президент Total М.Грувель говорил, что помимо Штокмановского месторождения компания "заинтересована в других проектах в нефтегазовой отрасли России". Аналитик FIM Securities Д.Царегородцев высказал мнение, что опыт иностранцев в геологоразведке вряд ли нужен "Газпром нефти" в России, поскольку ее специалисты знакомы с этим вопросом лучше, а затраты на подобные проекты "не так уж велики". Однако аналитик МДМ-банка А.Громадин отметил, что подобное сотрудничество "позволит "Газпром нефти" укрепить отношения с иностранными партнерами".
Между тем, по данным "Ъ", этими переговорами зарубежные интересы "Газпром нефти" не ограничиваются. По словам собеседника "Ъ" в компании, она "заинтересована в приобретении активов по переработке нефти за рубежом и изучает возможности покупки как контрольных, так и менее значительных долей в ряде НПЗ в Сербии, Испании и Иордании".
В.Путин лично поздравил руководителей "Роснефти", банкиров, продававших ее акции, и крупнейших покупателей с успешным размещением. Эксперты уверены, что внимание президента поможет госкомпании выгоднее занять на активы ЮКОСа ("Ведомости")
Как сообщают "Ведомости", в минувшую пятницу президент В.Путин встретился с руководством "Роснефти", организаторами IPO компании и крупнейшими покупателями ее акций. Газета отмечает, что В.Путин обычно встречается с руководителями компаний накануне крупных сделок. Смысл встречи - показать, что "Роснефть" продолжит превращение в мощную международную корпорацию, пояснил кремлевский чиновник, участвовавший в подготовке совещания. Он не исключил дальнейшую приватизацию госкомпании, но следующий шаг в зависимости от конъюнктуры может состояться через месяцы, а может занять и год. "Роснефть" готовится к распродаже активов ЮКОСа и ведет переговоры с западными банками о рекордном для России займе в $24,5 млрд. Внимание В.Путина позволит "Роснефти" занять на более выгодных условиях, считают эксперты: возможно, банкирам дали понять, что они станут организаторами нового размещения "Роснефти", о котором задумываются чиновники. О планах и сделках на встрече речь не шла, говорят два источника "Ведомостей", знакомые с итогами встречи.
Среди участников встречи газета называет И.Сечина, С.Богданчикова, исполнительного директора Dresdner Kleinwort Г.Вальтера, председателя совета директоров Morgan Stanley Д.Мака, предправления Barclays Capital, члена совета директоров "Роснефти" Х.Рудлоффа, председателя правления ООО "Морган Стенли Банк" Р.Симоняна, главу инвестбанка J.P. Morgan У.Уинтерса. Российские банки, участвовавшие в размещении "Роснефти", были представлены президентом Альфа-банка П.Авеном и предправления Сбербанка А.Казьминым (представители двух российских инвестбанков, участвовавших в размещении, недоумевают, почему их не позвали на встречу). Из крупных покупателей акций присутствовали председатель совета директоров Sinopec Чень Тунхай и вице-президент малазийской Petronas Дж.Ратилал. А вот представителей ВР, которая купила акций на $1 млрд., и ABN Amro на встрече не было. Источник, близкий к организаторам встречи, рассказал "Ведомостям", что руководители этих компаний были приглашены, но не приехали по техническим причинам. В ABN Amro подтвердили получение приглашения, в ВР получить комментарии не удалось.
