будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЕГЭ Первый класс-2012
Июнь 14, 2025
Наука

Частные уроки

Частные уроки
lkost
Леонид Костюков. Источник: Полит.ру

Частные уроки – своеобразный отголосок профессии. Допустим, человек отдал лет 10-15 преподаванию, и уж в эти годы ни в чем себе не отказывал: и школы, и вузы, и подготовительные курсы, и выездные семинары, и летние студии. А потом постепенно перетек в другие сферы. Опыт показывает, что если и остается какая-то нагрузка, то скорее частные уроки. Они относительно выгоднее и мобильнее по времени, да и не предполагают фоновой суеты и гама в ушах, как особенно школа и отчасти вуз. Еще – с просьбой о частных уроках иногда обращаются добрые знакомые. Отказываться как бы грех.

Если к тому же складываются некоторые мелочи, частный урок напоминает то ли пародию на работу, то ли работу в раю. Говорить о том, что ты хорошо знаешь, легко и приятно. Объяснять – тоже, особенно когда не приходится убеждать. В идеальной ситуации частный урок вообще не отнимает сил, а только дает. Это, в принципе, относится почти к любой нормальной работе; специфика частных уроков в том, что идеальная ситуация часто достижима. Статистически примерно два урока из трех идеальны.

Конечно, удобнее, когда ученики приходят к тебе. Но лично мне интереснее путешествовать по Москве. С годами накапливаются адреса (для путешествий есть масса существенных поводов и помимо частных уроков) – и вот начинают возникать рифмы. Лет 20 назад были дела буквально в соседнем доме или дворе. Сквозь эпоху бледными контурами проступает другая. Об этом писал Андрей Битов, а Володин на такой рифме основал сюжет «Пяти вечеров».

Однажды мне случилось в матери нового ученика признать (не сразу) бывшую одноклассницу. Ситуация настолько характерная для нового русского кино, что в жизни выглядела как плагиат.

Я все-таки не настоящий репетитор, а любитель. Но из той точки, где я нахожусь, отчетливо видно положение настоящего репетитора. Это избыток: заказов, востребованности, скажем прямо – и денег тоже. Это работа, с которой тебя не может уволить начальник (потому что его нет). Вообще, хорошо распределенная, фасеточная работа. Свободная – сам себе хозяин. И чаще всего не занята первая половина дня – просто потому, что ученики загружены другими делами. Хочешь – отсыпайся, хочешь – пиши симфонии или картины.

Серьезных издержек нет. Ну, самая существенная – ты организовал день, где урок – одно из звеньев, примерно подогнал маршруты, а урок возьми и отменись. Ну, поболтался по бульварам, повисел в кафе. Как говорится, нам бы ваши проблемы.

Типовые ситуации

Как правило, никто не берет уроки, чтобы повысить оценку с 3 до 4. Либо надо соорудить «уд» на базе полного неадеквата, либо уж – отшлифовать знания и навыки до 5, скорее даже – до 5+. За локальной задачей брезжит жизненная цель. Для тех, кто не предполагает этим заниматься в дальнейшем, - сдать и забыть. Внутри профессии же нет другой оценки, кроме 5.

Нет, действительно. Вы согласитесь, чтобы аппендикс вам удалял хирург, имевший по аппендиксу 4? Лично меня напрягает эта оценка и наводит на зловещие размышления. Что такое – поставить клизму с одной ошибкой? Если у водителя автобуса есть некоторые пробелы в темах тормоза и левого поворота, я лучше поеду на метро.

От того, что двоечнику ставят 3, мир не рушится. Тем более что это может произойти и совершенно легально – ну, угадал. То есть можно успешно выпуститься из среднего московского института с двумя годами высшей математики, так и не отличая синус от косинуса. Да, что там... Однажды ко мне обратились три второкурсницы с просьбой обучить их брать производную. Дело не сложнее варки борща, но что-то не пошло. На втором часу занятия я понял, что разрыв линии гораздо глубже того места, которое мы сооружаем. И вот вам в итоге то уравнение, которое девушки не смогли решить втроем:

2х = 6.

