будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
математика физика естественные и точные науки
Май 12, 2025
Наука

Академик Виктор Васильев: математике нужны свежие мозги

Академик Виктор Васильев: математике нужны свежие мозги
vav_mathnet1
Виктор Васильев на Общеинститутском семинаре в МИАНе. 15 марта 2012 года . Источник: С сайта Mathnet.ru

Прыжок в будущее

О семинарах знаменитых математиков В.И. Арнольда и И.М. Гельфанда, о том, как придумываются новые математические теории и как важно их популяризировать не только широкой общественности, но и среди профессионалов, рассказывает академик РАН, главный научный сотрудник МИАН, профессор факультета математики НИУ-ВШЭ, президент Московского математического общества Виктор Васильев. Беседовала Наталия Демина. 

Вы родились в Москве? 

Да, в Москве… Ходил в вечернюю математическую школу в 7-8 классе, потом участвовал в олимпиадах… 

А почему в вечернюю? А, потому, что в обычных школах математику на таком уровне не преподавали? 

Ну да. Такой был очень хороший кружок, он проходил в здании Второй школы, потом я поступил на мехмат МГУ, а потом попал на семинары Арнольда. Странным образом: Николай Николаевич Константинов мне позвонил и строго спросил: «Почему вы до сих пор не ходите на семинары Арнольда?!» 

Это когда было? 

На первом курсе, в 1974 году. И пришлось мне идти на семинары Арнольда. 

Они проходили еженедельно? 

Да. Причем, у него было два семинара, они были немножко разной тематики – один по теории особенностей, а другой по динамическим системам. Кроме того, они различались и по возрасту участников. По динамическим системам был для студентов, а по теории особенностей – это было то, что сам Арнольд развивал в тот самый момент, и это был действительно исследовательский семинар, на котором каждый раз рассказывалось о самых последних результатах. То он приносил свою новую теорему, то кто-то рассказывал о других работах. 

Когда вы почувствовали, что у вас с математикой всё получается? Это было еще в школе, до университета или после? И были ли у вас сомнения, что из вас получится математик? 

Это разные вопросы. На каком-то уровне я начал терроризировать свою учительницу еще в начальной школе – ловил ее на ошибках… Это, конечно, было приятно. В олимпиадах участвовал – не плохо, но и не самым лучшим образом, в вечерней математической школе учился хорошо... В общем, было понятно, что что-то получается. Потом, когда я поступил на мехмат, было тяжело. Потому что в обычной матшколе я не учился, а те, кто учились, они знали гораздо больше, им было гораздо легче. 

То есть, вечерняя матшкола вам не помогла? 

Ну, все-таки это было один раз в неделю… Некий кружок. Что-то, конечно, она давала, но матшкольники были гораздо сильнее, конечно. 

А в матшколу почему не пошли? Было неудобно ездить? 

Да, далеко было ездить. Может, и зря не пошел… Какое-то время я комплексовал, смотрел «снизу вверх» на этих матшкольников. А где-то на четвертом курсе вдруг обнаружил, что я их обогнал! 

Как вы это обнаружили? Смогли написать какую-то научную работу? 

Статью я какую-то написал, но это неважно… У Арнольда все писали. Стал разговаривать и вдруг вижу, что они этого не понимают, того не понимают… И все равно, довольно долго после этого у меня были трудности. В общем, первую свою работу, которой я действительно доволен, я написал в 24 года. Это был уже второй курс аспирантуры. Вот там уже что-то получилось. 

Семинары Арнольда – чем они были для вас? Что они давали молодому ученому, студентам? 

Во-первых, это была такая энциклопедия математики. Про семинары Арнольда мне, например, очень трудно рассказывать, потому что, когда про что-то рассказываешь, то хочется сказать, чем это отличается от всего остального. А я только это и знал. Наоборот, когда я после этого прихожу на какой-то семинар, гляжу – «Ой, какая скукотища!», там занимаются чем-то одним. А Арнольд знал всё. Если подумать, то, может быть, можно вспомнить какую-то область, которая казалась ему настолько скучной, что он ею не стал заниматься. Но вообще, он знал всё. 

