будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Наука
Орлова Ольга

Черепахе недоступен разум, а Дарвину - причастие

Идея создать музей, посвященный одной научной теории, пришла в голову зоологу Александру Федоровичу Котсу. Во многом он был вдохновлен примером своих западноевропейских коллег – музейщиков естественной истории, и после исследовательских поездок по Европе принялся за создание экспозиции, которая за несколько десятков лет разрослась в огромные коллекции. Остался еще архив, который теперь сотрудники музея использовали для основы документального фильма и художественного альбома, выпущенного издательской программой "Интерроса".  В них включены не только дневники и фотографии из архива Котса, но и малодоступные издания по биологии XVIII века из собрания редкой книги. В конце сентября  музей собрал гостей на презентацию фильма и альбома.

За столетнюю историю своего существования Дарвиновский музей несколько раз хотели закрыть и расформировать. Письма с просьбами  сохранить уникальный музей ученым приходилось писать почти всем руководителям советского государства, начиная с Ленина. Обращались и к Хрущеву, и к Брежневу, и к Горбачеву. Пробивались и на прием к Ельцину. Не писали только Путину, потому что в последние годы музей жил под пристальным вниманием Московского правительства. Возможно, если бы оставался Дарвиновский в федеральном подчинении, вызывал бы он, как и многие его российские собратья, смешанное чувство сострадания и сожаления. Но сейчас – это один из немногих в России научных музеев, который не стыдно сравнить с зарубежными аналогами. Правда и аналогов немного – очень редко целый музей вырастает из иллюстрации одной научной идеи. И донести эту идею музей старается всем гостям всеми способами.

В традиционном советском музее маленькие посетители – самые неприятные. Именно на них коршуном бросаются старушки-смотрительницы: «Руками не трогать!» В Дарвиновскому музее специально вешают кусочки звериных шкур – именно чтобы трогали. (Скоро должны еще появиться «говорящие» этикетки: на экране будет видно изображение зверя, о котором идет речь, и затем раздаваться его рык или мычание.) А смотрительницы в это время  отчаянно подыгрывают и подсказывают  детям, участвующим в викторинах и пытающимся сосчитать всех воробьев или крокодилов в экспозиции.     

Для пожилых людей, у которых порой не хватает сил обойти несколько этажей экспозиции, в залах стоят диваны с большими экранами, показывающие научно-популярные фильмы.  По словам директора музея Анны Клюкиной, к ним приходит около 300 тысяч человек в год, и они не всегда справляются с желающими послушать экскурсию, поэтому сейчас хотят запустить на больших экранах в центральным залах видеоэкскурсию. В будущем готовятся к открытию интерактивный центр «Пройди путем эволюции» и видеоинсталяция «Река времени».

Как и положено современному музею, Дарвиновский доступен инвалидам. Здание оборудовано специальными лифтами для «колясочников» и есть также отдельная программа в экспозиции  для людей, лишенных зрения.

Однако именно сейчас, в этот, может быть, наиболее благополучный период жизни музея, сама идея, вокруг которой он родился, идея,  которая давно уже стала рабочим инструментом ученых,  подвергается атакам со стороны малопросвященной части религиозного сообщества.

Вопрос о распространении идей креационизма в России был затронут и на пресс-конференции, состоявшейся после презентации.  

Доктор биологических наук, профессор МГУ им. Ломоносова Алексей Гиляров, желая пояснить для "небиологов", что такое дарвинизм, заметил:

Это действительно уникальный музей потому, что он задуман как иллюстрация одной - но великой! - научной идеи. Чарльзу Дарвину удалось догадаться о том, как реально  может происходить эволюция. Книга Дарвина, которая вышла в 1859 году, совсем не  о том, что человек произошел от обезьяны, а о  том, как меняются и рождаются виды. Прежде люди думали, что все виды были созданы творцом в том виде, в котором их наблюдали. А Дарвин обратил внимание на то, что в пределах любого вида от растения до воробья все очень разные. И из этого сделал вывод, что одни могут выжить, а другие нет. Он перешел на вероятностные процессы и тогда понял, что всем места не хватает, а выживают только те, кто удачно приспособились. И вот отсюда появились основные механизмы, которые позволили упорядочить весь мир биологии, все животные и растения.

