Даже на общем, далеко не блестящем, фоне 2012 год стал для ученых особенно удручающим в плане получения денег: финансирование по многим проектам до сих пор не пришло, хотя подходит время сдачи отчетов о работах. Этот бюрократический театр абсурда должен, наконец, заставить чиновников заняться разбором законодательных завалов. Об этом размышляет в своей новой статье научный сотрудник Физического института РАН, член Центрального совета профсоюза работников РАН Евгений Онищенко.
Российская реальность никогда не баловала ученых своевременностью поступления грантов РФФИ и РГНФ и другого конкурсного финансирования: даже в рамках продолжающихся проектов деньги поступали не раньше второго квартала. Поэтому все привыкли к ситуации, когда деньги на проведение исследовательских работ начинали приходить хорошо, если в апреле-мае, а первые несколько месяцев года приходилось сидеть на голодном пайке.
Уже стало традицией тратить значительную часть средств в конце года, действуя по правилам, диктуемым далеко не дружественным по отношению к науке законом о госзакупках.
Подобные задержки еще можно до некоторой степени оправдать в тех случаях, когда конкурсы по независящим от организаторов обстоятельствам были объявлены и проведены летом. Так, например, произошло с молодежными конкурсами Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), которые были объявлены после того, как в мае были внесены поправки в закон о федеральном бюджете на 2012 год, и РФФИ получил дополнительные средства. Еще более показательна в этом смысле ситуация с учрежденными только в этом году стипендиями Президента России для молодых ученых – результаты этого конкурса вообще только что объявлены.
Однако то, что до сих пор нет денег по много лет существующей программе грантов президента России для молодых кандидатов и докторов наук, а также по грантам действующей уже несколько лет федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», не может быть оправдано никакими чрезвычайными обстоятельствами.
Дело в том, что Бюджетный кодекс разрешает выдавать субсидии (а гранты представляются именно в такой форме) только подведомственным учреждениям, поэтому Минобрнауки может без проблем переводить деньги в свои университеты, но не в институты академий наук, или университеты с особым статусом (Московский и Санкт-Петербургский). В таких случаях приходится запускать процедуру передачи денег другим главным распорядителям бюджетных средств.
В результате победители конкурсов сидят без денег. А когда финансирование поступит (если это случится, конечно), многим сотням научных групп придется решать «увлекательнейшую» задачу – как до конца года в крайне сжатые сроки умудриться купить нужные для работ реактивы и недорогое оборудование… И одновременно готовить отчеты о результатах столь заблаговременно профинансированных работ. О том, насколько удобные условия для работы создаются при таком подходе к финансированию исследовательских работ, говорить излишне.
Откровенно скандальный характер ситуации уже заставляю ученых действовать – молодые получатели грантов президента обратились к руководству страны, о проблемах с поступлением финансирования говорилось на митинге в защиту образования и науки 10 ноября 2012 года на площади Революции в Москве. Если деньги придут в конце декабря, резонанс будет гораздо более мощным.
Минфину необходимо понять, что существующие сейчас правила перечисления субсидий организациям по принципу подведомственности не дают грантовой системе нормально работать, а давать гранты физическим лицам во многих случаях неудобно, так что законы нужно менять.
Бухгалтерская целесообразность не должна торжествовать над здравым смыслом. Важно обеспечить своевременное перечисление финансирования по исследовательским проектам, а также позволить переносить часть полученных по гранту денег на следующий год (если проект продолжается). Это даст грантополучателям возможность наиболее разумно использовать полученные средства. И тогда руководству страны не придется удивляться, почему это продуктивность российской науки не увеличивается, несмотря на заметный рост финансирования.