Из него валилось много информации – про это, про это, про то, про это, и все это как-то увязывалось в один клубок: при помощи сведений из одной области он ставил задачи в другой области… Его исследовательский семинар был очень трудным, я вначале ничего не понимал! Это было так же трудно, как новорожденному человеку узнавать этот мир, как я теперь понимаю. Вот он родился, смотрит: ходят люди, издают какие-то звуки… Потом с опытом приходит понимание – когда люди произносят именно такие звуки, они показывают какие-то вещи и это всё как-то сливается. И года, может, через два, через три, я вдруг непонятным образом начал понимать, что они говорят и какой за всем этим смысл. По-моему точно так оно происходило, как с новорожденным человеком. 

А вы сами не участвовали в семинаре? Вас не «вызывали к доске» – сделать доклад делать или что-то такое? 

Да, было такое…

С какого года обучения это было? 

Да, вызывали уже на третьем курсе … Но это было малоудачно. Оно и позже было малоудачно! Довольно долго я не умел правильно представить себе, как рассказывать. Это часто бывает – студенту его преподаватель (научный руководитель) дал какую-нибудь задачу, рассказал что-то, и тот уже считает, что всем это должно быть известно. Он начинает рассказывать, и оказывается, что в аудитории этого никто не знает, кроме пары человек, которые специально этим занимаются. И иметь правильное представление о том, что является общеизвестным, на что надо рассчитывать, когда рассказываешь, что надо пояснить – это, конечно, приходит гораздо позже. 

Это тоже  популяризация, только другого уровня, более высокого. 

Ну да, конечно. 

Вы сотрудничали с Израилем Моисеевичем Гельфандом. Как вы с ним встретились? Ходили ли к нему на семинар? 

История, в общем, была такая: я довольно долго в советское время работал в разных программистских «лавочках». 

Вы были программистом? Как бы вы себя назвали, чем вы там занимались? 

Печатным словом это не называется, чем я там занимался. Ерундой я там занимался. 

Почему работали именно там? Потому что было невозможно найти нормальную работу? 

Ну да, как-то не получалось... 

В МГУ не получилось остаться? 

Нет, не получилось. 

А почему, если не секрет? Были ли какие-то гонения на ваши убеждения? 

Ну, это слишком громко. Все-таки «убеждения» – это что-то такое активное, а у меня – наоборот. Я не проявил такой активности. Там надо всё-таки… Боже мой, какая сложная логическая конструкция! Для того, чтобы остаться, недостаточно было… 

Быть хорошим ученым? 

Недостаточно было не быть диссидентом, но обязательно в это время надо было «слиться в экстазе» с нашими коммунистами. А это было ужасно тошно! Любви у меня с ними совершенно никакой не получалось. Конечно, разные слова я, наверное, тоже произносил… В общем, никуда меня не оставили. Первая моя работа была в архивном институте – мы делали базу данных по всем архивам. А вторая работа была в Госкомстате, там тоже была какая-то такая программистско-проектная деятельность. В общем, 8 лет я так проработал. 

Математику удалось не забыть на этом фоне? 

Нет! Математикой как раз удавалось заниматься. Я и преподавал в это время в 57-й школе, и задачи решал. Это получалось, но, конечно, с трудом. Когда удалось, наконец, заняться только чистой наукой, то интенсивность моей работы возросла в два или три раза. 

А когда это удалось, когда появилась возможность? 

Как раз когда Гельфанд меня взял. Так случилось – он стал академиком, получил несколько ставок для своих лабораторий за счет этого. Ну, и стал подбирать народ. 

В МИАНе? 

Нет, это было в Институте Прикладной Математики (Келдыша). У него было несколько мест работы: в институте Келдыша, в МГУ у него был отдел в межфакультетской лаборатории им. Белозерского, и в Совете по кибернетике у него тоже была лаборатория. В общем, на самом деле это всё была одна компания, мы все ходили на семинары друг к другу… И любого из нас, бывало, могли попросить заняться чем-то – один для другого что-то делает… Но конкретно я числился в Институте Келдыша полтора года, потом мы перешли в Институт системных исследований. Там я занимался математикой и немножко какими-то прикладными вещами. 

Можно ли сравнить семинары Гельфанда и семинары Арнольда? 

Но это совершенно разные вещи! У Гельфанда тоже было два семинара, один – знаменитый математический семинар «понедельничный», другой – по прикладной тематике, по биологии, по лингвистике, по всему на свете… Он проходил в университетской лаборатории. Там очень интересно было! По прикладной экономике… Вот Степан Пачиков нам читал лекции о том, что у нас происходит с финансами… Знаете Степу? 

Я слышала его имя, но не знаю, что за человек… 

Ну, это такой… великий человек. 

Он в России сейчас? 

Ох, он сразу всюду… Он основал лабораторию по распознаванию символов «ПараГраф» (ParaGraph). А, кроме того, – он постоянный участник форумов в «Снобе». В общем, такой «всюду плотный» человек. Он рассказывал нам, перед тем, как советская финансовая система совсем загнулась, что с ней происходит. А еще там медики рассказывали очень интересные вещи… Был математический семинар на мехмате… 

Рассказывают, что это проходило по-человечески эмоционально для участников? 

Да. Да… По-разному бывало… 

Вы считаете, что это было оправданно так вести семинары? Или не всегда оправданно? Или вы не хотите об этом говорить? 

Пожалуй, не хочу. Гельфанд – невероятно мудрый человек: психолог, организатор… Иногда мне кажется, что я догадываюсь, о чем он думал и почему она так делал. Наверное, в большинстве случаев то, что мне кажется – это неправильно, и он думал что-то совсем другое… Но я боюсь про это судить. 

А Вы выступали там, на семинаре, и попадали ли в ситуации, когда вам было некомфортно? Могли вас вывести из себя? 

Нет, нет. Вывести меня из себя было трудно. Я имею в виду – внешне. Что там внутри творится – это другой разговор. Но после той школы, которую я прошел в архивном институте, меня никакой человек из академической среды вывести из себя не может. 

А почему? Что такого было в Архивном институте? Партийная организация такая ужасная? 

Ну, это Институт документоведения и Архивного дела, это ведомство, которое до 65-го года принадлежало НКВД/МВД. Все начальство у нас было из этой сферы… Комсомольская организация… В общем… Хамства было много… После этой школы никакой Гельфанд меня уже не мог достать… 

Нелепый вопрос: как люди по математике успевают посещать сразу столько семинаров? Семинары Арнольда вы тоже не бросали? 

Нет, конечно. 

Получается, что у вас было 4 семинара в неделю самого высокого уровня? 

3 семинара. На «детские» семинары Арнольда я уже не ходил в этот момент, но…

Три вечера интенсивной работы… А потом еще и над своими задачками думать! Или это помогало над задачками думать? 

Я не знаю, помогало… мешало…  В общем итоге, видимо, помогало. 

Вам кажется – эти семинары нужны? Они помогают чему-то или можно на них не ходить и оставаться математиком? 

Ну, может быть, и можно, но ходить очень полезно. И общаться с Гельфандом было очень полезно. Это было тяжело, но сейчас я жалею, что не всегда хватало моральных сил, чтобы еще и еще с ним пообщаться. Личное общение с ним было очень интересным. Было достаточно интересно, достаточно трудно. 

Почему трудно? 

Никогда нельзя было понять, например: то, что ты ему рассказываешь – это для него что-то новое или это какие-то азы. То ли он от тебя чему-то пытается научиться, то ли он тебя проверяет «на вшивость»... 

То есть, он был очень невозмутимый человек? Не выдавал того, что он думал? 

Иногда он засыпал. Ты ему что-то рассказываешь, видишь, что он спит, и перестаешь говорить, а он: «Говорите, говорите…» Думаешь, что он заснул, а оказывается, что он все прекрасно понимает. Задает какой-то вопрос, который ставит тебя в тупик. 

А Арнольд: чем он вам помогал? Подводил вас к какой-то мысли? Можете вы назвать себя учеником Арнольда или Гельфанда? Или их обоих? 

Ну, прежде всего, я – ученик Арнольда. Так случилось, что больше всего я узнал, когда занимался у Арнольда. И очень много разных вещей я узнал именно от него. А еще больше таких вещей, про которые я узнал от него, что их не знать стыдно. Но потом был еще Гельфанд, от которого я узнал тоже много. И тоже нельзя было ходить на его семинары, чего-то не выучив. 

Так надо было еще готовиться к этим семинарам? Не просто приходишь и слушаешь, а еще что-то делать надо было? 

Нет, ну приходишь, и про что-то рассказывают. И ты чувствуешь себя идиотом, если этой темы не знаешь. 

То есть, вы заранее знали тему, что будет обсуждаться? Или это было не всегда? 

Нет, не всегда. 

А потом приходилось дочитывать, нагонять, если чего-то не понимаешь? 

Ну, и самому неприятно, если чего-то не понимаешь. 

Нельзя же объять необъятное, нельзя всю математику знать. 

Но к этому надо стремиться! 

То есть, вам кажется, что такие семинары по разным темам – вещь полезная? 

Совершенно необходимая! 

Сейчас говорят, что наступило время специализации, надо «затачивать» себя на одну тему. Или вам кажется, что, наоборот – не нужно этого делать? 

Нет, это неправильно. И, как раз, и Арнольд, и Гельфанд – в чем они совершенно едины – так это в том, что они знали всё. Знать надо всё! И Арнольд, и Гельфанд учились у Колмогорова – тоже универсалиста. Надо стремиться к тому, чтобы знать всё. Таким людям, как Арнольд это почти удавалось. Ну, конечно, прогресс в науке движется очень быстро тогда, когда люди знают много разных вещей. Стремление к специализации очень вредно. 

Есть ли в математике такое, что раз в пять лет надо менять темы? Или это не нужно делать? Нужно ли менять в математике темы, чтобы прогрессировать? 

Я не знаю, насколько это обязательно, но… Это очень желательно. 

Сколько раз в жизни вы меняли тему исследования? 

Это сложный вопрос, и вот почему. Вообще, всякая хорошая, настоящая – серьезная тема – она выходит почти на всю математику, и разные люди… Вот Арнольд – начинает проект «Теория особенностей» и, коль скоро этим занимается Арнольд и, коль скоро это хороший выбор темы, то эта тема как-то выходит на всю математику. Так что тут трудно сказать – с одной стороны, вроде занимаешься одной темой, а с другой стороны, она вышла многогранной… 

Можно сказать, что, я всю жизнь занимаюсь одной темой – топологическими аспектами теории особенностей. В топологии тоже всё было… Можно сказать, что пришлось позаниматься самыми разными науками – ведь формально, это совсем разные науки. Интегральная геометрия, комбинаторика, уравнения в частных производных, теория сложности вычислений, классическая топология, маломерная топология. 

А с другой стороны посмотреть – это всё одно направление. А Гельфанд, когда я у него работал, он начал другую тему, которая называлась «Гипергеометрические функции», все, что связано с этими функциями – и оказалось, что эта тема тоже выходит почти на всю математику. Примерно на ту же самую. Ну, еще там больше, наверное, аспектов теории представлений… Но все равно оказывается, что это – вся математика. 