На вопрос, реагируют ли музей как-то специально на "ненаучную" критику теории эволюции Дарвина, директор музея Анна Клюкина ответила:

Наше дело -  проиллюстрировать те процессы, которые происходят в природе. Мы показываем, что существует изменчивость, что существует адаптация, а дальше пусть думают и анализируют сами…

Алексей Северцов, доктор биологических наук,  заведующий кафедрой биологической эволюции биологического факультета МГУ им. Ломоносова, поясняя причины распространения креационизма в России, более критически отозвался и о роли ученых в этой ситуации:

Дело в том, что в нашем обществе идет процесс  возрождения религиозного сознания. В отличие от католиков, православие, как и протестантизм, эволюции не признает. Католики признали ее давно, оставив за Богом только сотворение человеческой души. Но у нас  позиция русской православной церкви сильна поддержкой государства, и это порождает целый ряд нападок. Мне, как человеку, постоянно занимающемуся эволюцией, приходится с ними постоянно сталкиваться. Иногда приходят священники, которые действительно хотят разобраться. А иногда приходит сумасшедший, который хочет мне объяснить, как я не прав. Немало сумасшедших и с  собственной теорией эволюции. И это один аспект.

А второй аспект - безграмотность нашего общества. Ведь то, что написано в наших учебниках биологии (даже хороших) по поводу эволюционной теории - это так примитивно, что мало-мальски думающего человека не только не может убедить в верности этой теории, а даже скорее  отвратит от нее.

Кроме того, есть объективные сложности: процесс эволюции впрямую наблюдать в природе довольно трудно, эти процессы очень медленные… На образование нового вида уходит от десятков  до десятков тысяч лет. А есть виды, которые не меняются миллионами лет. Изучение эволюционных процессов включает в себя и наблюдения, и эксперименты и обобщения, которые все вместе складываются в общую картину. Дарвин дал нам общие очертания этой картины,  а дальше ученые уже стали разбираться в ее деталях. И чем дальше разбираются, тем дальше эта картина становится более сложной, порождает новые вопросы…

И вот в целом эти факторы создают определенный настрой в обществе, который во многом  поддерживается СМИ,  следующими за слухами.

А что должно делать в этой ситуации научное сообщество?

Научное сообщество должно делать то, что и делает этот музей, - популяризировать. Другое дело, что мы, ученые, отучены от того, чтобы заниматься популяризацией. И это плохо. Я по этому поводу приведу исторический анекдот. Был такой президент РАН Анатолий Петрович Александров. Однажды в 1960-е годы он вел заседание Президиума Академии наук. А тогда в народе стала популярной "живая" и "мертвая" вода. И вот по этому поводу на заседании Президиума академик Велихов заметил, что ученым стоило бы бороться с предрассудками  по этому поводу и убеждать граждан в прессе в отсутствии  целебных свойств этой воды.  Но ему возразил академик Федосеев, мол, его жена и дочь пользуются этой водой и она им очень помогает… Тогда  Александров встал и сказал: "Когда я был молод, мои сестры увлекались спиритизмом и вертели столик. Однажды они сказали моему отцу (тот был школьным учителем), что им удалось вызвать дух Льва Толстого который с ними говорил. На что отец ответил: "Может вы и вызвали дух Толстого, но чтобы Лев Николаевич с вами двумя дурами стал разговаривать, никогда не поверю." Так  спор по поводу живой и мертвой воды на Президиуме был окончен.   Но там было короткое заседание, на котором этот спор можно было прекратить, а со спором между эволюционизмом и креацианизмом так покончить нельзя. Нам надо много работать.

За комментариями об отношении церкви к теории эволюции мы обратились к священнику  Якову Кротову:

Во-первых, я бы хотел помянуть добрым словом отца Александра Меня, который благополучным образом занимался в биологическом кружке при Дарвиновском музее, еще в его старом здании. Отец Александр Мень был стопроцентным эволюционистом, и первым открыл для верующих людей в России Пьера де Шардена, нашел себе, как он говорил,  родственную душу.

Что касается отношения церкви к эволюции, то надо помнить, что церковь состоит из двух разных частей: институтов и людей. Церковным институтам идею эволюции тяжело принять не в силу ее сложной научной концепции, а в силу того, что это концепция свободы.  Идея эволюции в XIX-м веке произвела такой сильный резонанс потому, что она отвечала социально-политическому духу эпохи. Это была идея о том, что мир изменчив и потому ничто в нем не является вечным. Теория Дарвина была воспринята как еще одно подтверждение права человека на свободу, потому что в свободном мире  организм – социальный или индивид – развивается лучше, чем в условиях жестких ограничений. Для любого социального института, в том числе и церковного, это малорадостное известие. Ведь каждый социальный институт борется за свое сохранение и дисциплину. Но мы должны помнить, что кроме церкви как социального института, есть еще церковь как собрание миллионов людей. Мендель, к примеру, был епископом.

Да и сам Дарвин был верующим человеком…

Дарвин был формально верующим – в духе викторианской эпохи. Я бы, например,  Дарвина, простите, к причастию не допустил, да и он, думаю, не пошел бы… Во всяком случае, судя по его дневнику, в нем  какой-то серьезной религиозности не заметно. А Мендель несомненно  был религиозным человеком. Но верующее сознание устроено  парадоксально: оно формально ориентировано на вечность. А как можно быть ориентированным на Вечность? Надо как-то во времени решить проблему Вечного. У Пьера де Шардена это не очень хорошо получилось…. Католическая церковь в принципе признала теорию эволюции раньше, чем все остальные. Правда, Пьер де Шарден все равно умер в почетной ссылке и похоронен в результате в Нью-Йорке. Ему было запрещено издавать свои работы, читать лекции. Это было наказание со стороны официального руководства. И только в 1956 году с приходом папы Иоанна XXIII позиция католической церкви изменилась.

Что касается России, то у нас в стране, к сожалению, проявляется такой своеобразный религиозный пуризм. К нам из разных стран, в том числе из США, стекаются самые консервативные люди, которые у себя на родине составляют религиозное меньшинство. В Америке, например, большинство христиан разделяют концепцию Дарвина, а сторонники креацианизма, как те же южные баптисты, включая и Джорджа Буша, составляют меньшинство. Но они очень голосистые, поэтому и кажется, что именно они представляют христианскую точку зрения на теорию эволюции.

Среди православных людей в России сегодня креационистов действительно очень много. Хотя и "эволюционисты" есть, но они предпочитают о своих убеждениях молчать. Потому что боятся. Есть сторонники теории эволюции и в протестантских деноминациях. Тем не менее сегодня в России вопрос о дарвиновском учении рассматривается в том же ключе, что и в  XIX веке: он решается не из религиозных убеждений, а из политических соображений. А политически большинство нашего населения ориентировано на несвободу как лучший способ доживания. Вера в то, что жесткая структура лучше способствует жизни - это и есть антидарвинизм в самом жутком виде. Применительно к биологии это означает, что самый лучший организм – это тот, у кого панцирь снаружи (черепаха, например). А отец  Александр Мень любил говорить о том,  эволюция знает крайности, такие как медуза или существа, заключенные в панцири, но и те и другие к разуму не пробиваются. Одни слишком мягкотелые, а другие – слишком жесткие. Наиболее замечательная эволюция позвоночных, у которых найден какой-то идеальный путь между открытостью и наличием стержня.

И какова же может быть судьба дарвинизма  в России в таком  случае?

Трудно сказать….Слава Богу, что есть Дарвиновский музей. Но еще десяток лет такой жизни – и Дарвиновский музей отдадут Московской патриархии… 

Обсудить статью

Орлова Ольга
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).