19 декабря 2007 года состоялось научная сессия Общего собрания Российской Академии Наук "Русский язык в современном мире", но обсуждали на ней не только лингвистические и филологические проблемы, но и развитие нанотехнологий. Однако суета мира не давала ученым полностью погрузиться в сакральные проблемы науки. В пяти метрах от входа в здание Президиума РАН на Ленинском проспекте, 32, идущих на заседание академиков встречала группа граждан с плакатами: «Ул. Фотиевой, д. 4, детский сад №94», «Лужков строит детские сады – а вы их ломаете!!!», «РАН – храм коммерции?», «План Путина: детские сады, ясли, ФОКи. Кто против? Префект – очнись!». Через несколько минут участников пикета окружили сотрудники милиции и охрана здания РАН, вежливо попросив их убрать плакаты и удалиться. «Хорошо, мы сворачиваем пикет», – согласились участники инициативной группы.
В фойе первого этажа продавались журналы «Знание-сила», «В мире науки» и «Путешествие по свету», а на третьем этаже академические издательства представили обширную подборку литературы по разным дисциплинам.
Президент РАН академик Юрий Осипов открыл заседание, напомнив, что 2007 год был объявлен Годом русского языка, и Академия Наук многое сделала и делает для поддержания его престижа по всему миру. По его мнению, русский язык располагает всеми необходимыми терминологическими средствами в любой отрасли научного знания. Говоря о значении исследований в области русского языка, он подчеркнул, что речь идет не столько о поддержании чистоты русского языка, сколько о проведении Академией наук активных фундаментальных междисциплинарных исследований в этой сфере.
Осипов пояснил, что первая часть собрания будет посвящена достижениям Российской академии в области гуманитарных и общественных наук, который вносят не менее важный научный вклад, чем естественные и физико-математические науки. Однако как только вступительная речь Президента РАН закончилась, многие академики покинули зал заседаний и поспешили в буфет. Возможно, это были представители «жестких» наук, а члены РАН по «мягким» дисциплинам с интересом выслушали доклады академиков А.Б. Куделина «Русская филология на современном этапе», Ю.Д. Апресяна «Теоретические основы активного словаря русского языка» и А.А Зализняка «Проблема подлинности «Слова о полку Игореве»».
Последний напомнил собравшимся, что рукописная версия «Слова…» погибла, по-видимому, во время нашествия Наполеона, а сомнения в подлинности текста возникли сразу после его публикации. Во времена СССР выводы отдельных исследователей, что «Слово…» – лишь гениальная подделка, воспринимались как идеологическая диверсия. Такое отношение властей к научным гипотезам только укрепляло сомнения тех, кто не верил в подлинность текста. Приведя доводы за и против возможности фальсификации рукописи, Андрей Зализняк сделал вывод, что вероятность подделки близка к нулю. Тем не менее, он отметил, что лингвистика – не математика и в ней невозможно окончательное доказательство того или иного утверждения, поэтому версию, что «Слово…» было написано в 18-ом веке каким-то гениальным лингвистом-самоучкой, не оставившим своего имени в истории, полностью исключить нельзя. Он выразил убеждение, что вопрос о том, является ли «Слово…» подлинником или гениальной подделкой, является только проблемой науки, а не политики. После его доклада один из академиков сказал рассерженно своему соседу: «Я так и не услышал, подделка это, все-таки, или нет».
В ходе утреннего заседания также выступили члены-корреспонденты РАН А.М. Молдован «Национальный корпус русского языка и проблемы русистики», В.Е. Багно «Русская классическая литература и формирование образа России в мире» и Н.В. Корниенко «Архив А.П. Платонова в РАН как общекультурное событие». Во время последнего доклада на большом экране появилось лицо писателя. Печальные глаза Платонова смотрели с фотографии на академиков, а рядом светились строчки из его записной книжки «Народ весь мой бедный и родной. Почему, чем беднее, тем роднее. Ведь это же надо кончать – приводить наоборот. Какая радость от доброго, если он бедный?» (февраль 1937 г.). Однако проблемы борьбы с бедностью академики обсуждать не стали.
Член-корреспондент РАН Валерий Тишков выступил с докладом «Русский язык и русскоязычное население в странах СНГ и Балтии», рассказав о положении русского языка в странах бывшего СССР. По оценкам экспертов, русским языком сейчас владеют 260-280 млн. человек, из них для 147 млн. это родной язык, а для 113 млн. – второй язык общения. Это пятый язык по распространенности после английского, китайского, испанского и арабского языков. В. Тишков рассказал об уникальном феномене «русского мира», который помимо русской культуры свойственны испано- и франкоязычным культурам, а также культурам Китая, Ирландии с Великобритании.