Точнее, они решили его минут за 7-8 подбором. Здесь бы посетовать на наше среднее и высшее образование, но я не буду. Просто даже по протоколу нет такой бездны незнания, которая не вместилась бы в (честную!) оценку 3. Представьте себе экзамен по истории или географии, где в билете 2 вопроса. На второй студент кое-как отвечает между 3 и 4. На первый – твердое 2. В итоге получает 3, переводится на следующий курс, получает диплом. А теперь представим себе, что могло быть в первом вопросе.

Кто выиграл Вторую мировую войну?

Столица РФ.

Какую форму имеет Земля?

В общем, чтобы учиться в обычной школе по математике на 3, не надо особо понимать в математике. Это уровень здравого смысла и элементарная логика. Найти квартиру репетитора по заданному адресу – задача гораздо сложнее, чем те, что паренек «не может решить».

В общем, налицо психологический конфликт – чаще всего, с учительницей; иногда – со всем «взрослым» миром. Зачастую – не хочется унизительно плавать у доски на глазах друзей и подруг, вылавливая свое 3, проще высокомерно отказаться в духе Печорина. Короче, вот вам маленькая пьеса, которая на моих глазах разыгрывалась раз десять с удручающей стабильностью.

Папа уходит в новую семью. Все цивилизованно; сыну-старшекласснику объяснили, что бывших детей не бывает, контакт сохранен, отношения между бывшими супругами ровные. Да вот только мальчик переходит на двойки по паре предметов. Учительница сигнализирует маме. Мама с удовольствием нанимает репетитора. Папа с удовольствием платит, заглушая чувство вины. Репетитор с удовольствием делает за неплохие деньги домашние задания «с иксом», которые одноклассники нашего героя без труда делают бесплатно. Учительница с удовольствием ставит пареньку 3 – тем более, если его протестные настроения не категоричны, он волей-неволей какие-то крохи знаний усваивает. Сам он с удовольствием видит, что мир слегка прогибается под его безразличие и лень. В общем, редкая ситуация, когда все могут погреться у камина радости.

Я предпочитаю не принимать участия в подобных праздниках – и скорее по эстетическим соображениям, чем по нравственным. Я не психолог и не актер; помимо финансовой составляющей, должно быть и собственно обучение. За мотивацию отвечает заказчик. Мне могут возразить, что мотивация ученика входит в искусство учителя. Наверное… Но это все же больше относится к коллективным мероприятиям, чем к частным урокам.

Мотивация есть там, где от 5 к 5+. Что характерно – она не ограничивается прагматикой. Хочешь увидеть, как происходит то-то и то-то? Это не входит в школьный курс, в ЕГЭ, даже в олимпиады, тебя об этом не спросят, просто интересно, ну и для общего понимания. Практически в 100% случаев – да, хочет. В какой-то момент вопросы поступления уходят на второй план, на первый выступает внутренняя логика и красота предмета.

Что меняется

Математика глубоко консервативна. Поэтому на ее фоне хорошо видно, что действительно меняется за последние четверть века.

Допустим, не главное, но первое, что бросается в глаза: много красивых, ухоженных, можно сказать – сияющих квартир. Но интереснее, конечно, как изменяется сам образ подростка.

Они – и мальчики, и девочки – лучше одеты, менее угловаты, взрослее на вид. Гораздо лучше общаются со взрослым человеком, мгновенно понимают и подхватывают шутку. Имеют спокойное мнение по многим вопросам, а где не имеют, спокойно относятся к тому, что пока его не имеют.

Они немного напоминают американских старшеклассников из обобщенной голливудской реальности – но не ликующей глупостью и сексуальной озабоченностью, а некоторой бытовой самостоятельностью. Им не навязывали каких-то моделей внутреннего строя, будь то Тимур или Павка, а только предлагали: поворот головы, прическу, жест.  Думаю, эта форма влияния здоровее – и результат лучше.

Если ограничиться четырьмя прилагательными, они: нормальные, разные, интересные, свободные. Естественно, речь идет о статистических обобщениях, заметных на глаз

читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).