будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 25, 2025
Наука
Николаев Дмитрий

Древняя традиция или склонение на местный лад?

Саги об уладах. М.: Аграф, 2004

Кельты и Ирландия сегодня в моде. Это уже ставшее банальным утверждение не теряет своей значимости: выходят новые книги, москвичи встречают в клубах самайн и день Св. Патрика. Но если пиво “Гиннес” и игра арфисток серьезных нареканий не вызывают, то с книгами ситуация несколько иная: их мало, и они зачастую весьма низкого качества.

Проблема тут не в заговоре российских издателей, но скорее в особенностях западной кельтологии. Большинство актуальных работ — это или лингвистические, или исторические публикации достаточно специального характера, и издавать их в расчете на широкого читателя не имеет смысла. Обзорные же монографии, большая часть которых была написана достаточно давно, подрастеряли в основном свою научную ценность и нуждаются в тщательном комментарии. Хотя любовь наших издателей к обрезаниют научно-справочного аппарата (для облегчения чтения?), наводит иногда на мысль о том, что заговор все-таки есть. Так, например, достаточно популярная и все еще небессмысленная книжка Чарльза Сквайра “Кельтские мифы и легенды” (“Celtic Myth and Legend”; первый систематический обзор кельтской мифологии островов Великобритании, вышедший еще в 1905 году) превращается в умелых руках сотрудников “ЭКСМО” в энциклопедию “Кельтская мифология”. Имя автора и библиография исчезают, ужасный перевод довершает дело превращения увлекательно написанной — хоть и устаревшей — научно-популярной книги в дорогостоящую макулатуру.

Зачастую похожим образом (в плохих переводах, а иногда - в переводах английских переводов или пересказов) доходит до читателя и древнеирландская литература, интересная уже хотя бы тем, что из всех древних и средневековых европейских литератур на национальных языках уступает по объему только древнегреческой. Последнее научное издание текстов было осуществлено в 1991 году небольшим тиражом в Издательстве Московского университета (библиографию см. в конце статьи).

Новое издание, однако, значимо не только своей неблагополучной уникальностью, но и полнотой. Цикл сказаний об уладах — один из известнейших в традиции (именно в нем фигурирует знаменитый Кухулин) — представлен здесь практически полностью: от саг, повествующих о рождении главных героев, через монументальное “Похищение быка из Куальнге” со всеми предваряющими и дополняющими его текстами, к полуанекдотическим рассказам о смертях уладских воителей и их врагов (большая часть последних публикуется на русском языке впервые).

В какой-то мере “Саги об уладах” представляют собой переиздание книги “Похищение Быка из Куальнге”, выпущенной в 1985 году в серии “Литературные памятники”, но существенно дополненное, с обновленным справочным аппаратом. В частности, в конце тома есть указатель основных действующих лиц с реконструированным произношением их имен. Идущая от А. Смирнова и С. Шкунаева традиция транслитерации древнеирландских имен и названий порой ставит в сложное положение неподготовленного читателя, когда он сталкивается, например, с Келтхаиром сыном Утхехаира (в реальности это звучало, по-видимому, как "Келтарь сын Ухаря').

Все новые и старые переводы и комментарии выполнены специалистами-кельтологами с филологического и исторического факультетов Московского государственного университета. Составительница сборника Татьяна Михайлова работала еще над изданием 1985-го года; в “Сагах об уладах” опубликовано и несколько новых ее переводов. Впервые опубликованы в книжном формате переводы Натальи Николаевой и Нины Чехонадской. “Похищение Быка из Куальнге” и несколько других саг напечатаны в старых переводах Сергея Шкунаева с составленным им примечаниями. Также в сборник включена его обзорная статья ““Похищение Быка из Куальнге” и предания об ирландских героях”.

Дискуссии о происхождении и смысле всех этих текстов идут по сей день. Представители традиционного, “нативистского” направления (к нему принадлежат переводчики вышедшего сборника) считают, что сказания представляют собой остатки древней устной традиции, которая продолжала жить и после принятия в V—VI вв. христианства и появления письменной, исключительно клерикальной, культуры. Представители другого, “антинативистского” направления, которое оформилось после выхода в 1990 году книги Кима МакКона “Языческое прошлое и христианское настоящее в ранней ирландской литературе” (к сожалению, до сих пор не переведенной на русский язык) считают, что все без исключения тексты были созданы монахами-писцами в ходе “склонения на ирландские нравы” сюжетов библейской и античной традиций. На сегодняшний день ситуация такова, что ни одну из этих теорий невозможно с достаточной убедительностью ни подтвердить, ни опровергнуть, и это добавляет особую привлекательность чтению повестей (все примечания к ним составлены, разумеется, скорее в нативистском ключе).

Древнеирландские сказания об уладах лишены многих свойств, которые обычно притягивают внимание читателей: они не образуют единого монументальную текста или собрания текстов (надо честно признаться, что почти двухсотстраничное “Похищение...” - все-таки далеко не самая удачная часть сборника), они не посвящены каким-то принципиально важным страницам истории Ирландии, в них не отражается полноценно кельтская мифология. Но, тем не менее, они интересны как продукт достаточно замкнутой кельтской традиции, — даже если принять точку зрения антинативистов — не имеющей близких аналогов. К особенностям сказаний относятся и знаменитая смешанная прозаическая—поэтическая форма (которую некоторые исследователи считают первоначальной формой индоевропейского эпоса) и то, что тексты отражают не совсем привычное нам сознание их создателей. Поскольку отдельные саги имеют многовековую рукописную историю, можно проследить и то, как картины мира гипотетических авторов и разных поколений переписчиков входят в противоречие между собой.

Кроме того, не стоит забывать и о чисто художественных достоинствах саг об уладах. Отдельные эпизоды “Похищения…” (например, заключительный бой Кухулина с Фер-Диадом), а также многие другие повести сборника представляют собой оригинальное и весьма увлекательное чтение. Отдельные сюжеты сказаний вошли в общеевропейский культурный фонд. Так, “Изгнание сыновей Уснеха” стало основой предания о Тристане и Изольде.

Наиболее значимые предыдущие издания

Ирландские саги / Пер. и коммент. А. А. Смирнова. М.; Л., 1933.

Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973. (Библиотека всемирной литературы).

Похищение быка из Куальнге. М.: Наука, 1985. (Литературные памятники).

Предания и мифы средневековой Ирландии / Пер. С. В. Шкунаева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

Поэзия Ирландии от VI до XX века / Изд. подг. Г. Кружков, Т. Михайлова, А. Саруханян. М., 1991.

Николаев Дмитрий
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).