Он отметил, что масштаб распространении русского языка за последние 20 лет сужается. «В странах бывшего СССР ситуация имеет различия, но фактически везде русский язык – это наказанный язык. Наказанный не за провинности, а за великую модернизационную миссию, которую выполнял и будет выполнять…». В дальнейших словах исследователя таилась угроза. По его мнению, в тех странах, где русский язык является родным хотя бы для трети налогоплательщиков, он должен приобрести статус официального языка страны. Россия не должна снимать вопрос об официальном двуязычии для Казахстана, Украины, Латвии, Молдовы и Кыргызстана. «Если равностатусность за русскими не будет признаваться, то Россия может поддерживать обе формы внутреннего самоопределения культурно отличительных групп: этнотерриториальную через федерализацию ряда поссоветских государств… или через экстерриториальную культурную автономию».
В дискуссии после основных докладов также много говорили о важности и значении русского языка. Академик Р. Гамзатов посвятил свою речь многоязычию Дагестана и объединяющему значению русского языка. Он отметил, что т.к. граждане России говорят на 130-ти языках, из них жители Северного Кавказа на 60, а на родине поэта – на 32, то жизнь без русского языка немыслима. Член-корреспондент А. Бондаренко попытался за короткое время пояснить важность концепции под названием «функциональная грамматика», но, пожалуй, для большинства академиков это было слишком сложно. В свою очередь, член-корр А. Кибрик горячо ратовал за принятие экстраординарных мер по аудио- и видео- документированию исчезающих языков России. «Здесь очень важно не опоздать!», – отметил он в заключение. Иностранный член РАН А. Акаев говорил о многовековой истории сотрудничества киргизского и русского языков. Он выступил с инициативой создания в одной из российских столиц Гуманитарного университета, где наряду с русским изучались бы и языки стран СНГ. По его словам, уже сейчас не хватает переводчиков с языков СНГ, в т.ч. с киргизского, и создание такого вуза могло бы решить эту проблему.
Академик М. Яковенко, перенеся слушателей с Запада на Восток, поведал о том растущем интересе к русскому языку и русской культуре, который сейчас есть в Китае. Так, китайцы в год 250-летия А.С. Пушкина опубликовали 10 (!) различных версий перевода полного собрания сочинения великого поэта на китайский язык. В год юбилея П.И. Чайковского в Поднебесной были исполнены все произведения русского композитора. Один китайский исследователь издал 10 томов антологии русских литераторов, живших в Китае, а теперь на деньги китайских бизнесменов он готовит публикацию 200 (!) томов антологии русской культуры в Китае за 400 лет российско-китайских отношений. Яковенко заметил, что России стоит поучиться тому усердию и настойчивости, с которыми Поднебесная создает центры изучения китайского языка во многих странах мира. Только в России Китаем открыты 10 Институтов Конфуция.
В заключение первой части была единогласно принята резолюция «Русский язык в современном мире» о роли академической русистики и важности фундаментальных исследований русского языка. Президент РАН Ю. Осипов поблагодарил Отделение историко-филологических наук, которое «проявило героизм», сумев за короткое время подготовить столь содержательное обсуждение. Он высказал мнение, что в Академии наук следует чаще обсуждать гуманитарные проблемы путем проведения междисциплинарных конференций. Уходящих на обед академиков он попросил обязательно прийти на вторую часть заседания: «Мы не можем сорвать голосование».
О важности дневного заседания президент РАН говорил еще утром, сделав анонс выступлений второй половины повестки дня. Помимо выступления академика Ю. Осипьяна об Уставе РАН, академикам предстояло выслушать доклад о программе исследований РАН в области наноструктур. Ю. Осипов подчеркнул значение этой программы для Академии наук, сказав, что проект развития нанотехнологий по масштабам ресурсной поддержки далеко выходит за рамки других проектов за многие годы. Он отметил, что РАН многое делает в этой сфере. «Почти каждый четвертый институт Академии наук в той или иной мере занимается этой проблематикой. Мы должны принять самое активное участие в осуществлении этого проекта, это наша прямая обязанность. Возможно, это потребует изменения многих исследовательских подходов, большой работы, но мы должны активно и плодотворно участвовать в развитии этой программы, от этого очень многое зависит».
Он также сообщил, что РАН активно работает в этой области, летом была создана специальная комиссия по исследованиям в области нанотехнологий. Её согласился возглавить академик РАН, лауреат Нобелевской премии, Жорес Алферов. Осипов высказал убеждение, что авторитет Алферова и консолидация основных специалистов в этой сфере позволит РАН принять еще более активное участие в исследовании наноструктур.
