**Темы дня**
Вчерашний день не принес новостей, которые могли бы претендовать на тему дня для сегодняшнего выпуска центральных газет.
Часть прессы обратила внимание на то, что вчера начался двухдневный рабочий визит в Москву президента Армении Р.Кочаряна, в рамках которого должны состояться встречи с президентом РФ В.Путиным, главой российского правительства М.Фрадковым и мэром Москвы Ю.Лужковым. СМИ отмечают, что накануне визита российские дипломатические источники указывали, что повестка предстоящих переговоров будет весьма обширна. Два президента намеревались обсудить взаимодействие в топливно-энергетической и транспортной сфере, обменяться мнениями по поводу сотрудничества в рамках ОДКБ, ситуации на Кавказе и в особенности решения проблемы Нагорного Карабаха. Что касается вчерашнего дня, то перед началом переговоров с Р.Кочаряном В.Путин сказал: "По капиталовложениям в экономику Армении Россия пока на постыдном третьем месте. Я говорю на "постыдном", потому что странно, что Россия не занимает первого места по инвестициям в экономику своего стратегического партнера". За первые восемь месяцев 2006 года объем взаимной торговли между странами достиг 278 млн. долл.
В экономической сфере центральные газеты отмечают, что акции ОАО "Северсталь" могут очень недорого достаться инвесторам. Согласно объявленной самой компанией оценке, она стоит $10,2-12,5 млрд., или $11-13,5 за акцию, оценив себя по нижней границе ниже рынка. СМИ указывают, что, как считают аналитики, дисконт к рынку позволит компании также хорошо разместиться, как и Трубной металлургической компании. Но в то же время дешевая продажа "Северстали" может ущемить интересы миноритариев и нанести ущерб всей отрасли. Низкая оценка ведущих российских компаний является также большим минусом для рынка, замечают масс-медиа.
**Региональные новости**
Судя по всему, олимпийский проект Сочи-2014 - это лишь предлог, ширма, дымовая завеса для создания на Черноморском побережье элитной зоны отдыха ("Правда")
"Правда" указывает на экономические, социальные и экологические проблемы города Сочи, обострившиеся в связи с его выдвижением в качестве официального кандидата на право проведения зимней Олимпиады-2014. Газета напоминает о предыдущей своей публикации, в которой рассказывалось, в частности, как Сочинский национальный парк "превращается в промзону и площадку... нет, даже не спортивную, а браконьерскую", где близ знаменитой Красной Поляны безжалостно отстреливаются диковинные животные, вырубаются реликтовые рощи... "Мы-то думали, что за всем этим вандализмом скрываются алчные интересы лишь местных "предпринимателей", обслуживающих тамошних князей и князьков, чьи прихоти преобладают не только над здравым смыслом, но и над законом, - пишет издание. - Ан нет! Оказывается, двуногие хищники прокладывают себе путь к сиятельным вершинам параллельно с государственными, общественными деятелями". "Никто и ничто, - цитирует газета президента Олимпийского комитета России Л.Тягачева, - не сможет остановить строительство спортивных объектов в Красной Поляне". "О как - никто и ничто! - подчеркивает "Правда". - Ладно бы только спортивные объекты. Гарниром к горно- и просто лыжным трассам, санным и бобслейным желобам, которые "украсят" кавказские склоны, предлагаются многочисленные отели и мотели, причалы и подъемники, тепло- и газопроводы, линии электропередачи и, разумеется, автомобильные дороги".
Между тем под проект Сочи-2014 государство выделяет 314 млрд. руб., около трети из которых составят вложения именно в дорожное строительство, при этом глава Краснодарского края А.Ткачев пообещал освоить все эти деньги независимо оттого, состоится здесь Олимпиада или нет. Более того, губернатор убежден, что "товар" будет самого высшего качества и Сочи при любых условиях станет первоклассным курортом, куда устремятся отдыхающие со всего мира. "Этакий Куршавель а-ля рус, - замечает издание. - Выходит, олимпийский проект - лишь предлог, ширма, дымовая завеса для создания на Черноморском побережье элитной зоны отдыха? Для обычных россиян, как для тех же зверей и птиц, места в этом буржуазном раю не предусмотрены. Абсолютное большинство из нас новые "лесорубы" превратили в щепки, расколов древо социальной справедливости, достойной жизни и уверенности в завтрашнем дне".
**Политические партии и движения**
Октябрьский рейтинг ста ведущих российских политиков ("Независимая")
"Независимая" газета публикует октябрьский рейтинг ста ведущих российских политиков. Лидируют - В.Путин, Д.Медведев и С.Иванов.