Вы являетесь автором инвариантов Васильева. Не расскажете, как вы вышли на эту тему, насколько далеко вам удалось продвинуться по ней? 

Решал я какую-то задачу из сборника задач Арнольда. Очень специфическая тема, очень специфическая задача, и вдруг я понял, как ее решать. Думал, думал – придумал! И оказалось, что способ этот достаточно общий. И я написал статью, как при помощи этого метода решить ту самую, конкретную, очень частную задачу, которую, чтоб понять ее название, надо лет 15 учиться математике. Потом опубликовал ее в каком-то странном месте, потом стал огорчаться, что никто не замечает, какая хорошая идея. Молодой был, не понимал, как надо людям объяснять. 

Потом придумал другую задачу – увидел, что есть другая задача, достаточно близкая, но более понятная. Я ее тоже решил при помощи этого метода, опубликовал статью. Результат был замечен. Но метод опять никем не был замечен. Я опять стал огорчаться. И где-то на четвертый раз я придумал … А в это время «Инварианты узлов» – это была такая очень популярная тема… 

В каком году это было? 

85-й год… Нет, начало истории, которую я рассказываю – это, пожалуй, 84-й год. И как раз в это время стала популярной теория узлов. И в 89-м году я решил попробовать при помощи того же самого метода в качестве очередного упражнения сделать что-то из теории узлов. Это тоже получилось. Но там это было просто упражнение на применение уже отработанного метода. И это уже много, кто заметил. Но опять метод не заметили, заметили ответ. 

Это какая область математики? 

Маломерная топология… Написали про это какие-то обзоры, стала тема очень популярна, цитируема и все такое. 

А есть ли у нее практическое приложение для вашего научного метода? Можно ли применить в чем-то таком реальном? 

Тут я уклонюсь от ответа. Хотя…. Я уже рассказывал, что в советское время занимался отраслевой прикладной наукой. Теорией узлов и приложением этого метода я тоже занимался как прикладной наукой, но гораздо позже, а именно – на меня обратили внимание английские текстильщики. И в одном тамошнем университете позвали меня применить свою науку. Может быть, это и будет полезно. Ведь теория узлов применяется в ткацком деле: разные виды тканой и вязаной продукции – это тоже своего рода узлы. 

Т.е., из ваших узлов, из ваших инвариантов можно сделать хорошую ткань? 

Нет. Собственно ткань нельзя… Задача у них была такая: компьютер сам проектирует способ вязания или структуру ткани и хочется быстро понять, это какой-то известный способ или новый. Если новый – то надо его всячески изучать и тестировать, что долго и недешево, если известный – то нужно сбросить. 

Я подозреваю, что прикладная ценность этого мала, но в этом английском университете технического направления были написаны научные работы, мы опубликовали с ними 5 статей, я сделал какие-то доклады, это всё пошло в плюс… В общем, может и есть какая-то польза. 

А кусочки тканей по вашему методу они вам не выдали? 

Нет, кусочки у них пока компьютер распечатывает… 

А как дальше развивалась Ваша карьера? Вы работали у Гельфанда, а дальше? 

У Гельфанда я проработал  лет семь… 

А это какие годы? 

В 1989 году Гельфанд меня взял к себе в отдел, хотя по его теме я начал работать за 3 года до этого, видимо в качестве испытания…  До 94-го года я работал у него, потом меня взяли в Стекловку. А в 91-м уже начался Независимый университет, я там тоже стал работать. 

А ваше движение по академической линии было для вас чем-то сложным? Избрание вас член-корром, потом в академики? 

Нет, это произошло почти без моего участия. Я не помню, кому пришла в голову эта идея. Кажется, Ильяшенко решил, что не пора ли двинуть меня в член-корры. В 97-м году. На тот момент я был достаточно известен в мире… 

Благодаря инвариантам Васильева? 