Академики прислушались к словам своего президента, и после обеда большой зал был полон. Вице-президент РАН Ж. Алферов начал свой доклад с сообщения, что Комиссии РАН по нанотехнологиям была создана Постановлением Президиума РАН №163 от 26 июня 2007 г., потом был период летних отпусков, и работа над проектом программы исследований фактически началась в сентябре. Тем не менее, комиссия работала очень эффективно и успела сделать очень многое. В течение получасового выступления Алферов провел презентацию «чернового» варианта предлагаемой программы. Слайды графиков, таблиц и иллюстраций быстро сменялись один за другим – академик взял чрезвычайно высокий темп.
Академик пояснил, что работа Комиссии была разбита на следующие Секции (вместе с именами руководителей):
Ж. Алферов дал краткий экскурс в цели и задачи исследований по каждой из Секций, привел примеры последних разработок в области наноструктур, проводимых в разных институтах РАН России. Он с удовлетворением констатировал, что у научных школ СССР, а теперь и России, есть большой научный потенциал в области нанотехнологий и надо его умело использовать. «В Российской академии наук еще до того, как стало употребляться слово «Нанотехнологии», исследования по ним велись во многих физических, химических и биологических институтах. И я могу вам откровенно сказать, что за короткий период подготовки программы я испытывал чувство удовлетворения от того, что у нас есть, на чем развивать исследования в области нанотехнологий. В очень многих наших институтах и в Москве, и в Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке и на Урале имеется солидный, настоящий задел для развития этих работ».
Нобелевский лауреат остановился на деталях некоторых разделов программы РАН по нанотехнологиям. В частности, исследования по Секции «Физика наноструктур» по замыслу академиков будет включать в себя следующие направления:
По словам академика, первые два раздела определяют основную физическую базу, а все последующие задают конкретные направления исследований. Жорес Алферов рассказал о возможных областях исследования, привел данные по конкретным исполнителям, авторам заявок, сообщил цифры необходимого финансирования. На осуществление задуманных исследований по физике наноструктур в Комиссию поступили 172 заявки от 38 институтов РАН, в общей сумме необходимых капиталовложений 4 млрд 280 млн. рублей. Не менее капиталоемки пожелания исследований и по всем другим Секциям программы.
В заключение своего доклада, Ж. Алферов рассказал о предложениях по секции «Образование», которую он считает одной из самых важных. Её цель – обеспечить академическую, вузовскую, отраслевую науку, высокотехнологичные инновационные компании, предприятия индустрии, специализирующиеся в области наноматериалов и нанотехнологий, высококвалифицированными кадрами.
По словам Алферова, современный исследователь в области наноструктур должен обладать квалификацией кандидата наук и обладать знаниями не только в своей, но и в пограничных областях исследования. Основными принципами обучения в аспирантуре должны стать меж- и мульти- дисциплинарность (термины из концепции академика Садовничего). Для этого российские университеты должны изменить свое отношение к аспирантуре, создать настоящие graduate schools по примеру хороших западных, длительность обучения в аспирантуре следует увеличить до 4 лет. По оценкам экспертов Комиссии, на обучение и научно-исследовательскую работу по Секции Образования в области нанотехнологий потребуется 17 млрд 920 млн. руб, а размер необходимых капитальных вложений – 14 млрд 040 млн. руб. В качестве примеров вузов, где уже проводится обучение будущих нанотехнологов, Ж. Алферов назвал виртуальный научно-образовательный центр МГУ, объединяющий химический, физико-химический, биологический и др. факультеты, а также Санкт-Петербургский физико-технологический научно-образовательный центр.
В итоге оказалось, что по оценкам экспертов РАН необходимые финансовые средства на осуществление данной программы по нанотехнологиям таковы:
Таблица из презентации Ж. Алферова
Областьнауки | К-возаявок | СтоимостьНИР (млн.руб) | Кап. вложен.(млн.руб) |
Физика наноструктур | 172 | 6.370 | 4.280 |
Наноэлектроника | 326 | 8.340 | 5.230 |
Наноматериалы | 329 | 16.460 | 1.190 |
Нанобиотехнологии | 3.800 | ||
Нанодиагностика | 147 | 18.000 | 45.000 |
Образование | 17.920 | 14.040 | |
Всего | 974 | 70.890 | 69.740 |
Нобелевский лауреат согласился с тем, что названные им суммы очень велики. Возможно, что тщательная проработка программы позволит отказаться от некоторых трат, но в целом, он полагает, что для продвижения России в области наноструктур размеры капиталовложений должны быть именно такими. По мнению Ж. Алферова, «развитие нанотехнологий – самый важный вопрос для страны». Успешное продвижение в этом направлении позволит компенсировать России её промышленное и научное отставание, накопленное за предшествующие годы.
