12 мая состоялась пресс-конференция руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзора) Виктора Болотова о проведении Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2006г. Пресс-конференцию организовал «РосБизнесКонсалтинг».
Система Единого государственного экзамена в России находится в статусе эксперимента и проводится в ряде регионов, круг которых расширяется. Смысл ЕГЭ состоит в том, что выпускник средней школы, сдавая выпускные экзамены, может засчитать их в качестве вступительных в вуз, участвующий в этой программе. Среди преимуществ ЕГЭ называют возможность поступления молодёжи из регионов России в вузы Москвы или Санкт-Петербурга без необходимости ехать на вступительный экзамен; сокращение расходов государства, так как вместо двух циклов экзаменов, выпускных и вступительных, достаточно сдать один; сокращение времени, требующегося учащимся на подготовку к экзаменам; результаты ЕГЭ можно отправлять сразу в несколько вузов, не сдавая экзамены в каждом из них отдельно, а также – преодоление коррупции при поступлении в вузы. Сам Болотов назвал главной целью введения ЕГЭ независимую оценку знаний в результате применения единой процедуры оценивания.
Значительная часть вопросов чиновнику была посвящена процедуре сдачи ЕГЭ – тому, какие предметы могут быть сданы единым экзаменом, какие вузы принимают результаты ЕГЭ в качестве вступительных, сколько времени отводится на экзамен, какими материалами можно пользоваться во время сдачи, какие вопросы содержат экзаменационные листы. Общий смысл ответов сводился к тому, что так как в каждом из регионов принимается отдельная программа ЕГЭ, получить эту информацию можно на сайтах региональных управлений Министерства образования.
По словам главы Рособрнаддзора, Правительством РФ рассматривается законопроект, предполагающий введение ЕГЭ на всей территории России с 2008 года. Предполагается, что учащийся сможет выбирать, будет ли он принимать участие в ЕГЭ, или будет поступать в вуз самостоятельно. Весьма вероятно, что в 2010 году будет введён ЕГЭ и в девятом классе, который будет призван упростить процедуру поступления в техникумы, ПТУ и колледжи.
Введение ЕГЭ вызвало волну споров в образовательной среде, была создана организация «Всероссийский фонд образования», оппонирующая Министерству образования и науки РФ. Ее руководитель Сергей Комков предпринял попытку остановить всероссийский эксперимент, направив в апреле этого года в Симоновский районный суд города Москвы иск к Федеральному агентству по образованию в связи с внедрением ЕГЭ. Ему показался незаконным приказ Рособразования, которым утверждаются правила проведения эксперимента в текущем учебном году, так как вузам, которые до этого времени уже участвовали в эксперименте по ЕГЭ на добровольной основе, предписывается теперь использовать результаты единого экзамена в качестве единственной формы вступительных испытаний. Болотов назвал иск Комкова «юридически несостоятельным» и пиар-акцией, не пояснив, в чем же именно эта несостоятельность заключается.
В будущем Болотов не исключает появление возможности сдачи ЕГЭ через Интернет, но при этом указал на наличие двух проблем. Первая, необходимость идентификации личности, решается с помощью установки видеокамеры на компьютере сдающего. Вторая связана с трудностью набора ответов на некоторые задания, например, содержащих химические формулы. Для этого, по его мнению, необходимо разработать программное или аппаратное обеспечение.
Один из вопросов был связан с тезисом спикера верхней палаты российского парламента Сергея Миронова о том, что многие студенты, поступившие по ЕГЭ, «вылетают» из вузов уже после первой сессии. Виктор Болотов заявил, что «Сергея Михайловича подвели недобросовестные помощники, которые подготовили не ту информацию».
На пресс-конференции были затронуты вопросы, связанные с недостатком финансирования в области образования, с недостатком мест в общежитиях в вузах – так, что зачисленные на первый курс иногородние студенты сталкиваются с проблемой отсутствия жилья. Болотов согласился с существованием этой проблемы и пообещал грядущее улучшение ситуации. По его словам, «сейчас разворачивается программа по совершенствованию и строительству общежитий и активно работают над проблемой образовательных кредитов». Была затронута и упомянутая президентом Путиным в его Послании к Федеральному Собранию проблема образовательного кредита.
Интересно, что антикоррупционная составляющая замысла ЕГЭ упоминается теперь все реже. Возможно, в связи с тем, что многие вузы задумываются о том, чтобы, переходя к ЕГЭ, вводить у себя какое-то дополнительное испытание, которое с одной стороны. поможет обратить внимание на талантливых, нестандартно мыслящих абитуриентов, а с другой, - даст возможность реализовать административный ресурс при поступлении.
Евгений Бузятов