**Новости СМИ**
Купив телеканал Rambler TV, агрессивно развивающийся холдинг "Проф-Медиа" сделал первый шаг на пути к приобретению части Rambler Media Group, и в будущем может стать стратегическим партнером интернет-гиганта ("Секрет фирмы", "Эксперт")
"Секрет фирмы" комментирует покупку холдингом "Проф-Медиа" телеканала Rambler TV, доля которого в первом полугодии 2006 года составила всего 0,43%, а убыток - $1,4 млн. Среди причин продажи телеканала эксперты называют не только убыточность ТВ-направления. "Новый закон о рекламе, из-за которого пришлось пересмотреть прогноз прибыли проекта, мог стать причиной продажи Rambler TV", - считает И.Веретенников из "Финама". Кроме того, эксперты говорят о возможном появлении в Rambler Media Group нового интересного проекта, на который срочно понадобились дополнительные средства. Что касается "Проф-Медиа", то, по словам директора компании по связям с общественностью К.Воронцова, покупка Rambler TV является продолжением стратегии развития телевизионного направления. По его словам, Rambler TV куплен, чтобы расширить территорию покрытия телеканала "2х2", и уже в 2007 году он начнет вещать на частоте Rambler в Петербурге. Между тем, предполагает еженедельник, продажа Rambler TV могла иметь и другую подоплеку: "Агрессивно развивающаяся компания сделала первый шаг на пути к приобретению части Rambler Media Group, и в будущем может стать стратегическим партнером интернет-гиганта. У "Проф-Медиа" пока нет интернет-проектов, и это будет большой шаг вперед для обеих компаний".
О приобретении медиахолдингом "Проф-Медиа" 100% акций телеканала Rambler TV сообщает также еженедельник "Эксперт", который отмечает, что самой привлекательной частью Rambler TV стали питерские частоты, сам же канал, судя по всему, прикроют, на что намекают и сотрудники "Проф-Медиа". Эксперты отмечают, что темпы развития телеканала оказались ниже, чем изначально предполагал менеджмент компании. Доля Rambler TV в национальной телеаудитории невелика: по данным за первое полугодие, 0,43%.
По мнению экспертов, в России существенно снизились риски вложений в телевизионные активы. Аналитики советуют прежде всего вкладываться в каналы и производство контента для них ("SmartMoney")
Журнал "SmartMoney" в редакционной статье отмечает такую тенденцию на рынке: инвесторы готовы вложиться в любой российский проект, если он связан с ТВ. На прошлой неделе, напоминает еженедельник, холдинг "Проф-Медиа" купил последний независимый эфирный телеканал ТВ-3, заплатив за него, по сведениям близких к сделке источников, $550 млн. Ранее "Проф-Медиа" за $23 млн. приобрел Rambler TV. "Теперь под крылом у потанинского холдинга три канала, включая купленный в феврале канал "2х2", и солидная вещательная сеть, охватывающая 250 городов", - констатирует издание. Также активность на этом рынке проявляют "Ренова", АФК "Система", "Нафта-Москва", О.Дерипаска. "С чего бы все это, - задается вопросом $m. - В России существенно снизились риски вложений в телевизионные активы, говорится в недавнем отчете инвестбанка Morgan Joseph & Co. Аналитики Morgan Joseph & Co советуют прежде всего вкладываться в каналы и производство контента для них. Сегодня в России уже более 100 разных телеканалов, включая региональные. А места на рынке хватит и для 500". По данным ROMIR Monitoring, подписаться на платные ТВ-услуги прямо сейчас готова почти треть россиян. Через два года рынок платного ТВ увеличится в 5 раз, прогнозирует PricewaterhouseCoopers. "Эфирные вещатели тоже внакладе не останутся, - заключает $m. - Ведь расходы на телерекламу стремительно растут, и центральные каналы скоро будут не в состоянии освоить все эти деньги".
"Ведомости" помещают серию материалов о российском кинобизнесе
"Ведомости" публикуют ряд материалов, в которых рассматривают состояние и перспективы российского кинобизнеса. В одной из статей на эту тему "Ведомости" пытаются выяснить, кто и как зарабатывает на российском кино. По мнению газеты, высокие доходы российских кинопроизводителей привлекают в эту отрасль серьезных игроков, кинобизнес входит в моду. Многие крупные российские компании инвестируют в кинобизнес, в том числе "Интеррос" купил кинокомпанию "Централ Партнершип". Но, по мнению экспертов, говорить о российском кино как об инвестиционно привлекательной отрасли еще рано. По данным участников рынка, окупается не более 10-15% российских картин. Те, кто завидует заработкам кинопроизводителей, просто не знают, как в этом бизнесе тратятся деньги и как распределяются доходы, говорят продюсеры. Типичный отчет СМИ о достижениях российского кино выглядит примерно так потратили $4 млн., собрали, например, $31 млн., а значит, заработали $27 млн. "Но это взгляд дилетанта", - смеется гендиректор "Централ Партнершип" Р.Дишдишян. Издание считает, что в этом дилетантизме виноваты прежде всего сами кинобизнесмены: мало кто из них соглашается раскрыть журналисту всю бюджетную правду. "Говорить о работающей киноиндустрии пока не приходится", - утверждает гендиректор "Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова" Л.Верещагин. Но сразу оговаривается, что с точки зрения перспективы "это очень выгодный бизнес". Рецепт успеха - умеренность и аккуратность. По мнению Л.Верещагина, на окупаемость сегодня могут выйти фильмы с производственным бюджетом в $2-3 млн. и рекламным еще в $2 млн. Этих средств, по мнению продюсера, достаточно для съемки качественного кино.