После окончания доклада все взоры присутствующих обратились на сидевшего в Президиуме член-корреспондента РАН, директора РНЦ «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука. Президент РАН Ю. Осипов подчеркнул, что академия возлагает на него особые надежды, и выразил уверенность, что он будет способствовать выделению необходимых для выполнения программы финансовых средств. Осипов отметил, что предложенная программа является лишь «первой итерацией» и не важно, пойдут ли деньги через РАН или через созданную госкорпорацию по нанотехнологиям, главное, чтобы они пошли на академические исследования. Президент РАН еще раз обратил внимание собравшихся, что «у Академии наук есть исторический шанс войти в очень крупный проект, и мы не должны его упустить». Кроме того, он сказал, что Комиссия РАН по нанотехнологиям будет постоянно действующей.
Как логичное следствие доклада Ж. Алферова, академики проголосовали за то, чтобы переименовать Отделение информационных технологий и вычислительной техники в Отделение нанотехнологий и информационных технологий (под рук. академика РАН, Президента Курчатовского института Е. Велихова). Это поддержало почти все Общее собрание (два человека были против).
Ю. Осипов пояснил, что ранее ими обсуждался вопрос о том, чтобы создать новое отделение в РАН, но потом решили реорганизовать уже существующее. Теперь Президиум РАН внесет соответствующее предложение в Правительство РФ, которое наряду с соответствующей поправкой в Устав, будет включать и просьбу о дополнительном расширении состава Академии - для эффективной работы старого-нового Отделения потребуется еще 10 академиков и 20 членкорров. В Отделение нанотехнологий войдут те члены РАН, которые уже работают в этой сфере. Вопрос о переходе в то или иное Отделение, по словам Президента РАН, будет решаться не силовым образом, а путем обсуждения.
Далее с коротким докладом выступил председатель уставной комиссии РАН, академик Юрий Осипьян, который напомнил своим коллегам, что ровно месяц назад, 19 ноября 2007 г., Правительство РФ утвердило Устав РАН. По словам Осипьяна, это был «завершающий аккорд изнурительной четырехлетней борьбы со всеми противодействующими силами в государстве». Он сказал, что теперь можно работать по новому Уставу и забыть обо всех переживаниях, Академия наук осталась демократической самоуправляемой научной организацией, в значительной степени, финансируемой из госбюджета. Ю. Осипьян отметил выдающуюся роль Президента РАН Ю. Осипова, который вынес на себе основную тяжесть борьбы с госчиновниками. Мозгом финансовой и организационно-правовой политики был академик А. Некипелов, а главный ученый секретарь РАН, академик В. Костюк занимался всеми аппаратными вопросами и согласованиями.
Осипьян выразил удовлетворение, что благодаря принятым поправкам и Устав и Президент РАН теперь имеют большую легитимность: «мы поступили очень дальновидно». Главный документ Академии наук теперь является государственным документом, и различные госчиновники вынуждены теперь относиться к нему с большим уважением. Академик отметил, что научное сообщество сейчас переживает некий Ренессанс, государство вновь проявляет интерес к ученым. Он напомнил, что В. Путин 30 ноября 2007 г. на заседании Совета при президенте по науке, технологиям и образованию обещал академикам полную поддержку. Чувствуется явное внимание финансовых организаций к оплате труда ученых. Однако еще не решены некоторые вопросы. Минобрнауки до сих пор не утвердило перечень аттестационных требований, «но не сегодня-завтра всё это кончится».
Председатель Уставной комиссии сообщил, что теперь Академия наук стоит перед началом второго этапа. В Устав необходимо будет внести поправки по вопросам финансового обеспечения РАН, организационно-правовых форм ее подразделений, начнется большая кампания по переименованию институтов. Но всё это, по мнению Ю. Осипьяна, уже вопросы не драматичного, а поступательного характера. Он предложил на этом Общем собрании финансовые проблемы не обсуждать, мол, РАН еще весь 2008 год будет работать по старой схеме финансирования, а все изменения вступят в силу лишь 1 января 2009 года. Он выразил убеждение, что после перехода на новую схему «финансовых потерь Академия нести не будет».
В заключение Общего собрания Ю. Осипов поздравил всех с Новым годом и сообщил, что следующий съезд всех академиков и членкоров страны пройдет в понедельник, 26 мая 2008 г. В его ходе состоится избрание нового руководства Академии и выборы её новых членов. Работа, возможно, продлится всю неделю. «Будет тепло, солнышко, у всех будет хорошее настроение, и мы все вопросы решим», – пообещал Президент РАН.
Академики аплодисментами поприветствовали столь позитивное окончание года и стали расходиться. Жорес Алферов куда-то спешил. На вопрос корреспондента «Полит.ру» «Что надо делать, чтобы люди не иронизировали при слове нано-, а понимали, что это действительно нужные научные исследования?», он, на бегу, ответил так: «Я думаю, что главное – постоянно рассказывать обществу о нанотехнологиях по существу». Он также сообщил, что в январе в газете «Поиск» выйдет его большая статья по теме доклада, из которой научное сообщество более подробно узнает о сути предлагаемой Академией наук программы.
Полезные ссылки: