будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
вузы образование социология
Июль 10, 2025
Наука
Соколов Михаил

Физиология рейтинга

Физиология рейтинга
IMG_6429
Михаил Соколов. Фото Наташи Четвериковой

Кандидат социологических наук, доцент факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаил Соколов в рамках совместного проекта «Физиология рейтингов» ЕУСПб и Центра социально-политических исследований технологий Научно-исследовательского Томского государственного университета выступил с лекцией, посвященной анализу рейтинга Минобрнауки, послужившего основанием для формирования списка «неэффективных вузов». Мы публикуем краткое содержание лекции. Полная расшифровка лекции с материалами выступления доступна здесь.

Публикация любого рейтинга вызывает ряд вопросов. Некоторые из них чисто научного плана – измеряет ли этот рейтинг то, что заявляют его создатели? Другие носят моральный и политический характер, связанный с тем, что рейтинг сам по себе является инструментом награждения и наказания, а также обычно становится основанием для распределения каких-то дополнительных ресурсов. Моральные вопросы касаются того, справедливо ли это распределение – можем ли мы сказать, что те, кто опустился в рейтинге ниже других, пострадал заслуженно? Политические относятся к области возможных эффектов рейтинга. Как рейтинг изменяет реальность? Чаще всего в этом контексте вспоминают об «эффекте Матфея», в соответствии с которыми те, кто преуспел в рейтинге однажды, получают за счет этого символические и экономические ресурсы, позволяющие им и дальше доминировать над остальными. Рейтинг превращается в силу, воспроизводящую раз сложившуюся иерархию. Кроме того, всегда есть вопрос о том, что произойдет, если все будут стремиться улучшить свое положение в рейтинге – выиграют или проиграют от этого наука и высшее образование?

С тех пор, как рейтинги стали неотъемлемой частью академической жизни, в мировой науке возникла целях дисциплина, посвященная их изучению и критике. В России они играют едва ли не большую роль, чем во всем остальном мире (целью реформ высшего образования у нас официально является увеличение своего представительства в первой сотне), тем не менее, российской аудитории критические исследования рейтингов известны пока слабо, а отечественные инновации в области рейтингования вузов вообще никогда не изучались систематически. Между тем, произведена уже дюжина чисто отечественных рейтингов, и последний из них, ставший основанием для выделения списка «вузов с признаками неэффективности» Минобрнауки, превратился в самостоятельный фактор образовательной политики. Проект «Физиология рейтингов» Центра социально-политических исследований технологий НИ ТГУ и ЕУСПб (руководитель М.Соколов), стартовавший весной 2013 года, должен стать первой попыткой такого рода.

Обзор зарубежного состояния изучения рейтингов см. в препринте сотрудника проекта Анастасии Кинчаровой.

В качестве первого самостоятельно шага, был проанализирован нашумевший рейтинг Минобрнауки. Его изучение привело к нескольким выводам, не всегда лестным для составителей.

Во-первых, рейтинг явно обеспечивал преимущество некоторых типов вузов перед другими. Медицинский вуз имел в 20 с лишним раз большие шансы быть признанным эффективным, чем педагогический. Это преимущество отчасти было результатом содержание шкал, включенных в рейтинг, отчасти – способа их агрегации (надо было набрать значения не ниже порогового как минимум по двум из пяти). Шкалы, однако, были составлены так, что по каждой были явные лидеры среди типов вузов. Скажем, площадь лабораторий выше среднего у сельскохозяйственных, за счет оранжерей и теплиц, и это дает большинству из них преодоленный порог как минимум по одному показателю. У медицинских таких «своих» шкал две, и поэтому они так удачно выступили. У педагогических совсем нет. Шкалы практически не связаны между собой, так что отняв какие-то из них или добавив другие можно получить совершенно другой рейтинг. Кстати, вопреки общему мнению, проигравшими были вовсе не гуманитарные вузы, которые неплохо выглядели за счет среднего балла ЕГЭ, а педагогические.

Во-вторых, рейтинг разительно отличается от международных за счет того, что основной вес в рейтинге имеют переменные, связанные со студенческим спросом. Средний балл ЕГЭ и число иностранных учащихся измеряют его напрямую, но доходы вуза в расчете на преподавателя также тесно связаны с ними, поскольку плата за обучение – основной источник внебюджетных экономических ресурсов для подавляющего большинства университетов. Вузы, профильными для которых были популярные специальности (социально-экономические, медицинские, отчасти гуманитарные) получили за счет этого значительные преимущества. Парадоксально в свете благоговения Минобрнауки перед международными рейтингами, но если вузы начнут развиваться в направлении, заданном рейтингом самого министерства, они будут эволюционировать все дальше и дальше от попадания в международные. Ни одна шкала не характеризует напрямую научную продуктивность или visibility. Связь независимых измерений академической силы с расходами на НИОКР, которая в рейтинге, видимо, должна оценивать научную составляющую, есть, но довольно слабая. Кроме того, рейтинг поощряет вузы открывать специальности, которые меньше всего связаны с декларируемыми задачами технической модернизации.

В-третьих, многие характеристики, оцениваемые рейтингом, производны от характеристик города или региона, которые никак не могут быть изменены усилиями университетской администрации. Возможность взимать плату со студентов или привлекать средства на НИОКР зависят от богатства региона, средний балл ЕГЭ – кроме того, в некоторой мере от размера города. «Наказывая» вузы, которые не добрали по этим показателям, тем самым наказывают не на то, в чем руководство университетов виновато или что оно могло исправить.

В-четвертых, Министерство использовало в высшей степени загадочное определение эффективности как достижения минимального числа пороговых значений. Простейший мысленный эксперимент позволяет увидеть, что «неэффективный» вуз при таком алгоритме агрегации может иметь показатели по шкалам, составляющим рейтинг, в среднем в несколько раз превышающие аналогичные показатели «эффективного» вуза. Изучение случаев показывает, что нечто подобное и правда происходило: отдельные вузы, которые имели средние по шкалам, превышающие средние 2/3 российских вузов, тем не менее, попали в 26% неэффективных, а некоторые «эффективные» были хуже 95% всей популяции.

Соколов Михаил
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).