Видимо, TНK-BP надеется, что скоро проблемы вокруг Ковыктинского месторождения будут разрешены и компания начнет его полномасштабную разработку ("РБК daily")
"РБК daily" комментирует заявление исполнительного вице-президента по стратегии и развитию бизнеса ТНК-BP К.Слайгера по поводу стратегии компании, в которой газ займет одно из важнейших мест. По его словам, доля добываемого ТНК-ВР газа в показателе EBITDA к 2015 г. вырастет с нынешних 5% до 27%, при этом добыча голубого топлива будет увеличена за счет предприятия "Роспан", попутного нефтяного газа, а также Ковыктинского газоконденсатного месторождения, спор с "Газпромом" вокруг которого продолжается. "Разрабатывать Штокман на 40% дороже, чем Ковыкту. Китай - огромный потребитель ресурсов, и мы неоднократно предлагали "Газпрому" направить газ с месторождения в Китай, разрабатывая месторождение совместно. Однако пока никаких подвижек по этому вопросу нет", - заметил вице-президент. Он напомнил, что сейчас газ с Ковыкты поставляется на внутренний рынок. Кроме того, как выяснилось, ТНК-BP "хотела бы приобрести еще месторождения" газа в Западной Сибири.
"Судя по стратегии TНK-BP, EBITDA компании должна составить в 2015 г. порядка $13 млрд. При этом доходы от реализации газа должны вырасти более чем в 8 раз. Дальнейшая либерализация рынка газа внутри страны делает добычу газа все более привлекательной", - сказал К.Черепанов из Rye, Man & Gor Securities. По его мнению, подобный рост возможен. "Однако повышения цен на газ внутри России для достижения этой цели недостаточно - необходимо также существенно увеличить добычу газа. Видимо, TНK-BP надеется, что скоро проблемы вокруг Ковыктинского месторождения будут разрешены и компания начнет его полномасштабную разработку", - добавил К.Черепанов. По его словам, ситуация вокруг Ковыкты будет урегулирована, если 50%-ная доля в ТНК, принадлежащая российским акционерам, будет продана "Газпрому".
Антимонопольная служба и "Норильский никель" нашли виновника краж цветных металлов. Людей побуждает к этому реклама, решили в ведомстве, и запретили фирме "Кама", которая специализируется на сборе металлолома, продвигать свои услуги ("Ведомости")
Как пишут "Ведомости", антимонопольная служба и "Норильский никель" нашли виновника краж цветных металлов. Речь в данном случае идет о том, что с мая по август 2006 г. в эфире радиостанции "Авторадио-Дудинка" транслировался ролик: "Предприятие "Кама" приобретает у жителей и гостей Дудинки лом цветных и черных металлов. Трубы и лист из нержавеющей стали. Прокат. Дорого". "Норникель" усмотрел в этом побуждение жителей Дудинки к хищению у компании металлического оборудования. По подсчетам металлургов, за время трансляции рекламы "Камы" число краж увеличилось. В УФАС с доводами компании согласились и признали, что "Кама" нарушила закон "О рекламе", распространив рекламу, побуждающую к совершению противоправных действий. Замначальника управления комплексного анализа и информационной безопасности "Норникеля" Ю.Попов пояснил, что заявление в отношении "Камы" стало первым шагом в борьбе с рекламой пунктов приема цветмета. "Мы пытаемся противостоять фирмам, скупающим краденый металл, с помощью милицейских проверок. Но они не всегда эффективны", - подчеркнул Ю.Попов. Ущерб от краж металла для "Норникеля" исчисляется десятками тысяч рублей ежемесячно, но их главная опасность - в создании аварийной угрозы из-за повреждений технологического оборудования.
Участники рынка переработки металлолома удивлены решением ФАС, а компании, страдающие от краж металла, решение антимонопольного ведомства поддерживают. Эксперты отмечают, что случаи, когда рекламу подозревают в побуждении к преступлению, крайне редки. Начальник управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС С.Пузыревский напомнил, что норма о "рекламе, побуждающей к совершению противоправных действий", действует лишь с 1 июля 2006 г., поэтому подобных решений пока не выносилось.
При подготовке этого выпуска "Монитора" были использованы материалы следующих изданий: "Ведомости", "Время новостей", "Московский комсомолец", "Газета", "Русский курьер", "Коммерсантъ-Деньги", "BusinessWeek Россия", "Финанс.", "Компания", "Профиль", "The Moscow Times", "РБК daily", "Гудок", "Коммерсантъ", "Бизнес".
О дальнейшем развитии событий читайте в следующем выпуске Монитора в 16 часов.