Да, главным образом благодаря этому. В 92-м году, например, на Первом Европейском математическом конгрессе было сделано 4 доклада, в которых рассказывалось про мои работы, причем эти доклады делали не кто попало, а Арнольд, Концевич, Загье и Бьёрнер. А потом в 1994 году я сам делал пленарный доклад на Всемирном конгрессе… 

Получается, в 40 лет вы уже были состоявшимся ученым со всемирной известностью? 

Ну… В математике 40 лет – это уже предпенсионный возраст! 

Вы чуть-чуть в зоне тридцати лет получили свои уникальные результаты, да? 

Самый мой любимый результат я получил в 84-85 году – тот самый, черт-те где опубликованный. Из которого… 

 … с которого все началось? 

Ну, не все… Вот эта линия, которая привела к узлам… Это 84-85-й год, мне было 28 лет. 

А вы согласны с тезисом, что после 45 лет уже ничего хорошего в науке не сделаешь? Ничего особо выдающегося? Или это зависит от ученого? 

Ну, конечно, зависит от ученого! Общих правил нет, но, как правило, наверное – да. 

Математика требует молодых умов? 

Нет, что ничего хорошего не сделаешь – это, конечно неправильно. Но свой лучший результат люди получают все-таки до 40 лет. 

А почему так происходит? Математика сравнима со спортом? Требует супер-выносливости? Ведь кажется, что, чем ты мудрее, тем мозг изощренней становится… 

Наверное, в молодости мозги свежее… 

Или меньше заняты семьей и какими-то другими делами? 

Ну, насчет семьи я не знаю, это у всех по-разному… А вот свежие мозги – можно больше разных вещей сразу держать в голове, их всех как-то увязать между собой, и вот получается результат… 

А как вы занимаетесь математикой? Как вам приходят задачки на ум и решения? Может, необычные эпизоды вспомните? 

Бывает по-разному. Бывает спросонья – решал задачки регулярным образом… Регулярный образ – это так: разбирать много примеров, рисовать много картинок, потихоньку понимать, как и что происходит в этой области… Понимаешь – но всё равно бывает так, что смотришь – и не складывается общий пазл, никаких общих слов сказать невозможно. А бывает так, что спросонья мозги еще сдвинуты набекрень – и ты понимаешь, что вот это складывается именно так. Может, это еще и потому, что за ночь отдохнул. А бывает, что просто насчитал все регулярным образом – и получилось. 

Я помню, когда Арнольд делал доклад на конференции, посвященной его 70-летию, что расчеты на компьютерах уже серьезно помогают чистым математикам… Как вообще в математике – компьютер помогает? Мешает? 

Компьютер в математике, я думаю, что помогает. К сожалению, я уже не успеваю до такой степени следить за новыми возможностями, которые дает компьютер. И то, как мои более молодые друзья находят правильные решения, находят правильные гипотезы – это внушает мне зависть и угрызения совести. Что я не выучил этого дела, как не сделал еще очень много того, что надо было выучить и сделать… Но вообще, по-моему, это вещь очень полезная. Спорить с этим трудно. 

О любимых книгах детства, о том, почему важно проверять школьные учебники и как работает Экспертный совет ВАКа по математике читайте во второй части интервью.

См. также:

  • Виктор Васильев. Алло, мы ищем таланты?
  • О чем может сказать электоральная статистика. Экспертный семинар на "Полит.ру"
  • 451º по Кондакову Репортаж с заседания Московского математического общества
  • Уход от списков
  • Академик РАН Виктор Васильев: «Я боюсь, что с уходом Арнольда заметно понизится планка добросовестности в науке и около нее»
  • Академики Владимир Захаров и Виктор Васильев: Мы должны отстаивать экспертную функцию Академии наук. Фрагменты дискуссии на Общем собрании РАН о лженауке, 16 декабря 2009 г.
  • Публикации В. Васильева в "Троицком варианте - Наука"
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).