В другой статье "Ведомости" пишут о бурном развитии производства российских сериалов. По данным "Проф-Медиа" (владеет кинокомпанией "Централ Партнершип", известной по сериалам "Герой нашего времени", "Золотой теленок", "Доктор Живаго" и др.), с 2001 г. по 2005 г. доля сериалов российского производства на общенациональных каналах выросла с 21% до 54%, а расходы телеканалов на их приобретение - с $40 млн. до $225 млн. В 2005 году, по данным "Проф-Медиа", в двадцатке рейтинговых сериалов все были отечественного производства. Российские каналы готовы тратить на сериалы все больше. "Средняя стоимость телеромана за одну серию составляет $80 000-140 000, художественного сериала - $300 000 за серию", - утверждает главный редактор и продюсер "Централ Партнершип" С.Даниелян. "Проф-Медиа" в своем обзоре рынка сериалов приводит даже большие цифры: $200 000-250 000 и $300 000-400 000 соответственно. Большинство опрошенных "Ведомостями" экспертов считают последние цифры завышенными, но никто не сомневается, что скоро они станут реальностью. "Рост цен [на сериалы] связан прежде всего с ростом рекламного рынка, а также с тем, что телеканалы проявляют готовность покупать все более дорогой продукт, делая ставку в борьбе за рейтинги на его качество", - отмечает в своем обзоре "Проф-Медиа". Реклама дорожает - по прогнозу "Видео Интернешнл", в 2007 г. рост цен составит 30%, в 2008 г. - 50%. Если сериалы будут расти в цене такими же темпами, их стоимость через два года почти удвоится. По оценке президента компании "Амедиа" А.Акопова, сериалы будут дорожать, пока стоимость серии не достигнет европейских $700 000-800 000.
В следующем материале "Ведомости" рассказывают о том, из чего складывается доход российских кинотеатров. Например, в сети "Синема парк", по словам директора отдела маркетинга А.Сигачевой, доходы от кинопоказа составляют 60-65%. Кинотеатры получают 50% от кассовых сборов любого показываемого фильма, и их эта ситуация абсолютно устраивает. Российским же кинопроизводителям фиксированная доля кинотеатров кажется анахронизмом. "Это правило было принято тогда, когда кинотеатры не хотели показывать российское кино", - говорит режиссер и продюсер Ф.Бондарчук. По его мнению, сегодня ситуация в корне изменилась и принятые раньше правила тоже было бы правильно пересмотреть. "Плавающий процент был бы более адекватен", - считает он. Владельцы киносетей, напротив, считают, что существующая формула абсолютно справедлива и готовы пересматривать условия только в пользу самих кинотеатров. Вторым по величине источником дохода являются кинобары и организации общепита. "Синема парку" общепит дает до 25% выручки. Кроме того, кинотеатры получают доход от разнообразных аттракционов (игровые автоматы, бильярд), установленных в фойе. Еще несколько процентов выручки владельцам кинотеатров может приносить субаренда - если они не открывают свои рестораны и не ставят свои игровые автоматы, а приглашают операторов со стороны.
Статья сопровождается таблицей "Крупнейшие киносети России" (ранжирование по количеству залов). Лидируют "Каро Фильм" (8,1%), "Формула Кино" (4,3%) и "Киномакс" (4,2%).
"Бизнес" обращает внимание на то, что участники рынка кинопоказа встревожены несоответствием темпов роста сетей кинотеатров и их посещаемости
"Бизнес" обращает внимание на то, что участники рынка кинопоказа встревожены несоответствием темпов роста сетей кинотеатров и их посещаемости. Дело в том, что если рынок кинопоказа растет на 25-30%, то аудитория киносетей растет всего на 6-7%. Гендиректор "Синема парка" С.Китин считает, что пока дисбаланс между ростом рынка и посещаемостью кинотеатров в первую очередь касается одно- и двухзальников, в особенности принадлежащих несетевым компаниям. "6-7% - это в среднем по России. Конкуренция на рынке повышается, некоторые операторы разоряются. Рост современных многозальных кинотеатров пропорционален рынку, потому что из однозальников люди уходят в многозальники. А у однозальников действительно сейчас никакого роста не происходит", - считает С.Китин. Он также отметил, что диспропорция сегодня уже касается Москвы и Санкт-Петербурга. "Московский рынок уже практически заполнен: открытый в Москве новый мультиплекс может означать для другого кинотеатра конец. Сейчас в столице уже происходит перераспределение аудитории по лучшим кинотеатрам. Поэтому мы идем в регионы: открывая кинотеатры в региональных городах, мы обеспечиваем 30%-ный рост аудитории", - подчеркнул С.Китин. А, по мнению гендиректора DVI Cinema В.Федорова, в России еще 30% неохваченной аудитории. "Москва и Петербург почти полностью насыщены, сейчас идет освоение городов-миллионников. В дальнейшем аудитория будет увеличиваться за счет освоения городов от 500 тыс. человек", - уверен В.Федоров.
Участники рынка указывают на то, что величина кассовых сборов на один экран также растет непропорционально рынку кинопоказа - приблизительно на 7% в год, причем в 2005 г. она составила $300 тыс. на один экран. По словам гендиректора "Невафильма" О.Березина, рост кассовых сборов происходит сейчас не за счет увеличения посещаемости, а за счет цены билета. При этом участники рынка надеются, что кризис насыщения рынка можно будет преодолеть за счет увеличения доли в общей выручке доходов от параллельных направлений - фаст-фуда и развлекательных элементов.
**Экономические новости**
МЭРТ и Федеральная служба по финансовым рынкам подготовили окончательный текст законопроекта, создающего в РФ условия для секьюритизации финансовых активов ("Коммерсантъ")
"Коммерсантъ" сообщает, что Минэкономразвития и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) подготовили окончательный текст законопроекта, создающего в России условия для секьюритизации финансовых активов. По словам заместителя руководителя ФСФР В.Гусакова, проект может пройти первое чтение в марте следующего года и начать действовать уже летом. Как отмечает издание, проект предлагает ряд важных нововведений. Он, в частности, существенно меняет правила Гражданского кодекса о договоре финансирования под уступку денежного требования. Для тех, кто получит в банке кредит, правила серьезно ужесточаются. Это делается в интересах компаний, которые приобретут у банков права требования по этим кредитам и под залог прав выпустят облигации.
Участники рынка полагают, что поправки будут востребованы большим количеством банков. Банкиры ссылаются, в частности, на печальный опыт Внешторгбанка по секьюритизации своих активов: во избежание претензий со стороны заемщиков ему пришлось подписывать со всеми заемщиками, чьи кредиты передавались в пул, отдельные соглашения.
Законопроект также предусматривает отказ заемщиков от любых возражений, а не только тех, которые связаны с уступкой прав требования. Заемщик, например, не сможет возразить против невыдачи банком очередного транша по кредитной линии, а также против того, что эффективная процентная ставка оказалась выше указанной в договоре. "Защита приобретателей облигаций не должна заходить так далеко и приводить к таким ограничениям прав заемщиков, - отметил председатель правления Конфедерации обществ потребителей Д.Янин. - У меня есть серьезные сомнения, что такая норма может быть принята, поскольку ее можно толковать очень широко. Кредитные договоры и так составляются не в пользу заемщиков, и дальнейшее ограничение их прав может отпугнуть граждан от получения банковских кредитов". С этим не согласился первый зампред банковского комитета Госдумы П.Медведев, считающий, что новшество не вызовет серьезного оттока клиентов у банков, которые включат в договор пункт об отказе заемщика от претензий, так как "заемщик заинтересован в получении кредита". Причем некоторые эксперты указывают, что заемщику просто некуда будет деться от новых условий кредитования, поскольку в силу актуальности темы секьюритизации предлагаемое новшество будет востребовано многими банками.
"Эксперт" и "Российская газета" о проекте Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"
Еженедельник "Эксперт" помещает обширный материал, посвященный проекту Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". Как замечает издание, речь в законе идет о благотворительности, но фактически в нем прописывается конкретный и - что не менее важно - согласованный всеми заинтересованными сторонами механизм реализации столь популярного недавно лозунга о социальной ответственности бизнеса. Журнал подробно рассказывает предысторию появления законопроекта, отмечает, что его подготовку фактически возглавил первый зампред правительства Д.Медведев, а также обращает внимание на то, что фактически единственным и главным противником эндаументов в России сегодня является Министерство финансов, глава которого так активно призывал бизнес к социальной ответственности и благотворительности. Дело в том, что А.Кудрин и его подчиненные очень боятся, что целевые фонды дадут бизнесу возможность уклоняться от уплаты налогов. Поэтому подготовка законопроекта проходила под неофициальным лозунгом "Не переборщить с налоговыми льготами". Примечательно, подчеркивает "Эксперт", что концентрироваться на вопросе налоговых льгот не хочет и бизнес. "А то заведется "паршивая овца", как это уже случалось, и дискредитирует всю идею налоговых льгот", - сказал глава корпорации "Интеррос" В.Потанин. Да и сама по себе идея освобождения от налогов всех благотворительных взносов выглядит несколько странно, ведь при этом фактически получается, что жертвователь поддерживает нуждающихся за счет бюджета.
О том, что со следующего года российские вузы, больницы и архивы смогут получать помощь от меценатов в соответствии с новым законопроектом и соответствующими поправками в Налоговый кодекс, пишет также "Российская газета". Законодательные новации уже внесены в Госдуму и их уже обсуждали на слушаниях, устроенных Общественной палатой и Минэкономразвития. "Бизнес, конечно, хотел бы видеть в законе и налоговые льготы для самих меценатов, но не будет настаивать на этом предложении, заверил председатель комиссии по конкурентоспособности, президент РСПП Александр Шохин, - пишет газета. - Предприниматели заранее хотят снять все возможные подозрения в свой адрес относительно небескорыстности таких пожертвований. Впрочем, в законопроекте оговаривается, что некоммерческие организации смогут привлекать в благотворительные фонды не только деньги от крупного бизнеса, но и объявлять о публичном сборе средств от граждан, то есть собирать на благотворительность "с миру по нитке". Кроме того, вносить деньги в специализированные фонды сможет и государство".
Рейтинг управляющих компаний по объему средств находящихся в доверительном управлении на 01.07.06 ("Эксперт")
"Эксперт" в специальном тематическом приложении, посвященном управляющим компаниям (УК), в частности, публикует рейтинг УК, составленный по объему средств находящихся в доверительном управлении на 01.07.06г. Лидируют в рейтинге "Лидер", "Менеджмент Центр" и "КапиталЪ".
Американская Gallup Organization начинает экспансию на российский рынок. По мнению экспертов, западные аналитики заинтересованы в появлении независимого от Москвы социологического центра накануне выборных кампаний 2007-2008 гг. и возможной смены властных элит ("Ведомости")
Американская служба социологических опросов Gallup Organization, выиграв тяжбу за товарный знак "Институт Гэллапа", начинает экспансию на российский рынок, пишут "Ведомости". Гендиректор Института Гэллапа и брэнд-менеджер Gallup К.Стюарт предупреждает, что говорить, какие именно политические исследования проведет Gallup, рано, но предвыборные опросы его интересуют. Gallup может рассчитывать, что именно ему, а не российским социологам будут заказывать исследования западные государственные и неправительственные организации и СМИ, считает президент ICCG А.Ситников. Больше того: и российские компании при необходимости опубликовать данные для западного потребителя (например, готовясь к IPO) могут обратиться к Gallup - для демонстрации неангажированности исследования. У выхода Gallup на российский рынок есть и политические причины, отметил Д.Гусев из Bakster Group: Gallup может стать инструментом политического менеджмента накануне возможной масштабной смены властных элит в России. В год прихода на российский рынок Gallup может рассчитывать на заказы до нескольких миллионов долларов, предполагают эксперты, которые оценивают весь рынок в $10-15 млн. Впрочем, как замечает гендиректор крупного социологического центра, вряд ли Gallup, не имея контрактов в администрации президента и хорошей региональной сети, сможет вести прибыльный бизнес в России на политической поляне.
**Банковские новости**
Бывший председатель правления национального банка "Траст" и один из акционеров национального и инвестиционного банков "Траст" О.Коляда продал свою долю в обеих организациях ("Коммерсантъ")
Как стало известно "Коммерсанту", бывший председатель правления национального банка "Траст" и один из акционеров национального (НБ) и инвестиционного банков (ИБ) "Траст" О.Коляда продал свою долю в обеих организациях. По информации источников "Ъ", банк останется под контролем прежних акционеров, но "большая пятерка" владельцев к концу года превратится в "большую четверку". Этот факт подтвердил председатель совета директоров банка И.Юров. "До момента окончательных расчетов свои акции О.Коляда передает мне в управление, - уточнил он. - Затем принцип распределения долей во владении банком среди действующих акционеров сохранится".
Наибольший интерес для участников рынка представляет стоимость проданных ценных бумаг. По мнению экспертов, цена пакета О.Коляды максимально приближена к рыночной. По их мнению, коэффициент сделки составляет не менее двух. Таким образом, минимальную стоимость пакетов О.Коляды в НБ и ИБ "Траст" участники рынка оценивают в $45-50 млн. и $55-60 млн. соответственно. Управляющий директор департамента инвестпроектов и внешних отношений РОСБАНКа А.Пак оценил пакет О.Коляды в $150-200 млн. Столь большая разница объясняется предположением о существовании допсоглашений между акционерами "Траста", которые могут повлиять на стоимость пакета. Гендиректор "ЦЭА-Интерфакс" М.Матовников также подтвердил, что сделки между менеджерами редко проходят по аналогии со сделками со сторонними акционерами. "Цена пакета в инвестбанке сильно зависит от роли менеджера и от перспектив этого бизнеса, - заметил эксперт. - Разные менеджеры могут оценивать эти перспективы по-разному".
**Новости компаний**
Генкомпании РАО ЕЭС начали пересмотр инвестпрограмм с целью экономии природного газа и роста потребления угля, попутного газа и мазута, хотя, возможно, А.Чубайс будет настаивать на необходимости развития энергетики по газовому сценарию ("Коммерсантъ")
"Коммерсантъ" пишет, что генерирующие компании РАО ЕЭС начали пересматривать свои инвестпрограммы с целью максимальной экономии природного газа и роста потребления угля, попутного газа и мазута. Тем самым, дочерние структуры РАО начали практическую реализацию поручения президента В.Путина о пересмотре баланса топливного обеспечения энергетики. Так, поданным "Ъ", ОАО "Оптовая генерирующая компания №1" (ОГК-1) готовит измененный вариант своей инвестпрограммы до 2010 года. В частности, если ранее в инвестпрограмме было заявлено строительство на Каширской ГРЭС-4 одного угольного энергоблока мощностью 330 МВт, то теперь есть план строительства второго. О том, что возможен пересмотр инвестпрограммы компании, говорят и в ОГК-4. "Сейчас в РАО ЕЭС идет рассмотрение наших предложений по этому вопросу", - пояснил замгендиректора компании по инвестициям и развитию В.Черевко. Он уточнил, что в компании ведется работа по увеличению доли угля в топливном балансе. Будут экономить газ и в ОГК-6. Инвестпрограмма компании до 2010 года предполагает увеличение установленной мощности на 7%. Однако глава компании В.Санько говорит, что за счет высокого КПД новых установок ОГК-6 не увеличит, а сократит потребление газа на 7%.
Вместе с тем, отмечает "Ъ", в РАО ЕЭС инициативы дочерних компаний считают преждевременными. В энергохолдинге заверяют, что не давали заданий по пересмотру инвестпрограмм. В компании говорят, что "уже подготовили предложения для Владимира Путина", однако подробностей не раскрывают. Холодное отношение РАО к новым планам генкомпаний позволяет предположить, что А.Чубайс продолжит настаивать на необходимости развития энергетики по газовому сценарию.
Скорее всего, создающийся сейчас крупнейший в мире производитель алюминия - компания "Российский алюминий" - вряд ли будет претендовать на покупку третьей в мире по величине горнодобывающей компании Anglo American ("Независимая")
Как отмечает "Независимая" газета, создающийся сейчас в результате слияния российских "Русала" и "СУАЛа", а также швейцарской Glencore крупнейший в мире производитель алюминия - компания "Российский алюминий" - вряд ли будет претендовать на покупку третьей в мире по величине горнодобывающей компании Anglo American. Во всяком случае такое заявление сделал вчера крупнейший совладелец "СУАЛа" В.Вексельберг. Тем самым он опроверг появившееся десять дней назад в британской прессе заявление председателя совета директоров создаваемой компании Б.Гилбертсона о возможности покупки Anglo American "Российским алюминием". Издание находит любопытным, что опровержение российской стороны на это заявление последовало хоть и с опозданием, но зато сразу с двух фронтов: вслед за заявлением В.Вексельберга слова Б.Гилбертсона опровергли и представители "Руcала" в лице пресс-секретаря компании В.Курочкиной.
Несмотря на то, что и "СУАЛ", и "Русал" опровергли заявление Б.Гилбертсона, эксперты считают, что в будущем нельзя исключать планов по приобретению "Российским алюминием" Anglo American. "Конечно, сейчас все заняты происходящим слиянием, ни о каких громких сделках подобного уровня мы не услышим в ближайшие 1,5-2 года точно, - полагает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" В.Жабин. - Однако нельзя забывать о планах проведения IPO новой объединенной компании". По мнению В.Жабина, после вывода акций новой компании на биржу акционеры вполне смогут вложить полученные средства в покупку крупного западного игрока, которым вполне может стать Anglo American. Учитывая нынешнюю конъюнктуру рынка, акции металлургических компаний сейчас чересчур дороги, поэтому у "Российского алюминия" есть хорошие шансы собрать деньги, достаточные для покупки крупного иностранного актива, резюмирует "НГ".
ОАО "ГМК "Норильский никель" распространило сообщение о том, что на вексельном рынке появились фальшивые векселя "дочки" ГМК - ОАО "РАО "Норильский никель" ("РБК daily")
Как сообщает "РБК daily", вчера ОАО "ГМК "Норильский никель" распространило сообщение о том, что на вексельном рынке появились фальшивые векселя "дочки" ГМК - ОАО "РАО "Норильский никель". Два поддельных векселя были на днях предъявлены векселедержателем к оплате в одном из московских офисов Инвестсбербанка, который был указан как авалист (гарант оплаты) по векселям. По информации газеты, сумма двух предъявленных к оплате векселей составляла примерно 35 млн. руб. Гендиректор ОАО "РАО "Норильский никель" Ю.Котляр сообщил изданию: "Мы всегда числились по адресу г. Дудинка Красноярского края. Вероятно, мошенники увидели на здании вывеску "Норникель" и даже не потрудились проверить соответствие увиденного ими адреса юридическому". Кроме того, проверка векселей выявила поддельность подписей должностных лиц и оттисков печатей. Ю.Котляр также подчеркнул, что все имевшие хождение векселя ОАО "РАО "Норильский никель" компания погасила еще до 2001 г. Изготовителя фальшивых векселей, по словам представителей "Норильского никеля", выявить пока не удалось.
Как отметил начальник отдела аналитики долговых рынков ИК "Велес Капитал" И.Манаенко, это очень характерный случай. "Такого рода эпизоды с завидной регулярностью происходят на рынке, - сказал И.Манаенко. - Обычно печатают векселя на имя "дочек" крупных компаний на сумму, не превышающую $2 млн. Последний случай произошел где-то год назад и был также связан с РАО "Норильский никель". Обычно такие подделки собственно подделками назвать нельзя, так как они просто симулируют имевшую когда-то хождение ценную бумагу". Между тем в "Норникеле" полагают, что "есть все основания для появления на рынке аналогичных фальшивых векселей в других городах России".
ОАО "Сити" продала права на аренду земельного участка №16а в ММДЦ "Москва-Сити" ("Ведомости", "РБК daily", "Бизнес")
"Норильский никель", ставший полтора года назад акционером ОАО "Сити", реструктурирует свой портфель проектов, пишут "Ведомости". Как говорится в официальном раскрытии информации ОАО "Сити", 27 октября компания продала права на аренду земельного участка №16а в ММДЦ "Москва-Сити". Покупателем названа фирма Lisario Trading Ltd. Обнародована и сумма сделки - $45 млн. "Полученные средства будут направлены на финансирование других проектов", - сообщил президент "Сити" О.Байбаков. Источник в мэрии и несколько девелоперов, знакомых с ситуацией, сообщили, что Lisario Trading Ltd. принадлежит "Капитал Груп". В пресс-службе "Капитал Груп" не подтвердили, но и не опровергли эту информацию. По данным участника рынка, знакомого с ходом переговоров, всего проект может стоить покупателю до $300 млн. Параллельно "Сити" ведет переговоры о продаже 40% акций в многофункциональном комплексе "Аква-Сити Палас" (инвестиции - $300 млн.). Покупателем может стать владелец оставшихся 60% акций, девелопер проекта MCG Group. Председатель совета директоров MCG Group П.Фукс подтвердил "Ведомостям" факт переговоров. Участник рынка, близкий к "Сити", оценивает 40% в $100 млн. "Совет директоров "Сити" с августа 2006 г. проводит инвентаризацию активов компании. Мы оставляем на своем балансе только те, которые напрямую контролируются обществом", - уточнил Байбаков. Он подтвердил возможную продажу "Аква-Сити Палас".
"Участок №16 и доля в "Аква-Сити Палас" находятся в собственности "Сити", и управляющая компания вправе переуступать права по ним", - сообщил "Ведомостям" заместитель мэра И.Орджоникидзе, курирующий "Москва-Сити". А президент Mirax Group С.Полонский называет логичным то, что компания продает строительные активы: "Для "Норникеля" девелопмент - непрофильный бизнес". Полтора года назад на скупку акций управляющей компании "Норникель" потратил примерно $110 млн., говорит источник, близкий к акционерам "Сити". Продав долю в "Аква-Сити Палас" и проект на 16-м участке, компания может выручить $400 млн. Даже с учетом того, что "Гута" получит соразмерную своему пакету долю (около $150 млн.), "Норникель" неплохо заработает на "Сити". Кроме того, напоминает газета, управляющая компания занимается девелопментом 54-этажного комплекса на 20-м участке (188 049 кв. м), готовится застроить участок в 5, 21 га вдоль набережной Тараса Шевченко (150 000 кв. м) и строит первую очередь ТЭЦ в ММДЦ.
По данным источников "РБК daily", за таинственным офшором Lisario Trading Limited, скорее всего, стоит один из инвесторов-застройщиков ММДЦ "Москва-Сити". Газете не удалось получить комментарии ни у "Гуты", ни у второго крупного акционера ОАО "Сити" - "Норильского никеля", который владеет примерно 47% акций компании. Комментируя продажу, президент ОАО "Сити" О.Байбаков сообщил, что она была произведена "в соответствии с технико-экономической стратегией развития компании". "Полученные в результате сделки денежные средства подлежат включению в финансовый план общества для использования их на финансирование инвестиционных проектов ОАО "Сити" и текущую деятельность компании", - заявил он. О том, кто стоит за офшором, в ОАО "Сити" предпочитают умалчивать. Единственное же, что удалось узнать "РБК daily" у пресс-секретаря компании Н.Ореховой, что "эта структура не имеет никакого отношения" к ОАО "Сити".
Большинство компаний, работающих в "Москва-Сити", также заявили, что не имеют отношения к покупке. В то же время среди участников рынка появилась информация о том, что участок был приобретен компанией "Капитал груп".
Продолжая тему, "Бизнес" подчеркивает, что ОАО "Сити", основными акционерами которого являются группа "Гута" и структуры, близкие к "Норильскому никелю", не будет осваивать участок №16a площадью 1,02 га в ММДЦ "Москва-Сити", на котором ранее планировалось строительство 70-этажного офисного комплекса, продав права аренды на него за $45 млн.
По информации участников рынка, покупатель представляет интересы холдинга "Капитал груп", который уже начал строить на территории "Москва-Сити" многофункциональный комплекс "Город столиц" общей площадью 288 тыс. кв. м. По словам пресс-секретаря ОАО "Сити" Н.Ореховой, вырученные деньги пойдут на финансирование инвестиционных проектов ОАО и текущую деятельность компании. При этом она отметила, что компания не отказывается от своих интересов на соседнем участке №16б площадью 1,54 га, который планирует осваивать вместе с компаниями "Техинвест" и Mirax Group. Кроме того, за "Сити" закреплен участок №20, где также планируется строительство бизнес-центра. "Сити" нужны деньги на реализацию своих проектов. Компания хоть и принадлежит двум крупным структурам, но вполне может испытывать сложности с финансированием своих проектов, - полагает директор по развитию Swiss Realty Group И.Шершнев. - Ни один из акционеров не имеет контрольного пакета. А в таких условиях инвестировать весьма рискованно". Эксперты указывают, что покупатель заплатил рекордную даже по меркам центра Москвы цену, однако их это не удивляет. По словам старшего аналитика Prime City А.Лаировой, сумма большинства сделок с участками в пределах Третьего транспортного кольца находится в диапазоне $8-15 млн. за 1 га. "Цена доходила максимум до $20 млн. за 1 га", - добавила она. Директор по развитию Rodex Group В.Мищенко указывает, что столь дорогая покупка не помешает окупить затраты на проект за срок в пределах пяти лет. Стоимость строительства здания на участке №16a он оценивает примерно в $300 млн. "С учетом покупки прав аренды затраты инвесторов составят примерно $350 млн., - рассуждает он. - Как правило, в аренду сдается не более 65% площадей, а для офисов в "Москва-Сити" арендные ставки не будут опускаться ниже $650. Исходя из этого, годовая выручка девелопера от сдачи в аренду будет находиться на уровне $100 млн. С учетом налоговых выплат и непредвиденных расходов можно предполагать, что проект окупится за четыре-пять лет".
По мнению некоторых экспертов, "Система-Галс" согласилась снизить свою цену перед IPO, чтобы не подорвать доверия инвесторов, и дать им возможность заработать в первые месяцы размещения на росте стоимости акций ("Коммерсантъ")
"Коммерсантъ" обращает внимание на то, что дочерняя компания АФК "Система" - "Система-Галс" продолжает терять в цене в преддверии IPO. Исходя из объявленного вчера ценового коридора стоимость девелопера после размещения должна составить $1,55-1,85 млрд., хотя еще месяц назад менеджеры "Системы" рассчитывали выручить $2-3 млрд., а накануне road-show ИГ "Атон" оценила компанию в $1,97-2,36 млрд. Аналитики объясняют снижение оценки "Системы-Галс" тем, что "Система" с самого начала переоценила свое девелоперское подразделение. Заместитель директора отдела финансовых рынков и инвестиций Knight Frank Е.Семенов не исключает, что компания первоначально запланировала привлечение определенного объема средств для реализации намеченных проектов. Он считает, что компании удастся провести размещение по верхней границе ценового коридора исходя из стоимости портфеля проектов "Системы-Галс". С этим согласился член совета директоров Mirax Group Д.Луценко: "Все-таки капитализация компании сейчас действительно составляет около $2 млрд.". Д.Луценко отметил, что снижение верхней границы ценового коридора связано также и с отсутствием других девелоперских компании на рынке. Кроме того, напоминая о том, что сейчас на бирже представлена только девелоперская "дочка" "Интерроса" "Открытые инвестиции" (капитализация около $2 млрд.), "Ъ" пишет, что, по мнению аналитика ИК "Тройка Диалог" М.Терентьева, компания согласилась снизить цену перед IPO, "чтобы не подорвать доверия инвесторов, дать им возможность заработать в первые месяцы размещения на росте стоимости акций".
При подготовке этого выпуска "Монитора" были использованы материалы следующих изданий: "Независимая газета", "РБК daily", "Ведомости", "Бизнес", "Эксперт", "Секрет фирмы", "SmartMoney", "Российская газета", "Правда", "Коммерсантъ".
О дальнейшем развитии событий читайте в следующем выпуске Монитора в 16 часов.